Инновационная деятельность образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации
Д.М. Мошкова,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры финансового права
Московского государственного юридического университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Д.Л. Лозовский,
кандидат юридических наук,
заместитель начальника юридического управления
Национального исследовательского ядерного университета МИФИ
Е.В. Сакалинская,
аспирантка Национального исследовательского
ядерного университета МИФИ
Журнал "Актуальные проблемы российского права", N 9, сентябрь 2015 г.
На современном этапе развития юридической науки исследование и определение инновационной деятельности образовательных организаций высшего образования (далее - вузы) в Российской Федерации и раскрытие ее сущностных характеристик преобразовалось в одно из важнейших и интереснейших направлений изучения теоретических положений в сфере правового регулирования инновационной деятельности. В настоящее время большинство государств, в том числе и Российская Федерация, осуществляют специальную инновационную политику для повышения своей конкурентоспособности на мировом рынке. Инновационная деятельность является одним из приоритетов российской государственной политики в условиях современного этапа развития рыночных отношений.
Данное направление государственной политики закреплено в следующих государственных стратегических документах: Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г.*(1); Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.; Программа модернизации российской электроэнергетики - 2020; проект Стратегии инновационного развития России - 2020*(2). Также этот приоритет обозначается в решениях Президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.
Важно отметить, что ускорение экономического роста в результате интенсификации инновационного процесса - основная задача руководства страны, и решение ее напрямую зависит от притока инвестиций в сферу производства.
Уровень инновационного развития России по таким ключевым параметрам эффективности в области инноваций, как человеческий капитал, создание знаний и их применение, финансирование инноваций и рынок информационно-коммуникационных технологий, показывает, что основные резервы стимулирования инновационной деятельности в нашей стране сконцентрированы в кадровом потенциале, учитывая при этом, что доля России в мировом производстве наукоемкой продукции составляет всего 0,3%, а производительность труда в 10 раз ниже, чем в развитых государствах*(3). В этой связи актуальное значение имеет исследование вопроса об инновационной деятельности и роли образовательных организаций высшего образования в данном виде деятельности.
Термин "инновационная деятельность" является основополагающим понятием в данной сфере правового регулирования, позволяющим раскрыть содержание комплексной, неопределенной, вероятностной, многовариантной последовательности взаимосвязанных явлений, образующих в совокупности инновационную деятельность образовательных учреждений высшего образования.
В Российской Федерации термин "инновация" появился в начале 80-х гг. прошлого столетия. В Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 гг. инновация (нововведение) - это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности*(4).
В последние годы в нашей стране создается инновационная система, состоящая из многих элементов, таких как центры трансфера технологий; инновационно-технологические центры; технопарки; бизнес-инкубаторы; центры подготовки кадров для инновационной деятельности; венчурные фонды и др.
В настоящее время в научной литературе и на практике существует множество различных подходов к пониманию инновационной деятельности. К примеру, при изучении понятия инновационной деятельности философы обращают внимание на процесс поиска новых знаний и разрешения противоречий между уже существующими данными. В технических науках ученые акцентируют внимание на технологической стороне инновационной деятельности. Экономисты рассматривают инновационную деятельность в качестве процесса по созданию (разработке), освоению, использованию объектов особого рода, являющихся результатами научных исследований, нововведений и изобретений, которые направлены на практическое использование и реализацию на рынке.
В юридической науке ученые выделяют следующие основные признаки инновационной деятельности:
- инновационная деятельность - это процесс, работы и услуги по созданию и использованию результатов научных исследований;
- результатами научных исследований являются новые или усовершенствованные товары, услуги, технологические процессы;
- полученные результаты научных исследований реализуются на практике в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Из множества существующих в российской науке разнообразных определений термина "инновационная деятельность" можно выделить следующие. Н.М. Конин, В.В. Журик, М.П. Петров понимают под инновационной деятельностью деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового рыночного товара. Данные авторы раскрывают инновационную деятельность посредством отражения внедренческого аспекта данного вида человеческой деятельности, состоящего из следующих этапов: создание, использование и доведение до реализации*(5).
К.А. Писенко пишет, что инновационная деятельность - это деятельность, способствующая внедрению новых эффективных технологий в различные процессы общественного строительства и дающая качественно и/или количественно лучший (больший) результат в определенной сфере общественной жизни, в том числе в сфере производства, науки, управления и т.д., достижение которого обусловлено именно инновационностью изобретения, методов, подходов, материалов, приемов и других элементов созидательного процесса*(6).
С.Д. Ильенкова считает, что инновационная деятельность - деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и их потребителями - реализацию нововведений*(7).
В работе В.Г. Медынского и Л.Г. Шершуковой инновационная деятельность - это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники*(8).
О.В. Гутников обращает внимание на гражданско-правовой аспект термина "инновационная деятельность", понимая под ней вид предпринимательской деятельности, то есть для инновационной деятельности характерны наличие самостоятельности, рискового характера и направленность на получение прибыли*(9).
Интересной представляется точка зрения В.И. Жукова, согласно которой для повышения инновационной активности необходимо стимулировать создание финансово-промышленных групп в целях оптимизации финансовых потоков*(10).
В свою очередь, инновационная деятельность вузов разительно отличается от иных видов инновационной деятельности специфичностью, многогранностью и комплексностью, которая основывается на особенностях субъекта данного вида деятельности и осуществляемой им деятельности.
Следует отметить, данное обстоятельство сыграло немаловажную роль при становлении в Российской Федерации норм права, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления инновационной деятельности: к примеру, в российском законодательстве существует несколько определений термина "инновационной деятельности вузов" в областях образования и науки.
Легальное понятие инновационной деятельности образовательных учреждений высшего образования в области образования содержится в ст. 20 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), согласно которой под инновационной образовательной деятельностью вузов понимается деятельность данных образовательных учреждений, ориентированная на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования, и которая осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ.
Исходя из сущности данного определения, инновационная деятельность вузов направлена на достижение следующей цели: совершенствование целого комплекса систем вузов, обеспечивающих сложившуюся систему образования в каждом конкретном вузе (кафедры, деканаты, профессорско-преподавательский и учебно-методический составы, организационное (управленческое) подразделение, юридическое подразделение, бухгалтерия, отдел кадров и материально-техническое подразделение).
В данном определении законодатель объединяет два взаимосвязанных вида направлений деятельности вуза: образовательная деятельность и административная (управленческая) деятельность вуза, но только в части обеспечения системы образования.
Формами реализации инновационной деятельности вузов являются инновационные проекты и программы. В Законе об образовании не дается четкого определения понятий инновационных проектов и программ. Однако исходя из предмета правового регулирования и общего смысла Закона об образовании, можно говорить о том, что в данном случае законодатель подразумевает инновационные образовательные проекты и учебные программы.
Также в вышеуказанной статье закрепляется, что при реализации данных программ и проектов должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом. Таким образом, законодатель делает акцент на соблюдении прав и законных интересов всех участников образовательных отношений и на соответствии уровня и качества данных инновационных программ и проектов действующим федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям, образовательным стандартам.
В ч. 4 ст. 20 Закона об образования предусмотрено, что целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, вузы, реализующие инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования.
Также следует отметить, что законодатель ввел новое понятие - экспериментальная деятельность вузов в системе образования, которое отделено от понятия инновационной деятельности вузов в системе образования. Согласно ч. 2 ст. 20 Закона об образовании, экспериментальная деятельность вузов в системе образования направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ.
На данный момент Правительство РФ в качестве эксперимента приняло решение о создании прикладного бакалавриата для обучения молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, а также обучения уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов.
Таким образом, экспериментальная деятельность вузов представляет собой разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов, осуществляемых в форме экспериментов и устанавливаемых соответствующими Постановлениями Правительства РФ.
Понятие инновационной деятельности вузов в области науки содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке). В соответствии со ст. 2 Закона о науке, под инновационной деятельностью понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности*(11).
Исходя из данного определения, инновационная деятельность вуза состоит из следующих взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, - образующих единую систему, формирующуюся внутри вуза. Также данная деятельность направлена на достижение трех целей: реализация инновационных научных проектов, инновационной инфраструктуры вуза и обеспечение ее деятельности.
Однако на практике существует третий элемент термина "инновационная деятельность вуза", который частично закреплен в ст. 20 Закона об образовании: инновационная деятельность вузов в сфере управления. Инновационная деятельность вузов в управлении представляет собой особый вид инновационной деятельности вузов, выраженной в виде создания и применения новых технологий управления всеми видами деятельности данных организаций. Главная цель инновационной деятельности вузов в сфере управления состоит в повышении эффективности его функционирования за счет оптимизации структуры ресурсного обеспечения (кадрового, финансового, материального и т.п.), а также в повышении конкурентоспособности вузов.
Как отмечает А.И. Владимиров, на данный момент для вузов вопросы разработки научно-обоснованной структуры управления, обеспечивающей как подготовку высокопрофессиональных специалистов, так и генерацию новых знаний и технологий, которые в дальнейшем внедряются на практике, становятся наиболее актуальными*(12).
Инновационная деятельность вузов представляет собой один из сложнейших видов инновационной деятельности, в структуре которого содержится три уникальных элемента: инновационная деятельность в сфере образования, науки и управления, каждая из которых направлена на решение конкретных задач и на достижение единой цели: образования инновационного вуза.
Библиография
1. Административное право Российской Федерации: учеб.-метод. комплекс / Н.М. Конин, В.В. Журик, М.П. Петров; под ред. Н.М. Конина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2006. 776 с.
2. Буртовой М.Ю. Административно-правовое регулирование инновационной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. 216 с.
3. Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вуза. М.: Недра, 2012. с.
4. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: Юнити-Дана, 2008. 335 с.
5. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление. СПб.: Питер, 2008. 288 с.
6. Медынский В.Г., Шершукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. М.: Инфра-М, 1997. 235 с.
7. Писенко К.А. Публично-правовая охрана объектов исключительных прав как механизм стимулирования инновационной деятельности и место публично-правовых институтов конкурентно-правового регулирования в данной системе // Административное право. 2009. N 3. С. 86-93.
8. Предпринимательское право: учебник / отв. ред. Г.Ф. Ручкина. М.: Юрайт-Издат, 2009. 892 с.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г." // Собрание законодательства РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
*(2) Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г." // Собрание законодательства РФ. 2012. N 1. Ст. 216.
*(3) См.: Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление, СПб.: Питер, 2008. С. 14.
*(4) Собрание законодательства РФ. 1998. N 32. Ст. 3886.
*(5) См.: Административное право Российской Федерации: учеб.-метод. комплекс / Н.М. Конин, В.В. Журик, М.П. Петров; под ред. Н.М. Конина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2006. С. 251.
*(6) См.: Писенко К.А. Публично-правовая охрана объектов исключительных прав как механизм стимулирования инновационной деятельности и место публично-правовых институтов конкурентно-правового регулирования в данной системе // Административное право. 2009. N 3. С. 86-93.
*(7) См.: Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: Юнити-Дана, 2008.
*(8) См.: Медынский В.Г., Шершукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. М.: Инфра-М, 1997.
*(9) См.: Предпринимательское право: учебник / отв. ред. Г.Ф. Ручкина. М.: Юрайт-Издат, 2009. С. 766.
*(10) См.: Жуков В.И. Социальная доктрина Российской Федерации. // Уровень жизни населения регионов России. 2005. N 8-9. С. 54; Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М.: Волтерс-Клувер, 2007. С. 1-2.
*(11) Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
*(12) См.: Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вуза. М.: Недра, 2012. С. 46-47.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Мошкова Д.М., Лозовский Д.Л., Сакалинская Е.В. Инновационная деятельность образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации
Moshkova D.M., Lozovskiy D.L., Sakalinskaya E.V. Innovative activity of the educational institutions in the sphere of higher education in the Russian Federation
Д.М. Мошкова - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Д.Л. Лозовский - кандидат юридических наук, заместитель начальника юридического управления Национального исследовательского ядерного университета МИФИ
Е.В. Сакалинская - аспирантка Национального исследовательского ядерного университета МИФИ
D.M. Moshkova - PhD in Law, Associate Professor of the Department of Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University
D.L. Lozovskiy - PhD in Law, Vice-Chairman of the Legal Department of the National Nuclear Research University of the MEPhI
E.V. Sakalinskaya - postgraduate student of the Department 47, postgraduate student of the National Nuclear Research University of the MEPhI
В данной статье рассматриваются различные подходы к понятию инновационной деятельности, раскрывается понятие инновационной деятельности образовательных организаций высшего образования в РФ, закрепленное в действующем законодательстве, и исследуются ее особенности. Выявлены три элемента данного термина: инновационная деятельность образовательных организаций высшего образования в области образования, науки и управления.
The article concerns various approaches towards understanding innovative activities, the author reveals the definition of the innovative activities of the higher education institutions in the Russian Federation, as provided for by the current legislation, and its specificities are studied. The author singles out three elements of the said term: innovative activities of educational institutions of higher education in the spheres of education, science, and administration.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновации, признаки инновационной деятельности, образовательные организации высшего образования, инновационная деятельность вузов.
Keywords: innovative activities, innovations, characteristic features of innovative activities, educational organizations of higher education, innovative activities of the higher education institutions.
Журнал "Актуальные проблемы российского права"
Ежемесячное научно-практическое юридическое издание, учрежденное Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Журнал, посвящен актуальным проблемам теории права, практике его применения, совершенствованию законодательства, а также проблемам юридического образования.
Рубрики Журнала охватывают все основные отрасли права, учитывают весь спектр юридической проблематики, в том числе теории и истории государства и права, государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой направленности. На страницах Журнала публикуются известные ученые и практики, размещаются экспертные заключения по знаковым судебным процессам, результаты научно-исследовательских работ и материалы конференций.
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-25128 от 7 мая 2014 г.