Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 04.08.2015 N ЕД-4-2/13600
А.В. Тарасова,
эксперт журнала "Оплата труда: акты
и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2015 г.
Из Письма ФНС РФ от 04.08.2015 N ЕД-4-2/13600 следует, что если организация не удержала с дохода работника НДФЛ, то должником считается работник. Это значит, что оштрафовать организацию как налогового агента по ст. 123 НК РФ можно, а вот начислить пени - нет. Основания для начисления пеней будут только тогда, когда организация удержит НДФЛ из дохода работника, а в бюджет не перечислит.
При этом контролирующий орган ссылается на то, что уплата налога за счет средств налогового агента не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ), поэтому инспекция не вправе взыскать с него неудержанный НДФЛ. Следовательно, нет оснований и для взыскания пеней.
Также, например, ФАС МО в Постановлении от 11.04.2011 N КА-А40/1664-11-2 указал, что налоговый агент становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет налога и уплате пеней только в случае удержания сумм налога из доходов налогоплательщика, поскольку нормы НК РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов. Аналогичный вывод следует из Постановления ФАС СКО от 02.03.2011 N А63-2451/2010.
Ранее ФНС в Письме от 22.11.2013 N БС-4-11/20951 отмечала следующее: если налоговый агент письменно сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ у указанного лица и сумме налога, то пени налоговому агенту не начисляются. А если налоговый агент не утратил возможности удержать НДФЛ у работника, а также письменно не сообщил налогоплательщику и инспекции о невозможности данного удержания, налоговому агенту могут быть начислены пени на дату вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки.
Обратите внимание! Для сообщения о невозможности удержать НДФЛ налоговый агент обязан использовать форму 2-НДФЛ *(1). При этом с 1 января 2016 года информация с указанием сумм дохода, с которого не удержан налог, и размера неудержанного НДФЛ должна направляться налогоплательщику и налоговому органу не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. в п. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 113-ФЗ*(2)).
Отметим, что к решению данного вопросу можно подойти по-другому: в частности, из п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 следует, что налоговые агенты перечисляют удержанные у налогоплательщика налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога плательщиком. При этом налоговые агенты перечисляют сумму налога, обязанность по уплате которой лежит на налогоплательщике. Поэтому с налогового агента, не удержавшего налог из денежных средств налогоплательщика, могут быть взысканы пени за период с момента, когда налог должен был быть им удержан и перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно по итогам соответствующего налогового периода.
Кроме того, из Постановления ФАС ПО от 21.02.2013 N А06-3662/2012 (Определением ВАС РФ от 15.05.2013 N ВАС-5640/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС) следует, что начисление налоговому агенту пеней на сумму НДФЛ, которую он не удержал из дохода налогоплательщика и не перечислил в бюджет, правомерно.
А в Постановлении ФАС ПО от 14.02.2013 N А65-15483/2012 суд пришел к выводу, что пени являются мерой обеспечения исполнения установленных налоговым законодательством обязанностей, в том числе обязанности налогового агента по удержанию и перечислению налога в бюджет. Поэтому налоговый агент должен уплачивать пени за ненадлежащее (несвоевременное) исполнение своей обязанности. Также в Постановлении ФАС МО от 18.01.2012 N А40-71623/10-111-46 суд указал следующее: с налогового агента нельзя взыскать НДФЛ, не удержанный им с доходов налогоплательщика. Однако неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и уплате налога порождает для него обязанность уплатить пени.
Подводя итог, хотим отметить, что разъяснения налогового органа по вопросу взыскания с налогового агента пеней за несвоевременную уплату налога расходятся с выводом высших судебных органов РФ. Поэтому считаем, что лучше придерживаться мнения судебных органов, в том числе в соответствии с указаниями, содержащимися в Письме Минфина РФ от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена Приказом ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников".
*(2) Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)