Федеральным приставам добавят полномочий
А. Трифонов,
основатель, совладелец, главный эксперт,
"Правовой Сервис 48Prav.ru", г. Москва
Газета "эж-ЮРИСТ", N 38, сентябрь 2015 г.
Одна из главных проблем российской Федеральной службы судебных приставов - узкий круг полномочий. Собственно говоря, именно эту проблему призван решить главный из готовящихся по поводу службы приставов законопроектов. Его сейчас разрабатывают в Минюсте России, а в силу он должен вступить в 2016 году.
Напомним, что все поправки готовятся не по личной инициативе ведомств - соответствующее поручение Правительству дал Президент В. Путин в мае прошлого года, а, так как ФССП РФ курирует именно Минюст России, в министерстве А. Коновалова и занялись этой проблемой.
Из всех инициатив эта - самая важная. Де-факто она позволит гражданской службе приставов получить правоохранительный статус и полагающиеся ему госгарантии. Любопытно, что при общей тенденции на сокращение чиновнического аппарата, видимо, приставов сокращения могут обойти стороной.
Можно предположить, что в долгосрочной перспективе нас ожидает размежевание Минюста России и ФССП РФ. Негативную статистику исполнения судебных решений нередко объясняют тем, что подчиненные Министерству юстиции РФ приставы - не правоохранители и не военнослужащие, полномочий мало и зарплата низкая. А между тем объем работ огромен: госслужащие перегружены не столько по причинам бюрократии, сколько из-за масштабов долгов. Все это, разумеется, приводит к затягиванию процесса по взысканию и кадровой текучке в рядах приставов под 30% в год.
В этом вопросе есть и определенные нюансы. К примеру, понятие правоохранительной госслужбы в законодательстве не прописано, следовательно, под вопросом пока остается будущий статус приставов. Тут или могут быть установлены определенные особенности (вроде тех, что у дипломатов), или же введено вообще военное положение для служащих, как сейчас, например, работает часть сотрудников ФСБ.
Такой силовой подтекст неслучаен - сами приставы постоянно выступают за наделение их функциями по оперативно-разыскной деятельности. Парадокс был в том, что, когда приставов подключили к поиску детей и злостных алиментщиков, диапазон их возможностей не позволял им выполнять работу эффективно. А теперь наравне с приставами-исполнителями и теми из сотрудников службы, кто обеспечивает деятельность судов, появятся и приставы-дознаватели.
В этой логике расширения полномочий для усиления эффективности выдержаны и другие законопроекты. Так, возможность наложить запрет на совершение юридически значимых действий открывает существующие сейчас недостатки в работе с алиментщиками. Реальное отражение ситуации достаточно простое: ребенка не на что содержать, между тем его родитель, отказывающий в средствах на содержание или удерживающий их, по-прежнему может быть финансово активен (то есть попросту вести бизнес). А потому глава службы А. Парфенчиков предлагает заблокировать возможность получать или продлять лицензии.
То же можно сказать и об ограничении права на вождение. Должник, получив соответствующее постановление, будет обязан в срок до пяти дней сдать свое водительское удостоверение. В противном случае ему грозит штраф. Тут круг контролируемых субъектов шире - это и алиментщики, и неплательщики зарплат, и те, кто нанес вред каким-либо преступлением, но не компенсирует его. Этот законопроект, между прочим, уже получил первое одобрение в Госдуме, и не исключено, что он будет принят уже в осеннюю сессию.
Последняя инициатива - об ограничении личных неимущественных прав должника.
Если суммировать все три обозначенных законопроекта, то выйдет, что не столько приставы наделяются дополнительными полномочиями, сколько ограничиваются возможности на осуществление прав должников. Так, согласно последним поправкам, о которых тут говорится, они не смогут получать государственные услуги при наличии задолженности по исполнительному документу. Впрочем, к приставам это имеет опосредованное отношение - постановления об ограничении прав выносятся должностными лицами госвласти.
Если взглянуть на ситуацию шире, все три законопроекта предстанут лишь незначительными шагами в рамках общей реформы службы. Можно вспомнить, что в регионах не редкость бездействие самих приставов по исполнению судебных актов, причем иногда и на протяжении нескольких лет. В самой же ФССП РФ не хватает кадров - люди не идут туда из-за низких зарплат (15-20 тыс. руб.), о чем не раз говорил и сам А. Парфенчиков. Отсюда и резонансные предложения вроде выплаты сотрудникам части взысканных средств.
Еще одна проблема - низкая координация с другими ведомствами. И то и другое - вопросы статуса.
Наконец, есть и еще один важный момент - политический. Служба приставов работает вот уже 15 лет, и все обозначенные проблемы (зарплаты, низкие эффективность и координация, отсутствие определенного статуса и пр.) были свойственны ей всегда. Сейчас в рамках оптимизации потребовалось поработать над взысканием долгов, для чего лично Президент поручил Кабинету министров повысить эффективность ФССП РФ. Без этого инициатив, может, и не было бы. И не исключено, что, если Правительство выведет со временем этот вопрос из-под контроля, не завершив хотя бы первый этап, то решаемые сейчас проблемы вернутся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru