Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Изменения, которые необходимо учесть при составлении Учетной политики - 2018 (для коммерческих организаций) (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Изменения, которые необходимо учесть при составлении Учетной политики - 2018

 

Бухгалтерский учет

 

С 06.08.2017 вступили в силу изменения в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", внесенные приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н (далее - Приказ N 69н).

Основная их цель - упорядочение процедуры формирования учетной политики, активизация применения МСФО при выработке ее положений, а также приведение норм ПБУ 1/2008 в соответствие с федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (информационное сообщение Минфина России от 02.08.2017 N ИС-учет-9").

Внесенные поправки и дополнения носят организационный характер и не затрагивают методологию бухгалтерского учета, т.е. не отменяют и не изменяют способы ведения бухгалтерского учета.

Учесть новые правила можно либо с даты вступления их в силу, либо при составлении учетной политики на 2018 год.

1. Выбор способа ведения бухгалтерского учета

ПБУ 1/2008 дополнен п. 5.1, которым установлено общее правило для всех организаций, а именно возможность выбора способов ведения бухгалтерского учета независимо от выбора их другими экономическими субъектами (п. 5.1 ПБУ 1/2008).

Исключение из этого правила установлено только для дочерних обществ. В случае когда головная организация утверждает обязательные стандарты для дочерних обществ, последние обязаны формировать свою учетную политику только исходя из указанных стандартов.

Аналогичные нормы содержатся в ч.ч. 12 и 14 ст. 21 Закона N 402-ФЗ с момента вступления его в силу.

В прежней редакции ПБУ 1/2008 порядок формирования учетной политики дочерними обществами не оговаривался.

При выборе способов учета бухгалтеру, в первую очередь необходимо принимать во внимание ФСБУ (в настоящее время - это действующие ПБУ, признанные федеральными стандартами (ч. 1.1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 160-ФЗ).

Если ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация должна самостоятельно разработать способ учета. Документы, которыми она должна руководствоваться в этом случае, и последовательность их применения установлены п. 7.1 ПБУ 1/2008: При этом в Рекомендациях аудиторам...за 2017 год (приложение к письму Минфина России от 19.01.2018 N 07-04-09/2694) отмечено, что вступление в силу данного пункта не предполагает обязательное внесение изменений в учетную политику организации, в том числе в части способов ведения бухгалтерского учета, разработанных самостоятельно до вступления в силу Приказа N 69н (письмо Минфина России от 30.10.2017 N 07-01-09/71218).

 

Ситуация

Документы, которыми должны руководствоваться организации при выборе способов учета

Примечание

ФСБУ установлен единственный способ ведения бухгалтерского учета

ФСБУ

Применяется только этот способ учета. Отказаться от него можно только в исключительных случаях

ФСБУ предусмотрено несколько способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу

ФСБУ

Выбор осуществляется только из тех способов, которые обозначены в федеральном стандарте, при соблюдении положений п.п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008 (абз. 1 п. 7 ПБУ 1/2008)

ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу

 

1. МСФО

2. Положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам

3. Рекомендации в области бухгалтерского учета п. 7.1 ПБУ 1/2008)

Указанные документы применяются именно в той последовательности, в которой они указаны.

То есть при самостоятельной разработке способа ведения учета бухгалтер вначале должен проработать соответствующие МСФО. Если в них отсутствует способ ведения учета по аналогичному объекту, то организация обращается к российским стандартам по аналогичным или связанным вопросам. Если и в них нет нужного способа учета, то тогда за основу берутся рекомендации, принимаемые органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (информационное сообщение Минфина России от 02.08.2017 N ИС-учет-9")

 

2. Случаи, в которых можно отступить от общего порядка формирования учетной политики

Не применять правила учета, установленные ФСБУ, организация может, но только в исключительных случаях. При этом, если организация решит отступить от общепринятых правил, ей придется обосновать это решение и раскрыть информацию об этом в своей отчетности.

 

Состав такой информации определен в новых пунктах 20.1 и 20.2 ПБУ 1/2008.

 

Организации, которые вправе отступить от правил, установленных п.п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008

В каких случаях можно отступить от правил

Какая информация должна быть отражена в отчетности

Организации, составляющие консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, формирующие учетную политику с учетом требований МСФО

Если способ учета, установленный ФСБУ, может привести к несоответствию учетной политики требованиям МСФО

1. Способ, установленный ФСБУ, от применения которого отказалась организация

2. Краткое описание этого способа

3. Требование МСФО, которое может быть нарушено. При этом необходимо описать, каким образом оно будет нарушено (п. 20.1 ПБУ 1/2008)

Все организации

Если формирование учетной политики в соответствии с п.п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 может привести к недостоверному представлению:

- финансового положения организации;

- финансовых результатов ее деятельности;

- движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 7.3 ПБУ 1/2008)

1. Наименование ФСБУ, устанавливающего способ ведения учета, от применения которого отказалась организация

2. Краткое описание этого способа

3. Обстоятельства, в результате которых применение общего порядка не позволяет получить достоверное представление об организации

4. Содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета с пояснениями, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и движения денежных средств

5. Сравнительный анализ (сверку) всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые были изменены в результате описанного отступления, как если бы отступление не было сделано (п.п. 7.3, 20.2 ПБУ 1/2008; информационное сообщение Минфина России от 02.08.2017 N ИС-учет-9).

 

3. Применение ФСБУ, не вступивших в силу

Речь идет о тех ФСБУ, которые утверждены и опубликованы, но еще не вступили в силу. Если в таком ФСБУ предусмотрена возможность его досрочного применения (т.е. до наступления срока его обязательного применения), то организация, может использовать эту возможность, но данный факт она должна раскрыть в своей отчетности (п. 23 ПБУ 1/2008).

 

4. Условие рациональности

Условие рациональности является одним из требований, предъявляемых к учетной политике организаций (абз. 7 п. 6 ПБУ 1/2008).

Согласно новой редакции критерий рациональности основывается не только исходя из условий хозяйствования и величины организации, но также из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

Иными словами, затраты на формирование информации в бухгалтерском учете не должны превышать выгоду, которую она может принести.

Ранее условие рациональности являлось самостоятельным основанием для изменения (применения нового способа) учетной политики (п. 10 ПБУ 1/2008). В новой редакции основной целью изменения способа ведения учета является только повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета.

 

Внимание! Руководствоваться при выборе способа ведения бухгалтерского учета исключительно требованием рациональности вправе организации:

- применяющие упрощенные способы бухгалтерского учета (п. 7.2 ПБУ 1/2008);

- в отношении несущественной информации, от которой не зависят экономические решения пользователей отчетности (п. 7.4 ПБУ 1/2008). Существенность, как всегда, определяется совокупностью качественных и количественных характеристик информации. Критерии существенности (несущественности) должны быть определены учетной политикой.

 

5. Внутренние учетные стандарты

Приказом N 69н перечень организационно-распорядительных документов, которыми может быть оформлена учетная политика, дополнен еще одним документом: стандартом.

При этом понятие "стандарты экономического субъекта" в свое время явилось новшеством Закона N 402-ФЗ.

Смысл стандартов - в упорядочении организации и ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета (ч. 11 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).

Как правило, создание внутренних учетных стандартов - прерогатива крупных организаций, имеющих разветвленную сеть обособленных подразделений, дочерних обществ и т.д. Формирование стандартов в этом случае действительно способствует единообразию ведения бухгалтерского учета в рамках всей организации. То есть помимо учетной политики, в организации существуют такие документы, как:

- стандарт по учету основных средств;

- стандарт по учету вознаграждений работникам и т.д.,

подробно регламентирующие те вопросы, которые связаны с организацией и ведением учета конкретных объектов.

При этом внутренние стандарты обязательны к применению всеми подразделениями субъекта, а также дочерними обществами (ч.ч. 13, 14 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).

 

Налоговый учет

 

Скорректированы правила учета расходов на НИОКР

Налогоплательщики, осуществляющие расходы на НИОКР по перечню исследований и разработок, установленному Правительством РФ, получили следующие права:

- включать указанные расходы в размере фактических затрат, предусмотренных пп.пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ, с применением коэффициента 1,5 не только в состав прочих расходов, но и в первоначальную стоимость амортизируемых нематериальных активов, явившихся результатом осуществления данных расходов (п. 7 ст. 262 НК РФ в редакции Закона N 166-ФЗ);

- не представлять в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР (их отдельных этапах), расходы на которые признавались в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 (далее - отчет), в случае если он размещен в определенной Правительством РФ государственной информационной системе (далее - ГИС). В таком случае при представлении налоговой декларации налогоплательщик обязан будет представить в налоговый орган сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие его в ГИС.

 

Введен инвестиционный налоговый вычет для организаций в размере суммы расходов на приобретение (модернизацию) основных средств

Инвестиционный налоговый вычет применяется к объектам основных средств, относящимся к третьей - седьмой амортизационным группам, по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений, к которым относятся указанные объекты.

Использование инвестиционного налогового вычета лишает организацию права на применение амортизационной премии и амортизацию основных средств, к которым применен указанный вычет.

Право на применение такого вычета обязательно должно быть зафиксировано в учетной политике.