Налоговые риски переезда компании из одного региона в другой
Журнал "Российский налоговый курьер", N 12, июнь 2015 г.
В "уточненке" указывают ОКТМО прежней инспекции. Требование от новой инспекции может оказаться повторным. В счете-фактуре опасно указывать старый адрес.
Перевод бизнеса в другой регион влечет за собой смену налоговой подведомственности компании. Мы рассмотрели риски, возникающие в случае переезда компании: в какую инспекцию сдавать отчетность, куда нести исковое заявление с жалобой на действия инспекторов, какой адрес указывать в счетах-фактурах и "первичке"?
Ситуация первая
В марте 2015 года компания переехала из г. Москвы в г. Самару. С учета в московской инспекции снялась и подала документы на регистрацию в ИФНС г. Самары. Но до крайнего срока подачи декларации самарские налоговики по непонятным причинам организацию не зарегистрировали.
Когда возникает риск
Если компания не представит декларацию ни в московскую, ни в самарскую инспекцию.
Организация обязана встать на учет в инспекции по месту своего нахождения (подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ). При переезде налоговикам отводится пять рабочих дней на постановку организации на учет по новому адресу (п. 1 ст. 8 и п. 3 ст. 18 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юрлиц и ИП"). Если по какой-то причине инспекторы не выполнили своих обязанностей и не поставили компанию на учет по новому месту нахождения, вины компании нет (п. 2 ст. 109 НК РФ).
Чтобы полностью избежать риска, рекомендуем направить отчетность как в прежнюю инспекцию, так и в налоговый орган по новому месту нахождения компании. В этом случае письменный отказ от приема декларации по причине ошибочной подведомственности (подп. 6 п. 28 Административного регламента ФНС России, утв. приказом Минфина России от 02.07.12 N 99н), по нашему мнению, избавит компанию от штрафа.
Ситуация вторая
У организации открыто два подразделения - в г. Москве и г. Владимире. В мае 2015 года компания перевела оба подразделения в г. Иваново.
Когда возникает риск
Если полугодовую налоговую отчетность за эти подразделения компания представит в инспекции г. Москвы и г. Владимира.
При изменении места нахождения "обособки" организация не прекращает ведение деятельности через это подразделение (письмо ФНС России от 18.03.11 N КЕ-4-3/4295@). Значит, декларации по нему компания продолжает составлять нарастающим итогом с начала года. Если до момента переезда компания не отчиталась о деятельности подразделения, отчетность представляется в инспекцию по новому месту нахождения "обособки". По реквизитам этой же инспекции нужно будет перечислить налог.
При этом раньше оба ведомства отмечали, что НК РФ не определяет, что понимается под изменением места нахождения подразделения организации. Поэтому при переезде филиала компания снимает его с учета в инспекции по прежнему месту нахождения и ставит на учет по новому адресу.
Полагаем, что, если рассматривать переезд подразделения как его закрытие по старому адресу и открытие по новому, у компании даже не возникнет вопроса, в какую инспекцию сдавать отчетность. После перевода бизнеса в другой регион отчитываться нужно будет по новому месту нахождения обособленного подразделения.
Ситуация третья
Московская компания реализовала товар и выставила счета-фактуры контрагенту. Вскоре после сделки компания переехала в г. Санкт-Петербург. После переезда компания обнаружила ошибку в выставленном счете-фактуре - неверно указано наименование компании.
Когда возникает риск
Если в исправленном счете-фактуре продавец укажет прежний адрес. Правда, рискует в налоговом плане в этом случае не сама компания, а ее контрагенты.
Дело в том, что в строке 2а счета-фактуры компания указывает место нахождения продавца в соответствии с его учредительными документами (подп. "г" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 N 1137, и письмо Минфина России от 16.10.09 N 03-07-14/98). Указание иного местоположения может привести к спорам с налоговиками. Так, в деле, которое рассматривал ФАС Поволжского округа (постановление от 11.12.07 N А65-8059/07), инспекторы отказали организации в вычете НДС по той причине, что продавец не находился по адресу, указанному в счете-фактуре. Хотя суд контролеров не поддержал и отменил доначисления.
В другом споре продавец в счетах-фактурах указал свое прежнее местоположение. Налоговики посчитали это нарушением и отказали покупателю в вычете НДС. Но ФАС Волго-Вятского округа заступился за компанию (постановление от 28.10.10 N А29-1288/2010, оставлено в силе определением ВАС РФ от 16.02.11 N ВАС-454/11).
Полагаем, что в исправленном счете-фактуре целесообразнее указывать тот адрес, по которому компания зарегистрирована на дату внесения изменений. В этом случае вероятность возникновения претензий налоговиков минимальна. Хотя и такие претензии есть шанс оспорить в суде.
Ситуация четвертая
По итогам выездной проверки оренбургской компании доначислены налоги, пени и штраф. После окончания проверки компания переехала в г. Пензу. Результаты проверки компания обжалует в суде*(1).
Когда возникает риск
Если с исковым заявлением компания обратилась в суд г. Пензы.
Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения ответчика (ст. 35 АПК РФ). Значит, жалобу на действия инспекции г. Оренбурга необходимо подавать в суд того же региона.
Правда, если бы компания обжаловала в суде решения нескольких территориальных инспекций, она могла бы выбрать, в суд какого региона ей обращаться с иском (п. 2 ст. 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Например, неправомерные, по мнению компании, решения, вынесли инспекторы ИФНС России по г. Оренбургу и ИФНС России по г. Пензе. В этом случае иск можно оформить в Арбитражном суде г. Оренбурга или в Арбитражном суде г. Пензы*(1).
Ситуация пятая
После получения требования об уплате налоговой недоимки компания изменила адрес. Инспекция по новому месту учета выставила еще одно требование на эту же сумму.
Когда возникает риск
Если указанное повторное требование компания проигнорировала.
НК РФ запрещает контролерам выставлять повторные требования об уплате налога. Поэтому формально компания права, не исполняя требование, полученное от новой инспекции. Но тот факт, что спорное требование является именно повторным, а не уточненным, приходится доказывать в суде. Налоговики в ответ на молчание компании могут взыскать средства, указанные в повторном требовании. И оспорить действия проверяющих удастся лишь в суде (постановления ФАС Северо-Кавказского от 23.07.13 N А53-23985/2012, Западно-Сибирского от 05.03.13 N А03-12786/2012 и Центрального от 08.02.13 N А68-6724/2012 округов).
В рассматриваемой ситуации компании безопаснее обратиться в инспекцию по новому месту учета и сообщить о том, что спорное требование является повторным. И ранее компания уже получила требование об уплате аналогичной суммы. В этом случае есть вероятность, что налоговики согласятся с повторностью требования и не будут предпринимать никаких действий. Либо организация вправе обжаловать повторное требование (ст. 137-139 НК РФ). А суды отменяют требования, в которых неверно указана сумма недоимки (постановления ФАС Центрального от 17.01.14 N А08-1079/2013, Поволжского от 13.12.13 N А65-8720/2013, Дальневосточного от 08.10.13 N Ф03-4372/2013 и Московского от 07.02.13 N А41-2782/12 округов).
Ситуация шестая
После переезда в другой регион компания обнаружила ошибку в учете.
Когда возникает риск
Если "уточненку" организация подала в инспекцию, где она состояла на учете до переезда.
В случае обнаружения ошибок в отчетности после изменения места нахождения уточненные декларации компания представляет по новому месту учета. При этом код ОКТМО нужно указать прежний (письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.08 N 20-12/101962). В письме говорится о коде ОКАТО, который нужно было указывать ранее. Полагаем, что приведенные разъяснения справедливы и в отношении кода ОКТМО.
Ситуация седьмая
Организация, состоящая на учете в ИФНС России N 9 по г. Москве, подала в инспекцию декларацию по НДС с налогом к возмещению. По итогам "камералки" вынесено решение о возврате налога, но средства на счет компании не поступили. Компания изменила адрес и встала на учет в ИФНС России N 15 по г. Москве.
Когда возникает риск
Если заявление об уплате процентов за несвоевременный возврат переплаты компания подала в ИФНС России N 9 по г. Москве.
Налог к возмещению, который инспекция подтвердила в ходе камеральной проверки, но не перечислила компании в связи с ее переходом на учет в другую инспекцию, обязана вернуть последняя (письмо ФНС России от 18.12.12 N ЕД-4-8/21578@). Большинство судов подтверждают, что проценты за несвоевременно возмещенный налог (п. 10 ст. 176 НК РФ) должна перечислить инспекция по новому месту учета организации (постановления Президиума ВАС РФ от 30.05.06 N 1334/06, ФАС Московского от 22.01.13 N А40-14262/12-91-71 и Поволжского от 30.05.11 N А49-4665/2009 округов).
Хотя некоторые суды считают, что задержка связана именно с неправомерными действиями прежней инспекции. А значит, именно она обязана выплатить спорные проценты (постановления ФАС Московского от 11.07.11 N КА-А40/7010-11, Западно-Сибирского от 21.12.09 N А45-7056/2009 и Уральского от 16.08.07 N Ф09-6474/07-С2 округов).
Полагаем, что, если срок на возврат переплаты истек, а деньги на счет компании еще не поступили, заявление об уплате процентов, причитающихся за несвоевременный возврат средств, организации лучше подать в инспекцию, где она состоит на учете на момент подачи заявления. В рассматриваемой ситуации это ИФНС России N 15 по г. Москве.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Компания вправе обратиться в суд только после неудачного обжалования решения территориальной инспекции в налоговом управлении (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99