У организации, одним из видов деятельности которой является предоставление услуг общественного питания (ресторан), на территории арендуемого помещения (спортивный зал) в г. Москве установлены торговые автоматы по продаже продукции собственного производства.
Обязана ли организация уплачивать торговый сбор при реализации собственной продукции через торговый автомат?
Нужно ли уведомлять налоговый орган, если организация освобождена от уплаты торгового сбора на основании льготы?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Продажа продукции собственного производства через торговые автоматы в г. Москве освобождена от обложения торговым сбором.
Законодательством не предусмотрено сообщать в налоговый орган об освобождении организации от уплаты торгового сбора на основании льготы.
Обоснование позиции:
Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ (далее - Закон N 382-ФЗ) раздел X "Местные налоги и сборы" НК РФ дополнен главой 33 "Торговый сбор", вступившей в силу с 01.01.2015. Положения этой главы предусматривают установление торгового сбора (далее также - сбор) на территории муниципальных образований, а также городов федерального значения, включая Москву.
Согласно п. 1 ст. 410 НК РФ в городе федерального значения Москве сбор устанавливается НК РФ и законом этого субъекта РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законом указанного субъекта РФ и обязателен к уплате на территориях этого субъекта РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 411 НК РФ плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, далее - города федерального значения), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения).
Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ).
Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (п. 1 ст. 413 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 413 НК РФ к видам торговли, в отношении которых может быть установлен сбор, относятся:
- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети;
- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Кроме того, к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).
В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 413 НК РФ в отношении видов торговли, указанных в п. 2 ст. 413 НК РФ, объектом осуществления торговли являются здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.
Для целей главы 33 НК РФ к торговле относится вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).
Постановка на учет и снятие с учета организаций или предпринимателей в качестве плательщиков сборов в налоговой инспекции производятся на основании соответствующего уведомления плательщика сбора (п. 1 ст. 416 НК РФ).
В соответствии с ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" "Предприятие, осуществляющее реализацию продукции определенного ассортимента через торговые автоматы" является предприятием-автоматом.
В ОКВЭД ОК 029-2014 указано, что торговля через автоматы отнесена к деятельности "Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков" (группа 47.9): 47.99.2 "Деятельность по осуществлению торговли через автоматы" (в том числе розничную продажу продуктов питания через торговые автоматы (код 56.10.3), розничную продажу напитков через торговые автоматы (код 56.30)).
Пунктом 74 ГОСТа Р 51303-2013 определено, что разносной торговлей является форма мелкорозничной торговли, осуществляемая вне стационарной торговой сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, дому или улице. К разносной торговле относят торговлю с рук, ручных тележек, через прилавки, из корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров. При этом п. 60 ГОСТа Р 51303-2013 установлено, что торговый автомат (вендинговый автомат) - это нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца. Согласно п. 88 ГОСТа Р 51303-2013 торговля с использованием автоматов - форма розничной торговли, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов. Термины, установленные этим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.
Как видим, в настоящее время осуществление торговли через вендинговый автомат не относится к разносной торговле, т.к. торговля через такой автомат происходит без участия продавца, а разносная торговля возможна только при непосредственном контакте продавца с покупателем. То есть торговля с использованием автоматов и разносная торговля сейчас относятся к разным формам торговли.
Таким образом, исходя из норм НК РФ при реализации продукции собственного производства через торговые автоматы Ваша организация может быть плательщиком торгового сбора.
В соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее - Закон N 62) на территории г. Москвы торговый сбор уплачивается в отношении объекта осуществления торговли, используемого:
- в торговле через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли);
- в развозной и разносной розничной торговле;
- в торговле через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами;
- в организации розничных рынков.
Обращаем Ваше внимание на то, что Законом N 62 от обложения торговым сбором освобождена розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов.
Таким образом, продажа продукции собственного производства через торговые автоматы в г. Москве освобождена от обложения торговым сбором.
Законодательством не предусмотрено сообщение в налоговый орган об освобождении организации от уплаты торгового сбора на основании льготы.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
1 июля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.