В адрес организации от налогового органа поступило требование о представлении документов, касающихся деятельности другой организации, в связи с проведением камеральной проверки по налогу на прибыль за 2014 год. Требование о предоставлении документов было получено организацией в апреле 2015 года. Перечень запрашиваемых документов первоначально был огромен, но в результате переписки с налоговым органом перечень документов был уменьшен (запрашивают более 3000 листов). Организацией было подано ходатайство о продлении срока предоставления документов, и срок предоставления документов был продлен до 10 июля 2015 года. Срок проведения камеральной проверки - 3 месяца, она должна была закончиться 27.06.2015.
Имеет ли право налоговый орган требовать документы за границами сроков проведения камеральной проверки? Есть ли законный способ не представлять пакет документов, так как все равно это не поможет проверить доходы и расходы, отраженные в налоговой декларации по налогу на прибыль?
Может ли налоговый орган оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов, если запрошены документы, не относящиеся к камеральной проверке?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действия налогового органа не противоречат законодательству. В случае отказа от представления истребуемых документов или непредставления их в установленные сроки организация может быть привлечена к ответственности по ст. 126 НК РФ.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. На основании п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках регламентируется нормами ст. 93.1 НК РФ. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 НК РФ (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
В данном случае из вопроса следует, что первоначально требование о предоставлении документов было получено организацией в апреле 2015 г., т.е. в тот период, который не превышает срок проведения камеральной проверки, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ. В результате переписки с налоговым органом перечень документов был уменьшен. Впоследствии организацией было подано ходатайство о продлении срока предоставления документов, которое было удовлетворено налоговым органом и указанный срок был продлен до 10 июля 2015 г.
В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, действия налогового органа не противоречат законодательству. Действительно, пунктом 7 ст. 88 НК РФ предусмотрены ограничения при истребовании соответствующих документов у налогоплательщика в рамках камеральной проверки. Однако в данном случае документы истребуются не у самого налогоплательщика в порядке ст. 88 НК РФ, а у его контрагента в порядке ст. 93.1 НК РФ. Таким образом, к данной ситуации положения ст. 88 НК РФ не могут быть применены (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.12.2011 N Ф04-6002/11 по делу N А45-14/2011). Истребование же документов в рамках камеральной проверки у контрагентов налогоплательщика закону не противоречит (смотрите Вопрос: Ограничен ли период, за который могут быть истребованы документы в рамках ст. 93.1 НК РФ? Правомерно ли истребование при камеральной проверке документов у контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ за период, превышающий период, за который представлены декларации? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2013 г.)). Истребование значительного количества документов у контрагента налогоплательщика в порядке ст. 93.1 НК РФ не может свидетельствовать о том, что в отношении данного налогоплательщика проводится не камеральная, а выездная налоговая проверка.
Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. При этом отметим, что арбитражные суды исходят из того, что контрагент проверяемого налогоплательщика не вправе оценивать относимость истребуемых документов к проверяемому периоду, поскольку такая оценка находится в компетенции налогового органа, осуществляющего проверку (смотрите, например, постановления: ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.07.2014 N Ф02-2740/14 по делу N А19-15362/2013, Четвертого арбитражного апелляционного от 19.02.2014 N 04АП-5699/13, от 14.10.2013 N 04АП-4483/13, от 14.10.2013 N 04АП-4461/13, от 23.09.2013 N 04АП-4284/13). Отметим, что в указанных судебных актах было признано правомерным истребование документов у контрагентов налогоплательщика, в том числе и договоров.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
3 июля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.