Приказом Минтруда от 15.05.2013 N 205 с 01.07.2013 должность "инженер по охране труда" была исключена из Квалификационного справочника и предусмотрена должность "специалист по охране труда". Однако в приказе Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н осталась должность "инженер по охране труда".
Какую должность надо ввести в штатное расписание?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работодатель по своему усмотрению имеет право определить в штатном расписании наименование должности и как "инженер по охране труда", и как "специалист по охране труда". При этом оклад как по должности "специалист по охране труда", так и по должности "инженер по охране труда" будет устанавливаться с отнесением данной должности к 1 уровню ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня" согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н. Если нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников учреждения, установлена необходимость именовать все должности и профессии работников учреждения в строгом соответствии с квалификационными справочниками, то работодателю необходимо ввести именно должность "специалист по охране труда".
Обоснование позиции:
Действительно, приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 559н в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (4-е издание), утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (далее - Справочник, ЕКС), был включен раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда", в котором предусмотрена такая должность, как "специалист по охране труда". А приказом Минтруда от 15.05.2013 N 205 с 1 июля 2013 года должность "инженер по охране труда" была из Справочника исключена.
При этом необходимость соблюдения требований ЕКС, в том числе в части наименования должностей и профессий, установлена частью второй ст. 57 ТК РФ только для случаев, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям и профессиям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. В иных случаях руководствоваться положениями ЕКС при определении наименования должностей закон работодателей не обязывает. Поскольку каких-либо льгот и ограничений для лиц, работающих по должности специалиста по охране труда, законодательством не предусмотрено, то и наименование должности лиц, выполняющих обязанности, образующие в соответствии со Справочником трудовую функцию специалиста по охране труда, работодатель может выбирать по своему усмотрению.
Отметим, однако, что в соответствии с частью первой ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Некоторые специалисты ГИТ трактуют положения данной нормы как обязанность работодателей любых форм собственности по включению в штатное расписание должности с именно таким наименованием (при наличии поименованных условий). Вместе с тем, по нашему мнению, данная норма ТК РФ устанавливает лишь само по себе требование к наличию в штате работодателя структурного подразделения или специалиста, выполняющих соответствующие функции. В судебной практике также высказывается позиция о том, что наименование должности специалиста, отвечающего в организации за охрану труда, отличное от "специалист по охране труда", при идентичных трудовых функциях не образует состава административного правонарушения (решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 6 марта 2014 г. по делу N 12-38/2014).
Также следует обратить внимание, что в соответствии с частью пятой ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом ЕТКС, ЕКС или профессиональных стандартов. На основании этой нормы иногда делают вывод об обязательном соответствии наименований всех должностей и профессий работников государственных и муниципальных учреждений наименованиям из указанных нормативных правовых актов.
По нашему мнению, формулировка части пятой ст. 144 ТК РФ не позволяет сделать столь категоричный вывод. Закон указывает на необходимость учета справочников и стандартов лишь при установлении системы оплаты труда. Чтобы выполнить данное требование, достаточно для каждого работника с учетом его квалификации и круга должностных (трудовых) обязанностей найти в справочнике подходящую по содержанию квалификационную характеристику, определиться с названием трудовой функции по справочнику и уже это наименование должности или профессии использовать для определения размера заработной платы работника. Так будет сохранено необходимое по смыслу ст. 144 ТК РФ единство тарификации работ, но при этом в трудовом договоре и штатном расписании будут фигурировать наименования должностей и профессий, самостоятельно определенные учреждением.
Справедливость изложенного подтверждают также Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол N 11 (далее - Единые рекомендации). Согласно пп. "д" п. 5 этого документа наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям и квалификационным требованиям, предусмотренным ЕКС, ЕТКС или соответствующими положениями профессиональных стандартов, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Иными словами, государственные и муниципальные учреждения обязаны определять наименования должностей и профессий своих работников строго по справочникам и стандартам не всегда, а в тех же случаях, что и все остальные работодатели.
Обращаем Ваше внимание и на п. 10 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных приказом Минтруда России от 26.04.2013 N 167н. Этим пунктом рекомендуется при оформлении трудовых отношений применять наименования должностей служащих и профессий рабочих, предусмотренные соответствующими квалификационными характеристиками ЕКС, тарифно-квалификационными характеристиками ЕТКС и профессиональными стандартами. Тем самым лишний раз подчеркивается необязательный по общему правилу характер справочников и стандартов в части наименований трудовой функции работников государственных и муниципальных учреждений.
Таким образом, государственные и муниципальные учреждения, как и другие работодатели, обязаны в силу закона руководствоваться положениями квалификационных справочников и профессиональных стандартов в части наименования должностей, профессий, специальностей лишь в случаях, указанных в части второй ст. 57 ТК РФ, то есть когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Аналогичный подход можно встретить, например, в решении Саратовского областного суда от 24.03.2011 N 3-29/2011, оставленном без изменения определением Верховного Суда РФ от 08.06.2011 N 32-Г11-19, в определении Пермского краевого суда от 26.11.2012 N 33-10392, определении Верховного суда Республики Карелия от 28.09.2012 N 33-2661/2012.
Поскольку при выполнении работ по должности специалиста по охране труда законодательством не предусмотрено предоставление каких-либо компенсаций, льгот и не установлено ограничений, полагаем, работодатель по своему усмотрению имеет право определить в штатном расписании наименование должности и как "инженер по охране труда", и как "специалист по охране труда".
При этом оклад как по должности "специалист по охране труда", так и по должности "инженер по охране труда" будет устанавливаться с отнесением данной должности к 1 уровню ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня" согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н.
В то же время необходимость именовать все должности и профессии работников конкретных учреждений в строгом соответствии с квалификационными справочниками или профессиональными стандартами может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений. В таком случае в связи с исключением из Справочника должности "инженер по охране труда" при введении в штатное расписание должности работника, отвечающего в учреждении за обеспечение соблюдения требований охраны труда, она должна носить наименование "специалист по охране труда".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
6 июля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.