Бюджетным учреждением субъекта РФ приобретено помещение за счет средств субсидии на иные цели, предусмотренных в бюджете субъекта РФ за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Бюджетным учреждением получено свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления.
Как поставить на учет данное помещение? Нужно ли готовить документы для передачи имущества в казну субъекта РФ с последующей передачей в оперативное управление учреждению?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию соответствующего права, бюджетному учреждению следует принять к учету приобретенный объект недвижимости в общепринятом порядке. Оснований для передачи имущества в казну субъекта РФ с последующей передачей в оперативное управление бюджетного учреждения не возникает.
Обоснование вывода:
К основным источникам формирования имущества учреждения относятся:
- закрепление за учреждением собственником его имущества (п. 1 ст. 299 ГК РФ);
- имущество, приобретенное учреждением самостоятельно по сделкам или иным предусмотренным законом основаниям, плоды, продукция и доходы от использования имущества (п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Если имущество приобретается учреждением самостоятельно, то основанием возникновения права оперативного управления в отношении такого имущества будут являться непосредственно сделки, которые совершаются учреждением с этой целью, или иные юридические факты, влекущие возникновение права оперативного управления в силу закона. Учреждение, как и любое юридическое лицо, самостоятельно участвует в имущественном обороте. Следовательно, для приобретения права оперативного управления в отношении такого имущества учреждению не требуется специального решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.12.2006 N А56-24511/2001).
В отношении имущества, приобретенного учреждением самостоятельно, момент приобретения права оперативного управления определяется аналогично приобретению права собственности на вещи (п. 2 ст. 299 ГК РФ). Так, право оперативного управления на движимые вещи приобретается, в частности, либо с момента передачи вещи в случае ее приобретения у приобретателя по договору, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ), либо с момента ее создания - в случае изготовления учреждением новой вещи для себя (п. 1 ст. 218 ГК РФ). В отношении приобретаемых учреждением недвижимых вещей право возникает с момента его государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).
По общему правилу на балансовых счетах учреждения может учитываться только то имущество, которое принадлежит ему на праве оперативного управления (п.п. 38, 56 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н)).
Имущество, закрепляемое за государственными учреждениями на праве оперативного управления, находится, соответственно, в государственной (федеральная собственность или собственность субъекта РФ) собственности (п. 4 ст. 214 ГК РФ).
Согласно п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
Поэтому при наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию соответствующего права, бюджетному учреждению следует принять к учету приобретенный объект недвижимости.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации нет оснований для передачи имущества в казну субъекта РФ с последующей передачей в оперативное управление бюджетного учреждения, так как фактически объект недвижимости уже находится в оперативном управлении бюджетного учреждения.
С учетом положений Инструкции N 157н и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н) принятие к учету приобретенного объекта недвижимости осуществляется на основании первичных учетных документов - Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином России*(1), с приложением документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных в установленном порядке, по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" и кредиту счета 0 106 11 310 "Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения".
В соответствии с п. 1 ст. 79 БК РФ объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления за государственными (муниципальными) учреждениями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.
Соответственно, после регистрации в установленном порядке права оперативного управления и постановки на баланс помещения в учете должно быть отражено изменение (корректировка) показателя счета 210 06 "Расчеты с учредителем". По общему правилу такая корректировка осуществляется с периодичностью, установленной учредителем, но не реже чем один раз в год (перед составлением годовой отчетности). Отметим, что на практике корректировка счета 210 06 "Расчеты с учредителем" может проводиться даже "в режиме реального времени", то есть непосредственно при отражении в учете любых операций по поступлению или выбытию особо ценного движимого и соответствующего недвижимого имущества.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Право оперативного управления;
- Энциклопедия решений. Основания и момент возникновения права оперативного управления;
- Энциклопедия решений. Перевод в бюджетном (автономном) учреждении нефинансовых активов с кодов вида деятельности 5 (6) на код вида деятельности 4;
- Энциклопедия решений. Пример. Перевод в бюджетном (автономном) учреждении нефинансовых активов с одного кода вида финансового обеспечения на другой;
- Энциклопедия решений. Корректировка информации, учитываемой бюджетным (автономным) учреждением на счете 210 06 "Расчеты с учредителем".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
29 июля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н), вступивший в силу с 19 июня 2015 года, заменяет приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н (далее - Приказ N 173н), которым также были установлены формы первичных документов и учетных регистров для организаций госсектора. Применяется новый документ при формировании учетной политики, начиная с 2015 года (п. 6 Приказа N 52н). Бюджетное учреждение самостоятельно принимает решение о дате начала применения новых форм (письма Минфина России от 10.06.2015 N 02-07-07/33768, Федерального казначейства от 10.06.2015 N 07-04-05/02-374). Безусловно, эта дата должна быть согласована с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и утверждена локальным документом учреждения.
Основанием для принятия к бюджетному учету приобретенного помещения может служить Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.