Совершенствование методики трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО
Р.Г. Михайленко,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры аудита Ростовского государственного
экономического университета (РИНХ),
и.о. главного бухгалтера ОАО "Роствертол",
Ростов-на-Дону, Российская Федерация
П.В. Колесник,
кандидат экономических наук,
начальник бюро отчетности главной бухгалтерии ОАО "Роствертол",
Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Журнал "Бухгалтер и закон", N 3, июль-сентябрь 2015 г.
В статье рассматриваются различные методики трансформации российской бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), в том числе и авторская, состоящая из пяти этапов: подготовительного, аналитического, информационного, рабочего и контрольного.
Проанализированы существующие методики подготовки отчетности по МСФО. Разработана авторская методика трансформации отчетности, позволяющей систематизировать сбор исходной информации, выполнить корректировку и реклассификацию показателей отчетности, подготовить примечания к международной отчетности и обеспечить контроль за качеством сформированных данных.
При разработке и решении поставленных задач использовались методы сравнительного анализа, синтеза, экспертных оценок, классификации, моделирования, системного подхода к изучаемым объектам, применяемые при изучении явлений социально-экономического характера и дающие возможность глубокого и полного анализа изучаемых вопросов.
Предложенная авторская методика, которая может быть применена коммерческими организациями в организационно-методическом обеспечении подготовки отчетных данных по МСФО на базе российской бухгалтерской (финансовой) отчетности, имеет самостоятельное практическое значение.
Сделан вывод о том, что предложенная методика трансформации отчетности позволяет выполнить необходимые организационные мероприятия, выявить и уточнить область корректировок, собрать требуемую информацию, сделать соответствующие трансформационные записи и обеспечить достоверность финансовой отчетности по международным стандартам.
В современных условиях, в период преодоления последствий глобального экономического кризиса, экономика России испытывает острую потребность в инвестиционных ресурсах. В свою очередь инвесторы и кредиторы предъявляют повышенные требования к информации о потенциальном объекте инвестиций - российских коммерческих организациях. Одним из основных источников информации о деятельности компаний в целом и об их финансовых показателях в частности является бухгалтерская (финансовая) отчетность. В мировой практике доверием инвесторов пользуются корпоративные отчетные данные, подготовленные в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), поскольку эти стандарты позволяют подготовить бухгалтерскую отчетность, которая объективно отражает финансовое положение хозяйствующего субъекта и результаты его деятельности.
В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование практики применения МСФО как международного инструмента обмена финансовой информацией, так как переход российских хозяйствующих субъектов на отчетность, которая понятна и вызывает доверие не только в России, но и за рубежом, является весьма важным элементом проводимой реформы учетной системы. Внедрение МСФО позволяет последовательно устранить недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета запросам рыночной экономики без нарушения целостности этой системы. К тому же применение МСФО позволяет усовершенствовать российские системы учетной информации за счет использования единых методик учета в целях управления хозяйственной деятельностью, обеспечивать менеджеров такой информацией, которая значительно повышает эффективность управления, дает возможность грамотно общаться с акционерами и рынком, повысить прозрачность деятельности компании, укрепить систему корпоративного управления.
Кроме того, использование МСФО способствует улучшению делового климата в стране и укреплению чувства уверенности у предпринимателей. У хозяйствующих субъектов появляется возможность повысить конкурентоспособность своей организации за счет обеспечения надежной и прозрачной информацией заинтересованных пользователей. Инвесторы же могут получить информацию, благодаря которой можно оценить объект возможных вложений. Все это способствует взаимному доверию между Россией и международным сообществом.
Одним из наиболее распространенных методов подготовки финансовой отчетности по МСФО является метод трансформации российской бухгалтерской отчетности, который представляет собой процесс преобразования бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующего субъекта посредством ее анализа на соответствие требованиям целевой системы стандартов бухгалтерского учета и корректировки, направленной на устранение выявленных расхождений. На сегодняшний день в литературе рассматривается множество вариантов последовательности действий, которые рекомендуется соблюдать при осуществлении данного процесса. Однако единая и общепризнанная методика трансформации отчетности в настоящее время не выработана.
Рассмотрим методики трансформации отчетности, которые предлагают авторы, занимающиеся исследованиями в данной области. К примеру, методика трансформации российской отчетности, разработанная профессором В.Т. Чая, включает следующие этапы [7, с. 264]:
1. Анализ счетов для составления бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и др., а также состояния бухгалтерского учета организации и учетной политики, который позволяет выявить отклонения российской отчетности от требований МСФО.
2. Формирование оборотно-сальдовых ведомостей в российской системе счетов бухгалтерского учета, подготовка рабочих документов (рабочих таблиц), в которых представляются различия в отражении хозяйственных операций по их экономическому содержанию согласно российским правилам бухгалтерского учета (РПБУ) и МСФО. Эти различия фиксируются в целях доведения количественных и качественных характеристик каждого счета до требований МСФО.
3. Составление корректирующих записей, позволяющих довести значение каждого счета по своему экономическому содержанию до уровня требований МСФО. По результатам осуществления корректирующих записей формируются пробные балансы и отчеты, как правило, по российскому плану счетов, а по экономическому содержанию и хозяйственному назначению - в формате международной системы отчетности.
4. Реклассификация счетов РПБУ в счета МСФО, которая представляет собой перенос скорректированных остатков со счетов российского бухгалтерского учета на счета международного учета. При этом для каждой организации должен разрабатываться индивидуальный рабочий план счетов по МСФО в зависимости от специфики деятельности. Реклассификация счетов, по мнению профессора В.Т. Чая, позволяет решить две задачи:
- во-первых, подготовить пробные балансы по международному плану счетов;
- во-вторых, получить необходимую аналитическую информацию согласно требованиям МСФО.
5. Составление финансовой отчетности по МСФО на основе пробных балансов и дополнительной информации с использованием предварительно разработанных правил переноса данных со счетов синтетического учета на статьи бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Ведущий специалист департамента международной отчетности аудиторской компании "Crowe Horwath International" Ю.В. Ильина предлагает методику, состав, последовательность и содержание этапов которой отличаются от варианта профессора В.Т. Чая [6, с. 26]:
- предварительная корректировка российских баланса и отчета о финансовых результатах. На этом этапе остатки и обороты по счетам российской отчетности перегруппировываются в статьи, установленные международными стандартами. Эту перегруппировку отражают в трансформационных таблицах, форма и структура которых позволяют проводить в дальнейшем необходимые преобразования;
- сбор дополнительной аналитической бухгалтерской и управленческой информации. На данном этапе определяются принципиальные различия между РПБУ и МСФО, детализируются статьи российского баланса по остаткам включенных в него счетов и подготавливается информация по отдельным счетам бухгалтерского учета, которые подлежат трансформации;
- внесение в отчетность по МСФО корректирующих проводок. Для трансформации данных российского учета в отчетность, соответствующую требованиям МСФО, делают три вида корректирующих проводок: реклассификационные, оценочные (связанные с корректировкой стоимости элементов финансовой отчетности) и инфляционные (связанные с уменьшением покупательной способности денег) проводки;
- приведение отчетности к окончательному формату, соответствующему МСФО. После того, как все необходимые корректировки внесены, бухгалтер пересчитывает данные баланса и отчета о финансовых результатах, составляет примечания, которые раскрывают особенности учетной политики и способы трансформации отчетности. Отчеты о движении денежных средств и о движении капитала составляют заново на основе трансформированного баланса и отчета о финансовых результатах.
Существуют и другие методики трансформации российской бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами. В этой связи на основе их изучения, в научной и специализированной литературе в ходе исследования разработана авторская методика трансформации отчетности, которая содержит:
- выработанные рекомендации по информационному обеспечению трансформации отчетности, которые заключаются в уточнении характера и источников данных для расчета трансформационных корректировок;
- разработанную систему трансформационных корректировок, позволяющую привести показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности по РПБУ в соответствие с нормами МСФО;
- предложенные контрольные мероприятия, позволяющие обеспечить достоверность трансформированной отчетности.
Методика включает подготовительный, аналитический, информационный, рабочий и контрольный этапы, которые представлены на рисунке.
На первом подготовительном этапе решаются вопросы организационного характера. Прежде всего необходимо выбрать вариант МСФО, который будет использован для трансформации российской отчетности. Несмотря на то что под термином "международные стандарты", как правило, понимают комплект документов, разработанных Советом по МСФО, на практике могут применяться различные варианты стандартов: утвержденные Минфином России, одобренные для применения в ЕС, используемые в различных юрисдикциях версии МСФО. Необходимо с самого начала четко определить, требованиям какого варианта МСФО должна удовлетворять отчетность компании, чтобы в дальнейшем не возникли сложности с получением аудиторского заключения, а впоследствии при регистрации на фондовой бирже, раскрытии информации комиссии по ценным бумагам, предоставлении сведений собственникам и инвесторам.
Затем следует оценить корпоративную структуру компании для определения дочерних и зависимых предприятий, которые необходимо включить в отчетность. От их количества будут зависеть объем работ и временные затраты. После этого нужно определиться с валютой отчетности. Обычно для целей составления отчетности используется функциональная валюта. При подготовке отчетности по МСФО необходимо, чтобы каждая компания, данные которой учитываются при составлении этой отчетности, определяла свою функциональную валюту и оценивала в ней свои результаты и финансовое положение. Однако дочерние, зависимые, совместно контролируемые общества, входящие в состав группы, могут функционировать в различных экономических регионах и иметь отличные друг от друга функциональные валюты. В процессе трансформации и последующей консолидации финансовой отчетности этих обществ используется валюта представления отчетности. В таком случае потребуется перевести в валюту представления показателей отчетности, выраженные в функциональной валюте.
Для того чтобы провести трансформацию надлежащим образом, важно иметь качественные исходные данные: бухгалтерская отчетность не должна содержать существенных ошибок и искажений. Проблема заключается в том, что даже в отношении аналогичных требований РПБУ и МСФО компании могут применять неверные методы учета. Поэтому в ходе подготовительного этапа нужно проверить правильность учета по РПБУ. В противном случае трансформация даст недостоверные результаты только потому, что недостоверным был источник - отчетность по российским правилам. На этом заканчивается подготовительный этап и начинается аналитический.
/------------------------------------------------------\
|1. Выбор варианта МСФО (утвержденного Минфином России,|
/------------------------\ | одобренные для применения в ЕС и др.). |
|1. Подготовительный этап|--|2. Оценка корпоративной структуры компании. |
\------------------------/ |3. Определение валюты представления отчетности. |
| |4. Проверка исходной отчетности по РПБУ на наличие |
| | ошибок и искажений |
| |------------------------------------------------------|
| |1. Подготовка учетной политики организации по МСФО. |
/------------------------\ |2. Сравнительный анализ учетной политики по МСФО и по |
|2. Аналитический этап |--| РПБУ. |
\------------------------/ |3. Подготовка мероприятий по сближению учета по РПБУ и|
| | МСФО |
| |------------------------------------------------------|
/------------------------\ |1. Исследование общих требований к составлению |
|3. Информационный этап |--| отчетности в формате МСФО. |
\------------------------/ |2. Сбор сведений для расчета трансформационных |
| | корректировок |
| |------------------------------------------------------|
/------------------------\ |1. Внесение корректировок в российскую бухгалтерскую |
|4. Рабочий этап |--| (финансовую) отчетность. |
\------------------------/ |2. Составление комплекта отчетов по МСФО на основе |
| | скорректированных данных бухгалтерской отчетности |
| | по РПБУ |
| |------------------------------------------------------|
/------------------------\ |1. Проверка обоснованности трансформационных |
|5. Контрольный этап |--| корректировок и правильности их расчета. |
\------------------------/ |2. Исправление выявленных ошибок и искажений. |
|3. Рассмотрение выявленных проблемных вопросов |
| деятельности компании |
\------------------------------------------------------/
Последовательность этапов при трансформации бухгалтерской (финансовой) отчетности
Второй этап трансформации бухгалтерской отчетности - это аналитический этап, который направлен на выявление и уточнение области трансформационных корректировок. На взгляд авторов, его целесообразно начать с составления учетной политики по МСФО. Это нужно для того, чтобы определить конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практику, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности. Правила формирования этого документа установлены в МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки".
Выбирая учетную политику, необходимо прежде всего, изучив все МСФО, установить для отражения конкретных операций или элементов отчетности тот или иной разрешенный метод (признания, оценки, расчета и т.д.), если в стандартах предлагается несколько методов, либо при отсутствии метода в стандартах следует выбрать какую-либо методику, не противоречащую принципам и правилам МСФО.
После того, как сформирована учетная политика по МСФО, следует провести ее сравнительный анализ с российским аналогом для выявления несоответствий. Результаты анализа необходимо сопоставить с данными об объектах учета, имеющихся у экономического субъекта в отчетном периоде, к которому относится трансформируемая бухгалтерская отчетность. В итоге должен быть составлен предварительный перечень корректировок. После этого можно переходить к информационному этапу трансформации отчетности.
Помимо выявления области несоответствий учетной политики компании по МСФО и РСБУ важной задачей аналитического этапа является разработка предложений по сближению российского и международного учета. Такие мероприятия могут включать:
- списание общехозяйственных расходов в себестоимость;
- создание дополнительных условных обязательств (например на оплату отпусков сотрудников), формирование дополнительных оценочных резервов (в том числе под снижение стоимости незавершенного производства и готовой продукции, под обесценение дебиторской задолженности), дополнительный анализ текущей стадии выполнения НИОКР и т.д.
Необходимо тщательно продумать возможные последствия предлагаемых шагов по сближению учета по РПБУ и МСФО (влияние на налоговую нагрузку, изменение оценки рентабельности и финансовой устойчивости предприятия), а также необходимые организационные процедуры в масштабах компании по внедрению предлагаемых изменений.
Задачей третьего (информационного) этапа является получение информации, необходимой для расчета сумм корректировок. С ее помощью в дальнейшем выполняется реклассификация объектов бухгалтерского учета, составляются корректирующие проводки, т.е. осуществляются последующие этапы трансформации. Кроме того, собранные данные послужат основой для примечаний к финансовым отчетам, подготовленным по МСФО. По мнению авторов, сбор информации необходимо начать с исследования общих требований к составлению отчетности в формате МСФО. Несомненно, профессионально подготовленные специалисты, которые проводят трансформацию отчетности регулярно, знают содержание этих требований. Тем не менее международные стандарты постоянно пересматриваются, в результате чего появляются их обновленные версии, содержащие изменения, которые могут носить существенный характер.
Кроме того, при составлении первой отчетности по МСФО следует придерживаться специфических требований, содержащихся в МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО". Под такой отчетностью понимается первая годовая финансовая отчетность, в которой организация принимает МСФО и делает четкое и безоговорочное заявление о соответствии отчетности МСФО. В МСФО (IFRS) 1 определено, что компания должна составить начальный баланс по МСФО на дату перехода на этот вид отчетности. При составлении отчетности по международным стандартам впервые необходимо показать, каким образом переход на ее составление повлиял на финансовое положение компании, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств.
Следующим шагом, на взгляд авторов, должен стать сбор необходимой информации. Сбор сведений производится в соответствии с предварительным перечнем корректировок, составленным на аналитическом этапе. Для систематизации сбора данных целесообразно разработать и утвердить приказом по предприятию внутренний регламент подготовки данных для формирования МСФО-отчетности. В этом регламенте должно быть приведено описание необходимых данных, закреплены ответственные за подготовку руководители подразделений компании, установлены сроки и формы представления сведений. Введение в действие данного регламента сократит сроки получения информации и обеспечит ее сопоставимость в разных периодах. Качественное информационное обеспечение играет ключевую роль в процессе трансформации отчетности, так как от него зависит точность вносимых в отчетные формы поправок.
Далее следует четвертый (рабочий) этап, задача которого - внесение корректировок в российскую бухгалтерскую отчетность. Трансформационные записи позволяют исправить неточности и нарушения российских правил учета, а также устранить выявленные различия между МСФО и действующей системой бухгалтерского учета в России.
Корректировочные проводки можно условно разделить на три вида:
- исправляющие ошибки и искажения, допущенные в бухгалтерском учете по РПБУ. Данные записи делаются на основе анализа сведений об отступлениях от российских правил, полученных на подготовительном этапе. При этом если МСФО применяются впервые, то в соответствии с МСФО (IFRS) 1 необходимо отдельно представить корректировки, вызванные изменением учетной политики, и корректировки, связанные с исправлением ошибок, выявленных в процессе перехода на МСФО. Как справедливо замечают М.А. Вахрушина и Л.А. Мельникова, выполнение этого требования вынудит российские компании "признаться" в несоблюдении требований, установленных национальным законодательством в области бухгалтерского учета [5, с. 385];
- реклассифицирующие, смысл которых заключается в том, чтобы перенести данные об объектах бухгалтерского учета из статей российской отчетности в статьи, предписанные МСФО. Перед проведением реклассификации учетные данные следует детализировать. В данном случае детализация состоит в следующем: разделение неоднородных по экономическому содержанию объектов, отражаемых по одной статье отчетности; объединение экономически однородных объектов, отражаемых по разным статьям отчетности;
- приводящие содержание статей отчетности по количественным и качественным характеристикам к уровню требований МСФО. Выполнение этих корректировок является наиболее трудоемким и ответственным с точки зрения формирования верных профессиональных суждений и сопоставления различий в признании и оценке объектов учета между российской системой бухгалтерского учета и международными стандартами.
Таким образом, формирование корректировочных записей позволяет решить следующие задачи:
- подготовить качественную исходную информацию;
- нивелировать формальные различия в структуре и составе показателей российской отчетности и отчетности по МСФО;
- признать те объекты учета, признание которых требуется в соответствии с МСФО;
- исключить элементы, признанные в российской отчетности, если МСФО запрещают такое признание;
- включить в финансовую отчетность все статьи в оценке, соответствующей МСФО.
Заключительным шагом рабочего этапа будет составление пакета финансовых отчетов по международным стандартам на основе скорректированных данных бухгалтерской отчетности по РПБУ. Полный комплект финансовой отчетности по МСФО включает: отчет о финансовом положении, отчет о совокупной прибыли, отчет об изменениях в капитале, отчет о движении денежных средств и примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации.
После этого можно перейти к завершающему, пятому контрольному этапу трансформации отчетности. Ввиду того, что трансформация отчетных данных предполагает выполнение сложных расчетов и внесение в отчетность по РПБУ большого числа корректировок в сжатые сроки, в процессе ее проведения существует высокая вероятность допущения ошибок. В связи с этим задачей контрольного этапа является обеспечение достоверности сформированной отчетности по международным стандартам.
Выполнению этой задачи, по мнению авторов, будет способствовать проведение проверки обоснованности внесенных корректировок и точности их расчета. Такая проверка должна включать следующие мероприятия:
- оценку достаточности внесенных в отчетность корректировок;
- анализ исходных данных и рассмотрение допущений, на которых основываются расчеты корректировок;
- арифметическую проверку расчетов;
- сравнение техники расчета и выполнения корректировок с аналогичными данными за предыдущие периоды, а также с практикой других экономических субъектов отрасли;
- рассмотрение процедуры утверждения вносимых в отчетность корректировок лицами, ответственными за проведение трансформации;
- контрольный пересчет сумм корректировок и их отражение в отчетности для сравнения с результатами, полученными на рабочем этапе трансформации отчетности.
Оценить достаточность внесенных в отчетность корректировок, на взгляд авторов, можно посредством контроля за результатами сравнительного анализа учетной политики экономического субъекта по МСФО и по РПБУ и их сопоставления с данными об имеющихся у организации объектах бухгалтерского учета. Данная оценка позволит сделать вывод о необходимости внесения в финансовую отчетность дополнительных либо исключения лишних корректировок.
Затем проверяющий должен определить, насколько точны, полны и уместны исходные данные, на которых основываются трансформационные корректировки. В случае использования данных, полученных в бухгалтерском учете, они должны быть согласованны и не противоречить другим учетным данным. Следует оценить, надлежащим ли образом проанализирована собранная информация и сделаны прогнозы, формирующие разумную основу для расчета трансформационных поправок. Например, основывается ли анализ сроков погашения дебиторской задолженности на надежной оценке платежеспособности дебиторов, правильно ли рассчитаны будущие денежные потоки от проверяемых на обесценение объектов и т.д.
Далее необходимо оценить, имеется ли надлежащее обоснование наиболее важных допущений, используемых при расчете трансформационных поправок. В некоторых случаях допущения базируются на статистических данных, в том числе на уровне инфляции, процентных ставок и др. В других случаях допущения относятся только к данному экономическому субъекту и основываются на внутренних источниках информации, к примеру, ликвидационная стоимость объектов основных средств, момент перехода к покупателю рисков и выгод, относящихся к реализованной продукции, и т.д. При оценке допущений, лежащих в основе трансформационных корректировок, нужно рассмотреть, являются ли они разумными и последовательно применяемыми. Следует обратить особое внимание на допущения, которые во многом зависят от изменения исходных данных и легко подвержены существенным искажениям. Примерами таких допущений являются: вероятность выплаты компенсации по итогам судебного разбирательства, возможность получения прибыли, достаточной для погашения отложенных налоговых активов, и иные допущения.
Следующим важным контрольным мероприятием является арифметическая проверка расчетов сумм корректировок. Характер, временные рамки и объем такой проверки зависят от сложности расчетов, оценки надежности использованных в расчетах процедур и методов, а также существенности трансформационных поправок для финансовой отчетности в целом. Необходимо проконтролировать правильность формул, используемых при расчете корректировок. При сложных расчетах с использованием специальных методов проверяющий может воспользоваться результатами работы экспертов.
Кроме того, необходимо сравнить технику расчета и выполнения корректировок с аналогичными данными за предыдущие периоды, а также с практикой других экономических субъектов отрасли. Это позволит, во-первых, обеспечить единообразие применяемых в разных отчетных периодах правил определения сумм и отнесения на статьи отчетности трансформационных поправок и, во-вторых, предложить объективные рекомендации по совершенствованию данных правил на основе передового опыта организаций отрасли.
Затем устанавливается процедура утверждения внесенных в финансовую отчетность трансформационных корректировок и определяется, надлежащим ли образом руководство соответствующего уровня проверило и утвердило трансформационные поправки.
В заключение проверяющий может самостоятельно выполнить контрольный пересчет сумм корректировок и отразить их в отчетности для сравнения с результатами, полученными в ходе трансформации. В этом случае ему следует подготовить обоснованные исходные данные, рассмотреть необходимые допущения и сформировать соответствующие процедуры расчета и отражения корректировок в отчетности. Сопоставление трансформированной отчетности с ее контрольным экземпляром позволит выявить ошибки, не обнаруженные в ходе проведения предшествующих мероприятий проверки.
Завершающим шагом контрольного этапа и трансформации в целом будет устранение выявленных в ходе проверки существенных ошибок и искажений путем внесения необходимых исправлений в международную отчетность.
Как правило, после выполнения трансформации и прохождения аудиторской проверки выявляются проблемные области деятельности компании, к числу которых можно отнести недостатки проведения инвентаризации, невыявление обесценившихся финансовых вложений, несвоевременное оприходование ТМЦ и услуг и др. Бухгалтерская служба предприятия (либо иное подразделение, составляющее МСФО-отчетность) должна оперативно выносить данные вопросы на рассмотрение менеджмента предприятия соответствующего уровня. На наш взгляд, рассмотрение проблемных вопросов также представляет собой элемент контрольного этапа трансформации отчетности и позволяет руководству организации своевременно принять меры по устранению выявленных недостатков.
Таким образом, предложенная методика трансформации отчетности позволит выполнить необходимые организационные мероприятия, выявить и уточнить область корректировок, собрать требуемую информацию, сделать соответствующие трансформационные записи и обеспечить достоверность финансовой отчетности по международным стандартам.
Список литературы
1. Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. пособие / под ред. М.А. Вахрушиной. М.: Омега-Л, 2009. 571 с.
2. Ильина Ю.В. Трансформируем отчетность // Расчет. 2006. N 8. С. 25-26.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
4. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ.
5. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/08): утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
6. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99): утверждено приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
7. Чая В.Т., Чая Г.В. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник. М.: Рид Групп, 2011. 368 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтер и закон"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017217
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru