Правомерно ли зачисление на полное государственное обеспечение с назначением соответствующих выплат по социальному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по образовательной программе среднего профессионального образования за счет средств бюджета Ставропольского края, признанных органами опеки и попечительства относящимися к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с наличием у обоих или единственного родителя инвалидности 1-2 групп?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Зачисление ребенка, признанного органами опеки и попечительства оставшимся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение с назначением соответствующих выплат за счет бюджета Ставропольского края является правомерным.
Обоснование вывода:
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 названного Закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Из приведенного понятия видно, что перечень оснований, по которым ребенок может быть признан оставшимся без родительского попечения, является открытым, поскольку иное противоречило бы интересам ребенка.
Отметим, что в силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей. Ими же осуществляется признание детей оставшимися без попечения родителей*(1).
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" полное государственное обеспечение обучающимся предоставляется в случаях и в порядке, установленных федеральными закона и законами субъекта РФ. Данная норма конкретизирована в п. 3 ст. 6 Закона N 159-ФЗ, на основании которого дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения. Такая же гарантия для детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств бюджета Ставропольского края или бюджетов муниципальных образований Ставропольского края, предусмотрена п. 2 ст. 3 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из вопроса, в рассматриваемой ситуации ребенок признан органами опеки и попечительства оставшимся без попечения родителей. С учетом приведенных выше норм федерального законодательства и законодательства Ставропольского края о дополнительных гарантиях на образование зачисление такого ребенка на полное государственное обеспечение с назначением соответствующих выплат за счет бюджета Ставропольского края является правомерным.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
18 августа 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1). Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.