Может ли федеральное государственное бюджетное учреждение (далее - ФГБУ) принять в дар или в рамках благотворительности от физического лица земельный участок, на котором расположено здание, принадлежащее ФГБУ на праве оперативного управления?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Хотя законодательством не установлено запрета на дарение земельных участков бюджетным учреждениям, однако не предусмотрено и ни возможности приобретения бюджетным учреждением вещных прав, которые могут быть установлены на землю, ни установления на землю прав оперативного управления. В связи с этим полагаем, что практическая реализация такой сделки едва ли возможна.
Земельный участок может быть подарен Российской Федерации, а затем быть передан бюджетному учреждению, например, в постоянное (бессрочное) пользование.
Обоснование позиции:
Собственник вещи вправе безвозмездно передать эту вещь в собственность другого лица на основании договора дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ), при этом законом установлен запрет на дарение только в отношениях между коммерческими организациями (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ). Поскольку бюджетное учреждение является некоммерческой организацией (п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 123.21 ГК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ), названное правило на него не распространяется. Более того, наличие в договоре дарения в качестве одной из сторон - одаряемого некоторых видов учреждений, наряду с другими лицами, перечисленными в п. 1 ст. 582 ГК РФ, является признаком, по которому выделяется подвид договора дарения - пожертвование.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. При этом из ст. 2 Закона N 135-ФЗ следует, что благотворительная помощь оказывается только на цели, перечисленные в п. 1 этой статьи, и только физическим лицам либо некоммерческим организациям. Отдельного вида договора в рамках благотворительной деятельности не выделяется, соответственно, безвозмездная передача имущества в рамках благотворительной деятельности все равно должна быть квалифицирована либо как "просто" дарение, либо как пожертвование - в зависимости от того, какое лицо является одаряемым.
Таким образом, исходя из общих норм физическое лицо может передать безвозмездно бюджетному учреждению любое имущество по договору дарения (возможна квалификация конкретно как пожертвования).
Вместе с тем в описанной ситуации необходимо также учитывать следующее.
С одной стороны, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ имущество, закрепленное за учреждением собственником, а также имущество, приобретенное учреждением, находятся у него на праве оперативного управления. Имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, согласно п. 2 ст. 299 ГК РФ, поступает именно в оперативное управление учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Возможности возникновения у бюджетного учреждения иных вещных прав на приобретаемое имущество, помимо права оперативного управления, законодательством не предусмотрено.
Таким образом, передаваемое по договору дарения (в том числе пожертвования) между физическим лицом и учреждением имущество не может поступить в собственность бюджетного учреждения, а только в оперативное управление. Поскольку в рассматриваемой ситуации собственником имущества указанного бюджетного учреждения является Российская Федерация, имущество в результате сделки дарения (пожертвования) должно перейти в федеральную собственность (п. 3 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447) и учитываться в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет Росимущество и его территориальные органы (п. 4 названного Положения).
С другой стороны, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или иным способом переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте (ст. 129 ГК РФ). Земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается Земельным кодексом РФ (п. 3 ст. 129, п. 1 ст. 264 ГК РФ). Из п. 2 ст. 27 ЗК РФ следует, что земельные участки, предоставленные в частную собственность, могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
При этом главой 17 ГК РФ, содержащей основные положения о праве собственности и других вещных правах на землю, и Земельным кодексом РФ предусмотрены специальные права (титулы) на землю, помимо права собственности: право пожизненного наследуемого владения (ст.ст. 265-267 ГК РФ), которое может принадлежать только физическим лицам (гражданам), и право постоянного (бессрочного) пользования (ст.ст. 268, 269 ГК РФ). Как следует из п. 1 ст. 39.1, п.п. 2, 4 ст. 39.9 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться государственным, муниципальным учреждениям исключительно в постоянное (бессрочное) пользование (пп. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ) либо в безвозмездное пользование (пп. 4 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ). В постоянное (бессрочное) пользование (ст. 269 ГК РФ) земельный участок может предоставляться только по решению уполномоченного органа - п. 1 ст. 39.9 ЗК РФ.
Ни глава 17 ГК РФ, содержащая основные положения о возможных правах на землю, ни Земельный кодекс РФ возможности возникновения права оперативного управления на земельный участок не предусматривают.
Как видим, имеет место коллизия норм, которая не позволяет на практике бюджетному учреждению приобрести права по сделке, запрета на которую не установлено, - договору дарения земельного участка.
В связи с этим следует также учитывать, что земельные участки являются объектами недвижимого имущества (п. 1 ст. 130 ГК РФ), права на которые подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ). В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Закона N 122-ФЗ) при регистрации прав на недвижимое имущество проводится, помимо прочего, правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки). При этом в государственной регистрации прав на недвижимое имущество может быть отказано на основании, например, того, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац четвертый п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ). Представляется, что указание в документах на приобретение земельного участка в оперативное управление, равно как и указание на приобретение бюджетным учреждением имущества на каком-либо праве, помимо права оперативного управления, может квалифицироваться как содержание, не соответствующее требованиям действующего законодательства.
Примечание:
Решение об отказе в государственной регистрации и выбор конкретной причины для отказа являются вопросом оценки, а механизм этого выбора регулируется административно-правовыми нормами, поэтому полноценная консультация Правового консалтинга по вопросу возможности отказа от государственной регистрации прав на недвижимое имущество не может быть подготовлена.
Поэтому практическая реализация договора дарения земельного участка может быть затруднительной, если вообще возможной.
Заметим, что земельный участок может быть подарен физическим лицом Российской Федерации по договору пожертвования (п. 1 ст. 582 ГК РФ), а затем передан бюджетному учреждению, например, в постоянное (бессрочное) пользование на основании акта соответствующего государственного органа.
Государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ проводится на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, при этом заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, являются законными основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ, смотрите также постановление Десятого ААС от 30.06.2015 N 10АП-4281/15).
Возможно, Вас заинтересует материал: Энциклопедия решений. Безвозмездное пользование земельным участком.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
13 августа 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.