В соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения для российских организаций объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Распространяется ли данная льгота на физических лиц - владельцев объектов (нежилое помещение), признаваемых объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке (объект находится в г. Чебоксары)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством РФ порядке.
Указанная норма не распространяется на объекты обложения налогом на имущество физических лиц, определенные главой 32 НК РФ.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст.ст. 12 и 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам. С 1 января 2015 года порядок уплаты налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ, которая введена в НК РФ Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ. С указанной даты Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-I) утратил силу.
В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее - Налог) устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе Налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.
Устанавливая Налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ.
При установлении Налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками (п. 2 ст. 399 НК РФ).
Согласно ст. 400 НК РФ плательщиками Налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В ст. 374 НК РФ указаны объекты, признаваемые и не признаваемые объектом обложения налогом на имущество организаций, регулируемого главой 30 НК РФ.
В частности, в соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством РФ порядке.
Отметим, что нормы главы 30 НК РФ не применимы по отношению к объектам, подлежащим обложению Налогом, регулируемым главой 32 НК РФ.
В целях применения главы 32 НК РФ объекты, признаваемые и не признаваемые объектом обложения Налогом, установлены ст. 401 НК РФ.
Объектами налогообложения являются (ст. 401 НК РФ):
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Таким образом, физические лица, имеющие в собственности нежилые здания, признаются плательщиками Налога.
В соответствии с п. 3 ст. 401 НК РФ не признается объектом налогообложения Налогом имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
Также ст. 407 НК РФ установлены налоговые льготы по Налогу.
Пунктом 4 ст. 407 НК РФ определено, в отношении каких видов объектов налогообложения предоставляется налоговая льгота:
1) квартира или комната;
2) жилой дом;
3) помещение или сооружение, указанные в пп. 14 п. 1 ст. 407 НК РФ;
4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ;
5) гараж или машино-место.
Перечень категорий налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу, указан в п. 1 ст. 407 НК РФ.
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 407 НК РФ право на налоговую льготу имеют физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, на период такого их использования.
Следовательно, если нежилое помещение отвечает признакам, указанным в пп. 14 п. 1 ст. 407 НК РФ, либо физическое лицо относится к иным категориям налогоплательщиков, указанным в п. 1 ст. 407 НК РФ, то физическое лицо, владеющее таким помещением, имеет право на льготу.
При этом п.п. 2, 3, 5 ст. 407 НК РФ установлены также следующие ограничения для применения льготы по Налогу:
- налоговая льгота в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности;
- при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы Налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот;
- налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ (в частности в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей).
Как было отмечено выше, налог на имущество физических лиц является местным налогом. На территории г. Чебоксары Налог установлен решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 N 1287 (далее - Решение N 1287). Дополнительные льготы по Налогу установлены п. 8.4 Решения N 1287 только в отношении жилых квартир и домов для собственников имущества, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и доход которых не превышает уровня прожиточного минимума. Иных льгот Решением N 1287 не предусмотрено.
К сведению:
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Льготы по налогу на имущество физических лиц с 1 января 2015 года;
- Энциклопедия решений. Налоговые преференции по налогу на имущество физлиц с 1 января 2015 года (льготы, налоговые вычеты и пр.);
- Энциклопедия решений. Налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 года;
- Энциклопедия решений. Налоговые преференции по земельному налогу (льготы, неплательщики и пр.);
- Энциклопедия решений. Земельный налог. Участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
26 августа 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.