Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) в совместном конкурсе - 80 млн. руб. Всего участвуют 23 муниципальных бюджетных учреждения (НМЦК для каждого бюджетного учреждения - от 1,5 млн. руб. до 3 млн. руб.).
Можно ли при таких условиях провести совместный конкурс для субъектов малого предпринимательства?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации при проведении совместного конкурса не может быть установлено ограничение, в соответствии с которым участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, в том числе путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства.
Частью 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность проведения совместных конкурсов или аукционов при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг. Правила проведения совместных конкурсов и аукционов (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088.
Указанные в ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ совместные торги не являются самостоятельным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку закрытый перечень способов определения контрагентов установлен ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, а представляют собой лишь организационную разновидность, в которой могут при определенных условиях проводиться конкурсы и аукционы. При этом ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат положений, которые бы ограничивали возможность проведения совместных торгов исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Следовательно, несмотря на отсутствие в Законе прямого указания на это, закупки у субъектов малого предпринимательства принципиально могут осуществляться и путем проведения совместного конкурса. Однако при этом необходимо учитывать ограничение, предусмотренное в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ: согласно этой норме начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Несоблюдение этого ограничения является нарушением положений Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Республике Татарстан от 05.03.2015 N 16-кз/2015).
Как видим, формально упомянутое ограничение касается именно начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), которая, напомним, указывается в извещении об осуществлении закупки (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ), но никак не суммы таких цен (применительно к проведению совместных торгов). В силу ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Правил каждым заказчиком совместного конкурса с победителем такого конкурса заключается отдельный контракт. Из этого, казалось бы, следует, что если НМЦК каждого контракта, который планируется заключить по результатам совместных торгов, не превышает 20 млн. рублей, то такие совместные торги могут быть проведены в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ (то есть исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций). Однако, как нам представляется, такой подход не соответствует смыслу положений Закона N 44-ФЗ.
Согласно пп. "б" п. 6 Правил при проведении совместного конкурса начальная (максимальная) цена, указываемая в извещении о закупке, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика. НМЦК каждого контракта, который будет заключаться по итогам проведения совместных торгов, в извещении не указывается. На наш взгляд, по смыслу ст. 30 Закона N 44-ФЗ указанное в ч. 3 этой статьи ограничение может устанавливаться только в тех случаях, если цена товаров (работ, услуг), обязанность поставить (выполнить, оказать) которые возникнет у победителя соответствующей процедуры определения контрагента, не может превысить 20 миллионов рублей. По общему правилу этот предел соответствует начальной (максимальной) цене контракта, а при проведении совместных торгов - начальной (максимальной) цене, определяемой как сумма начальных (максимальных) цен всех контрактов, которые будут заключены по результатам торгов. Следовательно, ограничение, предусмотренное в ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, может быть установлено при проведении совместного конкурса только в том случае, если указанная в извещении о проведении конкурса начальная (максимальная) цена не превышает 20 миллионов рублей. В приведенной ситуации эта цена составляет 80 млн. рублей, поэтому соответствующее ограничение в отношении лиц, которые могут участвовать в конкурсе, на наш взгляд, установить нельзя.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Баркова Лилия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
20 августа 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.