Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП
Положение
о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков
15 июня 2016 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена (далее также - земельные участки).
2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:
2.1. Признаки незаконного (нецелевого) использования земельных участков: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
2.2. Незаконно размещенный объект недвижимости - объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство, либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 г. N 334-ПП в пункт 2.3 настоящего приложения внесены изменения
2.3. Документы, являющиеся основанием для использования земельного участка:
- действующий договор аренды земельного участка, предусматривающий осуществление строительства (реконструкции);
- действующий договор безвозмездного пользования земельным участком, предусматривающий осуществление строительства (реконструкции);
- свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
2.4. Имущество, находящееся на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании - строительная техника, строительные материалы и иное имущество, с помощью которого осуществляется незаконное (нецелевое) использование земельного участка.
2.5. Правообладатель имущества, находящегося на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании - физическое или юридическое лицо, в чьей собственности находится имущество, указанное в пункте 2.4 настоящего Положения, и (или) фактически осуществляющий использование данного имущества.
2.6. Пресечение незаконного (нецелевого) использования земельного участка - комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; зарытие котлованов; отключение от сетей; проведение работ по благоустройству территории и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.
II. Порядок выявления и пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков
3. В целях выявления фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков осуществляются следующие мероприятия:
3.1. Управа района города Москвы обеспечивает еженедельный мониторинг территории соответствующего района города Москвы, префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы обеспечивает еженедельный мониторинг территории соответствующего административного округа города Москвы с целью выявления признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением информации о результатах мониторинга (информации о наличии, отсутствии признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков) в 2-дневный срок в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
3.2. Префектуры административных округов города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы при выявлении в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, в 2-дневный срок направляют соответствующую информацию в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
3.3. В случае выявления Управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 5-дневный срок проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов:
3.3.1. Акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, в случае отсутствия на соответствующем земельном участке признаков (фактов), указанных в пунктах 2.1, 2.2 настоящего Положения, а также в случае подтверждения проведения лицом, имеющим право на использование земельного участка, ремонтных работ и работ по благоустройству территории соответствующего земельного участка, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.
3.3.2. Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
3.3.3. Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.
4. В целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков осуществляются следующие мероприятия:
4.1. В случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2) (при отсутствии прав на использование земельного участка; при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции); при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и отсутствии разрешения на строительство на земельном участке):
4.1.1. Префектура соответствующего административного округа города Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, проведете мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В случае наличия прав на использование земельного участка для целей эксплуатации объекта недвижимости осуществление мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка осуществляется с сохранением возможности для использования расположенного на земельном участке объекта недвижимости в соответствии с целевым назначением такого объекта недвижимости.
4.1.2. Департамент городского имущества города Москвы в 30-дневный срок осуществляет мероприятия по привлечению правообладателя земельного участка к гражданско-правовой ответственности (взыскание неустойки по договорам аренды земельных участков), а также при наличии правовых оснований осуществляет мероприятия по прекращению права на земельный участок лица, допустившего незаконное (нецелевое) использование земельного участка.
4.2. В случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2) (при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и истечении срока действия разрешения на строительство, а также в случае выявления Комитетом государственного строительного надзора города Москвы фактов проведения на земельных участках работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных и строительных норм и правил):
4.2.1. Комитет государственного строительного надзора города Москвы:
4.2.1.1. В 5-дневный срок:
1) осуществляет привлечение застройщика к ответственности за совершение административного правонарушения;
2) выдает лицу, осуществляющему строительство (реконструкцию), предписание об устранении выявленных нарушений с установлением срока для устранения нарушений;
3) с момента выявления факта продолжения работ до составления актов об устранении выявленных недостатков при строительстве (реконструкции) обращается в суд с требованием о привлечении лица, осуществляющего строительство (реконструкцию), к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности указанного лица.
4.2.1.2. Осуществляет помимо указанных в пункте 4.2.1.1 настоящего Положения иные необходимые мероприятия, направленные на пресечение проведения работ, указанных в пункте 4.2 настоящего Положения.
4.2.2. Комитет государственного строительного надзора города Москвы в 2-дневный срок после устранения указанных нарушений уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
4.2.3. В случае, если в результате проведения мероприятий, указанных в пункте 4.2.1 настоящего Положения, работы по строительству (реконструкции) не приостановлены, а выявленные при строительстве (реконструкции) недостатки не устранены, в том числе в связи с отказом суда в удовлетворении требований Комитета государственного строительного надзора города Москвы, указанных в подпункте 3 пункта 4.2.1.1 настоящего Положения, Мосгосстройнадзор в 2-дневный срок с момента вынесения судебного акта об отказе в удовлетворении указанных требований направляет его копию с приложением иных документов, касающихся соответствующего строительства (реконструкции), в Департамент городского имущества города Москвы и осуществляет мероприятия, предусмотренные законодательством, направленные на отмену данного судебного акта, незамедлительно направляя копии соответствующих судебных актов в Департамент городского имущества города Москвы.
4.3. В случае получения акта о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости (пункт 3.3.3), а также в случае получения от Комитета государственного строительного надзора города Москвы копии судебного акта об отказе в удовлетворении требований Мосгосстройнадзора, указанных подпункте 3 пункта 4.2.1.1 настоящего Положения (пункт 4.2.3):
Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 г. N 334-ПП в пункт 4.3.1 настоящего приложения внесены изменения
4.3.1. Департамент городского имущества города Москвы при наличии всех необходимых документов в 10-дневный срок направляет в суд исковое заявление с требованиями о признании указанного объекта самовольной постройкой, ее сносе, освобождении земельного участка, признании права собственности отсутствующим, о признании права собственности города Москвы на самовольную постройку, в том числе ходатайства о назначении судебной экспертизы в отношении самовольной постройки с целью установления, не создает ли сохранение самовольной постройки угрозу жизни и здоровью граждан.
4.3.2. В случае, если по результатам экспертизы будет установлено, что сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан Департамент городского имущества города Москвы незамедлительно уточняет заявленные требования требованием о признании права собственности города Москвы на самовольную постройку.
В случае, если по результатам экспертизы будет установлено, что сохранение постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан Департамент городского имущества города Москвы незамедлительно уточняет заявленные требования требованием о сносе самовольной постройки, освобождении земельного участка и признании права собственности отсутствующим и заявляет требование о предоставлении истцу права сноса с привлечением соответствующего государственного учреждения города Москвы самовольной постройки (освобождения земельного участка) за счет ответчика в случае неисполнения судебного акта в течение месяца с момента его вступления в законную силу.
4.3.3. При удовлетворении судом требований о признании права собственности города Москвы на самовольную постройку Департамент городского имущества города Москвы в 45-дневный срок осуществляет государственную регистрацию права собственности города Москвы.
4.3.4. При удовлетворении судом требований о сносе самовольной постройки Департамент городского имущества города Москвы направляет в 2-дневный срок копию судебного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы для обеспечения в 30-дневный срок с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, проведения мероприятий по сносу самовольной постройки, а также обеспечения осуществления благоустройства освобожденной территории.
Департамент городского имущества города Москвы либо государственные учреждения города Москвы, осуществившие снос самовольных построек (освобождение земельных участков) при наличии соответствующего решения Департамента городского имущества города Москвы, обеспечивают взыскание с ответчика расходов, понесенных при проведении работ по сносу самовольных построек (освобождению земельных участков).
5. После завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 4.1 настоящего Положения, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 3-дневный срок проводится проверка результатов пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка, по результатом которой составляет один из следующих актов:
5.1. Акт о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае завершения проведения мероприятий, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения.
5.2. Акт о неподтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае незавершения проведения мероприятий, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, с направлением копии акта в Департамент городского имущества города Москвы.
6. В случае получения акта о неподтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка Департамент городского имущества города Москвы проводит совместно с префектурой соответствующего административного округа города Москвы и Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы выездную проверку, по результатам которой составляется один из следующих трехсторонних актов:
6.1. Акт о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае завершения проведения мероприятий, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения.
6.2. Акт о не подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае незавершения проведения мероприятий, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, при составлении которого префектура соответствующего административного округа города Москвы в 5-дневный срок обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Департамент городского имущества города Москвы и Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В 3-дневный срок после получения указанного "уведомления Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проводит проверку результатов пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка и в случае завершения проведения мероприятий, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, составляет Акт о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
7. Префектура административного округа города Москвы определяет перечень площадок для хранения имущества, находившегося на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании.
III. Обеспечение хранения имущества, находившегося на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании
8. Правообладатель имущества, находившегося на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании (далее - предмет хранения), в целях возврата ему указанного имущества, находящегося на хранении, обращается с заявлением в префектуру административного округа города Москвы.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие принадлежность предмета хранения правообладателю (документы, подтверждающие наличие права собственности на предмет хранения, а также иные документы - по желанию правообладателя).
9. Префектура административного округа города Москвы в течение 30 дней с даты получения от правообладателя предмета хранения заявления и комплекта документов, указанных в абзаце втором пункта 8 настоящего Положения, принимает решение о возврате предмета хранения либо об отказе в возврате предмета хранения и информирует правообладателя о принятом решении.
Основаниями для отказа в возврате предмета хранения являются непредставление правообладателем документов, подтверждающих принадлежность предмета хранения правообладателю (наличие права собственности правообладателя на предмет хранения), и (или) представление документов, содержащих недостоверные сведения.
10. В случае принятия префектурой административного округа города Москвы решения о возврате предмета хранения правообладатель предмета хранения в течение 7 рабочих дней по окончании срока, указанного в пункте 9 настоящего Положения, обязан принять предмет хранения по акту приема-передачи.
11. В случае если в течение 2 месяцев с даты передачи предмета хранения на хранение префектурой административного округа города Москвы не принято решение о возврате правообладателю предмета хранения либо если в срок, предусмотренный пунктом 10 настоящего Положения, правообладатель объекта не принял предмет хранения по акту приема-передачи, соответствующий предмет хранения подлежит включению в перечень бесхозяйных вещей, формируемый префектурой соответствующего административного округа города Москвы и публикуемый на официальном сайте префектуры в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По истечении 5 лет с момента опубликования указанного перечня бесхозяйных вещей, префектура административного округа города Москвы обеспечивает оформление права собственности города Москвы на соответствующее бесхозяйное имущество.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.