Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по проведению экспертизы проектов
государственных программ
города Москвы
Вопросы экспертизы проекта государственной программы
Нормативные правовые акты, ссылки на которые содержатся в вопросах:
1. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 04.03.2011 N 56-ПП (далее - Порядок)
2. Методические указания по разработке и реализации государственных программ города Москвы, утв. приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 17.04.2012 N 29-ПР/61-ГП (далее - МУ)
N п/п |
Вопрос экспертизы |
Ответ (да/ нет/ *(2)) |
Исполнитель *(3) |
Пункт заключения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общая часть | ||||
1. |
Соответствует ли проект программы полномочиям, задачам и функциям города Москвы? (Является ли целевым предлагаемое использование бюджетных средств и (или) имущества города Москвы?) |
|
|
|
2. |
Соответствует ли проект программы основополагающим программно-плановым документам? (подп. 1 п. 6, п. 18 и 19 МУ) |
|
|
|
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года? |
|
|
|
|
- посланию Президента РФ Федеральному Собранию РФ? |
|
|
|
|
- стратегии развития соответствующей отрасли, иным стратегическим документам, утвержденным Президентом РФ, Правительством РФ, Правительством Москвы?*(4) |
|
|
|
|
- Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года?*(5) |
|
|
|
|
- федеральной программе в данной отрасли? |
|
|
|
|
- Генеральному плану города Москвы? |
|
|
|
|
- направлениям, предусмотренным перечнем госпрограмм, утвержденным Правительством Москвы (п. 13 Порядка)? |
|
|
|
|
3. |
Соответствует ли проект программы требованиям к соответствующим видам деятельности? |
|
|
|
3.1. |
законам РФ, в т.ч.: |
|
|
|
- специальным НПА по данной отрасли, |
|
|
|
|
- законодательству о закупках для государственных нужд*(6) |
|
|
|
|
3.2. |
законам и правовым актам города Москвы, в т.ч.: |
|
|
|
- специальным НПА по данной отрасли, |
|
|
|
|
- НПА по вопросам предоставления субсидий |
|
|
|
|
4. |
Полно ли раскрыта проблема, на решение которой направлена программа? |
|
|
|
4.1. |
Все ли значимые составляющие проблемной ситуации рассмотрены, в т.ч.: |
|
|
|
- характеристика текущего состояния с основными показателями уровня развития соответствующей отрасли экономики и социальной сферы города Москвы (п. 17 МУ) |
|
|
|
|
- основные проблемы соответствующей отрасли экономики и социальной сферы города Москвы (подп. 2 п. 10 Порядка, подп. 1 п. 10.2, п. 17 МУ) |
|
|
|
|
- состояние рынка услуг (товаров, работ), оказываемых (осуществляемых, реализуемых) организациями различных форм собственности, включая состояние сети указанных организаций, их ресурсное обеспечение (кадровое, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение) (подп. 2 п. 10 Порядка, подп. 1 п. 10.2 МУ) |
|
|
|
|
- прогноз развития социально-экономической ситуации в сфере реализации программы (подп. 4 п. 10 Порядка, п. 17 МУ) |
|
|
|
|
- анализ рисков реализации программы (п. 17 МУ) |
|
|
|
|
- характеристика итогов реализации городской политики в сфере реализации программы*(7) (п. 17 МУ) |
|
|
|
|
- оценка потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений (п. 17 МУ) |
|
|
|
|
4.2. |
Соответствует ли рассматриваемая предметная ситуация программы принципу наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития города Москвы? (подп. 2 п. 6 МУ) |
|
|
|
4.3. |
Являются ли обозначенные в проекте программы проблемы противоречием между желаемым и текущим состоянием сферы реализации программы (подп. 5 п. 2 МУ) |
|
|
|
5. |
Корректно ли определены цели и ожидаемые результаты программы? |
|
|
|
5.1. |
Соответствуют ли цели программы приоритетам государственной политики в сфере реализации программы (в части городской политики - п. 19 МУ) |
|
|
|
5.2. |
Соответствуют ли цели программы поставленным в ней проблемам? |
|
|
|
5.3. |
Выражены ли цели программы в конкретной измеримой форме (п. 20 МУ) (все ли цели или элементы единственной цели конкретизированы целевыми показателями (индикаторами) или ожидаемыми результатами)? |
|
|
|
Отсутствует ли в формулировке цели описание путей, средств, методов достижения? (п. 21 МУ) |
|
|
|
|
5.4. |
Определены ли этапы достижения целей с определением промежуточных показателей (подп. 5 п. 10 Порядка), сроки достижения ожидаемых результатов (п. 16 МУ) |
|
|
|
5.5. |
Приведено ли обоснование состава и значений целевых индикаторов и показателей для каждого из этапов реализации программы и оценка влияния внешних факторов на их достижение? (подп. 10 п. 10 Порядка, п.п. 28 и 31 МУ) |
|
|
|
5.6. |
Выделены ли в программе конечные и непосредственные ожидаемые результаты? (подп. 3 п. 6 МУ) |
|
|
|
5.7. |
Приведены ли ожидаемые результаты программы в конкретной измеримой форме? (подп. 3 п. 6 МУ) |
|
|
|
5.8. |
Приведены ли стартовые значения ожидаемых результатов? |
|
|
|
Приведены ли стартовые значения показателей (индикаторов)? (табл. 1 МУ) |
|
|
|
|
5.9. |
Все ли необходимые ожидаемые результаты и целевые показатели (индикаторы) предусмотрены: |
|
|
|
- учитывают ли целевые показатели (индикаторы) программы показатели для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ?*(8) (п. 25 МУ) |
|
|
|
|
- учитывают ли целевые показатели (индикаторы) программы показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления?*(9) |
|
|
|
|
- соответствуют ли ожидаемые результаты и (или) целевые индикаторы требованиям к программам данного вида (установленным законами РФ или города Москвы, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ)? |
|
|
|
|
- предусмотрена ли оценка уровня удовлетворенности потребителей объемом и качеством государственных услуг (работ)? (п. 27 МУ) |
|
|
|
|
5.10. |
Отражают ли целевые показатели (индикаторы) программы ожидаемое изменение состояния соответствующей отрасли (сферы), включая изменение состояния рынка услуг (товаров, работ), оказываемых (осуществляемых, реализуемых) организациями различных форм собственности, в т.ч. состояния сети указанных организаций, их ресурсного обеспечения (кадрового, финансового, материально-технического и т.д.)? (подп. 9 п. 10 Порядка, п. 25 МУ) |
|
|
|
5.11. |
Соответствуют ли показатели (индикаторы) требованиям (рекомендациям): (п. 26 МУ) |
|
|
|
- адекватности (характеризуют достижение цели или решение задачи очевидным образом и охватывают все существенные аспекты), |
|
|
|
|
- объективности (соответствуют реальному изменению ситуации, не стимулируют исполнителей к искажению результатов), |
|
|
|
|
- экономичности и сопоставимости (основаны на существующих процедурах сбора данных, соответствуют международной практике), |
|
|
|
|
- достоверности (способ сбора и обработки исходной информации допускает возможность независимой проверки точности данных), |
|
|
|
|
- однозначности (обеспечивают одинаковое понимание существа специалистами и конечными потребителями) |
|
|
|
|
5.12. |
Соответствует ли формат ожидаемых результатов, целевых показателей (индикаторов) формату статистической отчетности? |
|
|
|
5.13. |
Предусмотрен ли специальный механизм сбора и проверки достоверности информации о достижении целей и выполнении задач программы, не входящих в официальную статистическую отчетность? |
|
|
|
5.14. |
Приведены ли в описании ожидаемых конечных результатов положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах? (п. 31 МУ) |
|
|
|
6. |
Корректно ли определены задачи, подпрограммы и участники программы? |
|
|
|
6.1. |
Являются ли задачи программы необходимыми и достаточными для достижения ее целей? (п. 23 МУ) |
|
|
|
6.2. |
Имеются ли показатели (индикаторы), характеризующие решение задач? (подп. 9 п. 10 Порядка, п. 24 и 27 МУ) |
|
|
|
6.3. |
Увязаны ли показатели подпрограмм с показателями программы? (п. 28 МУ) |
|
|
|
6.4. |
Все ли необходимые участники программы предусмотрены? Имеются ли у участников программы достаточные полномочия для достижения целей программы? (подп. 6 п. 6 МУ) |
|
|
|
7. |
Мероприятия программы |
|
|
|
7.1. |
Соответствуют ли программные мероприятия целям и задачам программы (не выходят за их пределы)? |
|
|
|
7.2. |
Приведены ли мероприятия, которые необходимо реализовать для решения каждой из составляющих цели программы; для решения каждой из задач программы? |
|
|
|
Конкретны ли программные мероприятия (ясны ли виды и объемы работ)? |
|
|
|
|
Указаны ли ожидаемые результаты программных мероприятий? (подп. 7 п. 10 Порядка, п. 45 МУ) Например, для мероприятий по приобретению имущества - указаны ли его получатели, есть ли показатели изменения оснащенности государственных учреждений и предприятий? |
|
|
|
|
Указаны ли исполнители (п. 45 МУ) - однозначно ли ясно, какой орган исполнительной власти города Москвы несет ответственность за выполнение мероприятия? |
|
|
|
|
7.3. |
Есть ли по мероприятиям инвестиционного характера адресный перечень объектов, подлежащих проектированию, строительству (реконструкции), капитальному ремонту или укрупненный перечень по типам и функциональному назначению объектов? (п. 33 МУ) |
|
|
|
7.4. |
Указаны ли сроки, в которые планируется провести программные мероприятия? (подп. 7 п. 10 Порядка) |
|
|
|
7.5. |
Все ли мероприятия, по которым предусмотрено выделение бюджетных средств, должны финансироваться за счет бюджета города Москвы? (Нет ли бюджетного финансирования потребностей частных лиц, задач и функций Российской Федерации, иного субъекта РФ, органов местного самоуправления?) Соблюдено ли требование минимизации финансового обеспечения программы за счет средств бюджета города Москвы? (п. 37 МУ) Если есть - указывается сумма предлагаемого программой избыточного расходования бюджетных средств. |
|
|
|
7.6. |
Отсутствует ли дублирование в тексте программы? (т.е. случаи, при которых в программе несколько раз указывается на необходимость выделения бюджетных средств по одним и тем же мероприятиям в один и тот же промежуток времени)*(10)? (п. 32 МУ) Если есть - указывается сумма предлагаемого программой избыточного расходования бюджетных средств. |
|
|
|
7.7. |
Соответствуют ли программные мероприятия компетенции государственного заказчика? |
|
|
|
7.8. |
Приведена ли информация о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием источников финансирования и КБК для средств бюджета города Москвы)? (подп. 11 п. 10 Порядка, п. 39 МУ) |
|
|
|
7.9. |
Завышение стоимости программных мероприятий отсутствует? Если есть - указывается сумма предлагаемого программой избыточного расходования бюджетных средств и приводится обоснование такой оценки |
|
|
|
7.10. |
Увязаны ли между собой мероприятия программы по срокам и ресурсам? Если нет, необходимо указать - в чем несогласованность, неувязка |
|
|
|
7.11. |
Оптимально ли выбраны программные мероприятия? (отсутствие или наличие возможности достижения целей, выполнения задач программы за счет реализации иных мероприятий - более результативных, менее затратных и (или) сопровождающихся меньшими побочными отрицательными эффектами)*(11) |
|
|
|
7.12. |
Для мероприятий по оказанию финансовой помощи гражданам или организациям - имеются ли НПА, регламентирующие ее предоставление? |
|
|
|
7.13. |
Четко ли и корректно ли определены государственные задания в рамках проекта программы? (есть ли прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации программы в случае оказания государственными учреждениями города Москвы государственных услуг юридическим и (или) физическим лицам (подп. 1 п. 11 Порядка, подп. 5 п. 10.2, подп. 5 п. 42.2, п. 48 МУ)) |
|
|
|
7.14. |
Полно ли определены государственные задания в рамках проекта программы (все ли работы, услуги охвачены)? |
|
|
|
7.15. |
Обоснованы ли объемы финансирования публичных расходных обязательств? (п. 50 и табл. 8 МУ) |
|
|
|
8. |
Нормативно-правовое регулирование, инструменты государственной политики |
|
|
|
8.1. |
Заложены ли в программу меры правового регулирования, необходимые*(12) и целесообразные для достижения ее целей (ожидаемых результатов)? (подп. 4 п. 6 МУ) |
|
|
|
8.2. |
Конкретны ли меры правового регулирования (приведены ли основные положения нормативных правовых актов)? (табл. 4 МУ) |
|
|
|
8.3. |
Обоснованы ли предусмотренные программой меры правового регулирования? (подп. 8 п. 10 Порядка, п. 47 МУ) |
|
|
|
8.4. |
Определены ли сроки принятия НПА? (подп. 8 п. 10 Порядка, табл. 4 МУ) |
|
|
|
8.5. |
Конкретны ли меры государственного регулирования, в том числе - приведены ли объемы выпадающих доходов бюджета? (п. 46 и табл. 3, 3а, 3б МУ) |
|
|
|
8.6. |
Целесообразно ли предлагаемое использование налоговых, тарифных, кредитных и иных инструментов (является ли оно более предпочтительным по отношению к прямым расходам бюджетных средств)? |
|
|
|
8.7. |
Целесообразно ли предлагаемое предоставление субсидий юридическим лицам (всех организационно-правовых форм): |
|
|
|
- не является ли оно подменой госзаказа? |
|
|
|
|
- не является ли оно нарушением конкурентной среды?*(13) |
|
|
|
|
8.8. |
Есть ли обоснование применения налоговых, тарифных, кредитных и иных инструментов, предоставления субсидий юридическим лицам и (или) физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг? (подп. 2 п. 11 Порядка, п. 46 МУ) |
|
|
|
9. |
Финансирование программы |
|
|
|
9.1. |
Четко ли определены финансовые потребности программы (с расшифровкой по ГРБС, подпрограммам)? (подп. 11 п. 10 Порядка, п. 39 МУ) Указаны ли конкретные суммы? |
|
|
|
Приведены ли (полные) данные по финансированию программы за счет иных источников помимо бюджета города Москвы? (подп. 4 п. 11 Порядка, п. 40 МУ) |
|
|
|
|
Учтены ли (в полном объеме) выпадающие доходы бюджета города Москвы? (см. п. 8.5 настоящего перечня) |
|
|
|
|
9.2. |
Приведено ли обоснование ресурсов, необходимых для реализации программы? (подп. 2 п. 15, подп. 7 п. 42.2, п. 49 МУ) |
|
|
|
9.3. |
Отсутствуют ли расходы на содержание аппаратов органов исполнительной власти? (п. 51 МУ) |
|
|
|
9.4. |
По всем ли участникам программы (ГРБС) предусмотрено финансирование из бюджета города Москвы? |
|
|
|
9.5. |
Имеется ли увеличение финансирования за счет средств бюджета города Москвы по заложенным в проект программы направлениям деятельности, учитывающее или превышающее инфляцию?*(14) (п. 39 МУ) |
|
|
|
9.6. |
Имеется ли подтверждение выделения средств из иных источников помимо бюджета города Москвы? |
|
|
|
10. |
Оценка эффективности программы |
|
|
|
10.1. |
Приведена ли система показателей (методика) оценки результативности программы? (подп. 13 п. 10 Порядка, подп. 8 п. 10.2 МУ) Соответствует ли она программе (полна, адекватна, ...)? |
|
|
|
10.2. |
Приведена ли система показателей (методика) оценки эффективности программы? (подп. 14 п. 10 Порядка, подп. 8 п. 10.2 и 35 МУ) Соответствует ли она программе (полна, адекватна, ...)? |
|
|
|
10.3. |
Предусмотрена ли оценка вклада программы в изменение ситуации (достижение заявленных ожидаемых результатов, целевых показателей (индикаторов))? |
|
|
|
Приведены ли критерии экономической эффективности программы, учитывающие оценку ее вклада в экономическое развитие города Москвы, оценку влияния ожидаемых результатов программы на различные сферы экономики города? (подп. 1 п. 12 Порядка) |
|
|
|
|
Приведены ли критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад программы в социальное развитие города Москвы? (подп. 2 п. 12 Порядка) |
|
|
|
|
11. |
Достоверность и непротиворечивость данных, приведенных в проекте программы |
|
|
|
11.1. |
Соответствуют ли данные, приведенные в проекте программы, данным статистики? |
|
|
|
11.2. |
Соответствуют ли данные, приведенные в проекте программы, данным иных источников (докладов органов исполнительной власти РФ и города Москвы, постановлений Правительства Москвы и др.)? |
|
|
|
11.3. |
Отсутствуют ли противоречия, несогласованности: |
|
|
|
- в проекте программы, |
|
|
|
|
- между проектом программы и представленными с ним материалами? |
|
|
|
|
12. |
Прозрачность, четкость программы, возможность реальных контроля и оценки выполнения |
|
|
|
12.1. |
Однозначно ли ясно, что, кем, когда и за какие средства должно быть сделано? |
|
|
|
12.2. |
Однозначно ли ясно, что ожидается в качестве непосредственных и конечных (социальных) результатов реализации программы? |
|
|
|
Специальная часть | ||||
90. |
Специальные вопросы в части территориального развития |
|
|
|
90.1. |
Определены ли значения ожидаемых результатов и показателей (индикаторов) программы в разрезе административных округов и районов города? |
|
|
|
91. |
Специальные вопросы в части информатизации |
|
|
|
91.1. |
Достаточно ли обоснована в проекте программы необходимость создания предлагаемых информационных систем и ресурсов (далее - ИСиР)? |
|
|
|
91.2 |
Отсутствует ли возможность решения задач (или части задач), поставленных перед предлагаемыми к созданию ИСиР, посредством действующих или создаваемых в настоящее время ИСиР (непосредственно, либо путем расширения их функционала)? |
|
|
|
91.3. |
Достаточен ли планируемый функционал ИСиР для решения поставленных перед ними задач? |
|
|
|
91.4. |
Целесообразна ли реализация ИСиР в предлагаемой структуре (например, нет ли необоснованного дробления на несколько отдельных систем)? |
|
|
|
92. |
Специальные вопросы в части строительства |
|
|
|
92.1. |
Есть ли необходимая документация (проектная и разрешительная) для работ по строительству и реконструкции, запланированных на первый год реализации программы? |
|
|
|
92.2. |
Согласуются ли запланированные работы по проектированию и оформлению разрешений с запланированными работами по строительству и реконструкции? |
|
|
|
92.3. |
Все ли ранее начатые и незавершенные объекты в сфере программы учтены в проекте программы? |
|
|
|
93. |
Специальные вопросы в части разработки программы |
|
|
|
93.1. |
Привлекались ли сторонние организации к разработке проекта программы (с учетом подпрограмм) - по данным ЕАИСТ по органу исполнительной власти города Москвы, определенному ответственным исполнителем (координатором) программы? Если да - указывается сумма расходов бюджетных средств, приводятся данные по государственным контрактам*(15) |
|
|
|
93.2. |
Не являются ли организации, привлеченные к разработке проекта программы, заинтересованными в ней (потенциальными исполнителями программы)?*(16) |
|
|
|
100. |
Кроме приведенных выше вопросов - отмечайте все, что считаете интересным, важным, полезным! |
|
|
|
Сокращения:
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств;
КБК - код бюджетной классификации;
НПА - нормативный правовой акт
РФ - Российская Федерация.
<< Назад |
||
Содержание Методические рекомендации по проведению экспертизы проектов государственных программ города Москвы (утв. приказом Контрольно-счетной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.