Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июля 2009 г. N 9841/05
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Нешатаевой Т.Н., судей Бабкина А.И., Сарбаша С.В.,
рассмотрела в судебном заседании заявление Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ул. В. Подшибякина, д. 51, г. Салехард, 629001; далее - управление) от 18.06.2009 N 04-20/06603 о пересмотре в порядке надзора постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по делу Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-2751/3477А-04 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.03.2009 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энерготехгрупп" (ул. Марата, д. 80, лит. "Б", г. Санкт-Петербург, 191119; далее - общество) к управлению о признании незаконным решения от 16.04.2004 N 10 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость по налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2003 года в сумме 6 079 360 рублей.
Суд установил:
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.11.2004 заявленное обществом требование удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.01.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.04.2005 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2005 решение суда первой инстанции, постановления суда апелляционной и кассационной инстанций отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа для исследования и оценки всех имеющихся доказательств по делу, в том числе доводов управления, в их совокупности и взаимосвязи.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.04.2006 обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 решение суда первой инстанции от 10.04.2006 отменено, заявленное обществом требование удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.03.2009 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
Суды установили, что: обществом в инспекцию представлен полный пакет документов в соответствии с требованиями статьей 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс); управление не представило доказательств отсутствия у общества экономической выгоды от совершенной внешнеэкономической сделки; вступившим в законную силу судебными актами по делу N А81-6397/2005 судами признана законность налоговых вычетов в период с апреля по октябрь 2003 года, в том числе и за оспариваемый период.
В заявлении о пересмотре постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора управление просит их отменить, ссылаясь на нарушение арбитражными судами единообразия в толковании и применении норм права, и оставить в силе решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.04.2006.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на следующие доводы: представленные обществом и его контрагентами налоговые декларации не содержат данных об экономической выгоде совершенных операций; сделки, заключенные между ними, носят формальный характер и направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды; контрагенты общества не уплатили налог на добавленную стоимость в бюджет; иностранному контрагенту общества не присваивался федеральный идентификационный код налогоплательщика; суды не дали оценку совокупности взаимосвязанных доводов управления о фиктивности хозяйственных операций, связанных с производством, поставкой и экспортом товара и их документального оформления.
Суд, рассмотрев доводы заявителя и содержание оспариваемых актов, установил, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций сделаны с учетом норм действующего материального и процессуального права.
Положениями статей 165, 171, 172 Кодекса установлен порядок и условия подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета и применения налоговых вычетов.
Из содержания оспариваемых судебных актов следует, что общество вместе с налоговой декларацией в управление представило полный пакет документов, предусмотренный требованиями статьи 165 Кодекса: копию контракта от 08.04.2003 N 7 между обществом и фирмой "Longford Commercial LLC" на поставку 1 200 кг иттербия трехфтористого, выписку ЗАО "Сити Инвест банк" от 23.10.2003 о поступлении валютной выручки на расчетный счет общества; грузовую таможенную декларацию, паспорт сделки, международную авиационную грузовую накладную с отметками Пулковской таможни о выпуске товара за пределы Российской Федерации.
Помимо этого в обоснование правомерности применения налогового вычета обществом также были представлены документы в соответствии с требованиями статьи 172 Кодекса: договор поставки сырья с ООО "Петроимпорт" от 02.04.2003 N 030402, счет-фактуру от 15.10.2003 N 20, акт приема-передачи продукции от 15.10.2003 N 20, накладную от 15.10.2003 N 20 и платежные документы, подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость при приобретении товара.
Факт представления данных документов управлением не оспаривался.
Не может быть принят судом во внимание довод управления о том, что не установлен иностранный контрагент общества из-за отсутствия у него федерального идентификационного кода налогоплательщика.
Как следует из содержания оспариваемых судебных актов, согласно Удостоверению секретаря штата Орегон (США) от 17.11.2003 им был удостоверен 11.05.2001 факт регистрации компании "Longford Commercial LLC" в соответствии с Законом о компаниях с ограниченной ответственностью штата Орегон и внесения данной компании в списки Отдела корпораций с 11.05.2001.
Однако, регистрация компании "Longford Commercial LLC" была признана недействительной с 12.07.2002 с последующим восстановлением регистрации компании.
Между тем, при восстановлении регистрации компании на территории штата Орегон (США) ее правоспособность считается непрерывной, и, следовательно, все сделки, совершенные данной компанией до момента восстановления регистрации, признаются действительными. Также эта компания, зарегистрированная в форме LLC (компания с ограниченной ответственностью) на территории США и не осуществляющая на ее территории своей деятельности, не должна сдавать налоговую отчетность и получать федеральный индивидуальный номер.
Таким образом, суды правомерно установили факт наличия действительных договорных отношений между обществом и иностранной компанией.
Доводы управления о том, что сделки, заключенные между обществом, его контрагентами и субпоставщиками не имеют экономической выгоды, носят формальный характер и направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды, также не могут быть приняты судом во внимание.
На основании пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
При этом Кодекс не связывает право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета с наличием или отсутствием экономической выгоды от сделки для экспортера, а также его ответственностью за действия субпоставщиков.
Из содержания оспариваемых судебных актов следует, что утверждение управления об убыточности сделки опровергается представленным отчетом о прибылях и убытках, где прибыль общества по внешнеэкономической сделке составила 2 286 129 рублей 11 копеек, по экспорту партии в октябре 2003 года - 107 471 рубль 14 копеек. Управлением не представлены доказательства того, что сделки общества, его поставщика и субпоставщиков привели к нерыночному ценообразованию и необоснованному завышению налога, подлежащего возмещению из бюджета.
Судами также дана оценка и иным документам, имеющимся в материалах дела, подтверждающим факт производства поставщиком общества товара - иттербия трехфтористого, направление его обществом на экспорт и перечисление обществом и его поставщиком налога на добавленную стоимость в бюджет.
Кроме того, согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из содержания оспариваемых судебных актов следует, что по делу N А81-6397/2005 вступившим в законную силу постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу от 04.11.2005 N 18 ТСД/к, принятое по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 01.11.2001 по 31.12.2003, и касавшегося, в том числе, обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогообложению товаров (работ, услуг), вывезенных в режиме экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации в период с апреля по октябрь 2003 года. Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.08.2008 указанный судебный акт оставлен в силе и в порядке надзора не отменен.
Изложенные инспекцией доводы был предметом рассмотрения в судах апелляционной и кассационной инстанций. Их переоценка не относится к компетенции суда надзорной инстанции, установленной в части 2 статьи 292, статье 304, части 4 статьи 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Рассмотрев представленные документы, изучив изложенные в заявлениях доводы, судебные акты, суд пришел к выводу об отсутствии названных оснований.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А81-2751/3477А-04 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа для пересмотра в порядке надзора постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по делу N А81-2751/3477А-04 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.03.2009 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Т.Н. Нешатаева |
Судья |
А.И. Бабкин |
Судья |
С.В. Сарбаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июля 2009 г. N 9841/05
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А81-6397/2005
Истец: общество с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОТЕХГРУПП"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по ЯНАО
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Энерготехгрупп", общество с ограниченной ответственностью "Петроимпорт", общество с ограниченной ответственностью "Лада Строй", общество с ограниченной ответственностью "Инфоприн", общество с ограниченной ответственностью "Интер Трест", Закрытое акционерное общество "Сити Инвест Банк"
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4668/2008
29.12.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-791/2007
19.11.2008 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-791/07
05.08.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N 9090-А81-41
14.04.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-791/2007
05.02.2008 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-791/07
17.12.2007 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-791/07
16.10.2007 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-791/07
14.09.2007 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-791/07
12.09.2007 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-791/07
15.08.2007 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-791/07
09.07.2007 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-791/07