• ДОКУМЕНТ

Приложение. Методические рекомендации по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

Приложение
к приказу Минюста РФ
от 31 мая 2012 г. N 88

 

Методические рекомендации
по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

 

I. Общие положения

 

1. Методические рекомендации по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований разработаны в целях использования при организации работы территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации по государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее - государственная регистрация).

2. Правовую основу государственной регистрации составляют:

Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (ч. I), ст. 3108; 2007, N 43, ст. 5084; 2011, N 48, ст. 6730);

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2004, N 25, ст. 2484, N 33, ст. 3368; 2005, N 1 (ч. I), ст. 9, 12, 17, 25, 37, N 17, ст. 1480, N 27, ст. 2708, N 30 (ч. I), ст. 3104, 3108, N 42, ст. 4216, 2006, N 1, ст. 9, 10, 17, N 6, ст. 636, N 8, ст. 852, N 23, ст. 2380, N 30, ст. 3296, N 31 (ч. I), ст. 3427, 3452, N 43, ст. 4412, N 49 (ч. I), ст. 5088, N 50, ст. 5279; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, N 10, ст. 1151, N 18, ст. 2117, N 21, ст. 2455, N 25, ст. 2977, N 26, ст. 3074, N 30, ст. 3801, N 43, ст. 5084, N 45, ст. 5430, N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 24, ст. 2790, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 48, ст. 5517, N 49, ст. 5744, N 52 (ч. I), ст. 6229, 6236; 2009, N 19, ст. 2280, N 48, ст. 5711, 5733, N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1736, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4160, 4206, N 40, ст. 4969, N 45, ст. 5751, N 49, ст. 6409, N 49, ст. 6411; 2011, N 1, ст. 54, N 13, ст. 1685, N 17, ст. 2310, N 19, ст. 2705, N 29, ст. 4283, N 30 (ч. I), ст. 4572, 4590, 4591, 4594, 4595, N 31, ст. 4703, N 48, ст. 6730, N 49 (ч. I), ст. 7039, N 49 (ч. V), ст. 7070, N 50, ст. 7353);

Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52 (ч. III), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975, N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. II), ст. 909, N 29 (ч. I), ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368; N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, 2930; N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990);

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 146 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России от 22.05.2009 N 13985) с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 01.04.2010 N 76 (зарегистрирован Минюстом России 08.04.2010, регистрационный N 16826); от 15.04.2010 N 91 (зарегистрирован Минюстом России 21.04.2010, регистрационный N 16948), от 27.09.2010 N 237 (зарегистрирован Минюстом России 19.10.2010, регистрационный N 18756); от 24.01.2011 N 23 (зарегистрирован Минюстом России 17.02.2011, регистрационный N 19872); от 19.09.2011 N 314 (зарегистрирован Минюстом России 27.09.2011, регистрационный N 21904); от 16.12.2011 N 430 (зарегистрирован Минюстом России 21.12.2011, регистрационный N 22715) (далее - приказ Минюста России от 21.05.2009 N 146);

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 22.05.2009, регистрационный N 13984) с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 01.04.2010 N 76 (зарегистрирован Минюстом России 08.04.2010, регистрационный N 16826); от 15.04.2010 N 91 (зарегистрирован Минюстом России 21.04.2010, регистрационный N 16948), от 27.09.2010 N 237 (зарегистрирован Минюстом России 19.10.2010, регистрационный N 18756); от 24.01.2011 N 23 (зарегистрирован Минюстом России 17.02.2011, регистрационный N 19872); от 19.09.2011 N 314 (зарегистрирован Минюстом России 27.09.2011, регистрационный N 21904) (далее - приказ Минюста России от 21.05.2009 N 147);

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.07.2009 N 203 "Об утверждении форм свидетельств о государственной регистрации устава муниципального образования" (зарегистрирован Минюстом России 23.07.2009, регистрационный N 14394).

3. Государственная регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации осуществляется главными управлениями (управлениями) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации*(1) (далее - территориальные органы).

При необходимости к проведению проверки уставов муниципальных образований (далее - устав, уставы), муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы (далее - муниципальный правовой акт, муниципальные правовые акты) могут быть привлечены подразделения центрального аппарата Минюста России и учреждения Минюста России.

4. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" решение о государственной регистрации устава и муниципального правового акта принимается в 30-дневный срок со дня его представления для государственной регистрации.

5. Государственная регистрация включает проверку соблюдения установленного Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядка принятия устава, муниципального правового акта; проверку устава, муниципального правового акта на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; проведение антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта; присвоение государственного регистрационного номера уставу, муниципальному правовому акту; выдачу свидетельства о государственной регистрации устава; отказ в государственной регистрации устава, муниципального правового акта; включение соответствующих сведений (записи) в государственный реестр уставов муниципальных образований*(2).

6. Должностные обязанности по осуществлению государственной регистрации рекомендуется закрепить в должностном регламенте федерального государственного гражданского служащего территориального органа, осуществляющего проведение государственной регистрации уставов, муниципальных правовых актов.

 

II. Принятие устава муниципального образования на рассмотрение

 

7. Для государственной регистрации устава в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" главой муниципального образования в территориальный орган направляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе (дискете, CD-R, флэш-накопителе):

устав муниципального образования;

решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав;

сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава, сведения о результатах публичных слушаний по проекту устава.

8. Для регистрации муниципального правового акта в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" направляются:

решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта (муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав);

новая редакция положений устава с внесенными в них изменениями;

протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;

сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта, сведения о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

9. Устав и муниципальный правовой акт представляются с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан)*(3).

10. Сведения об опубликовании (обнародовании) проекта устава, муниципального правового акта, в том числе зарегистрированного устава и муниципального правового акта, могут содержаться в информационном письме об опубликовании (обнародовании) и (или) непосредственно в самом источнике официального опубликования (газета или сборник).

11. Для учета документов, представленных на государственную регистрацию, ведется Книга регистрации уставов.

Образец Книги регистрации уставов приведен в приложении N 1.

12. Необходимо учитывать, что Федеральным законом от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" не предусмотрено проведение государственной регистрации отмененных или признанных утратившими силу уставов, муниципальных правовых актов.

Документы, представленные на государственную регистрацию, рекомендуется возвращать главе муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня поступления их в территориальный орган с указанием причин возврата в следующих случаях:

а) представлен не полный перечень документов, указанный в статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований";

б) представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований";

в) документы отозваны главой муниципального образования.

 

III. Подготовка и принятие решения о государственной регистрации

 

13. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта*(4).

Указанная проверка осуществляется после проверки представленных документов, необходимых для проведения государственной регистрации.

14. По результатам проведенной проверки готовится заключение о соответствии устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.

В заключении отражаются следующие сведения:

оценка соблюдения установленного Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядка принятия устава или муниципального правового акта;

соответствие содержания устава муниципального образования требованиям части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

соответствие устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;

вывод о возможности регистрации устава или муниципального правового акта.

Образцы заключений приведены в приложениях N 2 и N 3.

15. В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 N 77 "Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований" (зарегистрирован Минюстом России 12.04.2010, регистрационный N 16868) результаты антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта отражаются в заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы по форме, установленной названным приказом.

16. Решение о государственной регистрации устава или муниципального правового акта оформляется на бланке приказа территориального органа, который подписывает начальник.

Дата издания приказа территориального органа о государственной регистрации устава или муниципального правового акта должна совпадать с днем внесения сведений об указанных актах в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации*(5).

Образцы приказов приведены в приложениях N 4 и N 5.

17. При проставлении соответствующего штампа, в том числе о зарегистрированных изменениях в устав, и гербовой печати, следует иметь в виду, что они ставятся на титульном листе обоих экземпляров устава, муниципального правового акта.

Образцы штампов приведены в приложении N 6.

18. На последней странице устава, муниципального правового акта делается отметка о количестве пронумерованных и прошитых страниц, скрепляемую подписью начальника территориального органа и гербовой печатью.

 

IV. Подготовка отказа в государственной регистрации

 

19. Если в результате проверки сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации*(6).

Решение об отказе в государственной регистрации оформляется в виде заключения с указанием причин отказа.

При описании норм акта указываются положения (абзац, подпункт, пункт, статья) устава или муниципального правового акта, не соответствующие федеральному законодательству и (или) законодательству субъекта Российской Федерации, а также содержание выявленных коррупциогенных факторов*(6).

Заключение об отказе в государственной регистрации с одним экземпляром документов, представленных на регистрацию, направляются главе муниципального образования в 5-дневный срок со дня принятия решения (лично или почтовой связью).

Образец заключения об отказе в государственной регистрации приведен в приложении N 7.

20. Устав, муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав рекомендуется считать противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, если они:

- содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;

- регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставом, муниципальными правовыми актами о внесении изменений в устав;

- не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами;

- содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.

21. Под нарушениями установленных требований, касающихся порядка принятия устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав, рекомендуется считать:

- принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав ненадлежащим органом местного самоуправления;

- принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав представительным органом местного самоуправления или собранием (сходом) граждан при отсутствии необходимого кворума;

- принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава;

- нарушение регламента представительного органа местного самоуправления или порядка проведения собрания (схода) граждан, повлекшее невозможность установить результаты волеизъявления депутатов или граждан при голосовании по проекту устава.

22. При проведении антикоррупционной экспертизы в отношении уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов, в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения следует руководствоваться Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 26.02.2010 N 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084).

 

V. Выдача документов и свидетельства о государственной регистрации устава

 

23. В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" государственная регистрация устава муниципального образования удостоверяется свидетельством о государственной регистрации.

Основанием для выдачи свидетельства о государственной регистрации устава является издание приказа о государственной регистрации устава. При государственной регистрации муниципального правового акта свидетельство о государственной регистрации не выдается.

Форма свидетельства о государственной регистрации устава утверждена приказом Минюста России от 03.07.2009 N 203 "Об утверждении форм свидетельств о государственной регистрации устава муниципального образования" (зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2009, регистрационный N 14394).

24. Свидетельство заполняется от руки, разборчивым почерком или машинописным способом на компьютере и подписывается начальником территориального органа. Заполненное свидетельство скрепляется печатью территориального органа, осуществившего государственную регистрацию уставов.

25. Свидетельство и один экземпляр зарегистрированного устава или один экземпляр муниципального правового акта вручаются главе муниципального образования лично под роспись или направляются ему почтовой связью заказным письмом в 5-дневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования.

Документы, подтверждающие направление устава или муниципального правового акта почтовой связью (почтовое уведомление, второй экземпляр сопроводительного письма с отметкой о принятии документов для отправки) или копию доверенности на их получение приобщаются к регистрационному делу.

26. Сведения о дате направления устава и свидетельства или дата фактической выдачи свидетельства заносятся в графу "Дата выдачи свидетельства" Книги учета выданных свидетельств о государственной регистрации уставов.

Образец ведения Книги учета выданных свидетельств приведен в приложении N 8.

27. После государственной регистрации устава или муниципального правового акта один экземпляр документов хранится в территориальном органе.

В территориальном органе формируется архивный фонд зарегистрированных уставов, муниципальных правовых актов. Изменяющие, приостанавливающие и отменяющие действие устава муниципальные правовые акты подшиваются в то же дело.

28. В случае утраты подлинника свидетельства о государственной регистрации устава на основании заявления главы муниципального образования рекомендуется выдавать главе муниципального образования дубликат свидетельства в 30-дневный срок со дня приема указанного заявления.

В правом верхнем углу нового свидетельства о государственной регистрации устава проставляется штамп "ДУБЛИКАТ" размером 5 см х 2 см.

Образец штампа приведен в приложении N 9.

 

     В данном  случае  в  Книгу  учета  выданных  свидетельств  в   графу
"Примечание" заносится запись о выдаче дубликата свидетельства следующего
содержания: "Дубликат свидетельства выдан "____" ________________ 20__ г.
N ____________________ взамен утраченного свидетельства о государственной
(номер бланка свидетельства)
регистрации Устава (наименование муниципального образования).
     29. При  аннулировании   свидетельства   в   правом   верхнем   углу
проставляется штамп "ПОГАШЕНО" размером 1,5 см х 5 см, а   на   оборотной
стороне свидетельства производится надпись следующего содержания: "Выдано
новое свидетельство от "___"______20___г. N ___________".
                                      (номер бланка свидетельства)
     Надпись заверяется подписью начальника  территориального  органа   и
скрепляется гербовой печатью.
     Образец штампа приведен в приложении N 9.
     Сведения об аннулировании свидетельства вносятся   в   Книгу   учета
выданных свидетельств о государственной  регистрации  уставов   в   графу
"Примечания".  В   указанной   графе   производится   запись   следующего
содержания: "Погашено в  связи  с   выдачей   нового   свидетельства   от
"___"___________ 20___г. N ___________".
                          (номер бланка свидетельства)

 

Запись заверяется подписью государственного служащего, ответственного за ведение Книги учета выданных свидетельств.

Погашенное свидетельство направляется главе муниципального образования, а его копия приобщается к регистрационному делу устава муниципального образования.

 

______________________________

*(1) Подпункт 20 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 21.05.2009 N 147, подпункт 24 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 21.05.2009 N 146.

*(2) Части 2, 4 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".

*(3) Часть 3 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".

*(4) Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".

*(5) Часть 4 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".

*(6) Часть 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".