Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Методические рекомендации
по применению Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, используемых при определении размера страховой выплаты в рамках ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 361 от 24 мая 2010 г.
При проведении экспертиз и исследований в целях определения размера страховой выплаты в рамках ОСАГО, (по направлению страховой компании, договору с физическими или юридическими лицами и др.) эксперты обязаны руководствоваться Правилами установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств (далее - Правила).
При возникновении споров о размере материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий, в подавляющем большинстве случаев первичной стадией является получение страховой выплаты в рамках ОСАГО.
Для единообразия проводимых расчетов при проведении экспертиз и исследований по определению стоимости восстановительного ремонта транспортных как в рамках ОСАГО, так и в иных случаях (при превышении лимита ответственности страховщика в рамках ОСАГО, иные виды страхования, не страховые случаи и др.), рекомендуется также использовать данные Правила.
Далее приведены методические рекомендации по применению Правил:
1. Стоимость заменяемых запасных частей и материалов при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается:
а) на дату повреждения, если в определении (постановлении) органа назначившего экспертизу не указана иная дата;
б) в ценах, соответствующих месту повреждения, если в определении (постановлении) органа назначившего экспертизу не указано иное.
2. При определении стоимости заменяемых запасных частей, в случае возможности нескольких вариантов поставки (по срокам), рекомендуется использовать стоимость оригинальных запчастей с минимальным сроком поставки.
3. Стоимость восстановительного ремонта транспортных средств определяется с учетом износа запасных частей, подлежащих замене при восстановительном ремонте. Заключение эксперта должно содержать данные о стоимости восстановительного ремонта, как с учетом износа, так и без него.
Износ запасных частей, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства, не может начисляться свыше 80 процентов.
4. Расчет износа запасных частей, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства
4.1. Износ комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства при определении стоимости восстановительного ремонта рассчитывается по следующей формуле:
[%], (П 2.1)
где - износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (процентов);
е - основание натуральных логарифмов ();
- коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) его возраста;
- возраст комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (лет), с учетом требований п. 5.2.15.
- коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
- пробег транспортного средства с комплектующим изделием (деталью, узлом и агрегатом) (тыс. километров), определяется с учетом требований п. 5.2.11. - 5.2.14.
Значения коэффициентов и для различных видов транспортных средств приведены ниже.
Значения коэффициентов и для различных видов транспортных средств
N |
Вид транспортного средства |
Коэффициенты |
|
1. |
Легковые автомобили, страной происхождения которых является Российская Федерация |
0,055 |
0,0028 |
2. |
Грузовые бортовые автомобили, страной происхождения которых является Российская Федерация |
0,08 |
0,0024 |
3. |
Автомобили-тягачи, страной происхождения которых является Российская Федерация |
0,072 |
0,0016 |
4. |
Автомобили-самосвалы, страной происхождения которых является Российская Федерация |
0,12 |
0,002 |
5. |
Специализированные автомобили, страной происхождения которых является Российская Федерация |
0,11 |
0,0016 |
6. |
Автобусы, страной происхождения которых является Российская Федерация |
0,122 |
0,0008 |
7. |
Легковые автомобили, странами происхождения которых являются государства Европы, включая Турцию |
0,04 |
0,002 |
8. |
Легковые автомобили, странами происхождения которых являются государства Северной Америки и Южной Америки |
0,044 |
0,0024 |
9. |
Легковые автомобили, странами происхождения которых являются государства Азии (кроме Японии) |
0,05 |
0,0026 |
10. |
Легковые автомобили, страной происхождения которых является Япония |
0,036 |
0,0016 |
11. |
Грузовые автомобили иностранного производства |
0,072 |
0,0017 |
12. |
Автобусы иностранного производства |
0,096 |
0,0008 |
13. |
Прицепы и полуприцепы, страной происхождения которых является Российская Федерация, для грузовых автомобилей |
0,096 |
0 |
14. |
Прицепы и полуприцепы иностранного производства для грузовых автомобилей |
0,08 |
0 |
15. |
Прицепы для легковых автомобилей и жилых автомобилей (типа автомобиль-дача) |
0,048 |
0 |
16. |
Мотоциклы, страной происхождения которых является Российская Федерация |
0,095 |
0 |
17. |
Мотоциклы иностранного производства |
0,055 |
0 |
18. |
Сельскохозяйственные тракторы, страной происхождения которых является Российская Федерация |
0,16 |
0 |
19. |
Сельскохозяйственные тракторы (80 - 100 л.с.) иностранного производства |
0,055 |
0 |
20. |
Прочие тракторы иностранного производства |
0,088 |
0 |
21. |
Прочая самоходная сельскохозяйственная техника и машины |
0,12 |
0 |
22. |
Автогрейдеры |
0,126 |
0 |
23. |
Погрузчики фронтальные одноковшовые |
0,124 |
0 |
24. |
Экскаваторы одноковшовые |
0,08 |
0 |
25. |
Катки дорожные |
0,085 |
0 |
26. |
Прочая самоходная дорожно-строительная техника и машины |
0,11 |
0 |
27. |
Аэродромная самоходная техника и машины |
0,1 |
0 |
28. |
Землеройная самоходная техника и машины |
0,08 |
0 |
29. |
Коммунальная самоходная техника и машины |
0,13 |
0 |
30. |
Лесозаготовительная самоходная техника и машины |
0,11 |
0 |
31. |
Пожарная самоходная техника и машины |
0,15 |
0 |
32. |
Строительная самоходная техника и машины |
0,06 |
0 |
33. |
Самоходная техника и машины для нефтедобычи нефтепереработки |
0,18 |
0 |
В связи с тем, что однозначно выделить страну происхождения транспортного средства не всегда представляется возможным, рекомендуется при расчете износа страну происхождения определять по приоритету, в порядке убывания следующих критериев:
- по стране происхождения торговой марки (связано с едиными стандартами качества). Например, KIA CEED - Корея - Азия.
- по идентификационному номеру (в случаях двойного VIN необходимо учитывать тот, который нанесен на кузов транспортного средства - Первый VIN).
В случаях переименования, поглощения, объединения, приобретения одного производителя, другим, а также, если с "новой" моделью не произошли значимые конструктивные изменения принимать страну происхождения по модели и марке "донора".
4.2. Износ кузова транспортного средства, изготовленного из металлов и (или) их сплавов, рассчитывается по следующей формуле:
, [%] (П 2.2)
где - износ кузова транспортного средства (процентов);
е - основание натуральных логарифмов ();
- возраст кузова транспортного средства (лет);
- гарантия от сквозной коррозии кузова производителя транспортного средства (лет).
Данная формула применяется только при необходимости замены кузова (каркаса) или кабины транспортного средства в металле, а также при определении износа металлических навесных элементов кузова/кабины (при замене кузова/кабины), в случае если они не входят в комплект поставки кузова/кабины.
Во всех остальных случаях (замена кузовных элементов отдельно) износ определяется с применением формулы 4.1.
При необходимости замены кузова обитого, в связи с невозможностью разделить и учесть отдельно износ деталей, входящих в комплект поставки, величина износа определяется с применением формулы 4.1.
В случае отсутствия единого источника данных о сроке гарантии от сквозной коррозии утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, рекомендуется в расчетах использовать усредненное значение - 8 лет.
4.3. Износ комплектующих изделий, изготовленных из пластмассы, рассчитывается по следующей формуле:
, [%] (П 2.3)
где: - износ комплектующего изделия, изготовленного из пластмассы (процентов);
е - основание натуральных логарифмов ();
- возраст комплектующего изделия, изготовленного из пластмассы (лет).
Данная формула применяется, в случае если деталь полностью изготовлена из пластмассы (молдинг, накладка, корпус, облицовка и т.д.).
В случае если деталь изготовлена из комбинации материалов, а в ее состав входит пластик (например, рулевое колесо, зеркало заднего вида салонное и др.), износ данной детали определяется с применением формулы 4.1.
Необходимо применять формулу 4.1 и в случае, если базовая основа детали изготовлена из пластика, а в ее состав входят детали, состоящие из других материалов: металла, стекла и т.д. (например блок-фары в сборе, фонари в сборе, противотуманные фары в сборе, панель приборов), а также, если, по какой либо причине, установить состав детали не представляется возможным.
4.4. Износ шин транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:
[%], (П 2.4)
где: - износ шины (процентов);
- высота рисунка протектора новой шины (миллиметров);
- фактическая высота рисунка протектора шины (миллиметров);
- минимально допустимая высота рисунка протектора шины в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (миллиметров).
Износ шины дополнительно увеличивается для шин с возрастом от 3 до 5 лет - на 15 %, свыше 5 лет - на 25 %.
4.5. Износ аккумуляторной батареи транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:
, [%] (П 4.5)
где - износ аккумуляторной батареи (процентов);
- возраст аккумуляторной батареи (лет);
- нормативный срок службы аккумуляторной батареи до замены (списания) (лет).
Нормативный срок службы аккумуляторной батареи до замены (списания) принимается равным:
- 4 годам - при среднегодовом пробеге транспортного средства до 40 тыс. километров включительно;
- 3 годам - при среднегодовом пробеге транспортного средства более 40 тыс. километров.
Если деталь не заменялась с начала эксплуатации транспортного средства, то ее возраст принимается равным возрасту транспортного средства с начала эксплуатации, а пробег транспортного средства с этим комплектующим изделием принимается равным пробегу транспортного средства с начала эксплуатации.
Если при проведении экспертизы установлено и имеется документальное подтверждение того, что деталь ранее заменялась на новую до момента повреждения, ее возраст принимается равным разности между датой повреждения и датой предыдущей замены. Пробег транспортного средства с этой деталью принимается равным разности между пробегом транспортного средства на дату повреждения и пробегом на дату её предыдущей замены.
Возраст детали, подлежащей замене при восстановительном ремонте транспортного средства, рассчитывается в полных годах с даты изготовления ТС или, при отсутствии информации, с даты начала эксплуатации или с даты первой регистрации транспортного средства, либо с даты замены детали.
Пробег транспортного средства определяется по одометру. Если одометр неисправен или его состояние не соответствует установленным требованиям, пробег с начала эксплуатации транспортного средства определяется расчетным путем.
5. Номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
На момент разработки Рекомендаций Перечень запасных частей с нулевым значением износа утвержден Приказом Минтранса РФ от 25 января 2011 г. N 20 "Об утверждении номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.