Заказчик провел открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта на поставку фильтрующего само спасателя.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в действиях Заказчика при проведении Оператора электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в утверждении документации об Аукционе с нарушением положений Закона о размещении заказов.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, размещение Аукциона осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Техническим заданием документации об Аукционе установлено, что фильтрующий само спасатель должен соответствовать в том числе ГОСТ Р 53261-2009.
Также техническим заданием документации об Аукционе установлены технические характеристики, согласно которым, в том числе, указана возможность многократного применения само спасателя путем замены фильтрующего патрона.
Вместе с тем, пунктом 5.2 ГОСТа Р 53261-2009 "Техника пожарная. Само спасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" само спасатель является изделием одноразового применения. Не допускается включать в ранее использовавшийся само спасатель.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заявителя представил документы и сведения, подтверждающие что, в совокупности установленным техническим заданием документации об Аукционе характеристикам к фильтрующему само спасателю соответствует только универсальный фильтрующий само спасатель "Шанс-Е".
Представителями Заказчика на заседание Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования к товару "Универсальный фильтрующий само спасатель "Шанс-Е" усиленный или эквивалент", установленные в техническом задании документации об Аукционе, соответствуют иным производителям, помимо производителя товара "Шанс-Е".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик, установив вышеуказанные требования к закупаемым фильтрующим само спасателям, нарушил положения части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Заказчик обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд, рассмотрев указанное дело, указал, что "Суд соглашается с выводами ФАС в силу следующих обстоятельств. Так, в технический требования самоспасателей изложены в ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний". Данный ГОСТ Р 53261-2009 введен в перечень общеобязательных стандартов распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 304-р во исполнение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123 - ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с ст. 10 Закона о размещении заказов, размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме возможно исключительно на функционирующем рынке с обязательным указанием товара, определенного нормативными актами Российской Федерации, а не конкретного товара и его характеристик.
Характеристики, указанные Заказчиком в аукционе, вводят ограничения по сравнению с едиными обязательными к данному виду товара требованиями".
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2014 г. по делу N А40-54333/2014)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2014 г. по делу N А40-54333/2014 Установление технических требований товара, ограничивающих количество участников закупки, является нарушением Закона о контрактной системе
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2014