Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2538-р
27 марта 2013 г., 13 марта 2014 г.
Утвердить прилагаемую Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы).
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
27 декабря 2012 г.
N 2538-р
Программа
фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы)
(утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2538-р)
27 марта 2013 г., 13 марта 2014 г.
I. Общие положения
Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы) (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
Анализ развития отечественной науки в конце XX - начале XXI веков показывает, что существующие в ней проблемы во многом являются следствием трансформационных процессов и проводимой государственной политики 90-х годов. В этот период наука не рассматривалась как фактор социально-экономического развития страны. Более того, реформирование науки осуществлялось по зарубежным моделям, которые в ограниченной степени применимы к российским условиям. Вместе с тем, несмотря на неблагоприятные условия, удалось сохранить значительный потенциал фундаментальной науки и предотвратить полный распад научного комплекса страны, что стало возможным благодаря наличию академического сектора науки, система управления которым продемонстрировала высокую устойчивость и работоспособность в кризисных условиях.
Сегодня основной задачей науки является научное обеспечение социально-экономического развития страны. Только создав конкурентоспособную экономику, возможно добиться и конкурентоспособности науки. При этом особое внимание должно уделяться обеспечению национальной безопасности страны. В связи с этим тезис о повышении конкурентоспособности науки должен рассматриваться исключительно в этом контексте.
Проведенный анализ показывает, что академический сектор науки выполняет широкий спектр фундаментальных исследований как в части получения новых знаний, так и в части научного обеспечения реализации стратегических приоритетов страны. Вместе с тем по ряду абсолютных показателей результативность отечественных фундаментальных исследований существенно уступает развитым странам. Это требует принятия ряда мер по организации фундаментальной науки.
В соответствии с этим необходимо дальнейшее совершенствование фундаментальных исследований, проводимых учреждениями государственных академий наук, высшими учебными заведениями и ведущими научными организациями. В основу этого процесса должен быть положен тот факт, что фундаментальная наука - это неотъемлемая часть культуры и интеллектуального потенциала нации. При этом фундаментальная наука обеспечивает получение новых знаний о природе, человеке и обществе и проведение фундаментальных исследований по приоритетным прикладным направлениям.
В настоящее время в государственном секторе науки фундаментальные исследования в гражданской сфере проводятся учреждениями государственных академий наук, национальным исследовательским центром "Курчатовский институт", государственными научными центрами, научными учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, высшими учебными заведениями, в том числе Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными и национальными исследовательскими университетами.
Ведется работа по развитию научной инфраструктуры в Российской Федерации: поддержка и развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием, уникальных научных стендов и установок, реализация на территории Российской Федерации проектов создания научных установок.
Россия активно участвует в международных проектах, таких, как "Большой адронный коллайдер Европейского центра ядерных исследований", "Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах" и других, благодаря чему российские ученые получили возможность работать на современных научных установках.
Возникает задача координации работы основных участников по развитию фундаментальных исследований в Российской Федерации, которую призвана решить Программа.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы
Программа основывается на стратегических ориентирах развития фундаментальных и поисковых исследований, закрепленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Программа учитывает положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р (далее - Стратегия инновационного развития), в части, касающейся развития фундаментальных и поисковых исследований.
Основной целью развития сектора фундаментальных исследований, заложенной в Стратегии инновационного развития, является восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене. Стратегической целью государственной политики является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.
III. Цель Программы
Целью Программы является формирование с учетом институциональных преобразований сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора фундаментальных исследований, обеспечение расширенного воспроизводства знаний об основах мироздания, закономерностях развития природы, человека и общества, ускорение интеграционных процессов российской науки и образования, повышение эффективности исследований и их использования для разработки перспективных технологий, необходимых для реализации стратегических задач социально-экономического развития страны.
IV. Задачи Программы
Задачами Программы являются:
формирование в Российской Федерации сектора фундаментальных исследований, обеспечивающего устойчивый экономический рост и высокий уровень конкурентоспособности российской научной сферы на мировом рынке;
опережающее развитие междисциплинарных исследований и разработок и создание принципиально нового междисциплинарного научного задела, обеспечивающего научно-технологический прорыв по приоритетным направлениям модернизации экономики;
развитие кадрового потенциала науки, воспроизводство научных и научно-педагогических кадров;
развитие международного научного сотрудничества, интеграция российской фундаментальной науки в мировое научное пространство;
обеспечение повышения эффективности перехода результативных фундаментальных научных исследований в прикладную стадию научных исследований.
V. Принципы формирования и реализации Программы
Формирование и реализация Программы осуществляются на основе следующих принципов:
формирование научно обоснованного прогноза развития науки, техники и технологий, создание научным сообществом на этой базе единой системы приоритетов фундаментальных исследований с учетом мировых тенденций развития науки;
комплексность фундаментальных исследований;
множественность и гибкость механизмов ресурсного обеспечения и государственного финансирования фундаментальных научных исследований, учитывающего особенности функционирования академического, вузовского и отраслевого секторов науки, научных фондов, национальных исследовательских центров;
сосредоточение ресурсов на перспективных направлениях фундаментальных исследований;
использование преимущественно конкурсных механизмов отбора проектов для реализации в рамках мероприятий Программы;
обеспечение эффективной координации фундаментальных исследований в масштабах страны;
использование системы экспертизы при формировании планов и программ фундаментальных исследований и оценке результатов научных исследований, а также расширение масштабов использования международной экспертизы;
содействие переходу результативных фундаментальных научных исследований в прикладную стадию научных исследований;
внесение планов фундаментальных научных исследований и результатов, получаемых в ходе реализации Программы, в единую базу данных с последующей обязательной публикацией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
обеспечение эффективного управления Программой и контроля целевого использования выделенных средств.
VI. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы реализуются в соответствии с принципами формирования и реализации, целью и задачами Программы.
В рамках Программы реализуются следующие мероприятия:
фундаментальные исследования, проводимые учреждениями государственных академий наук;
междисциплинарные фундаментальные исследования, выполняемые национальными исследовательскими центрами, и фундаментальные исследования, выполняемые в отраслевом секторе науки государственными научными центрами и ведущими научными организациями;
фундаментальные исследования, проводимые в вузовском секторе, включающем ведущие классические университеты Российской Федерации, федеральные университеты и национальные исследовательские университеты;
фундаментальные исследования, финансируемые государственными научными фондами (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд);
фундаментальные исследования, осуществляемые в соответствии с отдельными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Мероприятие "Фундаментальные исследования, проводимые учреждениями государственных академий наук" реализуется в рамках программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук (далее - программа государственных академий наук), разрабатываемой в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".
Основными целями программы государственных академий наук являются:
расширение и углубление знаний о природе, человеке и обществе;
повышение роли академического сектора науки в научном обеспечении социально-экономического развития страны, технологического прорыва и национальной безопасности Российской Федерации;
развитие кадрового потенциала отечественной науки и образования;
координация фундаментальных научных исследований государственных академий наук;
обеспечение стабильного финансирования фундаментальных научных исследований государственных академий наук.
Задачами программы государственных академий наук являются:
укрепление научных связей между государственными академиями наук и организациями, проводящими фундаментальные исследования;
расширение масштабов интеграционных процессов между академической и вузовской науками;
решение кадровых проблем, в том числе подготовка и закрепление научных кадров в академическом секторе науки, развитие ведущих научных школ;
модернизация приборной и экспериментальной баз научных учреждений государственных академий наук для обеспечения современного уровня исследований;
интеграция российской фундаментальной науки в мировое научное пространство;
повышение престижа науки в обществе и популяризация достижений фундаментальных научных исследований;
обеспечение конструктивного взаимодействия научного сообщества и органов государственной власти.
Достижение целей и решение задач программы государственных академий наук осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий по реализации планов фундаментальных научных исследований в научных организациях государственных академий наук, выполняемых в соответствии с планами фундаментальных научных исследований государственных академий наук.
Программа государственных академий наук является основанием для формирования научным учреждениям, подведомственным государственным академиям наук, государственных заданий на проведение фундаментальных научных исследований.
В составе направлений фундаментальных научных исследований в программе государственных академий наук могут предусматриваться мероприятия, касающиеся развития инфраструктуры фундаментальной науки, в том числе приобретения научного оборудования, обеспечения доступа к научным электронным ресурсам, подписки на научные журналы, создания условий для повышения эффективности фундаментальных исследований, а также поддержки исследований, проводимых молодыми учеными, аспирантами и студентами.
В программе государственных академий наук представлены объемы ассигнований из федерального бюджета на реализацию программы государственных академий наук, планы фундаментальных научных исследований государственных академий наук и важнейшие целевые индикаторы эффективности реализации программы государственных академий наук в части мероприятий, выполняемых каждой из государственных академий наук.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации программы государственных академий наук является формирование и использование системы экспертизы, в том числе международной, на всех этапах реализации программы государственных академий наук.
Оперативная информация о ходе реализации мероприятий программы государственных академий наук, нормативных актах по управлению программой государственных академий наук и условиях проведения конкурсов размещается на сайтах государственных академий наук в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Мероприятие "Междисциплинарные фундаментальные исследования, выполняемые национальными исследовательскими центрами, и фундаментальные исследования, выполняемые в отраслевом секторе науки государственными научными центрами и ведущими научными организациями" реализуется в рамках Программы совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию национального исследовательского цента "Курчатовский институт", разрабатываемой в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт", утверждаемой Правительством Российской Федерации (далее - программа совместной деятельности), а также соответствующих программ других национальных исследовательских центров и планов фундаментальных исследований научных учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Целью программы совместной деятельности в части фундаментальных научных исследований является создание принципиально нового междисциплинарного научного задела, обеспечивающего научно-технологические прорывы по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: "Индустрия наносистем", "Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика", "Науки о жизни", "Рациональное природопользование", "Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники", "Информационно-телекоммуникационные системы", "Безопасность и противодействие терроризму", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899.
Указанная цель достигается путем проведения фундаментальных исследований, в том числе на базе уникальных установок, по следующим тематическим направлениям:
междисциплинарные исследования в нано-, био-, инфо- и когнитивных науках на базе рентгеновского, синхротронного и нейтронного излучений;
фундаментальные исследования с использованием специализированного источника синхротронного излучения;
фундаментальные исследования в области физики плазмы;
фундаментальные исследования с использованием нейтронов;
фундаментальные исследования с использованием протонов;
фундаментальные исследования с использованием тяжелых ионов;
фундаментальные исследования в области теоретической и математической физики;
фундаментальные исследования в области ядерной медицины;
фундаментальные исследования в области информационно-коммуникационных технологий и систем, стратегических компьютерных технологий и программ.
В ходе реализации программы совместной деятельности в части фундаментальных научных исследований будут сформированы принципиально новые междисциплинарные научные заделы, составляющие базу для создания прорывных технологий и техники по приоритетным направлениям научно-технологического развития страны.
Фундаментальные исследования, выполняемые в отраслевом секторе науки государственными научными центрами и ведущими отраслевыми научными организациями, осуществляются в рамках программ реализации функций государственных научных центров, утвержденных в установленном порядке по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации.
Фундаментальные исследования в отраслевом секторе науки выполняются научными учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации в рамках планов фундаментальных исследований.
К числу основных функций государственных научных центров относится проведение комплекса фундаментальных, поисковых и прикладных исследований и разработок.
В рамках фундаментальных исследований, выполняемых в отраслевом секторе науки государственными научными центрами, обеспечивается проведение фундаментальных научных исследований с последующим переходом в прикладные научные исследования и разработки и практическое применение результатов научно-технической деятельности.
Мероприятие "Фундаментальные исследования, проводимые в вузовском секторе, включающем ведущие классические университеты Российской Федерации, федеральные университеты и национальные исследовательские университеты" реализуется в рамках планов фундаментальных исследований ведущих университетов Российской Федерации, федеральных университетов, национальных исследовательских университетов и образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования.
Расширение исследовательских компетенций является необходимым условием для обеспечения качества образования мирового уровня и обеспечения глобальной конкурентоспособности наших университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В вузах должна быть создана благоприятная научно-образовательная среда, обеспечивающая непрерывную подготовку кадров высшей квалификации в секторе исследований и разработок, а также сферы высшего образования.
В ходе осуществления мероприятия обеспечиваются:
формирование планов фундаментальных исследований в рамках вуза и достижение результатов мирового уровня;
повышение эффективности материальных и творческих стимулов для преподавателей и ученых, обеспечение конкурентоспособных доходов в рамках реализации указанного мероприятия;
научная мобильность кадров для расширения научного кругозора, обмена опытом, повышения качества работ;
сочетание научной и преподавательской деятельности сотрудников ведущих вузов;
стимулирование и развитие партнерских связей университетов с ведущими российскими и зарубежными научными центрами, реализация совместных научных проектов в целях оптимизации, максимально эффективного использования имеющихся ресурсов, а также активизации присутствия российской науки в международном пространстве.
Мероприятие "Фундаментальные исследования, финансируемые государственными научными фондами (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд)" реализуется в рамках программ деятельности Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда по направлениям, определяемым уставами государственных фондов, для решения основной задачи, которой является проведение конкурсов адресной и вневедомственной поддержки на выделение средств юридическим и физическим лицам для реализации научных проектов, проводимых в естественно-научных областях знаний и гуманитарной сфере, а также в целях поддержки научной деятельности, направленной на реализацию научно-технической политики.
Выделение государственных грантов на проведение фундаментальных естественно-научных исследований в Российской Федерации в настоящее время возложено на Российский фонд фундаментальных исследований. Основной задачей Российского фонда фундаментальных исследований является осуществление адресной и вневедомственной поддержки научных проектов, проводимых в области математики, информационных технологий, механики, физики, химии, биологии, медицины, фундаментальных основ инженерных наук, наук о Земле, материалах, человеке и обществе.
Гранты Российского гуманитарного научного фонда выделяются научным коллективам или отдельным исследователям по ряду направлений гуманитарной науки.
Особое положение Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда в научной сфере определяется особенностями механизма выделения бюджетных ассигнований на поддержку научных программ и проектов на основе механизмов публичного конкурса, наиболее приемлемого для сферы фундаментальных и гуманитарных исследований.
Мероприятие "Фундаментальные исследования, осуществляемые в соответствии с отдельными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" реализуется в установленном порядке для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук ведущих научных школ Российской Федерации.
VII. Участники Программы
Участниками Программы являются федеральные органы исполнительной власти и организации, обеспечивающие осуществление фундаментальных исследований за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, в том числе Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, государственным академиям наук, региональным отделениям Российской академии наук, Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственному университету, федеральным университетам, национальному исследовательскому центру "Курчатовский институт" и другим национальным исследовательским центрам, Российскому фонду фундаментальных исследований, Российскому гуманитарному научному фонду и государственным научным центрам.
Распоряжением Правительства РФ от 13 марта 2014 г. N 367-р раздел VIII изложен в новой редакции
VIII. Система приоритетов фундаментальных исследований
Приоритеты фундаментальных исследований, проводимых в рамках Программы, формируются координационным советом на основе предложений участников Программы с учетом системы технологического прогнозирования, нацеленной на снижение долгосрочных технологических рисков приоритетных секторов российской экономики, а также с учетом конкурентных преимуществ в различных областях науки, перспективных задач социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе отдельных ее субъектов, и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Участники Программы, заинтересованные федеральные органы государственной власти, представители бизнес-сообщества и технологические платформы при необходимости вносят на рассмотрение координационного совета предложения по изменению приоритетов фундаментальных исследований.
IX. Целевые показатели (ориентиры) реализации Программы
Целевые показатели (ориентиры) достижения целей и решения задач Программы разработаны в соответствии с основными параметрами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и параметрами Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, скорректированными с учетом новых условий социально-экономического развития Российской Федерации. Значения показателей (ориентиров) реализации Программы устанавливаются в программных документах, принимаемых по каждому мероприятию с учетом показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий".
Система показателей (ориентиров) достижения целей и решения задач Программы обеспечивает:
отражение наиболее значимых результатов выполнения фундаментальных исследований в рамках мероприятий Программы;
возможность мониторинга параметров развития сектора фундаментальных исследований на различных этапах реализации Программы и ее отдельных мероприятий;
отражение основных параметров развития сектора фундаментальных исследований для альтернативных сценариев, соответствующих различным масштабам и интенсивности институциональных изменений в указанной сфере и условиям ее финансирования в период до 2020 года;
сопоставимость с индикаторами, используемыми в международной практике;
возможность построения на основе данных существующей официальной статистики или данных, разрабатываемых на основе показателей, включаемых в Федеральный план статистических работ.
Целевые показатели (ориентиры) реализации Программы приведены в приложении N 1.
X. Управление Программой
Управление Программой направлено на обеспечение нормативного, методического и информационного единства Программы (система критериев отбора и оценки тематики научно-исследовательских работ и победителей конкурсов, порядок и формы отчетности, процедуры мониторинга и экспертизы реализации Программы).
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование экспертизы при реализации Программы.
Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы и нормативных актах по управлению Программой размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Координатором Программы выступает Министерство образования и науки Российской Федерации.
Общее управление Программой осуществляет координационный совет Программы. Координационным советом создаются экспертные и научные рабочие группы по вопросам формирования научно обоснованного прогноза развития науки, техники и технологий, наукометрии и иных вопросов, необходимых для осуществления целей и решения задач Программы.
Координационный совет, экспертные и научные рабочие группы создаются на общественных началах.
В состав координационного совета входят руководители (полномочные представители - руководители структурных подразделений, отвечающие за проведение фундаментальных исследований) участников Программы, представители Российского Союза ректоров, Ассоциации ведущих университетов и бизнес-сообщества.
Руководство координационным советом Программы осуществляется совместно Министром образования и науки Российской Федерации и президентом Российской академии наук.
Состав координационного совета Программы и положение о нем утверждает Правительство Российской Федерации по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации.
Функциями координационного совета Программы являются:
подготовка предложений по определению приоритетных направлений фундаментальных научных исследований, их финансовому обеспечению в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год, и представление указанных предложений в Министерство образования и науки Российской Федерации;
координация разработки и реализации планов фундаментальных исследований участников Программы с учетом стратегических инициатив руководства страны по модернизации экономики;
утверждение методических документов по вопросам реализации мероприятий Программы, в том числе утверждение процедур конкурсного отбора проектов, и порядка представления и экспертизы отчетных материалов, в том числе международной, а также механизмов исключения дублирования финансового обеспечения проводимых фундаментальных научных исследований;
утверждение порядка публичной отчетности о ходе выполнения Программы;
выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и рассмотрение предложений по их решению;
утверждение положения о порядке представления участниками Программы сведений о ходе реализации мероприятий Программы и другой информации;
рассмотрение материалов о ходе реализации Программы, подготовке рекомендаций по ее эффективному выполнению и возможности практического использования результатов выполнения Программы;
подготовка рекомендаций по использованию результатов, полученных при проведении фундаментальных научных исследований в рамках реализации Программы, для использования в ходе выполнения федеральных целевых программ и повышения капитализации результатов исследовательской деятельности.
Организационно-техническое обеспечение работы координационного совета возлагается на Министерство образования и науки Российской Федерации.
Экспертиза заявок на проведение исследования проводится экспертными группами, утверждаемыми координационным советом на стадии реализации программных мероприятий, в случае если иное не установлено документацией по мероприятиям Программы.
Экспертиза отчетных материалов проводится экспертными группами, утверждаемыми координационным советом, в соответствии с утвержденным порядком публичной отчетности по мероприятиям Программы, включающими в обязательном порядке специалистов, имеющих международное признание и авторитет.
При этом экспертами в указанных экспертных группах могут выступать лица с ученой степенью не ниже доктора наук, имеющие не менее 3 публикаций за последние 3 года в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science).
Участники ежегодно представляют на рассмотрение координационного совета отчеты о фундаментальных исследованиях, проведенных в академическом, отраслевом и вузовском секторах науки.
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет контроль за ходом реализации Программы, подготавливает ежегодно, во II квартале года, следующего за отчетным, доклад о ходе реализации Программы и представляет его в Правительство Российской Федерации.
XI. Порядок реализации Программы
Участники Программы:
принимают в пределах своих полномочий нормативные акты, необходимые для реализации мероприятий Программы;
разрабатывают, согласовывают с координационным советом и утверждают планы фундаментальных исследований в целях реализации мероприятий Программы с учетом приоритетных направлений фундаментальных научных исследований;
представляют в координационный совет Программы информацию о реализации планов фундаментальных исследований;
вносят в координационный совет Программы предложения об уточнении целевых индикаторов реализации мероприятий, а также о совершенствовании механизма реализации Программы;
обеспечивают эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы;
организуют проведение конкурсных отборов проектов в рамках реализации мероприятий Программы с обязательным привлечением к экспертизе конкурсных заявок специалистов, имеющих международное признание и авторитет, если иное не установлено соответствующими программными документами по мероприятиям Программы;
организуют ведение отчетности и мониторинг реализации мероприятий Программы.
В целях повышения прозрачности реализации Программы размещают планы фундаментальных исследований, правовые акты и методические материалы, регулирующие деятельность по формированию мероприятий Программы и контролю за ходом их выполнения, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, госкорпорации, представители бизнес-сообщества могут принимать участие в рассмотрении результатов выполнения программных мероприятий, определении возможности их практического использования и внесении в координационный совет предложений по корректировке направлений фундаментальных исследований.
В целях организации обязательной публичной отчетности о ходе реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает:
разработку порядка публичной отчетности по мероприятиям Программы, включая порядок привлечения к экспертизе промежуточных и итоговых результатов выполнения мероприятий Программы специалистов, имеющих международное признание и авторитет;
ведение единой базы данных фундаментальных исследований, включающей информацию о приоритетных направлениях фундаментальных исследований, планах фундаментальных исследований и их исполнителях, а также о результатах фундаментальных научных исследований, за счет интеграции существующих баз данных фундаментальных исследований с их последующей обязательной публикацией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
XII. Ресурсное обеспечение
Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется в соответствии с утвержденными приоритетами фундаментальных исследований и учетом особенностей финансового обеспечения фундаментальных исследований в академическом, отраслевом и вузовском секторах науки, национальных исследовательских центрах, а также научных фондах (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд) в объемах, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объемы ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы приведены в приложении N 2.
Распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 457-р раздел XIII изложен в новой редакции
XIII. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы осуществляется путем выявления степени достижения ее плановых (целевых) показателей по отношению к фактическим.
Методика оценки эффективности Программы учитывает специфику Программы, позволяя охарактеризовать степень достижения целей и решения задач Программы и ожидаемых результатов ее реализации.
Интегральный показатель степени достижения целей и решения задач Программы в целом рассчитывается (для каждого года реализации Программы) по следующей формуле:
,
где:
- значение интегрального показателя степени достижения целей и решения задач Программы в целом;
n - число целевых показателей (индикаторов) реализации Программы;
- соотношение фактического и планового значения k-го целевого показателя (индикатора) реализации Программы.
Значение , превышающее единицу, свидетельствует о высокой степени эффективности реализации Программы.
XIV. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы
Реализация Программы позволит:
повысить роль фундаментальной науки в реализации политики социально-экономического развития Российской Федерации;
создать условия для восстановления научного потенциала Российской Федерации и его дальнейшего развития до уровня стран - технологических лидеров;
обеспечить сохранение и развитие ведущих научных школ, воспроизводство и повышение качества кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации;
обеспечить эффективное и взаимовыгодное международное сотрудничество;
обеспечить повышение эффективности перехода результативных фундаментальных научных исследований в прикладную стадию научных исследований;
повысить эффективность использования бюджетных ассигнований.
Приложение N 1
к Программе фундаментальных
научных исследований
в Российской Федерации
на долгосрочный период
(2013-2020 годы)
Целевые показатели (ориентиры) реализации Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы)
Индикатор |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Количество публикаций в ведущих российских и международных журналах по результатам исследований, полученных в процессе реализации Программы |
единиц |
54070 |
54732 |
55306 |
55834 |
56481 |
57467 |
58294 |
59014 |
Число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science) |
-"- |
2,7 |
2,91 |
3,14 |
3,4 |
3,58 |
3,74 |
3,88 |
4 |
Количество публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science) |
-"- |
16502 |
16669 |
16786 |
17003 |
17165 |
17328 |
17543 |
17757 |
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей |
процентов |
32 |
32,5 |
32,8 |
33,1 |
33,3 |
33,5 |
33,8 |
34 |
Число охраняемых объектов интеллектуальной собственности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зарегистрированных патентов в России |
единиц |
1973 |
1995 |
2006 |
2029 |
2060 |
2091 |
2113 |
2142 |
зарегистрированных патентов за рубежом (в том числе СНГ) |
-"- |
64 |
64 |
68 |
75 |
82 |
91 |
98 |
106 |
Внутренние затраты на исследования и разработки (на 1-го исследователя) |
тыс. рублей |
272 |
270 |
265 |
268 |
270 |
273 |
275 |
280 |
Приложение N 2
к Программе фундаментальных
научных исследований
в Российской Федерации
на долгосрочный период
(2013-2020 годы)
Объемы ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы)
(млн рублей)
|
Наименование мероприятий Программы |
Участники Программы |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1. |
Фундаментальные исследования, проводимые учреждениями государственных академий наук |
государственные академии наук |
68287,39 |
70708,14 |
70942,24 |
75205,8 |
80112,78 |
84997,68 |
89303,83 |
93351,76 |
2. |
Междисциплинарные фундаментальные исследования, выполняемые национальными исследовательскими центрами, и фундаментальные исследования, выполняемые в отраслевом секторе науки государственными научными центрами и ведущими научными организациями |
федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" |
1186 |
1285,8 |
1378,3 |
1698 |
1809,2 |
1990,12 |
2189,132 |
2408,045 |
|
|
Минздрав России - субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания |
1088,9* |
1121,96* |
1128,19* |
1185,02* |
1258,54* |
1363,13* |
1419,4* |
1459,65* |
3. |
Фундаментальные исследования, проводимые в вузовском секторе |
Минобрнауки России - субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания |
3022,7* |
3022,7* |
3022,7* |
3022,7* |
3022,7* |
3022,7* |
3022,7* |
3022,7* |
4. |
Фундаментальные исследования, финансируемые государственными научными фондами (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд) |
государственные научные фонды |
8952,8 |
10389,8 |
12306,4 |
18200 |
20700 |
24400 |
25600 |
26900 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Фундаментальные исследования, осуществляемые в соответствии с отдельными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации |
Минобрнауки России - субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг |
646,2 |
804 |
804 |
804 |
804 |
804 |
804 |
804 |
|
|
Всего |
83184 |
87332,44 |
89581,84 |
100081,26 |
107622,46 |
116411,76 |
122140,86 |
127732,13 |
______________________________
* Приведены прогнозные объемы ассигнований, подлежащие корректировке после утверждения государственных заданий на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2538-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть II) ст. 8042
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2016 г. N 1558-р
Распоряжение Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р
Распоряжение Правительства РФ от 13 марта 2014 г. N 367-р
Распоряжение Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 457-р