Обзор основных изменений по НДС - 2016
(глава 21 НК РФ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант", ноябрь 2015 - декабрь 2016 г.г.)
Услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении будут облагаться НДС по нулевой ставке до 2030 года
(ст. 7, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, далее - Закон N 401-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены в ст. 2, ч.ч. 4, 5 ст. 3 федерального закона от 06.04.2015 N 83-ФЗ. Напоминаем, что в силу прежней редакции данных норм услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении должны были облагаться НДС по нулевой ставке до 2018 года.
Таким образом, Закон N 401-ФЗ продлил действие нулевой налоговой ставки НДС в отношении указанных услуг еще на 12 лет.
Уточнен перечень освобождаемых от налогообложения НДС операций
(Федеральный закон от 23.11.2015 N 318-ФЗ, далее - Закон N 318-ФЗ;
п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ, далее - Закон N 326-ФЗ;
Федеральный закон от 02.06.2016 N 174-ФЗ, далее - Закон N 174-ФЗ;
Федеральный закон от 23.06.2016 N 187-ФЗ;
п. 1 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 30.06.2016 N 225-ФЗ, далее - Закон N 225-ФЗ;
пп. "б" п. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 242-ФЗ, далее - Закон N 242-ФЗ)
1) С 01.01.2016 в силу абзаца седьмого пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагается НДС реализация, а также передача для собственных нужд на территории РФ очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения) отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством РФ.
Закон N 318-ФЗ устранил существовавшую неоднозначность по вопросу освобождения от налогообложения НДС операций, связанных с очками и линзами, а также оправами для них в случае, когда они предназначены и для коррекции зрения, и для защиты от солнца. Соответственно, под действие рассматриваемого освобождения с 2016 года однозначно подпадают операции по реализации, а также передаче для собственных нужд на территории РФ всех очков, линз и оправ для коррекции зрения, в том числе, и одновременно выполняющих функции защиты от солнечных лучей.
2) Из-под налогообложения НДС с 01.01.2016 выведены осуществляемые в рамках клиринговой деятельности операции по передаче (возврату) имущества в имущественный пул клиринговой организации (из имущественного пула клиринговой организации) (абзац второй пп. 15.2 п. 3 ст. 149 НК РФ в редакции Закона N 326-ФЗ).
3) Закон N 174-ФЗ освободил от налогообложения НДС операции по реализации (а также передаче для собственных нужд) на территории РФ макулатуры, то есть бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованных и вышедших из употребления бумаги, картона, типографских изделий, деловых бумаг, в том числе документов с истекшим сроком хранения (пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Указанная норма вступает в силу 01.10.2016 и будет применяться по 31.12.2018 включительно.
4) С 01.10.2016 по 31.12.2020 включительно не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС операции по реализации (передаче для собственных нужд), а также ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенной птицы (племенного яйца); семени (спермы), полученного от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, по перечням кодов видов продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.10.2016 N 1069 (пп. 35 п. 3 ст. 149, п. 19 ст. 150 НК РФ).
При этом для освобождения от налогообложения НДС первых из указанных операций необходимо наличие у налогоплательщика племенного свидетельства, выданного в соответствии с Федеральным законом от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве", а вторых - представление в таможенный орган разрешения, выданного в соответствии с указанным законом, по форме и в порядке, которые утверждаются Минсельхозом России. Конкретный вид указанного разрешения не поименован.
5) С 01.10.2016 изменился порядок освобождения от налогообложения НДС ввоза на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сырья и комплектующих изделий для производства медицинских товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ (далее - Комплектующие) (п. 2 ст. 150 НК РФ в редакции Закона N 225-ФЗ).
Так, данное освобождение распространяется только на Комплектующие, аналоги которых не производятся в РФ. Для его применения налогоплательщики-импортеры должны представить в таможенные органы, а в случае импорта Комплектующих с территории государства-члена Евразийского экономического союза - в налоговый орган, документ, подтверждающий целевое назначение Комплектующих и отсутствие их аналогов, которые производятся в РФ, выданный Минпромторгом России в установленном им же порядке. Соответственно, руководствоваться утвержденным Правительством РФ перечнем для применения анализируемого освобождения не требуется.
6) На основании абзаца второго пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции Закона N 242-ФЗ с начала третьего квартала 2016 года не подлежат налогообложению НДС операции по реализации на территории РФ услуг, оказываемых репозитариями на основании лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности.
Напоминаем, что появление в деятельности налогоплательщика не подлежащих налогообложению НДС операций приводит к необходимости ведения им раздельного учета операций по реализации и, как правило, сумм "входного" НДС (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). При этом налогоплательщики вправе отказаться от освобождения от налогообложения НДС операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 3 ст. 149 НК РФ, в установленном порядке (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Кроме того, следует учитывать, что согласно п. 8 ст. 149 НК РФ при изменении редакции п.п. 1-3 ст. 149 НК РФ (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.
Уточнен порядок подтверждения права на возмещение при обложении НДС по нулевой ставке
(п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федеральный закон от 23.11.2015 N 323-ФЗ)
С 01.01.2016 п. 19 ст. 165 НК РФ прямо установлено право налогоплательщиков при подтверждении обоснованности применения налоговой ставки НДС 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов представлять в налоговые органы контракты (договоры) не только в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, но и в виде документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения.
До 2016 года нормами главы 21 НК РФ возможности предоставления контрактов (договоров) в виде нескольких документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки, предусмотрено не было, равно как не было предусмотрено и соответствующего запрета. Налоговые органы зачастую возражали против такого порядка предоставления контрактов (договоров) в целях ст. 165 НК РФ (см., например, постановление Тринадцатого ААС от 30.01.2006 N 13АП-10056/05).
Представляется, что воспользоваться новым порядком возмещения налогоплательщики могут и в отношении фактов реализации (отгрузок), имевших место в налоговых периодах по НДС (кварталах), закончившихся до 01.01.2016, при условии предоставления предусмотренных ст. 165 НК РФ документов в налоговый орган после указанной даты.
Уточнен порядок расчета пропорции для целей ведения раздельного учета "входного" НДС
(пп. "а" п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ)
С 01.01.2016 при определении стоимости ценных бумаг, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения НДС, для целей расчета пропорции, указанной в абзаце четвертом п. 4 ст. 170 НК РФ, в силу абзаца четвертого пп. 5 п. 4.1 ст. 170 НК РФ не должны учитываться операции по выдаче и погашению нового финансового инструмента - клиринговых сертификатов участия.
Клиринговые организации могут применять особый порядок исчисления НДС
(пп.пп. "б", "в" п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ, далее - Закон N 326-ФЗ)
Клиринговые организации, осуществляющие операции по осуществлению функций центрального контрагента и (или) оператора товарных поставок, а также исполнению и (или) обеспечению исполнения допущенных к клирингу обязательств, с 01.01.2016 могут воспользоваться альтернативным порядком исчисления НДС, предусмотренным п. 5.1 ст. 170 НК РФ, применение которого позволит им не применять положения п.п. 4, 4.1 и 5 ст. 170 НК РФ (пп. 6 п. 5.1 ст. 170 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 5.1 ст. 170 НК РФ клиринговые организации получили право (далее - Право) принимать к вычету в порядке, установленном ст. 172 НК РФ:
- суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (в том числе являющихся базисным активом финансовых инструментов срочных сделок), приобретаемых клиринговыми организациями в целях осуществления функций центрального контрагента, а также для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств;
- суммы НДС, предъявленные продавцами услуг, приобретаемых клиринговыми организациями в целях осуществления функций оператора товарных поставок.
Вычеты данных сумм налога производятся при условии приобретения товаров (услуг) исключительно для осуществления операций по реализации товаров (услуг), подлежащих налогообложению (пп. 2 п. 5.1 ст. 170 НК РФ).
Прочие суммы "входного" НДС должны включаться клиринговыми организациями в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Соответственно, всю сумму НДС, полученную по операциям, не связанным с осуществлением клиринговой организацией деятельности по реализации товаров (в том числе являющихся базисным активом финансовых инструментов срочных сделок) и (или) услуг по осуществлению функций центрального контрагента, оператора товарных поставок, исполнению и (или) обеспечению исполнения допущенных к клирингу обязательств, им нужно перечислять в бюджет (пп. 4 п. 5.1 ст. 170 НК РФ).
Для реализации приведенного порядка исчисления НДС клиринговые организации в силу требований пп. 5 п. 5.1 ст. 170 НК РФ должны вести раздельный учет как соответствующих сумм "входного" НДС, так и начисленного НДС.
Клиринговые организации, воспользовавшиеся Правом, должны определять момент определения налоговой базы при реализации товаров (в том числе являющихся базисным активом финансовых инструментов срочных сделок) и (или) услуг по осуществлению функций центрального контрагента, оператора товарных поставок, исполнению и (или) обеспечению исполнения допущенных к клирингу обязательств, в общем порядке, установленном п. 1 ст. 167 НК РФ (пп. 3 п. 5.1 ст. 170 НК РФ).
Клиринговые организации, принявшие решение воспользоваться Правом, должны отразить это решение в учетной политике для целей налогообложения. Следует учитывать, что они не смогут отказаться от использования Права в течение четырех налоговых периодов, считая с налогового периода начала его использования (пп. 6 п. 5.1 ст. 170 НК РФ).
Услуги по предоставлению труда работников (персонала) считаются реализованными на территории РФ, если работники работают в месте деятельности покупателя услуг, осуществляющего деятельность на территории РФ
(п. 1 ст. 4, ст. 7 Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ, далее - Закон N 116-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены Законом N 116-ФЗ в абзац шестой пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, согласно предыдущей редакции которого действовали аналогичные правила: услуги по предоставлению персонала считаются реализованными на территории РФ, если персонал работает в месте деятельности покупателя, осуществляющего деятельность на территории РФ. Данные изменения обусловлены необходимостью приведения норм ст. 148 НК РФ в соответствие, в частности, с редакцией норм Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", закрепляющих правовые аспекты деятельности по предоставлению труда работников (персонала), вступивших в силу с 01.01.2016 (п. 2 ст. 1, ст. 7 Закона N 116-ФЗ).
Дополнен перечень операций, реализация которых облагается по налоговой ставке 10 процентов
(ст. 3, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2015 N 386-ФЗ, далее - Закон N 386-ФЗ)
С 01.01.2016 с применением ставки 10 процентов налогообложению НДС подлежит и реализация на территории РФ осуществляемых с указанной даты услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении, за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, пункт отправления или пункт назначения которых расположены за пределами территории РФ, оформляемых на основании единых международных перевозочных документов (пп. 7 п. 2 ст. 164 НК РФ, ч. 2 ст. 6 Закона N 386-ФЗ).
Таким образом, оказываемые с 2016 года услуги по внутренним перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении подпадают под действие пониженной ставки НДС.
При этом следует учитывать, что пользоваться пониженной ставкой НДС в отношении рассматриваемых услуг железнодорожные перевозчики смогут по 31.12.2017 (ч. 2 ст. 6 Закона N 386-ФЗ).
Воздушные перевозчики получили возможность применять нулевую ставку НДС в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа в Крым и из Крыма в течение 2016 года
(ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2015 N 386-ФЗ, далее - Закон N 386-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены Законом N 386-ФЗ в ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2014 N 151-ФЗ, прежняя редакция которой ограничивала возможность применения нулевой ставки НДС в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа в Крым и из Крыма началом 2016 года.
Заявительный порядок возмещения НДС стал более доступным для налогоплательщиков
(пп. "б" п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 214-ФЗ, далее - Закон N 214-ФЗ; Федеральный закон от 29.12.2015 N 397-ФЗ, далее - Закон N 397-ФЗ)
С 01.01.2016 с 10 до 7 миллиардов рублей включительно снижено пороговое значение уплаченных налогоплательщиками-организациями за три предшествующих календарных года сумм НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента), позволяющее им применять заявительный порядок возмещения НДС (пп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
Новый суммовой критерий подлежит учету при возмещении НДС по налоговым декларациям, представляемым за налоговые периоды начиная с I квартала 2016 года (ч. 2 ст. 2 Закона N 397-ФЗ).
Кроме того, право на применение заявительного порядка возмещения НДС получили и налогоплательщики-резиденты свободного порта Владивосток, предоставляющие вместе с налоговой декларацией по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании, определенной Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы НДС, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ (пп. 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
Данное право налогоплательщики-резиденты свободного порта Владивосток могут реализовать уже с возмещения НДС за IV квартал 2015 года в общеустановленном порядке (ч. 2 ст. 2 Закона N 214-ФЗ).
Сужен круг налогоплательщиков, обязанных увеличивать налоговую базу по НДС на суммы полученных страховых выплат
(Федеральный закон от 05.04.2016 N 97-ФЗ, далее - Закон N 97-ФЗ)
Действовавшая прежде редакция пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ предписывала увеличивать налоговую базу по НДС, определенную в соответствии со ст.ст. 153 - 158 НК РФ, на суммы полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения НДС, за исключением реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой налоговой ставке.
Положения приведенной редакции пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ Конституционный Суд РФ в постановлении от 01.07.2015 N 19-П признал не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1) и 57, в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, они позволяют требовать от налогоплательщика - поставщика товаров (работ, услуг), заключившего договор страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем, включения в налоговую базу по НДС помимо стоимости реализованных товаров (работ, услуг) суммы страховой выплаты, полученной им в связи с нарушением покупателем обязательства по оплате товаров (работ, услуг), если такой налогоплательщик исчислил (уплатил) налог с операции по реализации данных товаров (работ, услуг) в момент их отгрузки. Также в указанном постановлении в обязанность федеральному законодателю было вменено внесение в налоговое законодательство изменений, исключающих возможность двойного налогообложения в случае использования налогоплательщиком - поставщиком товаров (работ, услуг) для защиты своих имущественных интересов договора страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем, что и реализовано посредством Закона N 97-ФЗ.
Так, нормы Закона N 97-ФЗ ограничили круг налогоплательщиков, обязанных увеличивать налоговую базу по НДС на суммы полученных страховых выплат только теми из них, кто определяет налоговую базу по НДС исключительно по факту получения сумм налога на основании п. 5 ст. 170 НК РФ, то есть банками, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами и иными перечисленными в данном пункте категориями налогоплательщиков.
Подпункт 4 п. 1 ст. 162 НК РФ в новой редакции вступил в силу с 01.07.2016 (ст. 2 Закона N 97-ФЗ).
Введены специальные правила исчисления и уплаты НДС в связи с завершением действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области (далее - ОЭЗ)
(п.п. 1-4 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.2016 N 72-ФЗ, далее - Закон N 72-ФЗ,
п. 2 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 30.06.2016 N 225-ФЗ, далее - Закон N 225-ФЗ)
Так, в силу изменений, внесенных Законом N 72-ФЗ, при выпуске товаров в соответствии с Таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ суммы исчисленного НДС налогоплательщиками не уплачиваются при одновременном выполнении следующих условий (пп.пп. 1, 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ):
1) на дату выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой налогоплательщики не применяют специальные налоговые режимы и не осуществляют реализацию товаров без уплаты НДС (за исключением применения налоговой ставки 0 процентов) (абзац первый пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ);
2) до истечения 180 календарных дней с даты выпуска товаров в указанной таможенной процедуре товары были использованы налогоплательщиками для осуществления облагаемых НДС операций (абзац второй пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ).
В случае невыполнения второго из приведенных условий суммы НДС, исчисленные при таможенном декларировании, подлежат уплате в бюджет в порядке, установленном абзацем первым п. 1 ст. 174 НК РФ, по итогам налогового периода, в котором истекают 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ (абзац второй пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ). При этом налогоплательщик сможет принять их к вычету после использования ввезенных товаров для осуществления операций, облагаемых НДС (п.п. 2, 14 ст. 171 НК РФ).
Кроме того, в случае, если после выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ налогоплательщик перейдет на специальные налоговые режимы либо отправит уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (далее - Уведомление), суммы налога, исчисленные при таком выпуске товаров, подлежат уплате за налоговый период, предшествующий переходу на указанные специальные налоговые режимы, либо за последний налоговый период перед отправкой Уведомления, но только в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС (п. 6 ст. 173 НК РФ).
Приведенные положения вступили в силу 30.03.2016, но применяются они к правоотношениям, возникшим с 01.04.2016 (ч. 2 ст. 2 Закона N 72-ФЗ).
При этом Законом N 225-ФЗ пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ изложен в новой редакции, вступившей в силу с 01.10.2016 (п. 2 ст. 1, ст. 3 указанного закона).
Так, им уточнены предусмотренные абзацем первым данного подпункта условия, при выполнении которых при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ суммы исчисленного НДС налогоплательщиками не уплачиваются, без принципиального изменения их сути: налогоплательщики на дату выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой не применяют специальные налоговые режимы, не используют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ) и за налоговый период, предшествующий дате выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой, не осуществляли операции по реализации товаров, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ.
Наряду с этим Закон N 225-ФЗ установил, что данный порядок налогообложения вправе применять налогоплательщики, состоящие на учете в налоговых органах Калининградской области по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), которые на дату выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ являются:
- или резидентами, включенными в единый реестр резидентов ОЭЗ,
- или лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 01.04.2006 осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области".
Иные категории налогоплательщиков с 01.10.2016 при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ должны уплачивать суммы исчисленного НДС в полном объеме.
Также Закон N 225-ФЗ скорректировал и приведенные положения п. 6 ст. 173 НК РФ (п. 3 ст. 1, ст. 3 указанного закона). В частности, с 01.10.2016 в силу внесенных изменений необходимость уплаты сумм НДС, исчисленных при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ, увязывается не с фактом отправки налогоплательщиком Уведомления, а с фактом начала использования им права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, предусмотренного ст. 145 НК РФ. В случае использования такого права указанные суммы налога подлежат уплате в бюджет в порядке, установленном абзацем первым п. 1 ст. 174 НК РФ, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком указанного права.
Следует учитывать, что налогоплательщики, воспользовавшиеся до 01.10.2016 правом не уплачивать НДС при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ, должны подтверждать указанное право либо уплачивать НДС в порядке, установленном положениями главы 21 НК РФ, действовавшими до дня вступления в силу Закона N 225-ФЗ, то есть до 01.10.2016 (ст. 2 Закона N 225-ФЗ).
Упрощен порядок применения налоговых вычетов
(пп.пп. "а", "б", "г" п. 1, п. 3 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 30.05.2016 N 150-ФЗ, далее - Закон N 150-ФЗ)
С 01.07.2016 суммы "входного" НДС, относящегося к операциям по реализации товаров (за исключением сырьевых), вывезенных в таможенной процедуре экспорта, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также к операциям по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, ЦБ РФ, банкам, налогоплательщики могут принимать к вычету без учета особенностей, предусмотренных абзацем первым п. 3 ст. 172 НК РФ, то есть не дожидаясь момента определения налоговой базы по указанным операциям, установленного ст. 167 НК РФ (абзац третий п. 3 ст. 172 НК РФ). Иными словами, вычет указанных сумм налога возможен в периоде оприходования приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 172 НК РФ).
При этом определено, что в целях главы 21 НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них. Коды видов перечисленных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством РФ (абзац третий п. 10 ст. 165 НК РФ).
Также из норм ст. 165 НК РФ исключены положения, обязывающие налогоплательщиков подтверждать обоснованность применения рассматриваемых вычетов посредством представления в налоговый орган предусмотренных указанной статьей документов (абзац первый п. 1, абзац первый п. 8 ст. 165 НК РФ в редакции Закона N 150-ФЗ). Такие документы должны представляться налогоплательщиками исключительно для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения).
Кроме того, налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров, поименованных в пп.пп. 1 (за исключением сырьевых товаров) и 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, освобождены от обязанности определения суммы "входного" НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации указанных товаров (абзац второй п. 10 ст. 165 НК РФ в редакции Закона N 150-ФЗ).
Приведенные правила в силу ч. 2 ст. 2 Закона N 150-ФЗ подлежат применению в отношении сумм НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым в операциях по реализации товаров, названных в пп.пп. 1 (за исключением сырьевых товаров) и (или) 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, и принятым на учет с 01.07.2016.
При последующем подтверждении права на применение нулевой налоговой ставки ранее уплаченные суммы НДС подлежат вычету, а не возврату
(пп. "в" п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.05.2016 N 150-ФЗ, далее - Закон N 150-ФЗ)
С 01.07.2016 согласно п. 9 ст. 165 НК РФ в редакции Закона N 150-ФЗ при последующем (по истечении установленного срока) подтверждении налогоплательщиками права на применение нулевой налоговой ставки НДС ранее уплаченные ими суммы налога с соответствующих операций подлежат вычетам в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст.ст. 171 и 172 НК РФ, что корреспондирует с положениями п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ.
Ранее же действовавшая редакция п. 9 ст. 165 НК РФ предусматривала не вычет, а возврат налогоплательщикам, подтвердившим свое право на применение нулевой налоговой ставки НДС позже отведенного для этого срока, сумм налога, которые были ими уплачены в связи с осуществлением соответствующих операций, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст.ст. 176 и 176.1 НК РФ.
Экспортеров обязали составлять счета-фактуры и по не подлежащим налогообложению НДС операциям
(п. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.05.2016 N 150-ФЗ, далее - Закон N 150-ФЗ)
В силу пп.пп. 1, 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ в редакции Закона N 150-ФЗ, вступившей в силу 01.07.2016, налогоплательщики НДС должны составлять счета-фактуры, вести книги покупок и книги продаж и при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, вывезенных за пределы территории РФ на территорию государства - члена Евразийского экономического союза.
В таких счетах-фактурах необходимо отражать, в том числе, код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (пп. 15 п. 5 ст. 169 НК РФ).
Услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении подлежат налогообложению НДС по нулевой ставке до конца 2017 года
(Федеральный закон от 02.06.2016 N 173-ФЗ, далее - Закон N 173-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены Законом N 173-ФЗ, вступившим в силу 02.06.2016, в Федеральный закон от 06.04.2015 N 83-ФЗ. Напомним, что в силу последнего услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении подлежали налогообложению НДС по нулевой ставке до конца 2016 года, то есть действующий порядок налогообложения указанных услуг продлен на год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.