Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Указанию Банка России
от 3 декабря 2012 г. N 2919-У
"Об оценке качества управления
кредитной организации, осуществляющей
функции центрального контрагента"
Методика оценки качества управления ЦК
21 августа 2014 г., 6 апреля, 1 сентября 2015 г.
1. Общие положения
1.1. Оценка качества управления ЦК в соответствии с настоящей Методикой оценки качества управления ЦК (далее - Методика) осуществляется по результатам оценок качества системы управления рисками ЦК, внутреннего контроля и корпоративного управления ЦК.
1.2. Оценка качества внутреннего контроля и корпоративного управления ЦК осуществляется по результатам оценки показателя состояния внутреннего контроля и корпоративного управления ЦК (далее - ПВК).
1.3. Оценка качества системы управления рисками ЦК осуществляется по результатам оценок качества:
управления рисками ЦК;
управления правовым риском ЦК;
управления кредитным риском ЦК;
управления рыночным риском ЦК;
управления риском ликвидности ЦК;
управления операционным риском ЦК;
управления риском потери деловой репутации ЦК.
1.4. Настоящая Методика применяется в отношении ЦК, являющегося клиринговой организацией, и в отношении клиринговой организации, с которой у ЦК заключен договор, определяющий обязанности сторон по управлению рисками и порядок их взаимодействия при осуществлении клиринга (далее - клиринговая организация).
1.5. Если ЦК не является клиринговой организацией, то при осуществлении оценки качества управления ЦК рассматриваются и документы клиринговой организации, указанной в пункте 1.4 настоящей Методики, определяющие порядок осуществления клиринга с участием такого ЦК, в том числе правила клиринга (далее - правила клиринга).
1.6. В целях настоящей Методики оценка качества управления ЦК осуществляется на основании внутренних документов ЦК и внутренних документов клиринговой организации, указанной в пункте 1.4 настоящей Методики (далее - внутренние документы ЦК).
Указанием Банка России от 21 августа 2014 г. N 3367-У приложение дополнено пунктом 1.7
1.7. В целях настоящей Методики величины, включенные в расчет коэффициентов кредитного риска, рыночного риска и риска ликвидности, выражаются в рублевом эквиваленте, рассчитанном по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России, на дату расчета.
Указанием Банка России от 6 апреля 2015 г. N 3612-У в пункт 1.8 внесены изменения
1.8. В целях настоящей Методики под обеспечением понимается индивидуальное клиринговое обеспечение, предназначенное для обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, в значениях, определяемых в Федеральном законе "О клиринге и клиринговой деятельности", а также иное полученное обеспечение (за исключением коллективного клирингового обеспечения), предназначенное для обеспечения исполнения обязательств участника клиринга.
Указанием Банка России от 21 августа 2014 г. N 3367-У приложение дополнено пунктом 1.9
1.9. В целях настоящей Методики к сделкам с финансовыми инструментами относятся:
операции с ценными бумагами или производными финансовыми инструментами;
операции с иностранной валютой;
операции с драгоценными металлами;
сделки репо;
операции по размещению денежных средств во вклады (депозиты), кредиты (включая межбанковские);
иные операции, определенные в соответствии с российским законодательством и правилами клиринга.
К числу перечисленных в данном пункте сделок с финансовыми инструментами относятся, в том числе, сделки, в которых одной из сторон является Банк России.
Указанием Банка России от 1 сентября 2015 г. N 3762-У приложение дополнено пунктом 1.10, вступающим в силу с 1 ноября 2015 г.
1.10. В целях настоящей Методики под выделенным капиталом ЦК понимается часть собственных средств (капитала) ЦК, в соответствии с правилами клиринга предназначенная для покрытия возможных потерь, вызванных неисполнением участниками клиринга своих обязательств, и используемая ЦК до использования средств, внесенных добросовестными участниками клиринга в коллективное клиринговое обеспечение. Величина выделенного капитала ЦК формируется из источников базового капитала, установленных в пункте 2.1 Положения Банка России от 28 декабря 2012 года N 395-П "О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2013 года N 27259, 29 ноября 2013 года N 30499, 2 октября 2014 года N 34227, 11 декабря 2014 года N 35134, 17 декабря 2014 года N 35225, 24 марта 2015 года N 36548, 5 июня 2015 года N 37549, 5 октября 2015 года N 39152 ("Вестник Банка России" от 27 февраля 2013 года N 11, от 30 ноября 2013 года N 69, от 8 октября 2014 года N 93, от 22 декабря 2014 года N 112, от 26 декабря 2014 года N 114, от 30 марта 2015 года N 27, от 16 июня 2015 года N 52, от 12 октября 2015 года N 86) (далее - Положение Банка России N 395-П).
2. Оценка качества внутреннего контроля и корпоративного управления ЦК
Указанием Банка России от 6 апреля 2015 г. N 3612-У пункт 2.1 изложен в новой редакции
2.1. Показатель ПВК определяется на основании оценки ответов на вопросы, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Показатель состояния внутреннего контроля и корпоративного управления ЦК
Примечания к заполнению таблицы 1.
К вопросам 5 и 6.
При оценке данных вопросов следует учитывать положения пункта 2.4 Положения Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489, 22 декабря 2004 года N 6222, 20 марта 2009 года N 13547, 30 июня 2014 года N 32913 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7, от 31 декабря 2004 года N 74, от 1 апреля 2009 года N 21, от 9 июля 2014 года N 63).
При выполнении условий, установленных пунктом 7 части первой статьи 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и наличии в ЦК руководителя службы внутреннего аудита и руководителя службы внутреннего контроля ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно пункту 2.2 настоящей Методики.
К вопросу 9.
При оценке данного вопроса следует учитывать:
обеспечивают ли подотчетность службы внутреннего аудита ЦК и выполняемые ею функции независимость и беспристрастность данной службы;
обладают ли служащие (ответственные сотрудники) службы внутреннего аудита и службы внутреннего контроля ЦК достаточными знаниями о деятельности ЦК, методах внутреннего контроля и сбора информации, ее анализа и оценки для выполнения служебных обязанностей;
утверждаются ли ЦК планы проверок службы внутреннего аудита ЦК;
выполняются ли планы проверок службы внутреннего аудита ЦК и планы деятельности службы внутреннего контроля ЦК;
охватывают ли проверки службы внутреннего аудита ЦК все направления деятельности ЦК;
осуществляет ли служба внутреннего аудита и служба внутреннего контроля ЦК свою деятельность на постоянной основе;
контролирует ли служба внутреннего аудита ЦК полноту применения методологии оценки рисков и процедур управления рисками, установленных внутренними документами ЦК, оценку ее эффективности и соответствия характеру и масштабу совершаемых ЦК операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, оценку достоверности учета и отчетности ЦК и надежности функционирования внутреннего контроля ЦК за использованием автоматизированных информационных систем;
рассматривается ли советом директоров (наблюдательным советом) информация о принятых мерах по выполнению рекомендаций службы внутреннего аудита ЦК и устранению выявленных нарушений, ошибок и недостатков и принимаются ли эти рекомендации к исполнению подразделениями ЦК; информация о рекомендациях службы внутреннего контроля ЦК по управлению регуляторным риском и их применении;
создает ли ЦК условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего аудита своих функций;
предоставляется ли службой внутреннего аудита ЦК информация о принятых мерах по выполнению рекомендаций и устранению выявленных нарушений совету директоров (наблюдательному совету) не реже одного раза в полгода;
выявлялись ли службой внутреннего аудита ЦК недостатки и нарушения в деятельности ЦК, устанавливаемые в ходе осуществления Банком России оценки качества управления ЦК.
К вопросу 15.
При оценке данного вопроса следует учитывать, что в случае отсутствия фактов выявления службой внутреннего аудита нарушений процедур управления рисками ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно пункту 2.2 настоящей Методики.
К вопросу 17.
При оценке данного вопроса следует учитывать, что лицо при назначении его на должность руководителя службы внутреннего контроля, руководителя службы внутреннего аудита ЦК и в течение всего периода осуществления функций по соответствующей должности, включая временное (более двух месяцев) исполнение должностных обязанностей, должно соответствовать квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России от 1 апреля 2014 года N 3223-У "О требованиях к руководителям службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2014 года N 32086 ("Вестник Банка России" от 9 июля 2014 года N 63) (далее - Указание Банка России N 3223-У), и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
2.2. Оценка ответов на вопросы таблицы 1 производится путем присвоения им значений по следующей шкале:
равное 0 - не выполняется (нет; отсутствует);
равное 1 - выполняется не в полном объеме (в основном да);
равное 2 - выполняется в полном объеме (да; присутствует).
Указанием Банка России от 6 апреля 2015 г. N 3612-У в пункт 2.3 внесены изменения
2.3. Показатель ПВК представляет собой сумму значений оценок ответов на вопросы, приведенные в таблице 1.
Значение показателя ПВК признается удовлетворительным, если его результат равен 39 баллам и более.
2.4. При присвоении хотя бы одному ответу на вопросы, приведенные в таблице 1, значения, равного 0, показателю ПВК присваивается значение "неудовлетворительно".
3. Оценка качества системы управления рисками ЦК
3.1. Оценка качества управления рисками ЦК осуществляется по результатам оценки показателя управления рисками ЦК (далее - ПУР).
Указанием Банка России от 1 сентября 2015 г. N 3762-У в подпункт 3.1.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 ноября 2015 г.
3.1.1. Показатель ПУР определяется на основании оценки ответов на вопросы, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Показатель управления рисками ЦК
Примечания к заполнению таблицы 2.
К вопросу 2.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, установлены ли внутренними документами ЦК принципы управления рисками ЦК, порядок выявления, оценки и определения приемлемого уровня рисков ЦК, мониторинга и контроля за его соблюдением, а также перечень мер и порядок действий в случае выявления фактов несоответствия качества управления ЦК оценке "удовлетворительно", в отношении которого Банком России принято решение о признании качества управления ЦК удовлетворительным, и поддержания рисков ЦК на приемлемом уровне.
К вопросу 18.
При оценке данного вопроса следует учитывать, что лицо при назначении его на должность руководителя службы управления рисками ЦК и в течение всего периода осуществления функций по этой должности, включая временное (более двух месяцев) исполнение должностных обязанностей, должно соответствовать квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России N 3223-У, и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
К вопросу 20.
При оценке данного вопроса следует учитывать, что величина средств, необходимая для обеспечения прекращения или реструктуризации деятельности ЦК, рассчитывается ежегодно по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, не позднее пяти рабочих дней после дня раскрытия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Указанием Банка России от 25 октября 2013 года N 3081-У "О раскрытии кредитными организациями информации о своей деятельности", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2013 года N 30567, 3 апреля 2015 года N 36722 ("Вестник Банка России" от 18 декабря 2013 года N 73, от 15 апреля 2015 года N 34) (далее - Указание Банка России N 3081-У), и должна составлять не менее 50 процентов от величины операционных расходов, отраженной в графе 4 строки 19 формы 0409807 "Отчет о финансовых результатах (публикуемая форма)", установленной Указанием Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2009 года N 15615, 18 июня 2010 года N 17590, 22 декабря 2010 года N 19313, 20 июня 2011 года N 21060, 16 декабря 2011 года N 22650, 10 июля 2012 года N 24863, 20 сентября 2012 года N 25499, 20 декабря 2012 года N 26203, 29 марта 2013 года N 27926, 14 июня 2013 года N 28809, 11 декабря 2013 года N 30579, 28 марта 2014 года N 31760, 18 июня 2014 года N 32765, 22 декабря 2014 года N 35313, 20 февраля 2015 года N 36169, 8 июня 2015 года N 37564, 16 июля 2015 года N 38037 ("Вестник Банка России" от 25 декабря 2009 года N 75-76, от 25 июня 2010 года N 35, от 28 декабря 2010 года N 72, от 28 июня 2011 года N 34, от 23 декабря 2011 года N 73, от 19 июля 2012 года N 41, от 26 сентября 2012 года N 58, от 27 декабря 2012 года N 76, от 30 марта 2013 года N 20, от 25 июня 2013 года N 34, от 28 декабря 2013 года N 79-80, от 31 марта 2014 года N 34, от 27 июня 2014 года N 61, от 30 декабря 2014 года N 115-116, от 10 марта 2015 года N 20, от 25 июня 2015 года N 55, от 24 июля 2015 года N 61) (далее - Указание Банка России N 2332-У).
К вопросу 21.
При оценке данного вопроса следует учитывать, что величина средств, необходимая для покрытия возможных потерь в результате ухудшения финансового положения ЦК вследствие уменьшения его доходов или увеличения расходов, не связанных с неисполнением обязательств участниками клиринга, рассчитывается ежегодно по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, не позднее пяти рабочих дней после дня раскрытия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Указанием Банка России N 3081-У и должна составлять не менее 25 процентов от величины операционных расходов, отраженной в графе 4 строки 19 формы 0409807 "Отчет о финансовых результатах (публикуемая форма)", установленной Указанием Банка России N 2332-У.
К вопросу 22.
При оценке данного вопроса следует учитывать, что структура уровней защиты ЦК должна представлять собой совокупность средств ЦК на покрытие возможных потерь ЦК, вызванных неисполнением обязательств участниками клиринга, включающую выделенный капитал и иные средства ЦК, обеспечение, коллективное клиринговое обеспечение, порядок определения и использования которых предусмотрен правилами клиринга.
К вопросу 23.
При оценке данного вопроса следует учитывать, что методика определения величины выделенного капитала ЦК должна содержать порядок расчета выделенного капитала ЦК, процедуры пересмотра величины выделенного капитала ЦК, а также порядок восполнения величины выделенного капитала в случае его использования, при принятии советом директоров (наблюдательным советом) ЦК решения о необходимости его восполнения.
Величина выделенного капитала ЦК рассчитывается ежегодно по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, не позднее пяти рабочих дней после дня раскрытия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Указанием Банка России N 3081-У и должна составлять не менее 25 процентов от суммы:
средств, необходимых для обеспечения прекращения или реструктуризации деятельности ЦК, определенных в соответствии с вопросом 20 таблицы 2;
средств, необходимых для покрытия возможных потерь в результате ухудшения финансового положения ЦК вследствие уменьшения его доходов или увеличения расходов, не связанных с неисполнением обязательств участниками клиринга, определенных в соответствии с вопросом 21 таблицы 2;
средств, необходимых для покрытия кредитного риска по активам, отраженным на балансовых счетах бухгалтерского учета (активы за вычетом сформированных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, взвешенные по уровню риска), кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера, кредитного риска по производным финансовым инструментам, величины риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента, операционного и рыночного рисков, рассчитанных по формуле:
minH1.0xЗH1.0,
где:
minH1.0 - минимально допустимое числовое значение норматива собственных средств (капитала) банка, установленное пунктом 2.2 Инструкции Банка России N 139-И;
ЗН1.0 - величина знаменателя в формуле расчета норматива достаточности собственных средств (капитала), рассчитанная в соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 Инструкции Банка России N 139-И.
Внутренним документом ЦК должна быть предусмотрена обязанность исполнительного органа о вынесении на рассмотрение советом директоров (наблюдательным советом) ЦК вопроса о необходимости восполнения величины выделенного капитала ЦК в случае его использования.
К вопросу 24.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, что выделенный капитал ЦК должен быть сформирован в соответствии с критериями расчета, установленными в примечании к вопросу 23 таблицы 2.
К вопросу 25.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, что при наличии в учредительном документе ЦК ограничения на размещение выделенного капитала ЦК в рублях, и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах только в финансовые инструменты с долгосрочным рейтингом эмитента, и (или) рейтингом выпуска ценных бумаг, и (или) рейтингом юридического лица, являющегося поручителем по соответствующему выпуску ценных бумаг (для ценных бумаг, за исключением государственных долговых ценных бумаг Российской Федерации и долговых ценных бумаг Банка России), и (или) рейтингом контрагента (для денежных средств в рублях и драгоценных металлов), и (или) суверенным рейтингом страны (для денежных средств в иностранной валюте), присвоенным как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "ВВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "ВааЗ" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", за исключением случаев приобретения активов, осуществляемых в целях закрытия сделок с участниками клиринга и случаев приобретения активов в рамках деятельности ЦК как стороны всех договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул, а также осуществления операций купли-продажи иностранной валюты, и (или) ценных бумаг, и (или) драгоценных металлов, и (или) иных активов при полном предварительном обеспечении исполнения своих обязательств контрагентом ЦК, ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.1.2 настоящей Методики.
3.1.2. Оценка ответов на вопросы таблицы 2 производится путем присвоения им значений по следующей шкале:
равное 0 - не выполняется или выполняется не в полном объеме (нет; отсутствует);
равное 2 - выполняется в полном объеме (да; присутствует).
3.1.3. Показатель ПУР представляет собой сумму значений оценок ответов на вопросы, приведенные в таблице 2.
Указанием Банка России от 1 сентября 2015 г. N 3762-У в подпункт 3.1.4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 ноября 2015 г.
3.1.4. Значение показателя ПУР признается удовлетворительным, если его результат равен 56 баллам.
3.2. Оценка качества управления правовым риском ЦК осуществляется по результатам оценки показателя управления правовым риском ЦК (далее - ППР).
Указанием Банка России от 21 августа 2014 г. N 3367-У в подпункт 3.2.1 внесены изменения
3.2.1. Показатель ППР определяется на основании оценки ответов на вопросы, приведенные в таблице 3.
Таблица 3
Показатель управления правовым риском ЦК
Примечания к заполнению таблицы 3.
К вопросу 2.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, установлены ли внутренними документами ЦК:
юридическое закрепление процедуры неттинга, процедур, необходимых для обеспечения и исполнения обязательств, включенных в клиринговый пул;
порядок допуска к клирингу, осуществляемому с участием ЦК;
процедуры в отношении нарушившего обязательства участника клиринга;
процедуры передачи позиций клиентов участника клиринга в случае его несостоятельности (банкротства) другому участнику клиринга;
порядок взаимодействия с биржами, депозитариями, расчетными организациями, а также клиринговыми организациями, если ЦК взаимодействует с такими организациями;
определение прав и обязанностей ЦК в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств иным юридическим лицом, выполняющим функции центрального контрагента, являющимся резидентом или нерезидентом, если ЦК взаимодействует с такой организацией;
юридическое закрепление обязанности клиринговой организации по обеспечению доступа ЦК к средствам обеспечения, учитываемого на торговых и (или) клиринговых счетах, и коллективного клирингового обеспечения, учитываемого на клиринговых счетах (а также размер средств, которые обязана предоставить клиринговая организация ЦК), если такой ЦК не является клиринговой организацией.
В случае неприменимости пунктов, приведенных в абзацах шестом, седьмом и девятом примечания к заполнению таблицы 3 к деятельности ЦК, ответу на данный пункт присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.2.2 настоящей Методики.
3.2.2. Оценка ответов на вопросы таблицы 3 производится путем присвоения им значений по следующей шкале:
равное 0 - не выполняется (нет; отсутствует);
равное 1 - выполняется не в полном объеме (в основном да; отсутствует не более одного пункта из перечня в примечании к заполнению таблицы 3);
равное 2 - выполняется в полном объеме (да; присутствует).
3.2.3. Показатель ППР представляет собой сумму значений оценок ответов на вопросы, приведенные в таблице 3.
3.2.4. Значение показателя ППР признается удовлетворительным, если его результат равен не менее 12 баллов.
3.2.5. При присвоении хотя бы одному ответу на вопросы, приведенные в таблице 3, значения, равного 0, показателю ППР присваивается значение "неудовлетворительно".
Указанием Банка России от 21 августа 2014 г. N 3367-У в пункт 3.3 внесены изменения
3.3. Оценка качества управления кредитным риском ЦК осуществляется по результатам оценок показателя кредитного риска (далее - ПКР1), включающего коэффициенты кредитного риска ЦК - КР1, КР2, КР3, и показателя управления кредитным риском ЦК (далее - ПКР2).
Указанием Банка России от 1 сентября 2015 г. N 3762-У в подпункт 3.3.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 ноября 2015 г.
3.3.1. Коэффициент КР1 характеризует достаточность средств ЦК на покрытие потерь, вызванных неисполнением обязательств двух крупнейших участников клиринга на заданном рынке. Коэффициент КР1 определяется как отношение величины возможных потерь к сумме величины собственных средств (капитала) ЦК, порядок определения и использования которой предусмотрен правилами клиринга, и размера коллективного клирингового обеспечения на заданном рынке:
;
где:
П2 - возможные потери ЦК при неисполнении обязательств двух крупнейших участников клиринга, вызванные переоценкой открытых позиций:
;
где:
- сумма возможных потерь по двум крупнейшим участникам клиринга с наибольшим значением потерь;
(условная стоимость под риском) - величина, характеризующая среднее значение по однопроцентной выборке наихудших негативных для ЦК изменений стоимости k-го нетто-набора участника клиринга (клиента участника клиринга) по i-му базовому активу за Т дней в случае неисполнения обязательств данного участника клиринга (клиента участника клиринга). В случае если ЦК осуществляет расчет совокупно по всем сделкам, заключенным участником клиринга, расчет величины осуществляется совокупно по всем нетто-обязательствам участника клиринга. Для целей настоящего Указания под нетто-набором понимается сумма нетто-обязательств по всем сделкам с i-м активом и обеспечения, выраженного в i-м активе, участника клиринга (клиента участника клиринга). В случае если клиринговая организация по требованию участника клиринга ведет отдельный внутренний учет обязательств и обеспечения в пользу лица, указанного участником клиринга, то нетто-набор рассчитывается отдельно;
- размер обеспечения, в том числе рассчитанного совокупно по всем сделкам, заключенным участником клиринга;
Т - количество рабочих дней, необходимых для закрытия позиции недобросовестного участника клиринга, с момента невыполнения им своих обязательств;
- величина собственных средств (капитала) ЦК, порядок определения и использования которой предусмотрен правилами клиринга;
Ф - размер коллективного клирингового обеспечения, которое может быть использовано для исполнения обязательств ЦК перед добросовестными участниками клиринга.
Расчет коэффициента КР1 проводится по каждой совокупности финансовых инструментов, обязательства по сделкам с которыми включены в клиринговый пул. Итоговый балл по результатам расчета коэффициента КР1, рассчитанный по разным клиринговым пулам, равен минимальному из баллов, присвоенных данному коэффициенту для каждого клирингового пула.
Глубина выборки для расчета должна быть не менее 12 месяцев и включать в себя период с наибольшим месячным отрицательным изменением Индекса ММВБ 50 и (или) Индекса РТС 50 за последние 10 лет. При отсутствии данных за рассматриваемый период расчет следует проводить с использованием данных по финансовым инструментам со схожими параметрами, по которым имеются данные за указанный период.
Указанием Банка России от 1 сентября 2015 г. N 3762-У в подпункт 3.3.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 ноября 2015 г.
3.3.2. Коэффициент КР2 характеризует степень диверсифицированности средств коллективного клирингового обеспечения. Коэффициент КР2 рассчитывается как максимальная доля вида актива (иностранной валюты, выпуска ценной бумаги и другие) в коллективном клиринговом обеспечении:
,
где:
- максимум по всем активам, находящимся в коллективном клиринговом обеспечении, за исключением денежных средств в рублях и (или) свободно конвертируемых валютах, государственных долговых ценных бумаг Российской Федерации и долговых ценных бумаг Банка России, казначейских бумаг или бумаг центральных банков стран Организации экономического сотрудничества и развития с рейтингом долгосрочной кредитоспособности в иностранной валюте, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "ВВВ+" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "Baal" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service";
- рыночная стоимость принимаемого в коллективное клиринговое обеспечение вида актива;
Ф - определяется и рассчитывается в соответствии с порядком расчета коэффициента КР1.
Расчет коэффициента КР2 проводится по каждой совокупности финансовых инструментов, обязательства по сделкам с которыми включены в клиринговый пул. Итоговый балл по результатам расчета коэффициента, рассчитанный по разным клиринговым пулам, равен минимальному из баллов, присвоенных данному коэффициенту для каждого клирингового пула.
В случае концентрации коллективного клирингового обеспечения только в денежных средствах в рублях и (или) свободно конвертируемых валютах КР2 полагается равным нулю.
Указанием Банка России от 1 сентября 2015 г. N 3762-У в подпункт 3.3.3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 ноября 2015 г.
3.3.3. Коэффициент КР3 характеризует распределение инвестиционных активов по их кредитному качеству. Коэффициент КР3 рассчитывается как доля всех инвестиционных активов с рейтингом эмитента (для ценных бумаг, за исключением государственных долговых ценных бумаг Российской Федерации и долговых ценных бумаг Банка России), контрагента (для денежных средств в рублях и средств в драгоценных металлах) и (или) суверенным рейтингом страны (для денежных средств в иностранной валюте), присвоенным как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "ВВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "Ваа3" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", в общем объеме инвестиционных активов ЦК, умноженная на 100%.
Инвестиционные активы в целях настоящего Указания включают в себя все активы ЦК, в том числе денежные средства ЦК, находящиеся на корреспондентских счетах в Банке России и банках-корреспондентах в рублях и (или) иностранной валюте, а также портфели активов, сформированные из финансовых инструментов. К инвестиционным активам не относятся активы ЦК, связанные с общехозяйственными расходами.
3.3.4. Показатель ПКР1 представляет собой сумму значений коэффициентов, определенных в соответствии с подпунктами 3.3.1 - 3.3.3 настоящей Методики.
Балльные оценки коэффициентов КР1-КР3 приведены в приложении 3 к настоящему Указанию.
3.3.5. Значение показателя ПКР1 признается удовлетворительным, если его результат равен 6 баллам.
Указанием Банка России от 1 сентября 2015 г. N 3762-У в подпункт 3.3.6 внесены изменения, вступающие в силу с 1 ноября 2015 г.
3.3.6. Показатель ПКР2 определяется на основании оценки ответов на вопросы, приведенные в таблице 4.
Таблица 4
Показатель управления кредитным риском ЦК
N п/п |
Вопросы |
Значение |
1 |
2 |
3 |
1. |
Устанавливаются ли ЦК критерии допуска участников клиринга к операциям с ЦК? |
|
2. |
Проводится ли ЦК оценка соответствия участников клиринга критериям допуска к операциям с ЦК не реже одного раза в квартал? |
|
3. |
Используется ли ЦК механизм установления лимитов, ограничивающих риски по сделкам участников клиринга или иные механизмы контроля кредитного риска? |
|
4. |
Осуществляется ли ЦК оценка уровня кредитного риска по отношению к участникам клиринга, а также к расчетным организациям не реже одного раза в день? |
|
5. |
Осуществляется ли ЦК мониторинг финансовой устойчивости участников клиринга не реже одного раза в месяц? |
|
6. |
Предоставляет ли ЦК участникам клиринга информацию о ключевых аспектах процедур мониторинга? |
|
7. |
Осуществляется ли ЦК анализ и при необходимости пересмотр критериев допуска участников клиринга к операциям с ЦК не реже одного раза в год? |
|
8. |
Содержат ли правила клиринга соответствующий законодательству порядок прекращения обязательств участника клиринга и ЦК в связи с банкротством участника клиринга и определения размера нетто-обязательства указанных лиц? |
|
9. |
Содержат ли внутренние документы ЦК порядок покрытия кредитных потерь, возникающих в случае реализации стрессовых сценариев, так и при их отсутствии? |
|
10. |
Предусмотрено ли в учредительном документе ЦК ограничение на открытие корреспондентских счетов? |
|
11. |
Открыты ли торговые банковские и (или) клиринговые банковские и иные счета для учета денежных средств, которые могут быть использованы для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу? |
|
12. |
Размещаются ли денежные средства коллективного клирингового обеспечения (в рублях и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах) во вклады в кредитных организациях? |
|
13. |
Обеспечивается ли ведение клиринговой организацией отдельного внутреннего учета денежных средств в рублях и (или) иностранной валюте участника клиринга и его клиентов? |
|
14. |
Обеспечивается ли возможность ведения клиринговой организацией отдельного внутреннего учета денежных средств в рублях и (или) иностранной валюте клиента участника клиринга, учитываемых на клиринговом банковском счете? |
|
15. |
Учитывается ли коллективное клиринговое обеспечение на отдельном клиринговом счете? |
|
16. |
Ограничивает ли ЦК концентрацию иностранной валюты, ценных бумаг и драгоценных металлов, являющихся обеспечением исполнения обязательств (клиринговым обеспечением) участников клиринга, в частности, путем установления лимитов концентрации? |
|
17. |
Использует ли ЦК при исполнении обязательств, включенных в клиринговый пул, механизм "поставка против платежа", "платеж против платежа"? |
|
18. |
Проводит ли ЦК оценку потенциальных источников риска и осуществляет ли надлежащее управление ими? |
|
19. |
Ограничивает ли ЦК использование в качестве клирингового обеспечения для исполнения обязательств участника клиринга ценных бумаг, эмитентом которых является этот участник клиринга или связанные с ним лица? |
|
20. |
Предусмотрено ли в учредительном документе ЦК ограничение на размещение временно свободных средств в рублях и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах во вклады в кредитных организациях? |
|
21. |
Предусмотрено ли в учредительном документе ЦК ограничение на размещение временно свободных средств в рублях и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах в финансовые инструменты? |
|
22. |
Размещается ли клиринговое обеспечение в финансовые инструменты? |
|
23. |
Предусмотрено ли в учредительном документе ЦК ограничение на размещение временно свободных денежных средств в портфель только долговых ценных бумаг с дюрацией портфеля ценных бумаг меньше 1,5 лет? |
|
24. |
Инвестирует ли ЦК клиринговое обеспечение в портфель только долговых ценных бумаг с дюрацией портфеля ценных бумаг меньше 1,5 лет? |
|
25. |
Открыты ли торговые и (или) клиринговые счета депо, и (или) иные счета депо для исполнения обязательств в депозитариях, удовлетворяющих одному из критериев, изложенных в Указании Банка России от 17 ноября 2011 года N 2732-У "Об особенностях формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по операциям с ценными бумагами, права на которые удостоверяются депозитариями", зарегистрированном Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года N 22544, 1 августа 2012 года N 25070 ("Вестник Банка России" от 19 декабря 2011 года N 71, от 8 августа 2012 года N 44)? |
|
Примечания к заполнению таблицы 4.
К вопросам 3, 9, 15, 16, 19.
В случае осуществления операций с иностранной валютой и (или) ценными бумагами, и (или) драгоценными металлами, и (или) иными активами при полном предварительном обеспечении исполнения участником клиринга обязательств, ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.3.7 настоящей Методики.
К вопросу 10.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, что при наличии в учредительном документе ЦК ограничения на открытие корреспондентских счетов в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах, только в Банке России, расчетных небанковских кредитных организациях и (или) банках - резидентах, имеющих рейтинг долгосрочной кредитоспособности в иностранной валюте, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "ВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "Ва3" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", а также открытие иных счетов в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах для исполнения обязательств в банках - нерезидентах, имеющих аналогичный банкам - резидентам рейтинг одного из международных рейтинговых агентств, и банках - резидентах стран - участников Содружества Независимых Государств, в том числе национальных (центральных) банках указанных стран, ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.3.7 настоящей Методики.
К вопросу 11.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, что при открытии торговых банковских счетов в расчетных небанковских кредитных организациях, клиринговых банковских счетов в Банке России и (или) расчетных небанковских кредитных организациях, и (или) банках - резидентах, имеющих рейтинг долгосрочной кредитоспособности в иностранной валюте, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "ВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "Ва3" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", а также при открытии иных счетов для исполнения обязательств в банках - нерезидентах, имеющих аналогичный банкам - резидентам рейтинг одного из международных рейтинговых агентств, и банках-резидентах стран - участников Содружества Независимых Государств, в том числе национальных (центральных) банках указанных стран, ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.3.7 настоящей Методики.
К вопросу 12.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, что при открытии вкладов в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах в банках - резидентах, имеющих рейтинг долгосрочной кредитоспособности в иностранной валюте, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "ВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "Ва3" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", и в банках -нерезидентах, имеющих рейтинг долгосрочной кредитоспособности в иностранной валюте, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "ВВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "Ваа3" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", а также при наличии в договоре возможности изъятия такого вклада в случае необходимости, ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.3.7 настоящей Методики.
В случае, когда ЦК не размещает денежные средства коллективного клирингового обеспечения (в рублях и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах) во вклады в кредитных организациях, ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.3.7 настоящей Методики.
К вопросу 20.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, что при наличии в учредительном документе ЦК ограничения на размещение временно свободных денежных средств в рублях и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах только во вклады в банках - резидентах, имеющих рейтинг долгосрочной кредитоспособности в иностранной валюте, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "ВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "Ва3" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", и в банках - нерезидентах, имеющих рейтинг долгосрочной кредитоспособности, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "ВВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "Ваа3" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.3.7 настоящей Методики.
К вопросу 21.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, что при наличии в учредительном документе ЦК ограничения на размещение временно свободных денежных средств в рублях и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах только в финансовые инструменты, за исключением государственных долговых ценных бумаг Российской Федерации и долговых ценных бумаг Банка России, с долгосрочным рейтингом эмитента и (или) рейтингом выпуска ценных бумаг, и (или) рейтингом юридического лица, являющегося поручителем по соответствующему выпуску ценных бумаг (для ценных бумаг), и (или) рейтингом контрагента (для денежных средств в рублях и драгоценных металлов), и (или) суверенным рейтингом страны (для денежных средств в иностранной валюте), присвоенным как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "ВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "Ва3" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", за исключением случаев приобретения активов, осуществляемых в целях закрытия сделок с участниками клиринга и случаев приобретения активов в рамках деятельности ЦК как стороны всех договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул, а также осуществления операций купли-продажи иностранной валюты и (или) ценных бумаг, и (или) драгоценных металлов, и (или) иных активов при полном предварительном обеспечении исполнения своих обязательств контрагентом ЦК, ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.3.7 настоящей Методики.
К вопросу 22.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, что при размещении ЦК клирингового обеспечения в финансовые инструменты, за исключением государственных долговых ценных бумаг Российской Федерации и долговых ценных бумаг Банка России, с долгосрочным рейтингом эмитента и (или) рейтингом выпуска ценных бумаг, и (или) рейтингом юридического лица, являющегося поручителем по соответствующему выпуску ценных бумаг (для ценных бумаг), и (или) рейтингом контрагента (для денежных средств в рублях и драгоценных металлах), и (или) суверенным рейтингом страны (для денежных средств в иностранной валюте), присвоенным как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "ВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "Ва3" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", за исключением случаев приобретения активов, которое осуществляется в целях закрытия сделок с участниками клиринга и случаев приобретения активов в рамках деятельности ЦК как стороны всех договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул, а также осуществления операций с иностранной валютой и (или) ценными бумагами, и (или) драгоценными металлами, и (или) иными активами при полном предварительном обеспечении исполнения своих обязательств контрагентом ЦК, ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.3.7 настоящей Методики.
В случае неприменимости вопроса 22 таблицы 4 к деятельности ЦК ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.3.7 настоящей Методики.
К вопросу 23.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, что при наличии в учредительном документе ЦК ограничения на размещение временно свободных денежных средств в рублях и (или) иностранной валюте, и (или) в драгоценных металлах в портфель только долговых ценных бумаг с дюрацией портфеля ценных бумаг меньше 1,5 лет за исключением случаев приобретения государственных долговых ценных бумаг Российской Федерации, долговых ценных бумаг Банка России, а также приобретения указанных финансовых инструментов, осуществляемых в целях исполнения ЦК обязательств перед участниками клиринга, ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.3.7 настоящей Методики.
К вопросу 24.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, что при размещении ЦК клирингового обеспечения в рублях и (или) иностранной валюте, и (или) в драгоценных металлах в портфель только долговых ценных бумаг с дюрацией портфеля ценных бумаг меньше 1,5 лет, за исключением случаев приобретения государственных долговых ценных бумаг Российской Федерации, долговых ценных бумаг Банка России, а также приобретения указанных финансовых инструментов, осуществляемых в целях исполнения ЦК обязательств перед участниками клиринга, ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.3.7 настоящей Методики.
В случае неприменимости вопроса 24 таблицы 4 к деятельности ЦК ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.3.7 настоящей Методики.
К вопросу 25.
В случае неприменимости вопроса 25 таблицы 4 к деятельности ЦК ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.3.7 настоящей Методики.
3.3.7. Оценка ответов на вопросы таблицы 4 производится путем присвоения им значений по следующей шкале:
равное 0 - не выполняется или выполняется не в полном объеме (нет, отсутствует);
равное 2 - выполняется в полном объеме (да, присутствует).
3.3.8. Показатель ПКР2 представляет собой сумму значений оценок ответов на вопросы, приведенные в таблице 4.
3.3.9. Значение показателя ПКР2 признается удовлетворительным, если его результат равен 50 баллам.
Указанием Банка России от 21 августа 2014 г. N 3367-У в пункт 3.4 внесены изменения
3.4. Оценка качества управления рыночным риском ЦК осуществляется по результатам оценок показателя рыночного риска ЦК (далее - ПРР1), включающего коэффициенты рыночного риска - РР1, РР2, РР3 и показателя управления рыночным риском ЦК (далее - ПРР2).
Указанием Банка России от 21 августа 2014 г. N 3367-У в подпункт 3.4.1 внесены изменения
3.4.1. Коэффициент РР1 характеризует качество модели расчета размера обеспечения участников клиринга. Коэффициент РР1 рассчитывается как отношение количества случаев, когда фактические изменения цен финансовых инструментов, по которым осуществляется клиринг, превышали используемые в модели расчета размера индивидуального клирингового обеспечения параметры, ограничивающие изменение цен таких финансовых инструментов, к общему количеству фактических изменений параметров модели расчета значения индивидуального клирингового обеспечения:
,
где:
M1 - количество случаев, когда фактические изменения цен финансовых инструментов, по которым осуществляется клиринг, превышали используемые в модели расчета размера обеспечения параметры, ограничивающие изменение цен таких финансовых инструментов. В случае если ЦК в модели расчета размера индивидуального клирингового обеспечения использует несколько параметров, ограничивающих изменение цен финансовых инструментов, то для расчета показателя РР1 используется меньший из данных параметров;
Сл - общее количество фактических изменений параметров модели расчета значения обеспечения.
Требования к расчету:
Глубина выборки для расчета коэффициента РР1 должна быть не менее 12 месяцев и включать периоды с наибольшим месячным отрицательным изменением Индекса ММВБ и (или) Индекса РТС за последние 10 лет.
Расчет производится по каждому финансовому инструменту, торгуемому на рынке с ЦК.
Значение РР1 принимается равным наибольшему из всех значений, рассчитанных по каждому финансовому инструменту, торгуемому на рынке с ЦК.
Указанием Банка России от 21 августа 2014 г. N 3367-У подпункт 3.4.2 изложен в новой редакции
3.4.2. Коэффициент РР2 характеризует качество модели расчета размера обеспечения участников клиринга в случае превышения фактического изменения цен финансовых инструментов, торгуемых на рынке с ЦК, над используемыми в модели расчета размера обеспечения параметрами, ограничивающими изменение цен таких финансовых инструментов, и рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- величина, характеризующая в процентном выражении разницу фактического изменения цен финансовых инструментов, торгуемых на рынке с ЦК, над параметрами (в процентах), используемыми в модели расчета размера обеспечения и ограничивающими изменение цен таких финансовых инструментов;
M1 - рассчитывается аналогично коэффициенту РР1;
IM - используемый в модели расчета размера обеспечения параметр, ограничивающий изменение цен финансового инструмента. В случае если ЦК использует несколько размеров IM, то для расчета показателя РР2 используется меньший из данных размеров;
Сл - рассчитывается аналогично коэффициенту РР1;
- суммирование ведется по всем случаям, когда фактическое изменение цен финансовых инструментов, торгуемых на рынке с ЦК, превышало используемые в модели расчета значения обеспечения параметры, ограничивающие изменение цен таких финансовых инструментов.
Требования к расчету:
Глубина выборки для расчета коэффициента РР2 должна быть не менее 12 месяцев и включать период с наибольшим месячным отрицательным изменением Индекса ММВБ 50 и (или) Индекса РТС 50 за последние 10 лет.
Расчет производится по каждому финансовому инструменту, торгуемому на рынке с ЦК.
Значение РР2 принимается равным наибольшему из всех значений, рассчитанных по каждому финансовому инструменту, торгуемому на рынке с ЦК.
Указанием Банка России от 1 сентября 2015 г. N 3762-У в подпункт 3.4.3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 ноября 2015 г.
3.4.3. Коэффициент РР3 характеризует чувствительность собственного портфеля ценных бумаг ЦК к рыночному риску. Коэффициент РР3 рассчитывается как отношение средних ожидаемых потерь, которые может понести ЦК по собственному портфелю ценных бумаг при условии, что потери превысят значение стоимостной меры риска (value-at-risk), рассчитанное на горизонте 10 дней с вероятностью 99 процентов, к величине собственных средств (капитала) ЦК. Коэффициент РРЗ рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
К - величина собственных средств (капитала) ЦК, определенная в соответствии с Положением Банка России N 395-П;
(условная стоимость под риском) - величина, характеризующая среднее значение по однопроцентной выборке наихудших негативных для ЦК изменений стоимости i-той ценной бумаги.
Суммирование ведется по всем ценным бумагам, входящим в собственный портфель ценных бумаг ЦК.
3.4.4. Утратил силу.
См. текст подпункта 3.4.4
Указанием Банка России от 21 августа 2014 г. N 3367-У подпункт 3.4.5 изложен в новой редакции
3.4.4.# Показатель ПРР1 представляет собой сумму балльных оценок значений коэффициентов, определенных в соответствии с подпунктами 3.4.1 - 3.4.3 настоящей Методики.
Балльные оценки коэффициентов РР1 - РР3 приведены в приложении 3 к настоящему Указанию.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
Указанием Банка России от 21 августа 2014 г. N 3367-У в подпункт 3.4.6 внесены изменения
3.4.6. Значение показателя ПРР1 признается удовлетворительным, если его результат равен 6 баллам.
Указанием Банка России от 21 августа 2014 г. N 3367-У в подпункт 3.4.7 внесены изменения
3.4.7. Показатель ПРР2 определяется на основании оценки ответов на вопросы, приведенные в таблице 5.
Таблица 5
Показатель управления рыночным риском ЦК
Примечания к заполнению таблицы 5.
К вопросам 2, 6, 7.
В случае осуществления операций с иностранной валютой и (или) ценными бумагами, и (или) драгоценными металлами, и (или) иными активами при полном предварительном обеспечении исполнения участником клиринга обязательств, ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.4.7 настоящей Методики.
3.4.8. Оценка ответов на вопросы таблицы 5 производится путем присвоения им значений по следующей шкале:
равное 0 - не выполняется или выполняется не в полном объеме (нет, отсутствует);
равное 2 - выполняется в полном объеме (да, присутствует).
3.4.9. Показатель ПРР2 представляет собой сумму значений оценок ответов на вопросы, приведенные в таблице 5.
3.4.10. Значение показателя ПРР2 признается удовлетворительным, если его результат равен 14 баллам.
Указанием Банка России от 21 августа 2014 г. N 3367-У в пункт 3.5 внесены изменения
3.5. Оценка качества управления риском ликвидности ЦК осуществляется по результатам оценки показателя управления риском ликвидности ЦК (далее - ПРЛ2).
3.5.1. Утратил силу.
См. текст подпункта 3.5.1
3.5.2. Утратил силу.
См. текст подпункта 3.5.2
3.5.3. Утратил силу.
См. текст подпункта 3.5.3
3.5.4. Утратил силу.
См. текст подпункта 3.5.4
3.5.5. Утратил силу.
См. текст подпункта 3.5.5
3.5.6. Утратил силу.
См. текст подпункта 3.5.6
Указанием Банка России от 1 сентября 2015 г. N 3762-У в подпункт 3.5.7 внесены изменения, вступающие в силу с 1 ноября 2015 г.
3.5.7. Показатель ПРЛ2 определяется на основании оценки ответов на вопросы, приведенные в таблице 6.
Таблица 6
Показатель управления риском ликвидности ЦК
N п/п |
Вопросы |
Значение |
1 |
2 |
3 |
1. |
Принимаются ли в качестве обеспечения только долговые ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России с долгосрочным рейтингом эмитента, и (или) рейтингом выпуска ценных бумаг, за исключением государственных долговых ценных бумаг Российской Федерации и долговых ценных бумаг Банка России, и (или) рейтингом юридического лица, являющегося поручителем по соответствующему выпуску ценных бумаг, присвоенными как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "ВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "ВаЗ" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", а также долевые ценные бумаги, включенные в список для расчета Индекса ММВБ 50 и Индекса РТС 50? |
|
2. |
Принимаются ли в качестве коллективного клирингового обеспечения только ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России, казначейские бумаги или бумаги центральных банков стран Организации экономического сотрудничества и развития? |
|
3. |
Информация об изменениях:См. текст строки 3 |
|
4. |
Информация об изменениях:См. текст строки 4 |
|
5. |
Имеются ли у ЦК процедуры и правила для осуществления своевременного исполнения обязательств в случае недостаточности ликвидности в непредвиденных обстоятельствах? |
|
6. |
Проводит ли ЦК регулярный мониторинг и оценку ликвидности ЦК, необходимой для исполнения обязательств ЦК, связанных с осуществлением клиринга? |
|
7. |
Имеются ли у ЦК процедуры и правила, обеспечивающие диверсификацию временно свободных денежных средств в рублях и (или) иностранной валюте? |
|
8. |
Проводит ли ЦК оценку финансовой устойчивости организаций, предоставляющих ликвидность ЦК не реже одного раза в квартал? |
|
Примечания к заполнению таблицы 6.
К вопросу 1.
Абзац второй утратил силу.
В случае неприменимости вопроса 1 таблицы 6 к деятельности ЦК ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2 согласно подпункту 3.5.8 настоящей Методики.
К вопросу 2.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, что ценные бумаги, за исключением государственных долговых ценных бумаг Российской Федерации и долговых ценных бумаг Банка России, принимаемые в качестве коллективного клирингового обеспечения, должны быть с долгосрочным рейтингом эмитента, и (или) рейтингом выпуска ценных бумаг, и (или) рейтингом юридического лица, являющегося поручителем по соответствующему выпуску ценных бумаг, присвоенным как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "ВВВ+" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "Ваа1" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service". В случае неприменимости вопроса 2 таблицы 6 к деятельности ЦК ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.5.8 настоящей Методики.
К вопросу 5.
В случае осуществления операций с иностранной валютой и (или) ценными бумагами, и (или) драгоценными металлами, и (или) иными активами при полном предварительном обеспечении исполнения участником клиринга обязательств, ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно подпункту 3.5.8 настоящей Методики.
3.5.8. Оценка ответов на вопросы таблицы 6 производится путем присвоения им значений по следующей шкале:
равное 0 - не выполняется или выполняется не в полном объеме (нет; отсутствует);
равное 2 - выполняется в полном объеме (да, присутствует).
3.5.9. Показатель ПРЛ2 представляет собой сумму значений оценок ответов на вопросы, приведенные в таблице 6.
Указанием Банка России от 21 августа 2014 г. N 3367-У в подпункт 3.5.10 внесены изменения
3.5.10. Значение показателя ПРЛ2 признается удовлетворительным, если его результат равен 12 баллам.
3.6. Оценка качества управления операционным риском ЦК осуществляется по результатам оценок показателя операционного риска ЦК (далее - ПОР1), включающего коэффициенты операционного риска - ОР1, ОР2 и показателя управления операционным риском ЦК (далее - ПОР2).
3.6.1. Коэффициент ОР1 характеризует частоту проведения внутренних проверок устойчивости операционно-информационных систем. Коэффициент ОР1 рассчитывается как средний интервал времени между проведением внутренних проверок устойчивости операционно-информационных систем за последние три года.
3.6.2. Коэффициент ОР2 характеризует глубину временных рядов, содержащих данные по случаям реализации операционного риска в данном ЦК. Коэффициент ОР2 рассчитывается как отношение промежутка времени, в течение которого ведутся базы данных о потерях, вызванных операционным риском, к временному промежутку с момента возникновения ЦК:
,
где:
- период ведения баз данных о потерях, вызванных операционным риском, - количество лет, в течение которого ведутся аналитические базы данных о потерях, вызванных операционным риском;
- период деятельности ЦК - количество лет, в течение которых ЦК выполняет свои функции, являясь одной из сторон всех договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул.
В случае отсутствия у ЦК собственных баз данных и использования при расчете коэффициента ОР2 аналитических баз данных других ЦК о потерях, вызванных операционным риском, имеющим статистику за период более 1 года, коэффициент ОР2=80%.
В случае, если количество лет, в течение которых ведутся базы данных, отражающие потери, вызванные реализацией операционного риска, составляет меньше 1 года, то коэффициент ОР2=0%.
3.6.3. Показатель ПОР1 представляет собой сумму значений коэффициентов, определенных в соответствии с подпунктами 3.6.1 - 3.6.2 настоящей Методики.
Балльные оценки коэффициентов ОР1-ОР2 приведены в приложении 3 к настоящему Указанию.
3.6.4. Значение показателя ПОР1 признается удовлетворительным, если его результат равен 4 баллам.
3.6.5. Показатель ПОР2 определяется на основании оценки ответов на вопросы, приведенные в таблице 7.
Таблица 7
Показатель управления операционным риском ЦК
N п/п |
Вопросы |
Значение |
1 |
2 |
3 |
1. |
Существует ли в ЦК подразделение или служащие, ответственные за оценку уровня операционного риска? |
|
2. |
Имеются ли у ЦК внутренние документы по управлению операционным риском? |
|
3. |
Соблюдаются ли внутренние документы по вопросам управления операционным риском? |
|
4. |
Определены ли во внутренних документах ЦК основные принципы управления операционным риском? |
|
5. |
Определены ли во внутренних документах ЦК методы и порядок проведения оценки операционного риска? |
|
6. |
Проводится ли в ЦК оценка операционного риска? |
|
7. |
Проводится ли в ЦК мониторинг операционного риска? |
|
8. |
Имеется ли в ЦК система индикаторов операционного риска в целях мониторинга операционного риска? |
|
9. |
Проводятся ли ЦК проверки устойчивости ЦК к сбоям операционно-информационных систем не реже одного раза в год? |
|
10. |
Имеются ли в ЦК планы по обеспечению непрерывности деятельности и (или) восстановлению деятельности ЦК? |
|
11. |
Имеется ли в ЦК комплексная система мер по обеспечению непрерывности и (или) восстановлению деятельности ЦК, включая планы действий на случай непредвиденных обстоятельств? |
|
12. |
Имеются ли в ЦК меры, направленные на предотвращение сбоев и ошибок при осуществлении функций ЦК? |
|
13. |
Определен ли во внутренних документах ЦК порядок осуществления контроля за эффективностью управления операционным риском? |
|
14. |
Определен ли во внутренних документах ЦК порядок регулирования операционного риска, связанный с привлечением иных организаций для оказания операционных услуг по обеспечению деятельности ЦК? |
|
15. |
Проводится ли ЦК повышение квалификации служащих по вопросам управления операционным риском? |
|
3.6.6. Оценка ответов на вопросы таблицы 7 производится путем присвоения им значений по следующей шкале:
равное 0 - не выполняется или выполняется не в полном объеме (нет; отсутствует);
равное 2 - выполняется в полном объеме (да; присутствует).
3.6.7. Показатель ПОР2 представляет собой сумму значений оценок ответов на вопросы, приведенные в таблице 7.
3.6.8. Значение показателя ПОР2 признается удовлетворительным, если его результат равен 30 баллам.
3.7. Оценка качества управления риском потери деловой репутации ЦК осуществляется по результатам оценки показателя управления риском потери деловой репутации ЦК (далее - ПДР).
3.7.1. Показатель ПДР определяется на основании оценки ответов на вопросы, приведенные в таблице 8.
Таблица 8
Показатель управления риском потери деловой репутации ЦК
N п/п |
Вопросы |
Значение |
1 |
2 |
3 |
1. |
Имеются ли у ЦК планы действий на случай реализации риска потери деловой репутации ЦК в целях поддержания непрерывного функционирования ЦК? |
|
2. |
Проводится ли ЦК анализ доходов и расходов до введения новых инструментов? |
|
3. |
Отсутствуют ли у ЦК нарушения пруденциальных норм деятельности и обязательств перед органом, осуществляющим регулирование ЦК, а также Банком России? |
|
4. |
Имеются ли у ЦК меры, направленные на идентификацию, предотвращение и урегулирование конфликта интересов при осуществлении клиринга и совмещении функций ЦК с иными видами деятельности? |
|
3.7.2. Оценка ответов на вопросы таблицы 8 производится путем присвоения им значений по следующей шкале:
равное 0 - не выполняется (нет);
равное 1 - выполняется не в полном объеме (в основном да);
равное 2 - выполняется в полном объеме (да).
3.7.3. Показатель ПДР представляет собой сумму значений оценок ответов на вопросы, приведенные в таблице 8.
3.7.4. Значение показателя ПДР признается удовлетворительным, если его результат равен 7 баллам и более.
4. Определение обобщающего результата оценки качества управления ЦК
4.1. Качество управления ЦК имеет оценку "удовлетворительно", если:
все показатели качества системы управления рисками ЦК, внутреннего контроля и корпоративного управления ЦК имеют значение "удовлетворительно";
отсутствуют основания для отказа в удовлетворении ходатайства ЦК, определенные пунктом 9 настоящего Указания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.