Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2008 г. N 14649/08
По-видимому допущена опечатка. Дату определения следует читать как "11 января 2009 г."
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи И.И. Полубениной, судей А.М. Медведевой, Н.В. Осиповой,
рассмотрев в судебном заседании заявление мэрии города Ярославля о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ярославской области от 03.03.2008 по делу N А82-251/2008-14 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.09.2008 по тому же делу, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Арверон" (далее - ООО "Арверон") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления земельных ресурсов Мэрии города Ярославль в предоставлении ООО "Арверон" права выкупа земельных участков площадью 26 074 кв.м и 40 857 кв.м., расположенных по адресу: г. Ярославль, 1-й Промышленный проезд, д. 14 по цене, установленной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле были привлечены Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославль и Мэрия города Ярославль.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.03.2008 заявленные требования были удовлетворены полностью.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.06.2008 отменил решение суда первой инстанции от 03.03.2008 и отказал в признании незаконным оспариваемого отказа.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 22.09.2008 отменил постановление суда апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции.
Мэрия города Ярославль обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора решения суда от 03.03.2008 и постановления суда кассационной инстанции от 22.09.2008, полагая, что позиция судов, изложенная в указанных судебных актах, основана на неправильном толковании законодательства и противоречит сложившейся судебно-арбитражной практике.
Как следует из материалов дела, ООО "Арверон" является собственником производственных зданий, расположенных по адресу: г. Ярославль, 1-й Промышленный проезд, 14, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.12.2006 и от 23.12.2006.
Объекты недвижимости расположены на земельных участках площадью 26 074 кв.м. и площадью 40 857 кв.м.
Право собственности на производственные здания перешло к обществу от ООО "Ярхимпромстрой-Заказчик" на основании акта приема-передачи имущества в качестве вклада в уставный капитал от 01.11.2006, которое, в свою очередь, приобрело здания у ООО "Ярхимпромстрой-Девелопер".
Первоначальным собственником указанных объектов недвижимости являлось ОАО "Ярхимпромстрой", созданное в результате приватизации на основании плана приватизации государственного имущества треста "Ярхимпромстрой", утвержденного 11.12.1992.
В декабре 2007 года ООО "Арверон" обратилось в Управление земельных ресурсов Мэрии г. Ярославля с заявлением о выкупе земельных участков по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса).
Письмом от 25.12.2007 N 03-05/9612 Управление земельных ресурсов Мэрии г. Ярославля, сославшись на указанную выше норму закона, сообщило заявителю об отсутствии у ООО "Арверон" права выкупа земельных участков по льготной цене (2,5% от кадастровой стоимости), поскольку производственные здания приобретены заявителем не из государственной или муниципальной собственности.
Считая, что ответ Управления не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с требованием о признании отказа в выкупе земельных участков незаконным.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из буквального и системного толкования пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, и пришел к выводу о том, что право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 03.03.2008 и отказал в удовлетворении заявленных требований, признав, что Закон о введении в действие Земельного кодекса не позволяет применить к заявителю льготный порядок определения цены выкупа земельных участков, поскольку право собственности на производственные здания перешло к ООО "Арверон" не из государственной собственности, а из частной.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, признав ошибочным примененное Вторым арбитражным апелляционным судом истолкование пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, отменил постановление от 18.06.2008 и оставил в силе решение от 03.03.2008.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007) определяется субъектный состав лиц, которым до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К таким лицам относятся:
- коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
- граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений и сооружений, если право собственности вышеуказанных лиц на эти здания, сооружения, строения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для вышеуказанных собственников не предусмотрен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении вышеуказанными лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек;
- 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007), до 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъекта Российской Федерации цены земельного участка применятся минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
По мнению заявителя, суд первой и кассационной инстанций сделали необоснованный вывод о том, что ООО "Арверон" относится к категории собственников, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007), поскольку здания на спорном земельном участке приобретены обществом в 2006 году не в порядке приватизации государственного или муниципального имущества.
Статья 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007) устанавливает использование различных правовых режимов выкупа земельных участков для лиц, имевших право на приватизацию государственного или муниципального имущества (положения пункта 1 данной статьи), и лиц, приобретших право собственности на объекты недвижимости вследствие последующих гражданско-правовых сделок (положения пункта 2 данной статьи).
При таком нормативном регулировании и обстоятельствах дела у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований.
Рассмотрев заявление, изучив материалы дела, а также учитывая, что практика рассмотрения аналогичных дел федеральными арбитражными судами различна, судебная коллегия пришла к выводу о необходимости передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единообразного подхода в толковании и применении арбитражными судами пункта 1, 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А82-251/2008-14 Арбитражного суда Ярославской области для пересмотра в порядке надзора решения от 03.03.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округ от 22.09.2008 по тому же делу.
Предложить лицам, участвующим в деле, в срок до 15 февраля 2009 года представить отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Председательствующий судья |
И.И. Полубенина |
Судья |
А.М. Медведева |
|
Н.В. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2008 г. N 14649/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А82-251/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Арверон"
Ответчик: Управление земельных ресурсов мэрии г.Ярославля, Мэрия г.Ярославля
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1474/2008