Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г
(обязательное)
Нормы расчета
Таблица Г.1 - Нормы расчета учреждений социального обслуживания
Типы и виды социальных учреждений для городских и сельских поселений |
Единица измерения |
Расчетный показатель на 1 тыс. МГ |
|
базовый |
полный |
||
Городские поселения | |||
ДИ+ОВП - дома-интернаты, отделения временного пребывания |
Место |
3 |
3 |
УМСО(д) - учреждения медико-социального (долгосрочного) обслуживания |
Койка |
2 |
4 |
ОСОД - отделение ЦСО социального обслуживания на дому |
Пост |
65 |
110 |
ОСМО - отделение ЦСО социально-медицинского обслуживания на дому |
" |
18 |
20 |
СИДО - социально-договорное обслуживание на дому |
" |
2 |
5 |
СЖ - специальное жилище |
Квартира |
3 |
10 |
СОЦ - социально-оздоровительный центр |
Место |
0,5 |
3,2 |
О5П - отделение ЦСО 5-дневного пребывания |
" |
0,5 |
2,8 |
ОДП - отделение ЦСО дневного пребывания |
" |
4,2 |
25,4 |
СРО - социально-реабилитационное отделение |
" |
0,5 |
1 |
СДУ - социально-досуговые учреждения |
" |
3 |
27 |
СС - социальные столовые |
Пос. место |
4 |
4 |
ОССО - отделение ЦСО срочного социального обслуживания |
Соц. работник |
0,06 |
0,19 |
КО - консультативное отделение КЦСО |
Соц. консультант |
0,13 |
1,36 |
УОБ - учреждения обслуживания бездомных |
Место |
1,1 |
1,1 |
Сельские поселения | |||
ДИ + ОВП - дома-интернаты, отделения временного пребывания |
Место |
2,3 |
2,3 |
УМСО(д) - учреждения медико-социального (долгосрочного) обслуживания |
Койка |
0,5 |
1 |
ОСОД - отделение ЦСО социального обслуживания на дому |
Пост |
89 |
125 |
ОСМО - отделение ЦСО социально-медицинского обслуживания на дому |
" |
25 |
28 |
СИДО - социально-договорное обслуживание на дому |
" |
1 |
1 |
СЖ - специальное жилище |
Квартира |
1 |
3 |
СОЦ - социально-оздоровительный центр |
Место |
0,7 |
1,7 |
О5П - отделение ЦСО 5-дневного пребывания |
" |
2,5 |
5,4 |
ОДП - отделение ЦСО дневного пребывания |
" |
0,4 |
2,2 |
СРО - социально-реабилитационное отделение |
" |
0,1 |
0,3 |
СДУ - социально-досуговые учреждения |
" |
6 |
15 |
СС - социальные столовые |
Пос. место |
1,8 |
1,8 |
ОССО - отделение ЦСО срочного социального обслуживания |
Соц. работник |
0,2 |
0,39 |
КО - консультативное отделение КЦСО |
Соц. консультант |
0,3 |
0,76 |
УОБ - учреждения обслуживания бездомных |
Место |
0 |
0 |
Примечания 1 Базовая обеспеченность принята согласно [5]. 2 Расчетный показатель социального обслуживания на дому (ОСОД) относится к среднестатистической доле МГ 17-25% численности населения. При доле МГ менее 17% вводится понижающий коэффициент 0,8, при доле более 25% - повышающий коэффициент 1,2. 3 Потребность в учреждениях ОДП + О5П при доле МГ менее 17% принимается с повышающим коэффициентом 1,2, при доле МГ более 25% - с понижающим коэффициентом 0,8. 4 Показатель посещаемости гериатрических кабинетов поликлиник следует принимать в размере 40 и 25 посещений в смену/1 тыс. МГ соответственно при расчете полной и базовой обеспеченности МГ городских поселений. Для МГ сельских поселений принимаются соответствующие расчетные нормы 25 и 15 посещений в смену/1 тыс. МГ [8]. |
Таблица Г.2 - Определение площади помещений для учреждений обслуживания при минимальной (базовой) обеспеченности, общей площади учреждений на 1 тыс. МГ
Вид обслуживания |
Единица измерения |
Городские поселения |
Сельские поселения |
||
Расчетный показатель обеспеченности (таблица Г.1), умноженный на площадь единицы вместимости (таблица В.1) |
Всего, |
Расчетный показатель обеспеченности (таблица Г.1), умноженный на площадь единицы вместимости (таблица В.1) |
Всего, |
||
Стационарное | |||||
Стационары - ДИ + ОВП* |
Место |
|
51 |
|
30 |
Стационары - УМСО |
Койка |
|
40 |
|
10 |
Дневное | |||||
Бытовое - ОСОД |
Пост |
|
32,5 |
|
64,1 |
Медицинское - ОСМО |
" |
|
9 |
|
15 |
Договорное - СИДО |
" |
|
2,0 |
|
1,2 |
Жилищное | |||||
Специальное жилище - СЖ |
Квартира |
|
81 |
|
27 |
Нестационарное | |||||
Оздоровительное - СОЦ |
Место |
|
10 |
|
14 |
Пятидневное - О5П |
" |
|
5,1 |
|
25,5 |
Дневное - ОДП |
" |
|
20,2 |
|
1,9 |
Реабилитационное - СРО |
" |
|
4 |
|
2,4 |
Геронтологическое - УМСО |
Пос/смен |
|
12,5 |
|
7,5 |
Столовые - СС |
Пос. мест |
|
8 |
|
3,6 |
Досуговое - СДУ |
Место |
|
4,5 |
|
9 |
Разовое | |||||
Срочное - ОССП |
Соц. раб. |
|
0,9 |
|
0,6 |
Консультативное - КО |
Конс. |
|
1,3 |
|
3 |
Специализированное | |||||
Для бездомных - УОБ |
Место |
|
8,8 |
- |
- |
Всего на 1 тыс. МГ, округленно |
- |
291 |
- |
234 |
|
* Полное наименование учреждений см. в приложении А. |
Таблица Г.3 - Примерный состав учреждений социального обслуживания в центрах межселенного значения
Ранг центра межселенного значения |
Населенные места - центры обслуживания, тыс. жителей |
Самостоятельные учреждения социального обслуживания |
В составе учреждений здравоохранения |
||||||||||||||||
Сельские поселения |
Городские поселения |
нестационарные |
стационарные |
поликлиники |
больницы |
||||||||||||||
поселки |
города |
Центр социального обслуживания |
Прочие учреждения |
ДИ + ОВП |
Хосписы |
Геронтологический центр |
СОЦ |
Гериатрический кабинет |
Отделение медсоцпомощи |
Дом или отделение сестринского ухода |
Гериатрическое отделение |
||||||||
ОСОД |
ОСМО |
О5П |
ОССО |
КО |
СДУ |
СС |
СЖ |
||||||||||||
Низший |
До 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
До 5 |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5-10 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10-50 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний |
Св. 5 |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
До 5 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5-10 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10-50 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
До 50 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
50-100 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
100-250 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Высокий |
|
|
100-250 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
250-500 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Св. 500 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Высший |
|
|
250-500 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Св. 500 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Примечания 1 Полное наименование учреждений - см. приложение А. 2 Знак "+" означает наличие одного и более учреждений. |
Таблица Г.4 - Система социального обслуживания сельского муниципального района (пример расчета сети учреждений)
Исходные данные
Численность района 30 тыс. чел., из них - 9 тыс. МГ. В центральном поселении, а также в зоне его 30-минутной транспортной доступности проживают 7,9 тыс. МГ, в зоне 30-60-минутной транспортной доступности (МТД) - 0,8 тыс. МГ, за пределами 60 МТД - 0,3 тыс. МГ.
Расчет минимальной (базовой) вместимости учреждений и потенциала системы социального обслуживания
Учреждение |
Единица измерения вместимости |
Расчетные показатели |
Потребность по расчету |
Работники социальной службы |
Мобильное обслуживание работников |
|||||||
а - базовый |
для зон |
Всего |
В том числе по зонам |
На 100 единиц измерения |
Всего |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
Всего МГ |
тыс. чел. |
- |
- |
- |
- |
9,0 |
7,9 |
0,8 |
0,3 |
- |
- |
- |
Стационарные и полустационарные учреждения | ||||||||||||
ДИ + ОВП |
Место |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
20,7 |
18,2 |
1,8 |
0,7 |
42 |
8,7 |
0 |
УМСО(с) |
То же |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
9,0 |
7,9 |
0,8 |
0,3 |
70 |
6,3 |
0 |
СОЦ |
" |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
6,3 |
5,5 |
0,6 |
0,2 |
41 |
2,6 |
0 |
О5П |
" |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
22,5 |
19,8 |
2,0 |
0,7 |
38 |
8,6 |
0 |
ОССО |
Соц. раб. |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,05 |
1,8 |
1,6 |
0,1 |
0,1 |
32,5 |
0,6 |
0 |
Нестационарные учреждения (надомного обслуживания) | ||||||||||||
ОСОД |
Место |
89 |
89 |
44,5 |
22,3 |
727,8 |
703 |
18 |
6,8 |
28,3 |
198 |
73,2 |
ОСМО |
То же |
25 |
25 |
12,5 |
6,3 |
213,2 |
197,5 |
13,8 |
1,9 |
56,1 |
111 |
11,8 |
СИДО |
" |
1 |
1 |
0,5 |
0,25 |
8,9 |
8,5 |
0,4 |
0,1 |
33 |
2,7 |
0,1 |
Нестационарные учреждения (дневного пребывания) | ||||||||||||
ОДП |
" |
0,4 |
0,4 |
0,2 |
0 |
3,4 |
3,2 |
0,2 |
- |
33 |
1 |
0,2 |
СРО |
" |
0,1 |
0,1 |
0,05 |
0 |
0,9 |
0,87 |
0,1 |
- |
41 |
0,3 |
0 |
КО |
Конс. |
0,3 |
0,3 |
0,15 |
0 |
2,5 |
2,4 |
0,1 |
- |
31 |
0,7 |
0,2 |
Нестационарные (медико-социального обслуживания при поликлиниках) учреждения | ||||||||||||
УМСО(н/с) |
Пос/см |
5 |
5 |
2,5 |
0 |
41,5 |
39,5 |
2,0 |
- |
20 |
8,6 |
3,5 |
Прочие учреждения | ||||||||||||
СЖ |
Квартира |
1 |
1 |
0 |
0 |
8,7 |
7,9 |
- |
- |
17 |
10 |
1,1 |
СДУ |
Место |
6 |
6 |
0 |
0 |
52,2 |
47,4 |
- |
- |
10 |
4,7 |
7,4 |
СС |
Пос. мест |
1,8 |
1,8 |
0 |
0 |
15,6 |
14,2 |
- |
- |
11 |
0,4 |
2,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
364,2 |
|
Примечания 1 Полное наименование учреждений - см. приложение А. 2 Определение потенциала учреждений на 100 единиц вместимости - см. таблицу Е.1. 3 Расчетные показатели |
Ресурс системы социального обслуживания
Согласно расчету (см. таблицу выше) из общего потенциала системы социального обслуживания 93% (337,4 работников социальной службы) приходится на нестационарную сеть.
Расчет центров СО и кадровое обеспечение их административно-методических отделов
Поскольку в районе (при минимальной обеспеченности) необходимо обслужить 51% желающих (или чел./тыс. МГ), то из 9 тыс. МГ обслуживанию подлежат 2,55 тыс. МГ. Для них потребуется создать 4 ЦСО с нагрузкой по 0,5-0,75 тыс. ГПВ на каждый центр. Соответственно потребуется
штатных единиц для административных отделов.
В методических отделах специалисты по социальной работе обязаны вести работу с общим числом желающих тыс. чел. Учитывая норматив (2,5 тыс. чел. на одного социального работника) для района потребуются два социальных работника, а также 15-20 других сотрудников методических отделов (в зависимости от количества ЦСО).
Таблица Г.5 - Ориентировочные расчетные показатели центров социального обслуживания и их структура в городах разной величины (классификация по [4])
Наименование расчетных показателей учреждений (элементов) социального обслуживания |
Единица измерения |
Норматив обеспеченности, 1 тыс. МГ на отделение |
Величины городов, тыс. жителей |
||||
Малые до 50 |
Средние 50-100 |
Большие 100-250 |
Крупные 250-1000 |
Крупнейшие 1000-3000 |
|||
Расчетные показатели города | |||||||
Расчетная (средняя) величина, в том числе: |
тыс. чел. |
- |
25 |
75 |
175 |
625 |
2000 |
МГ |
|
- |
6,3 |
19 |
44 |
160 |
501 |
Количество центров оциального обслуживания |
шт. |
- |
2 |
5 |
9 |
12 |
38 |
Численность обслуживаемых МГ одним центром |
тыс. чел. |
- |
4 |
4 |
5,2 |
22 |
36 |
Состав отделений центров социального обслуживания | |||||||
ОСОД, ОСМО, СИДО |
Пост |
135/86 |
540/340 |
540/340 |
700/440 |
3026/1904 |
4753/3257 |
Отделение |
100/100 |
5,4/3,4 |
5,4/3,4 |
7/4,4 |
30,3/19,0 |
48/30 |
|
О5П + ОДП |
Место |
18,2/14,7 |
73/19 |
73/19 |
95/24 |
1408/105 |
640/166 |
Отделение |
25/50 |
2/1 |
2/1 |
3/1 |
9/3 |
13/5 |
|
СС |
Пос. место |
4/4 |
16/16 |
16/16 |
21/21 |
90/90 |
142/142 |
Отделение |
1 |
4 |
4 |
4 |
13 |
13 |
|
ОССО |
Соц. работник |
0,19/0,06 |
0,76/0,24 |
0,76/0,24 |
0,99/0,31 |
4/1,4 |
7/1,2 |
Отделение |
3/1 |
0,3/0,1 |
0,3/0,1 |
0,3/0,1 |
1,4/0,5 |
2/0,8 |
|
КО |
Соц. консультант |
1,36/0,13 |
5,4/0,5 |
5,4/0,5 |
7,1/0,7 |
31/3 |
48/4,6 |
Отделение |
3/0,3 |
2/0,2 |
2/0,2 |
2/0,2 |
10/1 |
16/1,6 |
|
Примечания 1 Полное наименование учреждений - см. приложение А. 2 Перед чертой - при полной обеспеченности учреждениями социального обслуживания, за чертой - при минимальной (базовой). 3 Для сверхкрупных городов (свыше 3 млн чел.) для расчета ЦСО используют значения, кратные 8-й и 9-й графам таблицы Г.6. |
Таблица Г.6 - Структура и оценка центров социального обслуживания
Подразделения (отделения) центров социального обслуживания |
Всего |
Формы обслуживания |
|||||||||||||
I-IV формы обслуживания |
комплексы услуг |
услуги |
I Социально-бытовые |
II Социально-медицинские |
III Консультативные |
IV Социально-экономические |
|||||||||
Комплексы услуг | |||||||||||||||
Жилые |
Организация питания |
Бытовые |
Досуговые |
Медицинские |
Санитарно-гигиенические |
Реабилитационные |
Правовые и юридические |
Психологические |
Педагогические |
Материальные |
Трудоустройство |
||||
ОСОД - обслуживание на дому |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
10 |
|
- |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
- |
X |
X |
|
|
|
27 |
- |
2 |
6 |
2 |
4 |
1 |
5 |
4 |
1 |
- |
- |
2 |
|
ОСМО - медицинское обслуживание на дому |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
4 |
|
- |
X |
- |
- |
X |
X |
X |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
6 |
- |
1 |
- |
- |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ОССП - срочная помощь |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
7 |
|
X |
X |
X |
- |
- |
- |
- |
X |
X |
- |
X |
X |
|
|
|
7 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
|
ОДП - дневное пребывание |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
6 |
|
- |
X |
X |
X |
X |
X |
- |
X |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
9 |
- |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
|
О5П - 5-дневное пребывание |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
6 |
|
- |
X |
X |
X |
X |
X |
- |
- |
X |
- |
- |
- |
|
|
|
8 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
|
СРО - реабилитация |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
7 |
|
X |
X |
- |
X |
X |
X |
X |
- |
X |
- |
- |
- |
|
|
|
10 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
4 |
- |
1 |
- |
- |
- |
|
КО - консультации |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
X |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
1 |
- |
- |
|
Примечание - I-IV - услуги согласно [3]. |
Оценка потенциала центров социального обслуживания
Для оперативной оценки центров социального обслуживания необходимо соизмерение различных по содержанию отделений, составляющих эти центры. Итогом соизмерения ЦСО являются ранги, базирующиеся на качественных и количественных показателях.
Оценка качества ЦСО
К качественным показателям ЦСО относятся:
соответствие структуры центров директивной [1];
соответствие состава форм обслуживания нормативному [2];
соответствие состава комплекса услуг нормативному [9];
соответствие перечня услуг регламентированному федеральным законом [3].
Количественные показатели качественных критериев
Оценка центров социального обслуживания
Первый критерий - (функциональная) структура ЦСО, выраженная в составе подразделений (отделений). За оптимальную структуру следует принимать структуру комплексного центра социального обслуживания [9]. В ЦСО могут быть развернуты дополнительные подразделения (отделения) в зависимости от местных и градостроительных условий.
Рекомендуется следующая балльная оценка по данному критерию:
10 баллов - ЦСО, имеющий в своей структуре 6 подразделений и более;
8, 6, 4, 2 балла - ЦСО, имеющий 5, 4, 3, 2 подразделений соответственно.
Второй критерий - количество форм обслуживания. Отделения ЦСО оказывают четыре формы социального обслуживания: социально-бытовое, социально-медицинское, консультативное, социально-экономическое [9].
В целях последующего ранжирования ЦСО следует принять следующую градацию количества форм и балльную оценку:
5 баллов - ЦСО, оказывающий 4 формы социального обслуживания;
4 и 3 балла - ЦСО, оказывающий соответственно 3 и 2 формы обслуживания.
Третий критерий - количество комплексов услуг (видов обслуживания).
Оптимальное нормативное количество - 12 комплексов. Рекомендуемая балльная оценка:
5 баллов |
- |
ЦСО, оказывающий |
9-12 и более комплексов услуг; |
4 балла |
- |
то же, |
7-8 комплексов услуг; |
3 балла |
- |
то же, |
5-6 комплексов услуг; |
2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.