Boarding schools (institutions) for disabled children. Rules of architectural design
Дата введения 1 июля 2013 г.
Введение
Настоящий свод правил разработан с учетом: Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 123-ФЗ следует читать как "22 июля 2008 г."
Свод правил разработан в развитие положений СП 59.13330 и в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г., содержит рекомендательные нормы и правила по проектированию среды, адаптированной для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В своде правил учтены опыт исследований в данной области отечественных и зарубежных специалистов, а также разработки различных авторов и творческих коллективов. В тексте учтены предложения и замечания специалистов Центральных правлений ВОИ, ВОС и ВОГ, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина.
При подготовке использованы материалы НИР Ивановгражданпроект, СибЗНИИЭП, ОАО "ЦНИИЭП жилища", ГУП МНИИТЭП; нормативные, обзорные и рекомендательные документы, разработки прошлых лет, данные зарубежных источников и другие материалы.
Редакция выполнена ООО "Институт общественных зданий" (руководитель работы - канд. архит., проф. A.M. Гарнец, ответственный исполнитель - канд. архит. Т.А. Исаева, компьютерная графика - канд. техн. наук А.И. Цыганов, инж. И.Р. Домрачева, исполнители - ст. науч. сотр. Л.В. Сигачева, инж. Н.И. Чернозубова, архит. Н.В. Пронькина), при участии ОАО ЦНИИЭП жилища (канд. архит., проф. А.А. Магай, канд. архит. Н.В. Дубынин); ФМБА России, "Федеральное медико-биологическое агентство России" (д-р мед. наук Н.Ф. Дементьева).
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования зданий домов-интернатов (далее - дома-интернаты) для стационарного проживания детей-инвалидов с сохранным интеллектом и физическими недостатками (от 3 до 16 лет) и умственно отсталых с различной инвалидностью (от 4 до 18 лет).
1.2 Требования свода правил распространяются на проектирование новых объектов, реконструкцию и модернизацию существующего фонда.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 50571.28-2006 Электроустановки зданий. Часть 7-710. Требования к специальным электроустановкам. Электроустановки медицинских помещений
ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"
СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"
СП 30.13330.2012 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий"
СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"
СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"
СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные"
СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
СП 60.13330.2012 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование"
СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения"
СП 145.13330.2012 "Дома-интернаты. Правила проектирования"
СП 147.13330.2012 "Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции"
СанПиН 2.1.2.2564-09. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы
СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий
СанПиН 2.4.1201-03 Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
СанПиН 2.4.1.2660-10 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национальных органов Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающий эту ссылку.
3 Термины и определения
Основные термины и определения, а также сокращения, в тексте приняты в соответствии с СП 145.13330, СП 54.13330 и СП 59.13330, кроме того использованы следующие термины:
3.1 абилитация: Медико-социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни.
3.2 дом-интернат для детей-инвалидов: Организация стационарного содержания детей с физическими недостатками и с сохранным интеллектом (с 3 до 16 лет), детей с врожденной либо развившейся с раннего возраста инвалидностью, нуждающихся в реабилитации, и умственно отсталых детей с различной инвалидностью (с 4 до 18 лет).
3.3 комната позиционирования: Медицинское помещение для детей-инвалидов. Комната позиционирования используется для разнообразных терапевтических поз-укладок в зависимости от медицинских показаний ребенка-инвалида.
3.4 сенсорная комната: Медицинское реабилитационное помещение, предназначенное для психического и физического развития нуждающихся в реабилитации детей с физическими и умственными недостатками. Сенсорная комната оснащается аппаратурой с набором различных управляемых переключателей, сенсорной панелью, стимулирующей двигательные, визуальные и акустические эмоции.
4 Общие положения
4.1 Здания учреждений домов-интернатов для детей-инвалидов рассчитаны на проживание различных возрастных групп детей:
с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки, в возрасте от 3 до 16 лет в соответствии с таблицей А.1;
умственно отсталых в возрасте от 4 до 18 лет в соответствии с таблицей А.2.
4.2 В учреждениях для детей-инвалидов следует предусматривать необходимый набор помещений: жилых, служебно-бытовых, хозяйственных, административных, медицинских, культурно-массовых и досугового назначения, а также создавать условия для обеспечения обстановки, максимально приближенной к домашней, сочетая ее с необходимым медицинским обслуживанием.
Структура учреждений и взаимосвязь помещений приведены на рисунке Г.1, состав и площади помещений приведены в таблицах В.1-В.7.
В учреждениях домов-интернатов для детей-инвалидов предусматривается стационарное или пятидневное в неделю проживание детей с сохранным интеллектом (от 3 до 16 лет) и умственно отсталых детей (с 4 до 18 лет).
4.3 Вместимость учреждений для детей-инвалидов рекомендуется принимать 100-200 мест в соответствии с таблицами Б.1 и Б.2.
4.4 При проектировании домов-интернатов для детей-инвалидов следует учитывать требования к зданиям общественного назначения согласно СП 118.13330 и СП 59.13330, [1], [2], а также следует соблюдать гигиенические требования к устройству и организации режима работы в домах-интернатах для детей-инвалидов в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660.
4.5 В домах-интернатах для детей-инвалидов противопожарную защиту следует обеспечивать в соответствии с требованиями СП 4.13130, СП 5.13130. По функциональной пожарной опасности интернаты относятся к классу Ф1.1.
4.6 Оптимальная этажность домов-интернатов для детей-инвалидов рекомендуется принимать 1-2 этажа, при стесненных условиях - до 4 этажей.
При числе этажей более двух учреждения для детей-инвалидов должны быть оборудованы лифтами (по расчету), в том числе и коечными. Число лифтов в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.
В интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать кроме лифтов и пандусы. Уклон пандуса на путях передвижения инвалидов на колясках внутри и снаружи здания следует принимать не более 1:6 согласно СП 42.13330, СанПиН 2.4.1.2660.
4.7 В зависимости от возраста и тяжести заболевания принцип размещения групп детей по этажам должен подчиняться следующим правилам:
лежачие, обездвиженные дети размещаются не выше первого этажа;
дети до 6 лет с физическими недостатками - не выше второго этажа.
В учреждении для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата расчетное число колясочников в отделении следует принимать 20-30% вместимости отделения. В отделении для умственно отсталых детей, передвигающихся с трудом, число колясочников рекомендуется принимать 2-3% вместимости отделения. Общую численность колясочников следует уточнять при составлении задания на проектирование.
4.8 Жилая площадь в домах-интернатах для детей-инвалидов принимается 4 для дошкольных групп и 6 для остальных групп согласно таблицам В.1 и В.2.
4.9 Высоту помещений от пола до потолка в домах-интернатах для нового строительства следует принимать 3 м; высоту общественных помещений, кроме столовой, следует принимать не менее 3 м согласно СП 118.13330.
4.10 Следует учитывать требования к организации инсоляции согласно СанПиН 2.1.3.2630.
4.11 Необходимость решений по проектированию учреждений гражданской обороны следует принимать в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
4.12 Рекомендуется в доме-интернате для детей-инвалидов, кроме лежачих обездвиженных, предусматривать зал лечебной физкультуры площадью 60-70 с кладовой инвентаря 12 в соответствии с СанПиН 2.1.2.2564.
4.13 Организация внутреннего и внешнего пространства, учитывающая особенности детей-инвалидов, проектируется исходя из обязательных минимально допустимых параметров комфортного проживания.
4.14 Оборудование помещений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с антропологическими и эргонометрическими данными детей, имеющих различные нарушения физического и умственного развития. Параметры помещений для детей с физическими недостатками (нарушением зрения, слуха, речи) принимаются такими же, как и для помещений, рассчитанных на здоровых детей, в соответствии с СанПиН 2.4.1201.
На основе антропологических и эргонометрических данных детей-инвалидов жилые помещения следует принимать не менее, :
спальные комнаты для детей-инвалидов с физическими недостатками - 4,0; для слепых (с остротой зрения 0-0,05) - 4,5;
спальные комнаты для детей-инвалидов лежачих - 6,0;
комнаты дневного пребывания - 3;
классные комнаты в жилых ячейках - 2,5.
4.15 В составе жилой ячейки для детей с физическими недостатками, для старшеклассников следует предусматривать дополнительно комнаты для индивидуальных занятий площадью на одного воспитанника не менее 1,5 , а для детей-инвалидов с последствиями полиомиелита и церебральных параличей - не менее 1,8 .
4.16 При реконструкции зданий для домов-интернатов следует учитывать требования настоящего свода правил, требования СП 147.13330.
5 Земельный участок для дома-интерната
5.1 Дома-интернаты для детей-инвалидов следует размещать в зеленой зоне селитебной территории в соответствии с требованиями нормативных документов, предъявляемыми к планировке и застройке домов-интернатов для детей инвалидов (СП 42.13330, СП 118.13330, а также СанПиН 2.4.1.2660) [3].
5.2 Площадь земельного участка учреждений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с таблицами Б.1, Б.2.
При строительстве нового здания дома-интерната для детей-инвалидов в районах с стесненной застройкой площадь земельного участка может быть уменьшена, но не более чем на 20%.
5.3 На участке следует разграничивать его территорию на площадки для групп детей с сохранным интеллектом и детей умственно отсталых:
учебно-производственной зоны;
зоны отдыха (площадки для встречи с родителями, площадки, оборудованные скамейками и столами, цветниками, прогулочные дорожки, лужайки для игр);
хозяйственной зоны.
Площадь участка и состав площадок для различных групп следует принимать в соответствии с таблицами Б.1 и Б.2 и СП 42.13330.
5.4 На территории участка следует предусматривать два самостоятельных въезда, один из въездов должен быть хозяйственным. При въезде на участок необходимо предусматривать стоянку легковых машин на 3-5 машин (25 на место).
5.5 Озеленение участка следует принимать не менее 40% площади участка.
5.6 Участок здания учреждения для детей-инвалидов необходимо ограждать оградой высотой 2 м с запирающимися калиткой и воротами.
5.7 При проектировании протяженных (блокированных) зданий должны быть предусмотрены сквозные проезды шириной в свету не менее 4,25 м.
6 Объемно-планировочные решения
6.1 Приемно-карантинное отделение
6.1.1 Приемно-карантинное отделение следует проектировать с отдельным самостоятельным выходом на участок. Приемное отделение должно иметь непосредственную связь с карантинным отделением.
Площадь на одно приемно-смотровое место приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Приемно-карантинное отделение
Помещения |
Площадь, |
Холл (ожидальная) с тамбуром |
10 |
Палаты на 1-2 места |
Не менее 10 (7 /на койку) |
Санузел с умывальником в шлюзе |
3 |
Комната для санобработки и переодевания |
12 |
Место для хранения каталок |
6 |
Кабинет врача, медсестры |
10 |
Буфетная |
12 |
Комната сестры-хозяйки |
10 |
В карантинном отделении число мест ориентировочно принимается 3% общего числа детей-инвалидов в доме-интернате.
6.1.2 Окна в карантинном отделении следует проектировать из небьющегося стекла. Высота подоконника проектируется не менее 0,9 м от уровня пола. На окнах необходимо предусмотреть фрамуги или форточки, высоту размещения затворов фрамуг и форточек следует принимать от уровня пола 2,0-2,2 м.
6.1.3 Дома-интернаты для детей-инвалидов с сохранным интеллектом, детей умственно отсталых формируются из жилых отделений, жилых групп и жилых ячеек, помещений медицинского, хозяйственного и бытового назначения. При проектировании рекомендуется предусматривать вариант решения учреждения (многопрофильного) с блокировкой жилых отделений для детей с сохранным интеллектом и для умственно отсталых детей при четком разграничении отделений. Планировку здания необходимо решать исходя из функциональной структуры учреждения, с единым блоком медицинских, административных, хозяйственных, культурно-массовых помещений и столовой. Состав и площадь помещений следует принимать в соответствии с таблицами В.1-В.7.
6.1.4 В состав домов-интернатов для детей-инвалидов входят следующие основные группы помещений:
вестибюль (таблица В.5);
приемно-карантинное отделение (таблица 1);
жилые отделения для умственно отсталых детей (таблица В.2);
жилые отделения для детей с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки (таблица В.1);
общественные помещения:
учебной и профессиональной подготовки и трудового обучения (таблица В.3);
медицинского обслуживания (таблица В.4);
административно-бытового назначения (таблица В.5);
столовой и производственных помещений кухни (таблица В.6);
культурно-массового обслуживания (таблица В.7);
хозяйственного назначения;
помещения проживания персонала (при загородном размещении дома-интерната для детей-инвалидов).
6.1.5 Все основные группы помещений учреждений для детей-инвалидов должны быть, как правило, функционально изолированы и взаимосвязаны через коммуникационные пространства. На практике обеспечить всем группам помещений необходимую изоляцию достаточно сложно. Поэтому допускается некоторая группа помещений, кроме жилых, предусматривать проходными.
Функционально-планировочную организацию домов-интернатов для детей-инвалидов следует проектировать с жилыми отделениями, которые рекомендуется соединять с блоком общественных помещений короткими (6 м) теплыми переходами.
6.2 Жилые ячейки
6.2.1 Жилые ячейки для детей-инвалидов с физическими недостатками, но с сохранным интеллектом следует дифференцировать в зависимости от возраста и степени инвалидности в соответствии с таблицей В.1 и рисунком Г.2.
6.2.2 Площадь помещений в жилых ячейках принимается из расчета на одного проживающего не менее:
для спальных комнат - 4 ;
для спальных комнат лежачих детей - 6 ;
для комнат дневного пребывания (комнат отдыха) - 3 ;
для классных комнат в учебно-жилых ячейках - 2,5 , но не менее 12 ;
для гардеробных - 1,0 ;
для санитарно-гигиенических помещений - 1,0 ;
для помещений сушки одежды - 0,35 ;
для кладовых - 0,5 .
6.2.3 Жилую ячейку типа 1а следует предусматривать для детей-инвалидов в возрасте 3-7 лет. Жилая ячейка должна включать жилые комнаты на 4-6 человек, буфетную, комнату для игр, раздевальную, комнату воспитателя и санитарно-гигиенические помещения в соответствии с рисунком Г.3, таблица В.1.
6.2.4 Жилую ячейку типа 1б следует предусматривать для детей-инвалидов подросткового возраста, подготовительной группы к общеобразовательным школьным занятиям в возрасте 6-7 лет и группы детей профессионального обучения 8-16 лет.
В жилой ячейке должны быть жилые комнаты на 2-3-4 человека, которые представлены на рисунке Г.2, таблица В.1.
В составе жилой ячейки типа 1б (рисунок Г.2) следует предусматривать классы для обучающихся детей, состав и площади которых представлены в таблице В.3.
Помещения жилой ячейки для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует проектировать с учетом функциональных зон, обеспечивающих подъезд ребенка-инвалида в кресле-коляске к любой точке помещения. Зону размещения кресла-коляски следует принимать шириной 0,9 м и длиной 1,5 м.
6.2.5 Жилая ячейка типа 1в (рисунки Г.3 и Г.4, таблица В.1) предусматривается для лежачих детей, имеющих физические недостатки, не способных к передвижению, физически обездвиженных. Жилые комнаты следует рассчитывать на возрастные группы от 3 до 7 лет и от 8 до 16 лет. Вместимость жилых комнат следует проектировать на 6-8 человек.
Для удобства наблюдения за проживающими в жилых ячейках типа 1в шлюз-передняя не предусматривается. В ванной комнате следует предусмотреть зону для мытья клеенок. Состав и площади помещений жилой ячейки типа 1в представлены в таблице В.1.
6.2.6 Жилые ячейки для умственно отсталых детей следует дифференцировать в зависимости от возраста и инвалидности по таблице В.2 и рисунку Г.5:
для младшей группы - тип 2а;
для средней и старших групп - тип 2б;
для лежачих детей-инвалидов - тип 2в.
6.2.7 Жилую ячейку типа 2а (рисунок Г.6) следует предусматривать для детей младших групп в возрасте 4-8 лет с нарушенным интеллектом. В жилых ячейках типа 2а следует предусматривать: комнату воспитателя, игровую-столовую, жилые комнаты на 4-6 чел. Схема планировки жилой ячейки типа 2а представлена на рисунках Г.3, Г.6. Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2а представлены в таблице В.2.
6.2.8 Жилая ячейка типа 2б рассчитывается для детей в возрасте 8-12 лет и 12-18 лет, свободно или с трудом передвигающихся, способных к обучению. Жилые комнаты принимаются вместимостью на 2-3-4 чел. Схема планировки жилой ячейки представлена на рисунках Г.4 и Г.5. Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2б принимаются согласно таблице В.2.
6.2.9 В составе помещений жилой ячейки типа 2б для умственно отсталых детей 8-12 лет следует предусматривать учебные помещения (классы) исходя из подготовительной работы с ребенком по овладению им трудовых навыков для дальнейшего обучения в учебно-производственных мастерских (рисунок Г.7).
6.2.10 Жилую ячейку типа 2в следует предусматривать для детей-инвалидов умственно отсталых, не способных к передвижению, обездвиженных, лежачих (таблица В.2). Она состоит из жилых комнат на 6-8 чел., при которых размещаются ванна с зоной для мытья клеенок, буфетная и кладовые для уборочного инвентаря и хозяйственные шкафы. В жилой ячейке типа 2в возможно размещение двух спален, вариант такого решения представлен на рисунке Г.5 и Г.6.
Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2в представлены в таблице В.2.
6.2.11 Раздевальные помещения для жилых ячеек типов 2а и 2б следует оборудовать шкафами с подсушкой одежды и обуви.
В спальных помещениях жилых ячеек следует предусматривать встроенные шкафы для хранения запаса чистого белья и спальных принадлежностей (0,15 ). Схемы решения жилых ячеек типа 2 представлены на рисунке Г.5.
6.2.12 На каждые две жилые ячейки обучаемых детей-инвалидов рекомендуется устраивать одну неотапливаемую веранду площадью 1 .
6.3 Учебные помещения
6.3.1 Для занятий умственно отсталых детей, подготовительных групп обучение предусматривается для среднего и старшего возраста детей в учебно-производственных мастерских, таблица В.3.
6.3.2 Учебная группа помещений для 1-го класса состоит из помещений для индивидуальных занятий и комнаты для игр, выполняющей функцию рекреационного помещения для отдыха во время занятий. Площади помещений приведены в таблицах В.1 и В.2.
6.3.3 Учебная группа помещений для воспитанников II-IV классов состоит из классных комнат, мастерских для трудового обучения, рекреаций и санитарных узлов, площади которых представлены в таблице В.3.
6.3.4 Учебная группа помещений для средних и старших классов состоит из учебных классов, кабинетов лабораторий, лаборантских при них, рекреационных помещений и санитарных узлов.
Учебные кабинеты и лаборатории для средних и старших классов могут быть использованы для кружковых и индивидуальных занятий в неурочное время.
6.3.5 Лаборантские предусматриваются при каждом кабинете, а при лабораториях - по каждому предмету (химии, физике, биологии). Лаборантские являются местом для размещения отраслевой библиотеки, информационно-пленочных материалов, частичного хранения средств обучения, наглядных пособий. Состав помещений учебной и профессиональной подготовки для детей с сохранным интеллектом представлен в таблице В.3.
6.3.6 Рекреационные помещения проектируются из расчета не менее 1 на одного учащегося с учетом их универсального использования для занятий кружков, секций, игр (в том числе настольного тенниса).
6.3.7 Площадь класса принимается из расчета 2 на человека. Классы оборудуются одноместными столами для детей, доской школьного типа, однотумбовым столом для воспитателя, шкафами для хранения наглядных пособий и тетрадей.
6.3.8 В классах необходимо предусмотреть сквозное или угловое проветривание, которое допускается осуществлять через рекреационное помещение или коридор.
Площадь застекленной поверхности окон в классах составляет 1/5-1/6 площади пола; 50% окон следует устраивать с фрамугами или форточками. На столы обучающихся детей свет должен падать слева (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076).
6.3.9 Учебные кабинеты для детей с уменьшенной умственной отсталостью (ручного труда, домоводства, агротехники и т.п.) должны состоять из двух помещений: собственно помещения для занятий и комнаты для хранения инструмента и запасного материала.
6.3.10 Для производственной практики обучающихся предусматриваются учебно-производственные мастерские (далее - УПМ). Учебно-производственные мастерские следует проектировать с учетом возраста детей.
Возраст обучаемых детей рекомендуется следующий:
дошкольная группа - 4-8 лет;
подготовительная группа к трудовому обучению - 8-12 лет;
группа трудового обучения - 12-18 лет;
диагностическая группа - 4-18 лет.
Возраст необучаемых детей:
младшая группа - 4-8 лет;
средняя группа - 8-12 лет;
старшая группа - 12-18 лет.
6.3.11 Для детей с сохранным интеллектом УПМ профессиональной подготовки включают учебные классы, учебные кабинеты, мастерские. Взаимосвязь учебно-производственных помещений профессиональной подготовки должна осуществляться через коридоры и рекреации при обеспечении изолированности всех учебных кабинетов и мастерских.
Площадь учебных помещений рассчитывается для воспитанников I-IV классов 1,7 ; V-IX (или V-XI) классов - 2,2 .
6.3.12 Для самостоятельно передвигающихся умственно отсталых детей помещения УПМ принимаются из расчета от 3 до 8 .
Высоту помещений для учебно-производственных мастерских рекомендуется принимать 4,2 м.
6.3.13 При УПМ на каждую мастерскую площадью 90 предусматриваются: комната организатора работ (8 ), склады заготовок (12 ); складские помещения должны быть связаны с мастерскими.
6.4 Учебно-производственные мастерские
6.4.1 Учебно-производственные мастерские детского дома-интерната для обучаемых умственно отсталых детей состоят из классов, кабинета домоводства, производственных мастерских, кабинета заведующего учебной частью, методического кабинета в соответствии с таблицей В.3, рисунок Г.7.
Помещение по ремонту аппаратуры и бытовой техники УПМ представлены на рисунке Г.7.
6.4.2 В домах-интернатах для обучаемых умственно отсталых детей старшей группы в целях осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии необходимо создание лечебно-трудовых мастерских (далее - ЛТМ), таблица В.3.
Для детей-инвалидов 16-18 лет следует проектировать ЛТМ, предусматривающие обучение доступным профессиям. Выбор профиля мастерских уточняется заданием на проектирование в зависимости от контингента детей, а также конкретных условий и возможностей места строительства.
6.4.3 Площадь помещений мастерских определяется из условий размещения станочного оборудования, стола инструктора и рабочих мест обучаемых. При этом следует учитывать, что расстояние между рядами (проход вдоль мастерской) должно быть не менее 90 см.
6.4.4 В мастерских для детей-инвалидов ширина основного прохода 1,5 м, расстояние между столами в ряду, предназначенными для детей-инвалидов, должно быть не менее 1,5 м.
6.4.5 Лечебно-трудовые мастерские следует предусматривать для детей-инвалидов старших групп - воспитанников с сохранным интеллектом и нарушенным интеллектом, способных к частичному самообслуживанию. Вместимость и профиль лечебно-трудовых мастерских следует определять заданием на проектирование и в соответствии с таблицей В.3.
6.5 Медицинские помещения
6.5.1 Медицинские помещения предназначаются для лечебных и коррекционно-оздоровительных мероприятий. Их следует проектировать общими на весь дом-интернат для детей-инвалидов.
Общие на здание медицинские помещения домов-интернатов для детей-инвалидов состоят из кабинетов врачей, врачей-консультантов, кабинета медсестры, физиотерапевтического кабинета, общеклинической лаборатории, аптеки, кабинета ЛФК, сенсорной и позиционирующей комнат, изолятора. Состав и площади помещений представлены в таблице В.4.
При планировке лечебных помещений следует учитывать, что умственно отсталые дети на процедуры приходят группами до 15 чел. в сопровождении персонала, процедуры происходят в открытых просматриваемых помещениях и залах. Применение закрытых кабин запрещается.
6.5.2 Медицинские помещения изолятора предназначены для поступивших детей, нуждающихся в абилитации. Состав помещений и их площади представлены в таблице В.4. Изолятор следует проектировать рядом с приемно-карантинным отделением с отдельным выходом из здания.
6.6 Служебно-бытовые помещения
6.6.1 В состав служебно-бытовых помещений входят следующие помещения: вестибюль с гардеробом и санузлом, со шлюзом и раковиной для мытья рук, приемное отделение, комната для посетителей, помещение инженерно-технического персонала, комната отдыха персонала, кабинет директора, заместителя директора по хозяйственной части, бытовые помещения персонала с комнатой отдыха, кладовые сезонной одежды и обуви, мебели и инвентаря, комната бухгалтерии, архив, парикмахерская, мастерская текущего ремонта оборудования и инвентаря, хозяйственный склад, радиоузел, АТС, прачечная-постирочная с группой помещений, площади которых следует принимать по таблице В.5.
6.6.2 Прачечную-постирочную следует проектировать из расчета ее работы в две смены производительностью 1 кг белья в сутки на одно место для отделений детей, имеющих отклонение в развитии (с сохранным интеллектом и умственно отсталых); 2 кг белья в сутки на одно место для лежачих детей, имеющих отклонение в развитии.
6.6.3 В состав прачечной-постирочной входят: помещение для сортировки грязного белья с постирочной, дезинфицирующее отделение, помещение для хранения дезинфекционных средств и приготовления растворов, центральная бельевая; комната для хранения одежды, предназначенной на списание, помещения для персонала в соответствии с таблицей В.5.
6.7 Помещения питания
6.7.1 В домах-интернатах для детей-инвалидов предусматриваются помещения питания:
буфетная с мойкой на жилую ячейку, в которую из производственных помещений кухни-столовой для категории детей, передвигающихся с трудом, лежачих, питание доставляется в бачках и термосах в помещение буфетной жилой ячейки. Питание происходит в жилой комнате. В жилых ячейках для обездвиженных детей помимо буфетных проектируются шкафы для хозяйственных принадлежностей и место для тары, площадь которых следует принимать в соответствии с таблицами В.1 и В.2;
столовая с обеденным залом (пищеблок), рассчитанная в целом на учреждение. Столовая работает на сырье. Обеденный зал проектируется на детей самостоятельно передвигающихся. Состав и площади столовой и обеденного зала следует принимать в соответствии с таблицей В.6, СанПиН 2.4.1201 и СанПиН 2.1.3.2630, СП 59.13330.
6.7.2 Площадь обеденного зала столовой следует принимать для детей-инвалидов младших групп 1,4 , для детей-инвалидов средних и старших групп - 2,4 . При числе более 150 мест следует предусматривать несколько залов (два-три). Рядом с обеденным залом для персонала рекомендуется предусматривать обеденный зал площадью не менее 14-16 .
6.8 Зальные помещения
6.8.1 Зальные помещения следует предусматривать для детей с сохранным интеллектом и умственно отсталых обучаемых детей-инвалидов. Зальные помещения включают спортивный и актовый залы, фойе. Состав и площади зальных помещений представлены в таблице В.7.
6.8.2 Площадь актового зала проектируется из расчета размещения в нем 75% воспитанников при 0,8 площади на одно место в соответствии с таблицей В.7.
6.9 Помещения культурно-массового и досугового назначения
6.9.1 Состав и площади помещений культурно-массового назначения рекомендуется проектировать в соответствии с таблицей В.7.
6.9.2 Для детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении координации движения, проектируется зал ритмики (занятия под музыку) площадью из расчета 5 на воспитанника.
6.9.3 Площади кинопроекционной и радиоузла следует принимать в соответствии с требованиями СП 59.13330.
6.9.4 В доме-интернате для детей-инвалидов рекомендуется проектировать библиотеку, включающую читальный зал (2,5 ), книгохранилище площадью не менее 18 и информационно-справочную комнату площадью не менее 12 . Количество мест в читальном зале рекомендуется принимать 10% вместимости дома-интерната.
7 Инженерное оборудование
7.1 Водоснабжение и канализация
7.1.1 В домах-интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки, проектируемые в соответствии с СП 30.13330 и СП 118.13330.
7.1.2 На сети хозяйственно-питьевого водопровода следует предусматривать отдельный кран для присоединения шланга (рукава) в целях возможности его использования в качестве первичного устройства в жилых ячейках пожаротушения на ранней стадии.
Шланг должен обеспечивать возможность подачи воды в любую точку жилой ячейки с учетом длины струи 3 м, быть длиной не менее 15 м, диаметром 19 мм и оборудован распылителем.
7.1.3 В кранах умывальников и душевых жилых ячеек следует устанавливать термостатические регуляторы, исключающие подачу горячей воды температурой более 50°С.
7.1.4 Нагревательные приборы в помещениях для пребывания детей должны иметь ограждения, обеспечивающие нормальную конвекцию воздуха и удобство чистки приборов.
7.1.5 В районах без централизованных инженерных сетей допускается в одно-двухэтажных зданиях домов-интернатов на 50 мест проектировать неканализованные уборные (люфт-клозеты), предусматриваемые в жилых ячейках в пределах отапливаемой части здания в соответствии с СП 118.13330, СП 60.13330.
7.2 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха
7.2.1 В домах-интернатах отопление, вентиляцию, расчетные параметры воздуха и кратность воздухообмена в помещениях следует принимать согласно СП 60.13330.
Необходимость устройства кондиционирования воздуха устанавливается соответствующими документами. В помещениях, где длительное время работает кондиционер, нахождение детей недопустимо.
7.2.2 Для помещений с нормируемой вытяжкой компенсацию удаляемого воздуха следует предусматривать как за счет поступления наружного воздуха, так и за счет перетекания воздуха из других помещений жилой ячейки.
Вытяжную вентиляцию жилых комнат и жилых ячеек следует предусматривать через вытяжные каналы кухонь, уборных, ванных, сушильных шкафов.
Если метеорологические условия и чистота воздуха не могут быть обеспечены вентиляцией с естественным побуждением, следует предусматривать вентиляцию с механическим побуждением притока и удаления воздуха или комбинированную вентиляцию с естественным притоком и удаление воздуха через вентиляционные каналы с частичным использованием механического побуждения согласно СП 60.13330.
7.2.3 Систему вентиляции следует предусматривать с раздельными вентиляционными коробами для каждой из жилых групп, размещенных в пределах одного пожарного отсека, согласно СП 60.13330.
На воздуховодах систем общеобменной вентиляции необходимо предусматривать противопожарные клапаны, воздушные затворы, место и расположение которых принимаются по ГОСТ 30494.
7.2.4 Отопительные приборы, трубопроводы с температурой поверхности доступных частей выше 75°С в помещениях домов-интернатов, лестничных клетках, вестибюлях должны иметь защитные ограждения (съемные деревянные решетки) или тепловую изоляцию трубопроводов согласно СП 60.13330, СП 118.13330.
7.3. Электротехнические устройства
7.3.1 В домах-интернатах следует предусматривать электроосвещение (СП 52.13330), силовое электрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звуковую сигнализацию. Диспетчеризацию систем инженерного оборудования следует предусматривать в проектах застройки микрорайона.
Внутридомовые, внутри жилых ячеек и жилых отделений электрические сети должны оборудоваться устройствами защитного отключения согласно [4], ГОСТ Р 50571.28.
В домах-интернатах установку штепсельных розеток рекомендуется предусматривать в защищенном от детей исполнении в соответствии с размещением оборудования, предусмотренным технологической частью проекта.
7.3.2 В зданиях учреждений необходимо предусматривать прямую телефонную связь помещения поста старшей медсестры с ближайшей пожарной частью (ГОСТ 12.1.004).
Двусторонняя селекторная связь предусматривается:
между кабинетом заведующего со следующими помещениями: групповыми, медицинской комнатой, пищеблоком, комнатой завхоза, комнатой охранника, вахтера и комнатой кастелянши;
между Постом дежурного персонала и помещениями самостоятельного пребывания инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, не способных к самостоятельному передвижению.
Библиография
[1] ПУЭ Правила устройства электроустановок, изд. 7-е, 2003 г.
[2] СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций
[3] РД 78.36.003-2002 Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств
[4] СП 31-110-2003 Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Свод правил СП 150.13330.2012 "Дома-интернаты для детей-инвалидов. Правила проектирования" (утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 декабря 2012 г. N 136/ГС)
Текст документа приводится по официальному изданию ФАУ "ФЦС", 2013 г.
Дата введения 1 июля 2013 г.
Настоящий документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил"
1 Исполнители ООО "Институт общественных зданий" и ОАО "ЦНИИЭП жилища"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 Подготовлен к утверждению Управлением градостроительной политики
4 Утвержден приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 27 декабря 2012 г. N 136/ГС и введен в действие с 1 июля 2013 г.
5 Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 2, утвержденное приказом Минстроя России от 28 декабря 2023 г. N 1004/пр
Изменения вступают в силу с 29 января 2024 г.
Изменение N 1, утвержденное приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 971/пр
Изменения вступают в силу с 25 марта 2016 г.