Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюцией Комитета по безопасности на море от 11 декабря 1992 г. МSС.30(61) глава 16 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 1994 г.
Глава 16. Использование груза в качестве топлива
16.1 Общие положения
16.1.1 Метан (СПГ) является единственным грузом, пары или испаряющийся газ которого могут использоваться в машинных помещениях категории А, причем в таких помещениях они могут использоваться только в котлах, генераторах инертного газа, двигателях внутреннего сгорания и в газовых турбинах.
16.1.2 Настоящие положения не препятствуют использованию газообразного топлива для вспомогательных систем в других местах при условии, что Администрации следует особо рассматривать эти другие системы и места.
16.2 Устройство машинных помещений категории А
16.2.1 Помещения, в которых используется газовое топливо, должны быть оборудованы системой искусственной вентиляции и должны быть устроены таким образом, чтобы предотвращать образование мертвых зон. Такая вентиляция должна быть особенно эффективна вблизи электрического оборудования и механизмов или другого оборудования и механизмов, которые могут образовывать искры. Такая система вентиляции должна быть отделена от систем, предназначенных для других помещений.
16.2.2 В этих помещениях, в частности в зонах с пониженной циркуляцией воздуха, должны устанавливаться устройства газообнаружения. Система газообнаружения должна отвечать требованиям главы 13.
16.2.3 Электрооборудование, расположенное в трубопроводе с двойными стенками или канале, указанных в 16.3.1, должно быть искробезопасного типа.
16.3 Подача газового топлива
16.3.1 Трубопровод для газового топлива не должен проходить через жилые помещения, служебные помещения или посты управления. Трубопровод для газового топлива может проходить через другие помещения или заканчиваться в них при условии, что они отвечают одному из нижеследующих требований:
.1 трубопровод для газового топлива должен быть системой трубопроводов с двойными стенками, содержащей газовое топливо во внутренней трубе. Пространство между концентрическими трубами должно быть заполнено инертным газом под давлением, превышающим давление газового топлива. Для указания падения давления между трубами должна быть предусмотрена соответствующая сигнализация; или
.2 трубопровод для газового топлива должен быть установлен внутри вентиляционной трубы или канала. Воздушное пространство между трубопроводом для газового топлива и внутренней стенкой этого трубопровода или канала должно быть оборудовано искусственной вытяжной вентиляцией, обеспечивающей не менее 30 воздухообменов в час. Система вентиляции должна быть устроена таким образом, чтобы поддерживать давление ниже атмосферного. Электродвигатели вентиляторов должны располагаться вне вентиляционной трубы или канала. Выпускное вентиляционное отверстие должно располагаться в месте, где не может произойти возгорание воспламеняющейся газовоздушной смеси. Вентиляция должна всегда действовать, когда по трубопроводу подается газовое топливо. Должно быть предусмотрено постоянно действующее устройство газообнаружения для определения утечек и для прекращения подачи газового топлива в машинное отделение в соответствии с 16.3.10. Главный клапан газового топлива, требуемый 16.3.7, должен закрываться автоматически, если вытяжная вентиляционная система не обеспечивает и не поддерживает требуемый поток воздуха,
16.3.2 Если возникает утечка газа, подача газового топлива не должна возобновляться, пока утечка не будет обнаружена и устранена. Соответствующие инструкции должны находиться на видном месте в машинных помещениях.
16.3.3 Система трубопроводов с двойными стенками или вентиляционная труба либо канал, предусмотренные для трубопроводов газового топлива, должны заканчиваться у вентиляционного колпака или шахты, требуемых 16.3.4.
16.3.4 Вентиляционный колпак или шахта должны быть предусмотрены в местах расположения фланцев, клапанов и т.д. и для трубопроводов газового топлива утилизационных агрегатов, использующих газ, таких как котлы, дизели или газовые турбины. Если этот вентиляционный колпак или шахта не обслуживается вытяжным вентилятором, который обслуживает вентиляционную трубу или канал, как указано в 16.3.1.2, он должен быть оборудован системой вытяжной вентиляции и системой непрерывного газообнаружения для определения утечек и прекращения подачи газового топлива в машинное отделение в соответствии с 16.3.10. Главный клапан газового топлива, требуемый 16.3.7, должен закрываться автоматически, если система вытяжной вентиляции не обеспечивает и не поддерживает требуемый поток воздуха. Вентиляционный колпак или шахта должны быть установлены или смонтированы таким образом, чтобы вентилирующий поток воздуха мог проходить через агрегат, использующий газ, и выходить в верхней части вентиляционного колпака или шахты.
16.3.5 Прием и удаление вентиляционного воздуха для требуемой системы вентиляции должен осуществляться из и в безопасное место соответственно.
16.3.6 Каждый агрегат, использующий газ, должен быть снабжен комплектом, состоящим из трех автоматических клапанов. Два из этих клапанов должны быть установлены последовательно на трубопроводе газового топлива, ведущем к потребляющему оборудованию. Третий клапан должен быть установлен на трубе, которая осуществляет отвод газа в безопасное место на открытом воздухе из той части трубопровода для газового топлива, которая расположена между двумя последовательно установленными клапанами. Эти клапаны должны быть устроены таким образом, чтобы нарушение необходимой принудительной тяги, потеря пламени на форсунках котла, ненормальное давление в трубопроводе для подачи газового топлива или прекращение подачи вещества для привода клапана вызывали автоматическое закрытие двух последовательно установленных клапанов и автоматическое открытие вентиляционного клапана. Альтернативно, функция одного из последовательно установленных клапанов и вентиляционного клапана может быть объединена в одной клапанной коробке, устроенной таким образом, что при возникновении одного из вышеуказанных условий поток газа к использующему его агрегату будет перекрыт, а вентиляционное отверстие открыто. Для закрытия вручную должны быть установлены три запорных клапана.
16.3.7 Главный клапан для газового топлива, который может закрываться из машинного отделения, должен быть расположен в грузовой зоне. Клапан должен быть устроен таким образом, чтобы закрываться автоматически в случае обнаружения утечки газа или прекращения вентиляции канала или шахты либо падения давления в трубопроводе с двойными стенками для газового топлива.
16.3.8 Трубопроводы газового топлива в машинных помещениях должны отвечать разделам 5.2-5.5 в применимой степени. Насколько это практически осуществимо, трубопроводы должны иметь сварные соединения. Участки трубопроводов газового топлива, которые не являются частью вентиляционной трубы или канала в соответствии с 16.3.1 и находятся на открытой палубе вне грузовой зоны, должны иметь стыковые сварные соединения полного провара и подвергаться полной рентгенографии.
16.3.9 Должны быть предусмотрены инертизация и дегазация той части системы трубопроводов для газового топлива, которая расположена в машинном отделении.
16.3.10 Системы обнаружения газа, предусмотренные в соответствии с требованиями 16.3.1 и 16.3.4, должны отвечать 13.6.2 и 13.6.4-13.6.8 соответственно; они должны включать сигнал при 30 процентах нижнего предела воспламеняемости и отключать главный клапан для газового топлива, упомянутый в 16.3.7, прежде чем концентрация газа достигнет 60 процентов нижнего предела воспламеняемости.
16.4 Газогенераторная установка и относящиеся к ней емкости для хранения
16.4.1 Все оборудование (подогреватели, компрессоры, фильтры и т.д.) для образования газа, используемого в качестве топлива, и относящиеся к нему емкости для хранения должны располагаться в грузовой зоне в соответствии с 3.1.5.4. Если оборудование находится в закрытом помещении, это помещение должно вентилироваться в соответствии с разделом 12.1 Кодекса и быть оборудовано стационарной системой пожаротушения в соответствии с разделом 11.5, а также системой обнаружения газа в соответствии с разделом 13.6 соответственно.
16.4.2 Компрессоры должны дистанционно отключаться с места, которое всегда легкодоступно, а также из машинного отделения. Кроме того, компрессоры должны автоматически отключаться, когда давление всасывания достигает определенной величины, в зависимости от установленного давления вакуумных предохранительных клапанов грузовых емкостей. Автоматическое отключающее устройство компрессоров должно иметь систему включения вручную. Объемные компрессоры должны быть снабжены предохранительными клапанами, выпускающими газ во всасывающий трубопровод компрессора. Размеры предохранительных клапанов должны определяться таким образом, чтобы при закрытом выпускном клапане максимальное давление не превышало максимальное рабочее давление более чем на 10 процентов, К этим компрессорам применяются требования 5.6.1.3.
16.4.3 Если теплоноситель для испарителя газового топлива или подогревателя возвращается в помещения вне грузовой зоны, сначала он должен проходить через емкость для дегазации. Емкость для дегазации должна располагаться в грузовой зоне. Должны быть предусмотрены устройства обнаружения и сигнализации в случае наличия газа в емкости. Выпускное отверстие должно располагаться в безопасном месте и иметь пламеотражатель.
16.4.4 Трубопроводы и сосуды под давлением в системе кондиционирования газового топлива должны соответствовать главе 5.
16.5 Специальные требования, предъявляемые к главным котлам
16.5.1 Каждый котел должен иметь отдельный дымоход.
16.5.2 Должна быть предусмотрена соответствующая система для обеспечения принудительной тяги в котлах. Характеристики такой системы должны отвечать требованиям Администрации.
16.5.3 Камеры сгорания котлов должны быть соответствующей формы, с тем чтобы не появлялись карманы, в которых может собираться газ.
16.5.4 Системы форсунок должны быть двойного типа: пригодные для сжигания отдельно жидкого топлива или газового топлива либо одновременно жидкого и газового топлива. Во время маневрирования и работы в порту должно использоваться только жидкое топливо, если не предусмотрено автоматическое переключение сжигания с газового на жидкое топливо, и в этом случае может допускаться сжигание сочетания жидкого и газового топлива или одного газового топлива при условии, что работа системы соответствует требованиям Администрации. Должна иметься возможность простого и быстрого перехода от работы на газовом топливе к работе на жидком топливе. Газовые форсунки должны устанавливаться, таким образом, чтобы газовое топливо воспламенялось от пламени форсунки для жидкого топлива. Должен устанавливаться регулятор пламени в целях обеспечения отключения потока газа на форсунку, если не обеспечивается и не поддерживается удовлетворительное воспламенение. На трубе каждой газовой форсунки должен устанавливаться запорный клапан с ручным управлением. Должна предусматриваться установка для очищения трубопровода, подающего газ на форсунки, с помощью инертного газа или пара после выключения форсунок.
16.5.5 Должны устанавливаться устройства аварийной сигнализации с целью осуществления контроля за возможным понижением давления жидкого топлива или возможного выхода из строя соответствующих насосов.
16.5.6 Должно быть предусмотрено, чтобы, в случае потери пламени на всех работающих форсунках для газового или жидкого топлива либо для их сочетания, камеры сгорания котлов автоматически очищались перед следующим зажиганием. Должны быть также предусмотрены устройства для очистки котлов вручную, и эти устройства должны отвечать требованиям Администрации.
16.6 Специальные требования, предъявляемые к газовым двигателям внутреннего сгорания и к газовым турбинам
Специальные положения о газовых двигателях внутреннего сгорания и газовых турбинах рассматриваются Администрацией в каждом конкретном случае.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.