Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 11. Противопожарная защита и тушение пожара
11.1. Требования к пожарной безопасности
11.1.1 Требования к танкерам в главе II-2 Поправок 1983 года к Конвенции СОЛАС должны применяться к судам, независимо от тоннажа, на которые распространяется действие Кодекса, включая суда валовой вместимостью менее 500 рег. т, за исключением следующего:
Резолюцией Комитета по безопасности на море от 11 декабря 1992 г. МSС.30(61) в пункт 11.1.1.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1994 г.
.1 правило 56.6 не применяется;
.2 правило 4, применяемое к грузовым судам, и правило 7 должны применяться так, как они применяются к танкерам валовой вместимостью 2000 рег. т и более;
11.1.2 Все источники воспламенения должны быть удалены из помещений, где могут находиться воспламеняющиеся пары, если не оговорено иное в главах 10 и 16.
11.1.3 Положения настоящего раздела применяются вместе с главой 3.
11.1.4 Для целей борьбы с пожаром любые участки открытой палубы над коффердамами, помещениями для балласта или пустыми пространствами в кормовой части ближайшего к корме трюмного помещения или в носовой части ближайшего к носу трюмного помещения должны быть включены в грузовую зону.
11.2. Оборудование водопожарных магистралей
11.2.1 Все суда, независимо от их размера, перевозящие продукты, которые подпадают под действие настоящего Кодекса, должны соответствовать требованиям правил II-2/4 и II-2/7 поправок 1983 года к Конвенции СОЛАС, за исключением того, что требуемая производительность пожарного насоса и диаметр труб пожарной магистрали и магистрали забортной воды не должны ограничиваться положениями правил 4.2.1 и 4.4.1, если пожарный насос и пожарная магистраль используются как часть системы водяного орошения, как это разрешается 11.3.3. Кроме того, требования правил 4.4.2 должны удовлетворяться при давлении по меньшей мере равном 5,0 бар.
11.2.2 Система должна быть устроена так, чтобы по меньшей мере две струи воды могли достигнуть любой части палубы в грузовой зоне и тех участков грузосодержащей системы и крышек емкостей, которые расположены над палубой. Для удовлетворения вышеуказанных условий и требований Правил II-2/4.5.1 и II-2/4.8 Поправок 1983 года к Конвенции СОЛАС должно быть размещено необходимое количество пожарных кранов, имеющих рукава длиной не более 33 м.
11.2.3 На любой предусмотренной перепускной трубе и пожарной магистрали или магистралях у носовой переборки юта, а также через интервалы не более 40 м между пожарными кранами на палубе в грузовой зоне должны быть установлены отсечные клапаны для отключения поврежденных участков магистрали.
Резолюцией MSC.103(73) от 5 декабря 2000 г. в пункт 11.2.4 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2002 г.
11.2.4 Все стволы, предусмотренные для пожаротушения, должны быть одобренного комбинированного типа, дающего возможность получать распыленную или компактную струю. Все трубы, клапаны, стволы и другая арматура в системах пожаротушения Должны быть стойкими к воздействию огня и коррозионному воздействию воды.
11.2.5 В помещении судовых двигателей с безвахтенным обслуживанием должны быть предусмотрены устройства для пуска и присоединения к пожарной магистрали по крайней мере одного пожарного насоса, управляемые дистанционно с мостика или другого поста управления, находящегося вне грузовой зоны.
11.3. Системы водяного орошения
11.3.1 На судах, перевозящих воспламеняющиеся и/или токсичные продукты, должна быть установлена система водяного орошения для охлаждения, предупреждения пожара и защиты экипажа, обслуживающая:
.1 незащищенные купола и любые другие незащищенные части грузовых емкостей;
.2 незащищенные палубные резервуары для хранения воспламеняющихся или токсичных продуктов;
.3 грузовые коллекторы для жидкости и паров и район расположения их клапанов управления, а также любых других районов, в которых расположены ответственные клапаны управления и площадь которых должна быть по меньшей мере равна площади предусмотренных поддонов; и
.4 наружные стенки обычно посещаемых надстроек и рубок грузовых компрессорных и насосных отделений, кладовых, содержащих предметы с высокой пожароопасностью, и постов управления грузовыми операциями, обращенных к грузовой зоне. Наружные стенки непосещаемых помещений, расположенных на баке, не содержащих предметов или оборудования с высокой пожароопасностью, не требуют защиты системой водяного орошения.
11.3.2 Система должна быть способной охватывать все участки, упомянутые в 11.3.1, равномерно распределенной струей распыленной воды с расходом по меньшей мере равным 10 л/кв. м в минуту для горизонтальных поверхностей и 4 л/кв. м в минуту для вертикальных поверхностей. Для конструкций, не имеющих явно выраженных горизонтальных или вертикальных поверхностей, производительность системы водяного орошения должна определяться наибольшим из следующих значений:
.1 площадь горизонтальной поверхности, умноженная на 10 л/кв. м в минуту; или
.2 площадь фактической поверхности, умноженная на 4 л/кв. м в минуту.
На вертикальных поверхностях при расположении распылителей, защищающих нижние участки, можно учитывать предполагаемый сток с верхних участков. На главной магистрали в целях отключения поврежденных участков через определенные интервалы должны устанавливаться отсечные клапаны. В качестве альтернативы система может быть разделена на две или больше секций, которые могут работать независимо при условии, что необходимые управляющие устройства расположены все вместе, в корму от грузовой зоны. Секция, защищающая любой участок, включенный в 11.3.1.1 и .2, должна обслуживать всю группу емкостей в направлении поперек судна, которую включает этот участок.
11.3.3 Производительность насосов системы водяного орошения должна быть достаточной для подачи необходимого количества воды на все участки одновременно или, когда система разделена на секции, устройство и производительность должны обеспечивать одновременную подачу воды к какой-либо одной секции и к поверхностям, определенным в 11.3.1.3 и .4. В качестве альтернативы главные пожарные насосы могут использоваться для обслуживания этой системы при условии, что их общая производительность увеличивается на величину, необходимую для системы водяного орошения. В обоих случаях соединение между пожарной магистралью и магистралью системы водяного орошения должно осуществляться через запорный клапан за пределами грузовой зоны.
11.3.4 При условии одобрения Администрацией водяные насосы, обычно используемые для других целей, могут быть использованы для подачи воды в магистраль системы водяного орошения.
11.3.5 Все трубы, клапаны, стволы и другая арматура в системах водяного орошения должны быть стойкими к воздействию морской воды и огня, для чего могут использоваться, например, оцинкованные трубы.
Резолюцией Комитета по безопасности на море от 11 декабря 1992 г. МSС.30(61) пункт 11.3 дополнен пунктом 11.3.6, вступающим в силу с 1 июля 1994 г.
11.3.6 Дистанционный пуск насосов, питающих систему водораспыления, и дистанционное управление любых обычно закрытых клапанов в системе должны осуществляться из надлежащих мест, находящихся за пределами грузовой зоны, которые примыкают к жилым помещениям и которые легкодоступны и пригодны к эксплуатации в случае пожара в защищаемых районах.
11.4. Системы порошкового пожаротушения
11.4.1 Суда, предназначенные для перевозки воспламеняющихся продуктов, должны быть оборудованы стационарными системами порошкового пожаротушения для борьбы с пожаром на палубе в грузовой зоне и носовой или кормовой зоне грузовых операций, если они имеются. Система и огнетушащий порошок должны соответствовать этой цели и отвечать требованиям Администрации.
11.4.2 Система должна обеспечивать подачу порошка по меньшей мере от двух рукавов с ручными стволами или сочетаний лафетный ствол/рукав с ручным стволом на любую часть открытой грузовой зоны, расположенную над палубой и включающую надпалубный грузовой трубопровод. Система приводится в действие с помощью инертного газа, такого как азот, используемого исключительно для этой цели и хранящегося в сосудах под давлением, расположенных рядом с контейнерами для порошка.
11.4.3 Система, предназначенная для использования в грузовой зоне, должна состоять по меньшей мере из двух независимых автономных станций тушения порошком с соответствующими органами управления, стационарным трубопроводом для подачи порошка под давлением, лафетными стволами или рукавами с ручными стволами. Для судов грузовместимостью менее 1000 куб. м при условии одобрения Администрацией может быть установлена только одна такая станция. Должен быть предусмотрен лафетный ствол, установленный таким образом, чтобы защищать зоны размещения грузовых коллекторов, и приводящийся в действие и управляемый с местного поста или дистанционно. Дистанционное наведение лафетного ствола не требуется, если он может подавать необходимое количество порошка на все требуемые участки обслуживаемой зоны из одного положения. Все рукава с ручными стволами и лафетные стволы должны приводиться в действие от места, где находятся вьюшки для рукава или лафетные стволы. По меньшей мере один рукав с ручным стволом или лафетный ствол должен быть расположен в кормовой части грузовой зоны.
11.4.4 Станция пожаротушения, имеющая два или более лафетных ствола, рукава с ручными стволами или сочетания тех и других, должна иметь независимые трубы с коллектором около контейнера для порошка, если не предусмотрены соответствующие альтернативные средства для обеспечения необходимой работы, одобренные Администрацией. Если к станции присоединены две или более трубы, то она должна обеспечивать, чтобы любой или все лафетные стволы и рукава с ручными стволами могли осуществлять одновременную или последовательную работу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.