Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 21 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 21. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
Федеральным законом от 4 июня 2010 г. N 117-ФЗ в пункт 3 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения
Положения пункта 3 статьи 21 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 4 июня 2010 г. N 117-ФЗ), касающиеся срока полномочий избирательных комиссий, применяются в отношении соответствующих избирательных комиссий, которые сформированы после дня вступления в силу названного Федерального закона
3. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет пять лет. Если срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации истекает в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума Российской Федерации и до окончания кампании референдума, которые организует Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.
4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.
О назначении членов ЦИК России см: Указ Президента, постановление Государственной Думы РФ, постановления Совета Федерации РФ
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 5 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
5. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны иметь высшее образование.
6. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организуют работу по конкретным направлениям ее деятельности, определяемым Регламентом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, и несут ответственность за результаты работы по этим направлениям.
7. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Об избрании Председателя ЦИК России см. постановление ЦИК России от 28 марта 2011 г. N 1/3-6
Об избрании заместителей Председателя ЦИК России см. постановление ЦИК России от 28 марта 2011 г. N 1/5-6
Об избрании секретаря ЦИК России см. постановление ЦИК России от 28 марта 2011 г. N 1/7-6
8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, а также комиссией референдума, организующей референдум Российской Федерации.
См. Методические рекомендации по организации деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума субъектов Российской Федерации и созданных при них контрольно-ревизионных служб по проведению проверок использования бюджетных средств, выделенных нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума для подготовки и проведения федеральных выборов и референдума, утвержденные постановлением ЦИК России от 7 апреля 2005 г. N 142/975-4
9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:
а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 355-ФЗ в подпункт "б" пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения
б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует закупку этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;
в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
См. Регламент применения ГАС "Выборы" для решения задач, связанных с учетом и контролем формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений, фондов референдума, утвержденный постановлением ЦИК России от 29 мая 2013 г. N 176/1254-6
См. Порядок применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в РФ, утвержденный постановлением ЦИК России от 26 сентября 2012 г. N 142/1076-6
См. Программу информационно-разъяснительной деятельности ЦИК России в период подготовки и проведения выборов Президента РФ, утвержденную постановлением ЦИК России от 2 сентября 2011 г. N 30/268-6
См. Программу информационно-разъяснительной деятельности ЦИК России в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва, утвержденную постановлением ЦИК России от 25 мая 2011 г. N 12/132-6
См. Концепцию организации обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в РФ на 2009-2011 гг., утвержденную постановлением ЦИК России от 18 февраля 2009 г. N 149/1077-5
См. Программу информационно-разъяснительной деятельности ЦИК России в период подготовки и проведения федеральных избирательных кампаний в 2007-2008 гг., утвержденную постановлением ЦИК России от 17 января 2007 г. N 194/1230-4
Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ в подпункт "г" пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения
г) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
См. рекомендуемые образцы договоров, заключаемых между зарегистрированными кандидатами и государственными организациями телерадиовещания, редакциями государственных периодических печатных изданий при предоставлении бесплатного или платного эфирного времени, бесплатной или платной печатной площади, и договоров, заключаемых между политическими партиями, выдвинувшими зарегистрированных кандидатов, и государственными организациями телерадиовещания, редакциями государственных периодических печатных изданий при предоставлении бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади на выборах Президента РФ в 2012 г., утвержденный постановлением ЦИК России от 6 июля 2011 г. N 19/203-6
См. рекомендуемые образцы договоров, заключаемых между политическими партиями и государственными организациями телерадиовещания, редакциями государственных периодических печатных изданий при предоставлении бесплатного или платного эфирного времени, бесплатной или платной печатной площади на выборах депутатов ГД ФС РФ шестого созыва, утвержденные постановлением ЦИК России от 6 июля 2011 г. N 19/202-6
См. Методику учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности каждой парламентской партии в общероссийских телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) и региональных телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах), утвержденную постановлением ЦИК России от 5 августа 2009 г. N 167/1191-5
См. Порядок учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности каждой парламентской партии в общероссийских телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) и региональных телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах), утвержденный постановлением ЦИК России от 5 августа 2009 г. N 167/1190-5
д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;
ж) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;
См. Положение об осуществлении Центральной избирательной комиссией Российской Федерации международного сотрудничества в области избирательных систем, утвержденное постановлением ЦИК России от 1 декабря 2010 г. N 229/1505-5
з) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;
См. Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, утвержденные постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 г. N 235/1486-6
и) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
См. Инструкцию по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии РФ, утвержденую постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20 января 2016 г. N 321/1831-6
Об использовании при голосовании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования см. постановление ЦИК России от 21 сентября 2011 г. N 35/313-6
См информацию о практике применения технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней при проведении выборов в 2004 году, направленную постановлением ЦИК России от 22 февраля 2005 г. N 138/947-4
10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона.
11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных ей федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.
12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума.
12.1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет проверку сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирует граждан о результатах этих проверок.
См. Регламент использования ГАС "Выборы" для решения задач, связанных с контролем финансирования политических партий, утвержденный постановлением ЦИК России от 15 мая 2013 г. N 174/1246-6
См. Порядок организации ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов РФ проверок сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, сводных финансовых отчетов политических партий, утвержденный постановлением ЦИК России от 10 июня 2009 г. N 163/1157-5
13. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
См. Разъяснения по некоторым вопросам применения законодательства, устанавливающего дополнительные требования к лицам, выдвигающимся кандидатами на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, одобренные на заседании ЦИК России 3 июля 2013 г. N 180-1-6
См. Разъяснения порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, утвержденные постановлением ЦИК России от 18 декабря 2007 г. N 77/618-5
См. Разъяснения порядка применения отдельных положений настоящего Федерального закона, утвержденные постановлением ЦИК России от 21 июня 2003 г. N 13/110-4
См. Порядок подготовки и рассмотрения на заседании ЦИК России некоторых вопросов, связанных с формированием избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, одобренный решением ЦИК России от 25 апреля 2007 г. N 5-1-5
14. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
15. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет официальный печатный орган.
См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона