Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть С - Технические требования
Правило 9
Радиотелеграфные станции
(a) Радиотелеграфная станция должна быть расположена так, чтобы вредные помехи от внешних шумов механического или иного характера не мешали надлежащему приему радиосигналов. Станция должна быть размещена на судне как можно выше, чтобы обеспечить наибольшую степень безопасности.
(b) Радиотелеграфная рубка должна иметь достаточные размеры и соответствующую вентиляцию в целях обеспечения надежной работы главной и резервной радиотелеграфных установок. Она не должна использоваться ни для каких иных целей, которые могут помешать эксплуатации станции.
(c) Каюта по меньшей мере одного радиоспециалиста должна находиться как можно ближе к радиотелеграфной рубке. На новых судах такая каюта не должна находиться в радиотелеграфной рубке.
(d) Между радиотелеграфной рубкой и мостиком и другим местом, если оно имеется, откуда управляется судно, должна быть предусмотрена надежная двухсторонняя связь для вызова и переговоров речью, которая должна быть независимой от сети главной судовой связи.
(e) Радиотелеграфная установка должна быть установлена там, где она была бы защищена от вредного воздействия воды и недопустимых колебаний температуры. Она должна быть легко доступной как для немедленного использования в случае бедствия, так и для ремонта.
(f) Должны быть предусмотрены точные часы с циферблатом диаметром не менее 12,5 сантиметров (5 дюймов) и с центральной секундной стрелкой. На циферблате часов должны быть отмечены периоды молчания, предписанные Регламентом радиосвязи для радиотелеграфной службы. Часы должны быть надежно закреплены в радиотелеграфной рубке в таком месте, чтобы весь циферблат был хорошо и правильно виден с рабочего места радиоспециалиста и с места проверки исправности радиотелеграфного автоаларма.
(g) В радиотелеграфной рубке должно быть предусмотрено надежное аварийное освещение с помощью электрической лампы, постоянно установленной так, чтобы было обеспечено удовлетворительное освещение органов управления главной и резервной радиотелеграфных установок, а также часов, требуемых пунктом (f) настоящего Правила. В новых установках, если такая лампа питается от резервного источника энергии, требуемого подпунктом (iii) пункта (а) Правила 10 настоящей Главы, она должна включаться и выключаться выключателями, установленными у главного входа в радиотелеграфную рубку и у рабочего места радиоспециалиста, если это позволяет планировка радиотелеграфной рубки. Эти выключатели должны иметь маркировку, четко указывающую на их назначение.
(h) В радиотелеграфной рубке должна быть предусмотрена и храниться либо переносная смотровая электрическая лампа с гибким проводом достаточной длины, питающаяся от резервного источника энергии, требуемого подпунктом (iii) пункта (а) Правила 10 настоящей Главы, либо ручной электрический фонарь.
(i) Радиотелеграфная станция должна иметь запасные части, инструменты и контрольно-проверочную аппаратуру, необходимые для обеспечения надежного рабочего состояния радиотелеграфной установки во время нахождения судна в море. Контрольно-проверочная аппаратура должна включать прибор или приборы для измерения напряжения переменного и постоянного тока в вольтах и сопротивления в омах.
(j) Если предусмотрена отдельная аварийная радиотелеграфная рубка, то к ней должны применяться требования пунктов (d), (е), (f), (g) и (h) настоящего Правила,
Правило 10
Радиотелеграфные установки
(a) Если специально не предусмотрено иное, в настоящем Правиле:
(i) Радиотелеграфная станция должна включать главную установку и резервную установку, электрически раздельные и электрически независимые друг от друга.
(ii) Главная установка должна включать главный передатчик, главный приемник, приемник слуховой вахты на радиотелефонной частоте бедствия и главный источник энергии.
(iii) Резервная установка должна включать резервный передатчик, резервный приемник и резервный источник энергии.
(iv) Должны быть предусмотрены и установлены главная и резервная антенны. Однако Администрация может освободить любое судно от необходимости иметь резервную антенну, если она убеждена, что установка такой антенны практически невозможна или нецелесообразна. Но в таком случае на судне должна быть подходящая запасная антенна, полностью собранная для немедленной установки. Кроме того, во всех случаях на судне должен быть достаточный запас антенного канатика и изоляторов, обеспечивающий возможность установки подходящей антенны. Если главная антенна подвешена на опорах, подверженных колебаниям, она должна иметь надежную защиту от разрыва.
(b) Если главный передатчик в установках на грузовых судах (за исключением установок на грузовых судах валовой вместимостью 1600 рег. т и более, установленных 19 ноября 1952 года или после этой даты) отвечает всем требованиям, предъявляемым к резервному передатчику, последний необязателен.
(c) (i) Главный и резервный передатчики должны обеспечивать быстрое подключение к главной антенне и резервной антенне, если она имеется, и подстройку под них.
(ii) Главный и резервный приемники должны обеспечивать быстрое подключение к любой антенне, с которой они должны работать.
(d) Чтобы обеспечить наибольшую степень безопасности, все части резервной установки должны быть размещены на судне как можно выше.
(e) Главный и резервный передатчики должны обеспечивать передачу на радиотелеграфной частоте бедствия, используя класс излучения, присвоенный Регламентом радиосвязи этой частоте. Кроме того, главный передатчик должен обеспечивать передачу по меньшей мере на двух рабочих частотах в пределах разрешенных полос частот между 405 кГц и 535 кГц, используя классы излучений, присвоенные Регламентом радиосвязи этим частотам. Резервным передатчиком может быть судовой аварийный передатчик, определение и случаи использования которого даны Регламентом радиосвязи.
(f) Главный и резервный передатчики должны иметь глубину модуляции не менее 70 процентов и частоту модуляции от 450 до 1350 Гц, если Регламентом радиосвязи им предписаны модулированные излучения.
(g) Когда главный и резервный передатчики подключены к главной антенне, они должны иметь минимальную нормальную дальность действия, как указано ниже, то есть они должны обеспечивать передачу на указанные расстояния ясно разбираемых сигналов с судна на судно днем при нормальных условиях и обстоятельствах. (Прием ясно разбираемых сигналов обычно обеспечивается при эффективном значении напряженности поля в месте приема, равном по меньшей мере 50 микровольтам на метр.)
|
Минимальная нормальная дальность действия в милях |
|
Главный передатчик |
Резервный передатчик |
|
Все пассажирские суда и грузовые суда валовой вместимостью 1600 рег. т и более |
150 |
100 |
Грузовые суда валовой вместимостью менее 1600 рег. т |
100 |
75 |
В случае невозможности непосредственного измерения напряженности поля для приблизительного определения нормальной дальности действия можно руководствоваться следующими данными:
Нормальная дальность, мили |
Метроамперы* |
Полная мощность в антенне, Вт** |
200 |
128 |
200 |
175 |
102 |
125 |
150 |
76 |
71 |
125 |
58 |
41 |
100 |
45 |
25 |
75 |
34 |
14 |
______________________________
*Эта величина представляет собой произведение максимальной высоты антенны над наивысшей грузовой ватерлинией в метрах на силу тока в антенне в амперах (эффективное значение).
Величины, приведенные во второй колонке этой таблицы, соответствуют средней величине отношения
Это отношение меняется в зависимости от условий размещения антенны и может колебаться приблизительно от 0,3 до 0,7.
** Величины, приведенные в третьей колонке таблицы, соответствуют средней величине отношения
Это отношение значительно меняется в зависимости от действующей высоты антенны и сопротивления антенны.
(h) (i) Главный и резервные приемники должны обеспечивать прием на радиотелеграфной частоте бедствия классов излучений, присвоенных Регламентом радиосвязи этой частоте.
(ii) Кроме того, главный приемник должен обеспечивать прием на таких частотах и таких классов излучений, используемых при передаче сигналов времени, метеорологических сводок и любых других сообщений, касающихся безопасности мореплавания, какие могут быть признаны необходимыми Администрацией.
(iii) Приемник слуховой вахты на радиотелефонной частоте бедствия должен быть предварительно настроен на эту частоту. Он должен иметь фильтр или устройство для отключения громкоговорителя в отсутствии радиотелефонного сигнала тревоги, если громкоговоритель установлен на мостике. Это устройство должно легко включаться и выключаться и может быть использовано в случае, когда, по мнению капитана, условия таковы, что несение слуховой вахты может помешать безопасному управлению судном.
(iv) (1) Радиотелефонный передатчик, если он установлен, должен быть снабжен автоматическим устройством для подачи радиотелефонного сигнала тревоги, конструкция которого должна исключать возможность ложного срабатывания и который должен отвечать требованиям пункта (е) Правила 16 настоящей Главы. Данное устройство должно быть таким, чтобы в любое время его можно было выключить для обеспечения немедленной передачи сообщения о бедствии.
(2) Периодически должны проводиться проверки исправности действия автоматического устройства для передачи радиотелефонного сигнала тревоги на частотах, иных чем радиотелефонная частота бедствия, используя для этого соответствующий эквивалент антенны.
(i) Главный приемник должен иметь чувствительность, достаточную для того, чтобы производить сигналы в головных телефонах или громкоговорителе при уровне сигнала на входе приемника всего в 50 микровольт. Резервный приемник должен иметь чувствительность, достаточную, чтобы производить такие сигналы при уровне сигнала на входе приемника всего в 100 микровольт.
(j) В течение всего времени нахождения судна в море должна быть обеспечена подача электрической энергии, достаточной для работы главной установки при нормальной дальности действия, требуемой пунктом (g) настоящего Правила, а также для зарядки любых батарей, являющихся частью радиотелеграфной станции. На новых судах напряжение питания главной установки должно поддерживаться в пределах 10 процентов номинального напряжения. На существующих судах напряжение питания должно поддерживаться как можно ближе к номинальному и, если практически возможно, в пределах 10 процентов.
(k) Резервная установка должна иметь источник энергии, независимый от источника энергии силовых установок и от судовой электрической сети.
(l) (i) Резервный источник энергии должен состоять предпочтительно из аккумуляторных батарей, которые могут заряжаться от судовой электрической сети, и должен при любых обстоятельствах допускать быстрое включение его в работу и обеспечивать питание резервных передатчика и приемника, помимо любых других дополнительных нагрузок из упомянутых в пунктах (m) и (n) настоящего Правила, в нормальном рабочем режиме непрерывно в течение по меньшей мере шести часов*(23).
(ii) Резервный источник энергии должен иметь мощность, достаточную для обеспечения одновременной работы резервного передатчика и УКВ установки, когда она имеется, в течение по меньшей мере шести часов, если не предусмотрено переключающее устройство, допускающее только попеременную работу. Использование резервного источника для питания УКВ установки должно быть предназначено для связи при бедствии, срочности и безопасности. Вместо этого для УКВ установки может быть предусмотрен отдельный резервный источник энергии.
(m) Резервный источник энергии должен использоваться для питания резервной установки и автоматического податчика сигналов тревоги, указанного в пункте (r) настоящего Правила, если последний - электрический.
Резервный источник энергии может также использоваться для питания:
(i) радиотелеграфного автоаларма;
(ii) аварийного освещения, требуемого пунктом (g) Правила 9 настоящей Главы;
(iii) радиопеленгатора;
(iv) УКВ-установки;
(v) устройства для подачи радиотелефонного сигнала тревоги, если оно имеется;
(vi) любого предписанного Регламентом радиосвязи устройства, обеспечивающего переход с передачи на прием и наоборот.
При условии соблюдения положений пункта (n) настоящего Правила резервный источник энергии должен использоваться только для целей, перечисленных в настоящем пункте.
(n) Независимо от положений пункта (m) настоящего Правила на грузовых судах Администрацией может быть разрешено использование резервного источника энергии для питания небольшого количества аварийных цепей небольшой мощности, целиком расположенных в верхней части судна, таких, например, как аварийное освещение на шлюпочной палубе, при условии, что в случае необходимости эти цепи могут быть быстро отключены и что источник энергии имеет достаточную мощность для обеспечения такой(их) дополнительной(ых) нагрузки (нагрузок).
(o) Резервный источник энергии и его распределительный щит должны быть размещены на судне как можно выше и должны быть легко доступны радиоспециалисту. Распределительный щит, когда это возможно, должен быть установлен в радиорубке; в противном случае должно быть обеспечено его освещение.
(p) Во время нахождения судна в море аккумуляторные батареи независимо от того, являются ли они частью главной или резервной установки, должны ежедневно подзаряжаться до нормального полного заряда.
(q) Должны быть приняты все меры к устранению, насколько это возможно, причин и подавлению радиопомех от электрических и других судовых аппаратов. Если необходимо, должны быть приняты меры к тому, чтобы антенны, подключенные к радиовещательным приемникам, не являлись причиной помех для надежной и качественной работы радиотелеграфной установки. Особое внимание этому требованию должно быть уделено при проектировании новых судов.
(r) В дополнение к средствам ручной передачи радиотелеграфного сигнала тревоги должен быть предусмотрен автоматический податчик сигналов тревоги, обеспечивающий передачу радиотелеграфного сигнала тревоги с помощью главного и резервного передатчиков. Это устройство должно быть таким, чтобы в любое время его можно было выключить для немедленного перехода на ручное управление передатчиком. Если автоматический податчик сигналов тревоги электрический, то он должен быть обеспечен питанием от резервного источника.
(s) Во время нахождения судна в море резервный передатчик, если он не используется для связи, должен ежедневно проверяться с применением соответствующего эквивалента антенны и по меньшей мере один раз в течение каждого рейса с применением резервной антенны, если она установлена. Резервный источник энергии также должен проверяться ежедневно.
(t) Все элементы радиотелеграфной установки должны быть надежными и иметь, конструкцию, обеспечивающую легкий и быстрый доступ для технического обслуживания.
(u) Независимо от положения Правила 4 настоящей Главы для грузовых судов валовой вместимостью менее 1600 рег. т Администрация может дать послабление в части выполнения всех требований Правила 9 настоящей Главы и настоящего Правила при условии, что качество радиотелеграфной станции ни в коем случае не будет ниже равноценного качества, предписанного Правилами 15 и 16 настоящей Главы для радиотелефонных станций, насколько они применимы. В частности, для грузовых судов валовой вместимостью 300 рег. т и более, но менее 500 рег. т, Администрация может не требовать:
(i) резервного приемника;
(ii) резервного источника энергии в существующих установках;
(iii) защиты главной антенны от разрыва в результате резкого колебания антенных опор;
(iv) независимости средств связи между радиотелеграфной станцией и мостиком от сети главной судовой связи;
(v) дальности действия передатчика более 75 миль.
Правило 11
Радиотелеграфные автоалармы
(a) Любой радиотелеграфный автоаларм, установленный после 26 мая 1965 года, должен отвечать как минимум следующим требованиям:
(i) При отсутствии любого рода помех автоаларм должен срабатывать без ручной настройки от любого радиотелеграфного сигнала тревоги, переданного на радиотелеграфной частоте бедствия какой-либо береговой станцией, судовым аварийным передатчиком или передатчиком спасательного средства, работающими в соответствии с Регламентом радиосвязи, при условии, что уровень сигнала на входе приемника больше 100 микровольт и меньше 1 вольта.
(ii) При отсутствии любого рода помех автоаларм должен срабатывать от сигнала, состоящего из трех либо из четырех последовательных тире длительностью от 3,5 секунд до возможно большего приближения к 6 секундам каждое с интервалами от 1,5 секунд до наименьшей возможной величины, предпочтительно не более 10 миллисекунд каждый.
(iii) Автоаларм не должен срабатывать от атмосферных помех или каких-либо других сигналов, иных чем радиотелеграфный сигнал тревоги при условии, что принятые сигналы действительно не образуют сигнал, находящийся в пределах допустимых норм, указанных выше в подпункте (ii).
(iv) Радиотелеграфный автоаларм должен иметь избирательность, обеспечивающую практически равномерную чувствительность в полосе, простирающейся не менее 4 кГц и не более 8 кГц в каждую сторону от радиотелеграфной частоты бедствия, а за пределами этой полосы - как можно более резкое уменьшение чувствительности согласно наилучшей инженерной практике.
(v) При наличии атмосферных помех или мешающих сигналов радиотелеграфный автоаларм должен, если практически возможно, автоматически самонастраиваться так, чтобы через разумно короткий срок он был близок к такому состоянию, при котором он может наиболее быстро выделять радиотелеграфный сигнал тревоги.
(vi) При срабатывании от радиотелеграфного сигнала тревоги или в случае выхода из строя аппаратуры радиотелеграфный автоаларм должен подавать непрерывный звуковой предупредительньгй сигнал в радиотелеграфной рубке, в каюте радиоспециалиста и на мостике. Предупреждение должно даваться, если практически возможно, также и в случае неисправности любого элемента всей системы приема сигнала тревоги. Для выключения предупредительного сигнала должен быть предусмотрен только один выключатель, который должен находиться в радиотелеграфной рубке.
(vii) В целях регулярной проверки исправности радиотелеграфного автоаларма он должен включать генератор, предварительно настроенный на радиотелеграфную частоту бедствия, и ключ, посредством которого дается радиотелеграфный сигнал тревоги минимальной силы, указанной выше в подпункте (i). Должна быть также предусмотрена возможность подключения головных телефонов для приема на слух сигналов, принимаемых радиотелеграфным автоалармом.
(viii) Радиотелеграфный автоаларм должен переносить вибрацию, влажность и колебания температуры, соответствующие суровым условиям, встречающимся на судах, находящихся в море, и продолжать работу в таких условиях.
(b) До одобрения нового типа радиотелеграфного автоаларма соответствующая Администрация должна быть убеждена с помощью практических испытаний в рабочих условиях, подобных встречающимся на практике, что аппарат отвечает положениям пункта (а) настоящего Правила.
(c) На судах, имеющих радиотелеграфный автоаларм, во время нахождения в море радиоспециалист должен проверять исправность автоаларма по меньшей мере каждые 24 часа. Если автоаларм неисправен, радиоспециалист должен докладывать об этом капитану или вахтенному помощнику капитана на мостике.
(d) Радиоспециалист должен периодически проверять исправность действия приемника радиотелеграфного автоаларма с подключенной к нему обычной антенной прослушиванием сигналов и сравнением их с аналогичными сигналами, принятыми главной судовой установкой на радиотелеграфной частоте бедствия.
(e) Радиотелеграфный автоаларм, подключенный к антенне, по возможности не должен влиять на точность показаний радиопеленгатора.
Правило 12
Радиопеленгаторные станции
(a) (i) Радиопеленгатор, требуемый Правилом 12 Главы V, должен быть надежным и обеспечивать прием сигналов с минимальным собственным шумом, а также брать пеленги, по которым можно было бы определить истинный пеленг и направление.
(ii) Радиопеленгатор должен принимать сигналы в радиотелеграфных полосах частот, присвоенных Регламентом радиосвязи для целей бедствия и радиопеленгования, а также для морских радиомаяков.
(iii) При отсутствии помех радиопеленгатор должен иметь чувствительность, достаточную для взятия точных пеленгов по сигналу, напряженность поля которого составляет всего 50 микровольт на метр.
(iv) Радиопеленгатор должен быть, насколько это практически возможно, расположен таким образом, чтобы надежному взятию пеленгов как можно меньше мешал механический или какой-либо другой шум.
(v) Антенная система радиопеленгатора должна быть, насколько это практически возможно, установлена таким образом, чтобы надежному взятию пеленгов как можно меньше мешала близость других антенн, грузовых стрел, бегучего такелажа из стального троса или других крупных металлических предметов.
(vi) Между радиопеленгатором и мостиком должна быть предусмотрена надежная система двусторонней связи для вызова и переговоров речью.
(vii) При первоначальной установке все радиопеленгаторы должны быть калиброваны в соответствии с требованиями Администрации. Калибровка должна проверяться контрольным пеленгованием или новой калибровкой всякий раз, когда производятся какие-либо изменения в положении любых антенн или сооружений на палубе, которые могут существенно повлиять на точность работы радиопеленгатора. Данные калибровки должны проверяться через год или через интервалы как можно близкие к одному году. Должна производиться запись результатов калибровок и всех проверок их точности.
(b) (i) Радиопеленгатор, работающий на радиотелефонной частоте бедствия, должен быть способен брать однозначный радиопеленг на этой частоте в пределах дуги 30° по каждому борту относительно носа судна.
(ii) При установке и проверке радиопеленгатора, упомянутого в настоящем пункте, должное внимание следует уделять соответствующей рекомендации Международного консультативного комитета по радио (МККР).
(iii) Для обеспечения требуемой настоящим пунктом способности взятия радиопеленга должны приниматься все практически возможные меры. В случаях, когда ввиду технических трудностей способность взятия радиопеленга не может быть обеспечена, Администрация может освободить отдельные суда от выполнения требований настоящего пункта.
Правило 13
Радиотелеграфная установка моторных спасательных шлюпок
(a) Радиотелеграфная установка, требуемая Правилом 14 Главы III, должна включать передатчик, приемник и источник энергии. Она должна быть сконструирована так, чтобы в случае необходимости ею могло пользоваться неопытное лицо.
(b) Передатчик должен обеспечивать передачу на радиотелеграфной частоте бедствия, используя класс излучения, присвоенный Регламентом радиосвязи этой частоте. Передатчик должен также обеспечивать передачу, используя частоту и класс излучения, присвоенные Регламентом радиосвязи для спасательных средств в полосах частот между 4000 кГц и 27 500 кГц.
(c) Передатчик должен иметь глубину модуляции не менее 70 процентов и частоту модуляции от 450 до 1350 Гц, если согласно Регламенту радиосвязи ему предписаны модулированные излучения.
(d) Кроме ключа для ручной передачи, передатчик должен быть снабжен автоматическим устройством для передачи радиотелеграфных сигналов тревоги и бедствия.
(e) Минимальная нормальная дальность действия передатчика на радиотелеграфной частоте бедствия (соответствующая определению, данному в пункте (g) Правила 10 настоящей Главы) при использовании фиксированной антенны должна быть 25 миль*(24).
(f) Приемник должен обеспечивать прием на радиотелеграфной частоте бедствия и в классах излучений, присвоенных Регламентом радиосвязи этой частоте.
(g) Источник энергии должен состоять из аккумуляторной батареи емкостью, достаточной для непрерывного питания передатчика в течение 4 часов в нормальных рабочих условиях. Если используется батарея типа, требующего подзарядки, должны быть предусмотрены приспособления для ее подзарядки от судового источника электрической энергии. Кроме того, должны быть предусмотрены приспособления для подзарядки батареи после спуска спасательной шлюпки на воду.
(h) Если радиотелеграфная установка и прожектор, требуемые Правилом 14 Главы III, питаются от одной и той же батареи, то батарея должна иметь емкость, достаточную для обеспечения дополнительной нагрузки от прожектора.
(i) Должна быть предусмотрена фиксированная антенна, а также средства для ее удержания на максимально возможной высоте. Если практически возможно, должна быть предусмотрена также и антенна, поддерживаемая воздушным змеем или шаром.
(j) В море радиоспециалист должен еженедельно проверять передатчик, применяя соответствующий эквивалент антенны, и подзаряжать батарею до полного заряда, если она типа, требующего подзарядки.
Правило 14
Переносная радиоаппаратура для спасатзльных шлюпок и плотов
(a) Аппаратура, требуемая Правилом 13 Главы III, должна включать передатчик, приемник, антенну и источник энергии. Она должна быть сконструирована таким образом, чтобы в случае необходимости ею могло пользоваться неопытное лицо.
(b) Аппаратура должна быть удобной для переноски, водонепроницаемой, способной держаться на плаву в морской воде и не получать повреждений при сбросе в воду. Новая аппаратура должна быть по возможности легкой, малогабаритной и предпочтительно иметь возможность использоваться как на спасательных шлюпках, так и на спасательных плотах.
(c) Передатчик должен обеспечивать передачу на радиотелеграфной частоте бедствия, используя класс излучений, присвоенный Регламентом радиосвязи этой частоте, а в полосах частот между 4000 кГц и 27 500 кГц допускать передачу, используя радиотелеграфную частоту и класс излучений, присвоенные Регламентом радиосвязи для спасательных шлюпок и плотов. Однако Администрация может разрешать, чтобы передатчик допускал передачу на радиотелефонной частоте бедствия, используя класс излучений, присвоенный Регламентом радиосвязи этой частоте, вместо или в дополнение к передаче на радиотелеграфной частоте, присвоенной Регламентом радиосвязи для спасательных шлюпок и плотов, в полосах частот между 4000 кГц и 27 500 кГц.
(d) Передатчик должен иметь глубину модуляции не менее 70 процентов и в случае радиотелеграфного излучения иметь частоту модуляции от 450 до 1350 Гц, если согласно Регламенту радиосвязи ему предписаны модулированные излучения.
(e) Кроме ключа для ручной передачи, передатчик должен быть снабжен автоматическим устройством для передачи радиотелеграфных сигналов тревоги и бедствия. Если передатчик обеспечивает передачу на радиотелефонной частоте бедствия, он должен иметь автоматическое устройство для передачи радиотелефонного сигнала тревоги, отвечающее требованиям пункта (е) Правила 16 настоящей Главы.
(f) Приемник должен обеспечивать прием на радиотелеграфной частоте бедствия и в классах излучений, присвоенных Регламентом радиосвязи этой частоте. Если передатчик обеспечивает передачу на радиотелефонной частоте бедствия, приемник должен также обеспечивать прием на этой частоте и в классах излучений, присвоенных Регламентом радиосвязи этой частоте.
(g) Антенна должна быть либо свободностоящей, либо способной удерживаться на мачте спасательной шлюпки на максимально возможной высоте. Кроме того, желательно, чтобы, если практически возможно, была предусмотрена антенна, поддерживаемая воздушным змеем или шаром.
(h) Передатчик должен отдавать достаточную мощность в антенну*(25), требуемую согласно пункту (а) настоящего Правила, и иметь питание предпочтительно от генератора с ручным приводом. Если он питается от батареи, последняя по длительности действия и емкости должна отвечать условиям, установленным Администрацией.
(i) В море радиоспециалист или соответственно оператор-радиотелефонист должен еженедельно проверять передатчик, применяя соответствующий эквивалент антенны, и подзаряжать батарею до полного заряда, если она типа, требующего подзарядки.
(j) Для настоящего Правила выражение "новая аппаратура" означает аппаратуру, поставленную судну после даты вступления в силу настоящей Конвенции.
Правило 15
Радиотелефонные станции
(a) Радиотелефонная станция должна находиться в верхней части судна и размещаться так, чтобы быть в максимально возможной степени защищенной от шума, который мог бы помешать правильному приему сообщений и сигналов.
(b) Между радиотелефонной станцией и мостиком должна быть предусмотрена надежная связь.
(c) Точные часы должны быть надежно закреплены в таком месте, чтобы весь циферблат был хорошо виден с рабочего места оператора-радиотелефониста.
(d) Должно быть предусмотрено надежное аварийное освещение, независимое от сети, обеспечивающей обычное освещение судовой радиотелефонной установки. При этом аварийное освещение должно быть постоянно установлено так, чтобы обеспечивать удовлетворительное освещение органов управления радиотелефонной установки, часов, требуемых пунктом (с) настоящего Правила, и инструкции, требуемой пунктом (f).
(e) Если источником энергии служит одна или несколько батарей, радиотелефонная станция должна быть обеспечена средством для определения заряда.
(f) Краткая четкая инструкция о порядке пользования радиотелефоном при бедствии должна быть расположена так, чтобы она была полностью видна с рабочего места оператора-радиотелефониста.
Правило 16
Радиотелефонные установки
(a) Радиотелефонная установка должна включать передающую и приемную аппаратуру и соответствующие источники энергии (в последующих пунктах называемые соответственно "передатчиком", "приемником", "приемником слуховой вахты на радиотелефонной частоте бедствия" и "источником энергии").
(b) Передатчик должен обеспечивать передачу на радиотелефонной частоте бедствия и по меньшей мере еще та одной частоте в полосах частот между 1605 кГц и 2850 кГц с использованием классов излучений, присвоенных Регламентом радиосвязи этим частотам. При нормальной работе в двухполосном режиме передачи или в однополосном режиме передачи с полной несущей (класса А3Н) при пиковой интенсивности должна обеспечиваться глубина модуляции, равная по меньшей мере 70 процентам. Модуляция в однополосном режиме передачи с ослабленной или подавленной несущей (класса А3А или A3J) должна быть такой, чтобы составляющие взаимной модуляции не превышали значений, указанных в Регламенте радиосвязи.
(c) (i) На грузовых судах валовой вместимостью 500 рег. т и более, но менее 1600 рег. т передатчик должен иметь минимальную нормальную дальность действия в 150 миль, т.е. он должен обеспечивать передачу на такое расстояние ясно разбираемых сигналов с одного судна на другое в дневное время и при нормальных условиях и обстоятельствах*(26). (Прием ясно разбираемых сигналов обычно обеспечивается при эффективном значении напряженности поля на входе приемника на немодулированной несущей частоте, равной по меньшей мере 25 мкВ/м.)
(ii) На грузовых судах валовой вместимостью 300 рег. т и более, но менее 500 рег. т:
(1) передатчик существующих установок должен иметь минимальную нормальную дальность действия по меньшей мере 75 миль; и
(2) передатчик новых установок должен иметь мощность в антенне по меньшей мере 15 ватт (немодулированная несущая частота).
(d) Передатчик должен иметь автоматическое устройство для передачи радиотелефонного сигнала тревоги, конструкция которого исключает возможность ложного срабатывания. Такое устройство должно быть таким, чтобы в случае необходимости немедленной передачи сообщения о бедствии его можно было в любое время выключить. Периодически должна проводиться проверка исправности действия этого устройства на частотах, иных чем радиотелефонная частота бедствия, с использованием соответствующего эквивалента антенны.
(e) Устройство, требуемое пунктом (d) настоящего Правила, должно отвечать следующим требованиям:
(i) Отклонение частоты каждого тона должно быть в пределах %.
(ii) Отклонение длительности каждого тона должно быть в пределах миллисекунд.
(iii) Интервал между последовательными тонами не должен превышать 50 миллисекунд.
(iv) Отношение амплитуды более сильного тона к амплитуде более слабого тона должно быть в пределах от 1 до 1,2.
(f) Приемник, требуемый пунктом (а) настоящего Правила, должен обеспечивать прием на радиотелефонной частоте бедствия и по меньшей мере еще на одной частоте, выделенной для морских радиотелефонных станций в полосах частот между 1605 кГц и 2850 кГц, с использованием классов излучений, присвоенных Регламентом радиосвязи этим частотам. Кроме того, приемник должен также обеспечивать прием на других частотах, используемых для передачи по радиотелефону метеорологических сводок и других необходимых по усмотрению Администрации сообщений, касающихся безопасности мореплавания, с использованием классов излучений, присвоенных Регламентом радиосвязи. Такой приемник должен иметь чувствительность, достаточную для воспроизведения сигналов с помощью громкоговорителя при уровне сигнала на входе приемника всего 50 микровольт.
(g) Приемник слуховой вахты на радиотелефонной частоте бедствия должен быть предварительно настроен на эту частоту. Он должен иметь фильтр или устройство для отключения громкоговорителя в отсутствие радиотелефонного сигнала тревоги. Это устройство должно легко включаться и выключаться и может использоваться, когда, по мнению капитана, условия таковы, что несение слуховой вахты может помешать безопасному управлению судном.
(h) Для обеспечения быстрого переключения с передачи на прием, когда оно производится вручную, орган управления переключающим устройством должен находиться, когда это практически возможно, на микрофоне или на телефонной трубке.
(i) При нахождении судна в море должна быть в любой момент обеспечена подача энергии от главного источника, достаточной для работы установки с нормальной дальностью действия, требуемой пунктом (с) настоящего Правила. Батареи, если они имеются, при любых обстоятельствах должны иметь емкость, достаточную для непрерывной работы передатчика и приемника в течение по меньшей мере 6 часов в нормальных условиях эксплуатации*(27). В установках грузовых судов валовой вместимостью 500 рег. т и более, но менее 1600 рег. т, изготовленных 19 ноября 1952 года или после, резервный источник энергии должен быть расположен в верхней части судна, если там уже не находится главный источник энергии.
(j) Резервный источник энергии, если он предусмотрен, может использоваться только для питания:
(i) радиотелефонной установки;
(ii) аварийного освещения, требуемого пунктом (d) Правила 15 настоящей Главы;
(iii) устройства для подачи радиотелефонного сигнала тревоги, требуемого пунктом (d) настоящего Правила; и
(iv) УКВ установки.
(k) Независимо от положений пункта (j) настоящего Правила Администрация может разрешать использование резервного источника энергии, если он предусмотрен, для питания радиопеленгатора, если он установлен, и некоторых маломощных аварийных цепей, целиком расположенных в верхней части судна, как, например, аварийное освещение шлюпочной палубы, при условии, что такие дополнительные нагрузки могут быть быстро отключены и что источник энергии имеет достаточную емкость для их питания.
(l) При нахождении судна в море любая имеющаяся на нем батарея должна иметь заряд, обеспечивающий выполнение требований пункта (i) настоящего Правила.
(m) Должна быть установлена антенна. Если антенна подвешена между опорами, подверженными колебаниям, то на грузовых судах валовой вместимостью 500 рег. т и более, но менее 1600 рег. т должна быть предусмотрена запасная антенна, полностью собранная на случай немедленной замены, или, когда это невозможно, должен быть предусмотрен достаточный запас антенного канатика и изоляторов для установки запасной антенны. Должен быть также предусмотрен необходимый инструмент для установки антенны.
Правило 17
УКВ радиотелефонные станции
(a) Если в соответствии с Правилом 18 Главы V предусмотрена УКВ радиотелефонная станция, то такая станция должна быть установлена в верхней части судна и включать УКВ радиотелефонную установку, отвечающую положениям настоящего Правила и состоящую из передатчика и приемника, источника энергии, обеспечивающего их действия в нормальном режиме мощности, и антенны, обеспечивающей надежную передачу и прием сигналов на рабочих частотах.
(b) Такая УКВ установка должна отвечать требованиям, изложенным в Регламенте радиосвязи в отношении аппаратуры, применяемой УКВ морской подвижной радиотелефонной службой, а также должна обеспечивать работу на каналах, определенных Регламентом радиосвязи, и на каналах, которые может потребовать Договаривающееся правительство, упомянутое в Правиле 18 Главы V.
(c) Договаривающееся правительство не должно требовать, чтобы выходная мощность передатчика на несущей частоте была более 10 ватт. Антенна должна быть, насколько это практически возможно, открыта для всех направлений*(28).
(d) Управление УКВ каналами, необходимыми для обеспечения безопасности мореплавания, должно находиться на ходовом мостике и быть немедленно доступно с места управления судном, и если это необходимо, то должны быть также средства, позволяющие осуществлять радиосвязь с крыльев ходового мостика.
Правило 18
Радиотелефонные автоалармы
(a) Радиотелефонный автоаларм должен отвечать как минимум следующим требованиям:
(i) максимальная чувствительность настроенных контуров и других избирательных устройств должна в каждом случае обеспечиваться при расстройке, не превышающей процентов; чувствительность не должна падать более чем на 50 процентов максимальной чувствительности на частотах, лежащих в пределах 3 процентов частоты максимальной чувствительности;
(ii) при отсутствии шумов и помех автоматическая приемная аппаратура должна срабатывать от сигнала тревоги за время не менее 4 и не более 6 секунд;
(iii) автоматическая приемная аппаратура должна срабатывать от сигнала тревоги в условиях периодических помех, вызванных атмосферными явлениями и мощными сигналами, иными чем сигнал тревоги, предпочтительно без необходимости ручной настройки, в течение любого периода вахты, обеспечиваемой с помощью такой аппаратуры;
(iv) автоматическая приемная аппаратура не должна срабатывать от атмосферных помех или сильных сигналов, иных чем сигнал тревоги;
(v) автоматическая приемная аппаратура должна срабатывать при большей дальности, чем та, при которой обеспечивается удовлетворительная речевая передача;
(vi) автоматическая приемная аппаратура должна выдерживать вибрацию, влажность, колебания температуры и колебания напряжения питания, соответствующие суровым условиям, встречающимся на судах, находящихся в море, и продолжать работать в таких условиях;
(vii) автоматическая приемная аппаратура должна, насколько это практически возможно, сигнализировать о неисправностях, которые могли бы помешать нормальной работе аппаратуры в часы вахты.
(b) До одобрения нового типа радиотелефонного автоаларма соответствующая Администрация должна быть убеждена с помощью практических испытаний в рабочих условиях, подобных встречающимся на практике, что аппарат отвечает положениям пункта (а) настоящего Правила.
<< Часть В - Вахты (п.п. 6 - 8) |
Часть >> D - Радиожурналы (п. 19) |
|
Содержание Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) (Лондон, 1 ноября 1974 года) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.