Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поправками от 11 декабря 1992 г. глава 8 изложена в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 1994 г.
Глава 8
Газоотводные и дегазационные устройства грузовых емкостей
8.1 Применение
Поправками от 5 декабря 2000 г. в пункт 8.1.1 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2002 г.
8.1.1 Если специально не предусмотрено иное, настоящая глава применяется к судам, построенным 1 января 1994 года или после этой даты.
8.1.2 Суда, построенные до 1 января 1994 года, должны отвечать требованиям главы 8 настоящего Кодекса, которые действовали до указанной даты.
8.1.3 Для целей настоящего правила термин "судно, построенное" соответствует определению в правиле II-1/1.3.1 Конвенции СОЛАС 1974 года с поправками.
8.1.4 Суда, построенные 1 июля 1986 года или после этой даты, но до 1 января 1994 года, которые полностью отвечают требованиям Кодекса, применимым в то время, могут рассматриваться как отвечающие требованиям правила II-2/59 Конвенции СОЛАС 1974 года.
8.1.5 Для судов, к которым применяется Кодекс, требования настоящей главы должны применяться вместо правила II-2/59.1 и 59.2 Конвенции СОЛАС 1974 года с поправками.
Поправками от 5 декабря 2000 г. раздел 8.1 дополнен пунктом 8.1.6, вступающим в силу 1 июля 2002 г.
8.1.6 Суда, построенные 1 июля 1986 года или после этой даты, но до 1 июля 2002 года, должны отвечать требованиям пункта 8.3.3 к дате первого планового докования после 1 июля 2002 года, но не позднее 1 июля 2005 года. Однако Администрация может одобрить смягчение требований пункта 8.3.3 для судов валовой вместимостью менее 500, которые были построены 1 июля 1986 года или после этой даты, но до 1 июля 2002 года.
8.2 Газоотводные устройства грузовых емкостей
8.2.1 Все грузовые емкости должны быть снабжены газоотводной системой, соответствующей перевозимому грузу, и эти системы должны быть не зависимыми от воздухопроводов и газоотводных систем всех других отсеков судна. Газоотводные системы емкостей должны быть спроектированы так, чтобы сократить до минимума возможность скопления паров груза на палубах, проникновения их в жилые, служебные и машинные помещения, посты управления и, в случае воспламеняющихся паров, проникновения или скопления их в помещениях или районах, содержащих источники воспламенения. Газоотводные системы емкостей должны быть устроены так, чтобы предотвратить проникновение воды в грузовые емкости, и в то же время выходные отверстия газоотводных труб должны направлять выпуск паров вверх в виде беспрепятственно выходящих струй.
8.2.2 Газоотводные системы должны быть соединены с настилом двойного дна каждой грузовой емкости и, насколько это практически выполнимо, грузовые газоотводные трубопроводы должны быть самоосушающимися в грузовые емкости во всех нормальных эксплуатационных условиях крена и дифферента. Если необходимо осушать газоотводные системы выше уровня любого нагнетательного / вакуумного клапана, должны быть предусмотрены сливные краны с крышкой или заглушкой.
8.2.3 Должны быть предусмотрены средства для обеспечения того, чтобы напор жидкости в любой емкости не превышал расчетного напора емкости. Для этого могут применяться подходящие устройства сигнализации по верхнему уровню, системы контроля перелива или переливные клапаны одновременно с эксплуатационными мерами по измерению уровня заполнения емкости. Там, где средства ограничения избыточного давления в грузовых емкостях включают автоматически закрывающийся клапан, этот клапан должен отвечать соответствующим положениям пункта 15.19.
8.2.4 Газоотводные системы емкостей должны быть спроектированы и эксплуатироваться так, чтобы обеспечить, чтобы ни давление, ни вакуум, создаваемые в грузовых емкостях во время погрузки или выгрузки, не превышали конструктивных параметров емкости. При назначении параметров газоотводной системы емкостей необходимо учитывать следующие основные факторы:
.1 расчетную норму погрузки и выгрузки;
.2 выделение газов во время погрузки: это следует учитывать путем умножения максимальной нормы погрузки на коэффициент, равный по меньшей мере 1,25;
.3 плотность смеси паров груза;
.4 потерю давления в газоотводном трубопроводе, клапанах и арматуре;
.5 регулировку давления / вакуума предохранительных устройств.
8.2.5 Газоотводные трубопроводы, соединенные с грузовыми емкостями из коррозионностойкого материала или с емкостями, имеющими облицовку или покрытие для перевозки специальных грузов согласно требованиям настоящего Кодекса, должны иметь такую же облицовку или покрытие либо изготовляться из коррозионностойкого материала.
8.2.6 Капитан должен иметь сведения относительно максимально допустимых норм погрузки и выгрузки для каждой емкости или группы емкостей в соответствии с конструкцией газоотводных систем.
Поправками от 5 декабря 2000 г. в раздел 8.3 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2002 г.
8.3 Типы газоотводных систем емкостей
8.3.1 Открытой газоотводной системой является система, которая, за исключением потерь на трение, не имеет препятствий для свободного тока паров груза в грузовые емкости и из них при нормальных грузовых операциях. Открытая газоотводная система может состоять из отдельных газоотводных труб для каждой емкости или эти газоотводные трубы могут быть объединены в общий коллектор или коллекторы с должным учетом требований к отделению груза. Запорные клапаны ни в крем случае не должны устанавливаться ни на отдельных трубах, ни на коллекторе.
8.3.2 Регулируемой газоотводной системой является система, в которой для каждой емкости установлены предохранительные нагнетательные и вакуумные клапаны или нагнетательные / вакуумные клапаны, ограничивающие давление или вакуум в емкости. Регулируемая газоотводная система может состоять из отдельных газоотводных труб для каждой емкости или из таких отдельных газоотводных труб только на напорной стороне, которые могут быть объединены в общий коллектор или коллекторы с должным учетом требований к отделению груза. Запорные клапаны ни в коем случае не должны устанавливаться над или под предохранительными нагнетательными или вакуумными клапанами либо нагнетательными / вакуумными клапанами. В определенных условиях эксплуатации можно предусмотреть байпассирование нагнетательного или вакуумного клапана либо нагнетательного / вакуумного клапана при условии соблюдения требования 8.3.6 и соответствующего указания на байпассирование клапана.
8.3.3 На судах, построенных 1 июля 2002 года или после этой даты, регулируемые газоотводные системы емкостей должны состоять из основного и вспомогательного средств, позволяющих полный выход паров для предотвращения возникновения избыточного давления или вакуума в случае отказа одного из средств. В качестве альтернативы вспомогательное средство может состоять из датчиков давления, установленных на каждой емкости, контролируемых в судовом посту управления грузовыми операциями или в месте, откуда обычно осуществляются грузовые операции. Такое контрольное оборудование также должно обеспечивать аварийно-предупредительную сигнализацию, которая включается при обнаружении избыточного давления или вакуума в емкости.
8.3.4 Выходные отверстия газоотводных труб регулируемой газоотводной системы должны располагаться:
.1 на высоте не менее 6 м над верхней палубой или над приподнятым проходом, если они расположены в пределах 4 м от приподнятого прохода;
.2 на расстоянии по меньшей мере 10 м по горизонтали от ближайшего воздухозаборника или отверстия, ведущего в жилые, служебные и машинные помещения, и от источников воспламенения.
8.3.5 Высота расположения выходных отверстий газоотводных труб, упомянутая в 8.3.4.1, может быть уменьшена до 3 м над палубой или приподнятым проходом при условии, что будут установлены высокоскоростные клапаны одобренного типа, направляющие паровоздушную смесь вверх беспрепятственно идущей струей со скоростью на выходе по меньшей мере 30 м/с.
8.3.6 Регулируемые газоотводные системы емкостей, установленные на емкостях, используемых для грузов с температурой вспышки не выше 60°С (испытание в закрытом тигле), должны оснащаться устройствами для предотвращения прохода пламени в грузовые емкости. Конструкция, испытание и расположение устройств должны отвечать требованиям Администрации, которые должны содержать по меньшей мере стандарты, одобренные Организацией*.
8.3.7 При проектировании газоотводных систем и при выборе устройств для предотвращения прохода пламени, включаемых в газоотводную систему емкостей, следует обращать должное внимание на возможность засорения этих систем и устройств, например при замерзании паров груза, накоплении полимеров, воздействии атмосферной пыли или обледенении в неблагоприятных погодных условиях. В этой связи следует отметить, что пламегасители и пламепрерывающая арматура в большей степени подвержены засорению. Должны быть предусмотрены средства для проверки, эксплуатационного контроля, очистки или замены системы и устройств.
8.3.8 Ссылка на использование запорных клапанов в газоотводных трубопроводах в 8.3.1 и 8.3.2 распространяется и на всю другую запорную арматуру, включая заглушки и глухие фланцы.
____________________________
* См. Пересмотренные стандарты проектирования, испытания и расположения устройств для предотвращения прохода пламени в грузовые емкости танкеров (MSC/Circ.373/Rev.1).
8.4 Требования к газоотводной системе при перевозке отдельных продуктов
Требования к газоотводной системе при перевозке отдельных продуктов приведены в колонке "g", а дополнительные требования - в колонке "о" таблицы в главе 17.
8.5 Дегазация грузовых емкостей**
8.5.1 Устройства для дегазации грузовых емкостей, используемых для грузов, иных чем грузы, для которых допускается открытая газоотводная система, должны быть такими, чтобы сократить до минимума опасности, связанные с рассеиванием воспламеняющихся или токсичных паров в атмосфере, а также наличием смеси воспламеняющихся или токсичных паров в грузовой емкости. Соответственно, дегазационные операции должны проводиться таким образом, чтобы пары первоначально отводились:
.2 через выходные отверстия, расположенные по меньшей мере на 2 м выше уровня палубы грузовых емкостей, со скоростью истечения по вертикали по меньшей мере 30 м/с, поддерживаемой в течение дегазации; или
.3 через выходные отверстия, расположенные по меньшей мере на 2 м выше уровня палубы грузовых емкостей, со скоростью истечения по вертикали по меньшей мере 20 м/с, которые защищены соответствующими устройствами для предотвращения прохода пламени.
Когда концентрация воспламеняющихся паров у выходных отверстий сокращена до 30 процентов нижнего предела воспламенения, а в случае токсичного продукта концентрация паров не представляет существенной опасности для здоровья, дегазация может быть после этого продолжена на уровне палубы грузовых емкостей.
8.5.2 Выходные отверстия, упомянутые в 8.5.1.2 и 8.5.1.3, могут быть стационарными или съемными трубами.
8.5.3 При проектировании системы дегазации в соответствии с 8.5.1, в частности для обеспечения требуемых в 8.5.1.2 и 8.5.1.3 скоростей на выходе, необходимо должным образом учитывать следующее:
.1 конструкционные материалы системы;
.2 время дегазации;
.3 характеристики подачи воздуха используемых вентиляторов;
.4 потери давления, вызываемые каналами, трубопроводами, входными и выходными отверстиями грузовых емкостей;
.5 достижимое давление в среде, приводящей в действие вентилятор (например, вода или сжатый воздух);
.6 плотность паровоздушных смесей груза с учетом всех перевозимых грузов.
_____________________________
** См. Пересмотренные факторы, которые следует учитывать при проектировании газоотводных и Дегазационных устройств грузовых емкостей (MSC/Circ.450/Rev.1), а также Пересмотренные стандарты проектирования, испытания и расположения устройств для предотвращения прохода пламени в грузовые емкости танкеров (MSC/Circ.373/Rev.1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.