Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5
Система грузовых трубопроводов
5.1 Размеры трубопроводов*(4)
Поправками от 5 декабря 1996 г. в пункт 5.1.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1998 г.
5.1.1 При условиях, указанных в 5.1.4, толщина (t) стенок труб не должна быть меньше, чем:
(мм)
где:
- теоретическая толщина
(мм)
при
Р - расчетное давление (бар), определенное в 5.1.2
D - наружный диаметр (мм)
К - допускаемое напряжение (), определенное в 5.1.5.
е - коэффициент прочности, равный 1,0 для бесшовных труб и для продольно или спирально сваренных труб, поставляемых одобренными изготовителями сварных труб, которые считаются эквивалентными бесшовным трубам при неразрушающем испытании сварных швов, выполненном в соответствии с признанными стандартами. В других случаях в соответствии с признанными стандартами может потребоваться коэффициент прочности менее 1,0, в зависимости от технологии изготовления.
b - прибавка на утонение (мм). Величина b должна выбираться так, чтобы рассчитанное напряжение в изогнутой части трубы вследствие только внутреннего давления не превышало допускаемого напряжения. При отсутствии такого обоснования b не должно быть меньше, чем:
(мм)
при
r - средний радиус гиба трубы (мм).
с - прибавка на коррозию (мм). Если ожидается коррозия или эрозия, толщина стенок трубопровода должна быть увеличена сверх других расчетных требований,
а - минусовый производственный допуск на толщину трубы (%).
5.1.2 Расчетное давление Р в формуле для в 5.1.1 является наибольшим давлением, которому система может подвергаться в эксплуатации, с учетом наибольшего давления открытия предохранительных клапанов системы.
5.1.3 Трубопроводы и элементы систем трубопроводов, которые не защищены предохранительным клапаном или могут быть отключены от своего предохранительного клапана, должны быть рассчитаны по меньшей мере на наибольшее из следующих значений:
.1 для систем трубопроводов или элементов систем, которые могут содержать жидкость, - давление насыщенных паров при 45°С;
.2 давление регулировки предохранительного клапана, устанавливаемого на напорной стороне насоса;
.3 максимально возможный суммарный напор на выходе соединенных насосов, если предохранительный клапан на насосе не установлен.
5.1.4 Расчетное давление не должно быть меньше 10 бар, за исключением трубопроводов с открытыми концами, где оно должно быть не меньше 5 бар.
5.1.5 Для труб допускаемое напряжение, учитываемое в формуле для определения в 5.1.1, является наименьшим из следующих величин:
или
где:
- минимальное временное сопротивление при комнатной температуре ()
- минимальный нижний предел текучести при комнатной температуре ().
Если кривая "напряжение - деформация" не показывает площадки текучести, применяется условный предел текучести 0,2%.
А и В должны иметь значения по меньшей мере
А = 2,7 и В = 1,8
Поправками от 5 декабря 1996 г. в пункт 5.1.6.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1998 г.
5.1.6.1 Минимальная толщина стенок должна соответствовать признанным стандартам.
5.1.6.2 Если это необходимо для повышения механической прочности, чтобы предотвратить повреждение, разрушение, чрезмерный прогиб или коробление труб, которые могут возникнуть вследствие веса труб и их содержимого, а также из-за дополнительных нагрузок со стороны опор, изгиба судна или других причин, толщина стенки должна быть увеличена по сравнению с требуемой в 5.1.1 или, если это практически неприемлемо или может вызвать чрезмерные местные напряжения, эти нагрузки должны быть уменьшены, предотвращены или исключены другими методами проектирования.
Поправками от 5 декабря 1996 г. в пункт 5.1.6.3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1998 г.
5.1.6.3 Фланцы, клапаны и другая арматура должны соответствовать признанным стандартам, с учетом расчетного давления, определенного в 5.1.2.
5.1.6.4 Размеры фланцев, не соответствующих стандартам, а также размеры соответствующих болтов должны отвечать требованиям Администрации.
5.2 Соединения трубопроводов и соединительные детали
Поправками от 5 декабря 1996 г. в пункт 5.2.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1998 г.
5.2.1 Требования настоящего раздела относятся к трубопроводам, расположенным внутри и снаружи грузовых емкостей. Однако могут допускаться в соответствии с признанными стандартами отступления от этих требований для трубопроводов, расположенных внутри грузовых емкостей, и трубопроводов с открытыми концами, за исключением грузовых трубопроводов, обслуживающих другие грузовые емкости.
5.2.2 Грузовой трубопровод должен соединяться сваркой, за исключением:
.1 одобренных соединений с запорными клапанами и расширительными соединениями; и
.2 других исключительных случаев, специально одобренных Администрацией.
5.2.3 Могут рассматриваться следующие прямые соединения отрезков труб без фланцев:
.1 Сварные стыковые соединения с полным проваром у корня шва могут использоваться во всех случаях.
Поправками от 5 декабря 1996 г. в пункт 5.2.3.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1998 г.
.2 Сварные соединения внахлест с муфтами и соответствующей сваркой, имеющие размеры, соответствующие признанным стандартам, должны использоваться только для труб с наружным диаметром 50 мм или менее. Этот тип соединений не должен применяться, когда возможно возникновение щелевой коррозии.
Поправками от 5 декабря 1996 г. в пункт 5.2.3.3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1998 г.
.3 Резьбовые соединения, соответствующие признанным стандартам, должны использоваться только для неответственных и измерительных трубопроводов с наружным диаметром 25 мм или менее.
5.2.4 Расширение труб обычно должно компенсироваться путем применения петлевых компенсаторов или гибов колен в трубопроводной системе.
Поправками от 5 декабря 1996 г. пункт 5.2.4.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 1998 г.
.1 Может особо рассматриваться возможность установки сильфонных компенсаторов, соответствующих признанным стандартам.
.2 Сальниковые компенсаторы не должны применяться.
5.2.5 Сварка, термическая обработка после сварки и неразрушающие испытания должны осуществляться в соответствии с признанными стандартами.
5.3 Фланцевые соединения
5.3.1 Фланцы должны быть приварными встык, внахлест или с гнездом. Однако приварные фланцы с гнездом не должны использоваться при номинальных размерах свыше 50 мм.
Поправками от 5 декабря 1996 г. в пункт 5.3.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1998 г.
5.3.2 Выбор типа фланцев, их изготовление и испытание должны соответствовать признанным стандартам.
5.4 Требования к испытаниям трубопроводов
Поправками от 5 декабря 1996 г. в пункт 5.4.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1998 г.
5.4.1 Требования настоящего раздела относятся к трубопроводам, расположенным внутри и снаружи грузовых емкостей. Однако могут допускаться в соответствии с признанными стандартами отступления от этих требований для трубопроводов, расположенных внутри грузовых емкостей, и трубопроводов с открытыми концами.
5.4.2 После сборки каждая грузовая трубопроводная система должна подвергаться гидростатическому испытанию под давлением, равным по меньшей мере 1,5 расчетного. Однако, если системы грузовых трубопроводов или части систем полностью изготовлены и снабжены всей арматурой, они могут быть подвергнуты гидростатическим испытаниям до установки на борту судна. Соединения, сваренные на борту судна, должны быть подвергнуты гидростатическим испытаниям под давлением, равным по меньшей мере 1,5 расчетного.
5.4.3 После сборки на борту каждая грузовая трубопроводная система должна быть испытана на отсутствие утечки давлением в зависимости от примененного метода.
5.5 Расположение трубопроводов
5.5.1 Грузовые трубопроводы не должны прокладываться под палубой между наружной стороной грузовых помещений и обшивкой корпуса судна, кроме случаев, когда выдерживаются расстояния, необходимые для защиты от повреждений (см. 2.6); однако расстояния могут быть уменьшены, если повреждение трубопровода не приводит к утечке груза при условии, что будет выдержано расстояние, необходимое для проведения осмотров.
Поправками от 5 декабря 1996 г. в пункт 5.5.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1998 г.
5.5.2 Грузовой трубопровод, расположенный ниже главной палубы, может проходить от емкости, которую он обслуживает, пересекая переборки емкостей или ограничивающие конструкции, прилегающие в продольном или поперечном набавлении к грузовым емкостям, балластным и пустым цистернам, насосным отделениям или грузовым насосным отделениям, при условии что внутри емкости, которую он обслуживает, установлен запорный клапан, приводимый в действие с открытой палубы, а также при условии совместимости груза в соседних емкостях на случай повреждения трубопровода. В виде исключения там, где грузовая емкость прилегает к грузовому насосному отделению, запорный клапан, приводимый в действие с открытой палубы, может быть установлен на переборке емкости со стороны грузового насосного отделения, при условии что между клапаном на переборке и грузовым насосом установлен дополнительный клапан. Однако может допускаться установка за пределами грузовой емкости полностью закрытого клапана с гидроприводом, при условии что клапан:
.1 по своей конструкции исключает опасность утечки;
.2 установлен на переборке грузовой емкости, которую он обслуживает;
.3 надлежащим образом защищен от механических повреждений;
.4 установлен на некотором расстоянии от обшивки, как требуется для защиты от повреждений; и
.5 управляется с открытой палубы.
5.5.3 В любом грузовом насосном отделении, если насос обслуживает более одной емкости, на трубопроводе, ведущем к каждой емкости, должен устанавливаться запорный клапан.
5.5.4 Грузовые трубопроводы, расположенные в туннелях для трубопроводов должны также удовлетворять требованиям 5.5.1 и 5.5.2. Туннели для трубопроводов должны удовлетворять всем требованиям к емкостям по конструкции, расположению и вентиляции, а также требованиям по безопасности электрического оборудования. На случай повреждения трубопроводов должна обеспечиваться совместимость грузов. Туннель не должен иметь никаких других отверстий, кроме тех, которые выходят на верхнюю палубу и в грузовое насосное отделение или насосное отделение.
5.5.5 Грузовой трубопровод, проходящий через переборки, должен располагаться так, чтобы исключать чрезмерные напряжения у переборки, и не должен иметь фланцев, соединенных болтами через переборку.
5.6 Системы управления грузовыми операциями
5.6.1 Для надлежащего управления грузовыми операциями системы грузовых трубопроводов должны иметь:
.1 один запорный клапан с ручным управлением на каждом приемном и отливном трубопроводе, установленный вблизи его ввода в емкость; если для выгрузки содержимого грузовой емкости используется отдельный погружной насос, запорный клапан на отливном трубопроводе этой емкости не требуется;
.2 один запорный клапан на каждом соединении грузового шланга;
.3 дистанционные отключающие устройства для всех грузовых насосов и подобного оборудования.
5.6.2 Устройства управления, необходимые при перекачке и/или транспортировке грузов, на которые распространяется действие Кодекса, кроме расположенных в грузовых насосных отделениях, о которых говорится в другом разделе Кодекса, не должны располагаться ниже верхней палубы.
5.6.3 Дополнительные требования к системам управления грузовыми операциями для определенных продуктов приведены в колонке "m" таблицы в главе 17.
5.7 Судовые грузовые шланги
5.7.1 Шланги для жидкостей и паров, используемые для перекачки груза, должны быть совместимы с грузом и соответствовать температуре груза.
5.7.2 Шланги, которые подвергаются давлению, имеющемуся в емкости, или давлению нагнетания насосов, должны быть рассчитаны на разрывное давление, не менее чем в 5 раз превышающее максимальное давление, которому подвергается шланг во время перекачки груза.
Поправками от 5 декабря 2000 г. пункт 5.7.3 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2002 г.
5.7.3 В отношении грузовых шлангов, установленных на судах 1 июля 2002 года или после этой даты, для каждого нового типа грузового шланга в комплекте с концевой арматурой должны быть проведены испытания опытного образца при нормальной температуре окружающей среды с применением 200 циклов под давлением от нуля до давления, не менее чем в два раза превышающего спецификационное максимальное рабочее давление. После проведения этого циклического испытания под давлением испытание опытного образца должно продемонстрировать разрывное давление, не менее чем в 5 раз превышающее его спецификационное максимальное рабочее давление при экстремальной эксплуатационной температуре. Шланги, используемые для испытаний опытного образца, не должны использоваться для грузовых операций. Впоследствии, перед вводом в эксплуатацию каждый новый отрезок грузового шланга после изготовления должен быть подвергнут гидростатическим испытаниям при температуре окружающей среды под давлением, не менее чем в 1,5 раза превышающим его спецификационное максимальное рабочее давление, но составляющим не более двух пятых его разрывного давления. Шланг должен иметь трафаретную надпись или иную маркировку с указанием даты испытания, его спецификационного максимального рабочего давления, а если он используется при температурах, иных чем температура окружающей среды, должна быть указана его максимальная и минимальная рабочая температура. Спецификационное максимальное рабочее давление должно быть не менее 10 бар.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.