Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава V. Состав Суда
Правило 24*(14)
Состав Большой Палаты
1. Большая Палата состоит из семнадцати судей и, по крайней мере, трех запасных судей.
2. (a) В состав Большой Палаты входят Председатель суда, заместители Председателя суда и председатели секций. Всякий заместитель Председателя суда или Председатель Секции, который не имеет возможности участвовать в заседании в качестве члена Большой Палаты, заменяется заместителем Председателя соответствующей секции.
(b) Судья, избранный от государства, являющегося стороной в деле, или, когда это уместно, судья, назначенный в силу правил 29 и 30, заседает в качестве члена Большой Палаты ех officio в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 26 Конвенции.
(c) В тех случаях, когда дела передаются в Большую Палату на основании статьи 30 Конвенции, в качестве членов Большой палаты заседают также члены Палаты, уступившей юрисдикцию в пользу Большой палаты.
(d) В тех случаях, когда дела передаются в Большую Палату в соответствии с положениями статьи 43 Конвенции, в ее заседаниях не должен участвовать какой-либо судья, заседавший в Палате, которая выносила постановление по делу, за исключением Председателя этой палаты и судьи, избранного от государства, являющегося стороной в деле, а также любого судьи, заседавшего в Палате или Палатах, решавшей или решавших вопрос о приемлемости жалобы.
(e) Судьи и запасные судьи, которые должны доукомплектовать состав Большой Палаты по каждому делу, переданному ей, назначаются из числа оставшихся судей Председателем Палаты путем жребия в присутствии Секретаря. Порядок таковой жеребьевки определяется на пленарном заседании Суда с надлежащим учетом необходимости образовать географически сбалансированный состав Большой Палаты, отражающий различные правовые системы Высоких Договаривающихся Сторон.
(f) Для рассмотрения обращения о вынесении консультативного заключения согласно статье 47 Конвенции состав Большой Палаты формируется в соответствии с положениями подпунктов (а) и (е) пункта 2 настоящего правила.
(g) При рассмотрении запроса, поданного в соответствии с пунктом 4 статьи 46 Конвенции, Большая Палата в дополнение к судьям, указанным в подпунктах (a) и (b) пункта 2 настоящего правила, должна включать членов Палаты или Комитета, вынесших постановление по соответствующему делу. Если постановление было вынесено Большой Палатой, состав Большой Палаты должен быть таким же, каким был состав Большой Палаты, вынесшей постановление. Во всех случаях, включая случаи, когда невозможно реконструировать оригинальный состав Большой Палаты, судьи и запасные судьи, призванные дополнить состав Большой Палаты, назначаются в соответствии с подпунктом (e) пункта 2 настоящего правила.
3. В случае если какие-либо судьи лишаются возможности участвовать в заседании, они заменяются запасными судьями в том порядке, в каком последние были избраны в соответствии с подпунктом (e) пункта 2 настоящего правила.
4. Судьи и запасные судьи, назначенные в соответствии с вышеуказанными положениями, продолжают заседать в Большой Палате при рассмотрении дела до завершения производства. Если они участвовали в рассмотрении дела по существу, то они продолжают рассматривать это дело и по истечении срока своих полномочий. Данная процедура применима также к производству по консультативным заключениям.
5. (a) Коллегия в составе пяти судей Большой палаты, призванная рассматривать обращения, которые поступили в соответствии с положениями статьи 43 Конвенции, состоит из:
- Председателя Суда. Если Председатель Суда лишен возможности участвовать в заседании, он заменяется заместителем Председателя Суда в порядке старшинства;
- двух Председателей секций в порядке ротации. Если Председатели Секций лишены возможности участвовать в заседании, они заменяются заместителями Председателей их Секций;
- двух судей, назначаемых в порядке ротации из числа судей, избираемых от остальных Секций, для участия в рассмотрении обращений на шестимесячный срок;
- как минимум, двух запасных судей, назначаемых в порядке ротации из числа судей, избираемых от остальных Секций, для участия в работе по рассмотрению обращений на шестимесячный срок;
(b) Коллегия, рассматривающая обращение, не может включать в себя судей, принимавших участие в рассмотрении дела по вопросу приемлемости и по существу дела.
(с) Ни один судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, направившей обращение, или являющийся ее гражданином, не вправе быть членом коллегии, рассматривающей обращение. Судья, назначенный Высокой Договаривающейся Стороной в соответствии с правилами 29 и 30 также не вправе принимать участие в рассмотрении такого обращения.
(d) Всякий член коллегии, который не имеет возможности участвовать в заседании по причинам, указанным в подпункте (b) или (с), заменяется запасным судьей, назначаемым в порядке ротации из числа судей, избираемых от остальных Секций, для участия в работе по рассмотрению обращений на шестимесячный срок.
Правило 25
Создание Секций
1. Палаты, предусмотренные статьей 26 (b) Конвенции (именуемые в настоящем Регламенте "Секции"), образуются на пленарных заседаниях Суда по предложению Председателя сроком на три года и действуют с момента избрания Председателей и их заместителей согласно правилу 8. Должны существовать по крайней мере четыре Секции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статьей 25 (b) Конвенции о защите прав человека и основных свобод
2. Каждый судья является членом какой-либо Секции. Состав Секций должен быть сбалансирован по географическому и половому признакам и отражать различные правовые системы Высоких Договаривающихся Сторон.
3. В случаях, когда судья перестает быть членом Суда до истечения срока, на который была образована Секция, его или ее место в Секции занимает преемник этого судьи в качестве члена Суда.
4. Председатель Суда вправе, в виде исключения, вносить изменения в состав Секций, если того требуют обстоятельства.
5. По предложению Председателя Суд на пленарном заседании вправе образовать дополнительную Секцию.
Правило 26*(15)
Образование Палат
1. Палаты в составе семи судей, предусмотренные пунктом 1 статьи 27 Конвенции для рассмотрения дел, которые переданы в Суд, образуются из числа судей Секций следующим образом.
(а) По каждому делу в состав Палаты входит Председатель Секции и судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, выступающей стороной в деле в соответствии с пунктом 2 настоящего правила и последним предложением пункта 4 правила 28. Если последний не является членом Секции, которой была передана жалоба согласно правилам 51 или 52, то этот судья заседает в качестве члена Палаты ех officio в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Конвенции. Если судья не имеет возможности или отказывается участвовать в заседании, применяется правило 29.
(b) Остальные члены Палаты назначаются Председателем Секции из числа членов соответствующей Секции в порядке очередности.
(с) Члены Секции, не назначенные в таком порядке, участвуют в заседании по делу в качестве запасных судей.
2. Судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, против которого подана жалоба, или, когда это применимо, другой избранный судья или судья ad hoc, назначенный в соответствии с правилами 29 и 30, может быть освобожден от участия в заседаниях, посвященных рассмотрению подготовительных или процедурных вопросов. Предполагается, что для участия в таких заседаниях Договаривающаяся Сторона должна назначить вместо такого судьи первого запасного судью в соответствии с пунктом 1 правила 29.
3. Судьи, приступившие к рассмотрению дела по существу, продолжают рассматривать его и по истечении срока своих полномочий.
Правило 27*(16)
Комитеты
1. Комитеты в составе трех судей из одной Секции образуются согласно пункту 1 статьи 26 Конвенции. Количество создаваемых Комитетов определяется Председателем Суда после проведения консультаций с Председателями Секций.
2. Комитеты образуются на срок двенадцать месяцев из числа членов Секции в порядке ротации, за исключением Председателя Секции.
3. Судьям Секции, которые не входят в состав какого-либо Комитета, может быть поручено замещение тех его членов, которые не имеют возможности участвовать в заседании.
4. Председательствующим в каждом Комитете является тот из его членов, который имеет старшинство в соответствующей Секции.
Правило 27А*(17)
Единоличный судья
1. Позиции единоличных судей учреждаются во исполнение пункта 1 статьи 26 Конвенции. После консультаций с Бюро Председатель Суда решает, сколько единоличных судей должно быть назначено, и назначает их. Председатель заранее составляет перечень Высоких Договаривающихся Сторон, заявления против которых вправе рассматривать каждый судья в течение срока, на который такой судья назначен заседать в качестве единоличного судьи.
2. Единоличные судьи назначаются сроком на двенадцать месяцев в порядке ротации. Председатель Суда и Председатели Секций освобождаются от обязанности заседать в качестве единоличных судей. Единоличные судьи продолжают осуществлять иные обязанности в составе Секций, членами которых они являются в соответствии с пунктом 2 правила 25.
3. Согласно пункту 2 статьи 24 Конвенции каждый единоличный судья при разрешении дела пользуется услугами докладчика.
Правило 28*(18)
Невозможность участвовать в заседании, отказ и освобождение от участия в заседании
1. Судья, которому надлежит участвовать в заседании и который по каким-либо обстоятельствам не имеет возможности в нем участвовать, как можно раньше уведомляет об этом Председателя Палаты.
2. Судья не вправе принимать участие в рассмотрении какого-либо дела, если:
(а) он или она имеет личный интерес в деле, в том числе по причине состояния в браке, родственных или иных близких семейных, личных или профессиональных отношений или отношений подчиненности с одной из сторон;
(b) он или она ранее выступал(а) по данному делу либо в качестве официального уполномоченного, адвоката или советника какой-либо из сторон или лица, имеющего интерес в этом деле, либо в качестве члена иного национального или международного судебного органа или комиссии по расследованию, либо в любом ином качестве;
(с) он или она, будучи судьей ad hoc или бывшим судьей, избранным от одной из Высоких Договаривающихся Сторон, продолжающим выполнять свои обязанности в силу пункта 3 правила 26, участвует в политической или административной или иной профессиональной деятельности, не совместимой с его или ее независимостью или беспристрастностью;
(d) он или она публично выражают мнения через средства массовой информации, в письменном виде, посредством его или ее публичных действий или иным образом, которые могут неблагоприятно сказаться на его или ее беспристрастности;
(е) по иным причинам его или ее независимость или беспристрастность могут быть поставлены под сомнение.
3. Если судья отказывается от участия в заседании по одной из указанных причин, то он или она должен(на) уведомить об этом Председателя Палаты, который освобождает этого судью от участия в заседании.
4. Если у судьи ли у Председателя имеются сомнения по вопросу наличия оснований, указанных в пункте 2 настоящего правила, этот вопрос передается на разрешение Палаты. После заслушивания мнения такого судьи Палата проводит совещание за закрытыми дверями и голосование без участия такого судьи. Для проведения совещания за закрытыми дверями и голосования по данному вопросу этот судья заменяется первым запасным судьей Палаты. Эта же процедура применяется в случае, если судья участвует в рассмотрении дела от Высокой Договаривающейся Стороны, против которой подана жалоба. В этом случае считается, что Высокая Договаривающаяся Сторона назначила первого запасного судью участвовать в рассмотрении дела вместо него в соответствии с пунктом 1 правила 29.
5. Приведенные выше положения также применяются к участию судьи в рассмотрении дел в Комитете; при этом уведомление в соответствии с пунктами 1 или 3 настоящего правила направляется Председателю Секции.
Правило 29*(19)
Судьи ad hoc
1. (а) Если судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, выступающей стороной в деле, не имеет возможности участвовать в заседании Палаты, отказывается или освобожден от участия, либо отсутствует, то Председатель Палаты предлагает этой Высокой Договаривающейся Стороне сообщить в течение тридцати дней имя лица из числа иных избранных судей, если только Высокая Договаривающаяся Сторона не решила назначить судью ad hoc согласно положениям подпункта (b) пункта 1 настоящего правила.
(b) В случае если Высокая Договаривающаяся Сторона решает назначить судью ad hoc Председатель Палаты выбирает судью из заранее представленного Высокой Договаривающейся Стороной списка, содержащего имена от трех до пяти человек, которых Высокая Договаривающаяся Сторона обозначила как имеющих право быть судьями ad hoc на протяжении возобновляемых двухлетних периодов и удовлетворяющих критериям, установленным подпунктом (d) пункта 1 настоящего правила. В списке должны быть представлены лица разных полов, и он должен сопровождаться информацией биографического характера. Лица, поименованные в списке, не вправе представлять сторону или третью сторону в каком бы ни то было качестве в ходе разбирательства в Суде.
Следует считать, что для целей применения пункта 4 статьи 26 Конвенции и первого предложения настоящего правила имена иных избранных судей включены в список ipso jure.
(с) Если назначенное таким образом лицо не имеет возможности участвовать в заседании или отказывается от участия в нем, то применяется процедура, предусмотренная подпунктами (a) и (b) пункта 1 настоящего правила.
(d) Судья ad hoc должен соответствовать требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 21 Конвенции, не должен не иметь возможности участвовать в рассмотрении дела по какому-либо из оснований, перечисленных в правиле 28 настоящего Регламента, и должен соответствовать требованию доступности и присутствовать на заседаниях в соответствии с пунктом 5 настоящего правила. Судьи ad hoc в течение срока, на который они назначены, не вправе представлять сторону или третью сторону в каком бы ни то было качестве в ходе разбирательства в Суде.
2. Считается, что Высокая Договаривающаяся Сторона лишилась своего права назначить судью
(a), если она не представила свой ответ в срок 30 дней, предусмотренный пунктом 1 (а) настоящего правила, или по истечении любого срока, продленного по разрешению Председателя Палаты;
(b) если она назначила судью ad hoc, но на момент уведомления Государства-ответчика о жалобе, предусмотренного пунктом 2 правила 54, Сторона не предоставила Секретарю список, указанный в подпункте (b) пункта 1 настоящего правила, либо Палата обнаружила, что требованиям, установленным в подпункте (d) пункта 1 настоящего правила, соответствуют менее трех лиц, включенных в список.
3. Председатель Палаты может принять решение не предлагать Высокой Договаривающейся Стороне, выступающей стороной в деле, назначить судью в соответствии с подпунктом (а) пункта 1 настоящего правила, до тех пор, пока Высокая Договаривающаяся Сторона не будет уведомлена о жалобе в соответствии с пунктом 2 правила 54 настоящего Регламента. В этом случае считается, что до назначения судьи Высокая Договаривающаяся Сторона назначила первого запасного судью принимать участие в рассмотрении дела вместо судьи, избранного от этой высокой Договаривающейся Стороны.
4. Судья ad hoc на открытии первого после его назначения заседания, на котором будет рассматриваться дело, принимает присягу или делает торжественное заявление, предусмотренное правилом 3. Об этом акте делается запись в протоколе.
5. Судьи ad hoc должны быть доступны Суду и в соответствии с пунктом 2 правила 26 должны присутствовать на заседаниях Палаты.
Правило 30*(20)
Общий интерес в деле
1. Если две или более Высоких Договаривающихся Сторон, выступающих заявителями или ответчиками, имеют общий интерес в деле, Председатель Суда вправе предложить им договориться о назначении одного общего судьи, избранного от одной из этих Высоких Договаривающихся Сторон, или судьи ad hoc в качестве судьи общего интереса. Если таковые Стороны не могут договориться, то Председатель путем жребия определяет судью общего интереса из числа судей, предложенных этими Сторонами.
2. Председатель Палаты вправе принять решение не предлагать таким Договаривающимся Сторонам назначить судью в порядке пункта 1 настоящего правила до тех пор, пока они не будут уведомлены о подобной жалобе в соответствии с пунктом 2 правила 52 настоящего Регламента.
3. В случае разногласий относительно наличия общего интереса или любого смежного вопроса Палата, в случае необходимости, принимает об этом решение после получения в письменном виде доводов от затронутых Высоких Договаривающихся Сторон.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.