Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II
Капитан - палубная команда
Правило II/1
Основные принципы несения ходовой навигационной вахты
1. Для непрерывного обеспечения должного уровня безопасности при несении ходовой навигационной вахты Стороны должны обращать внимание владельцев и операторов судов, капитанов и вахтенного персонала на соблюдение следующих принципов, содержащихся в настоящем Правиле.
2. Капитан каждого судна обязан обеспечивать надлежащую организацию безопасной ходовой навигационной вахты. Вахтенные помощники капитана, под общим руководством капитана, несут ответственность за безопасное судовождение во время своей вахты, особенно в те моменты, когда они предпринимают меры по избежанию столкновения или посадки на мель.
3. На всех судах должны приниматься во внимание изложенные ниже, но настоящим не исчерпываемые, основные принципы.
4. Организация вахты
(a) Состав вахты в любой момент должен быть достаточным и соответствующим условиям и обстановке с обязательным обеспечением должного наблюдения.
(b) при определении состава вахты на ходовом мостике, включая лиц рядового состава, должны, в частности, учитываться следующие факторы:
(i) непрерывное присутствие вахтенного персонала на ходовом мостике;
(ii) состояние погоды, видимость, а также светлое или темное время суток;
(iii) близость навигационных опасностей, которые могут потребовать от вахтенного помощника выполнения дополнительных штурманских обязанностей;
(iv) использование и техническое состояние навигационных средств, таких как радиолокатор или радионавигационные средства, а также любое иное оборудование, влияющее на безопасность плавания;
(v) наличие на судне авторулевого;
(vi) любые необычные дополнительные обязанности ходовой навигационной вахты, которые могут быть вызваны особыми обстоятельствами производственной деятельности судна.
5. Годность к выполнению обязанностей
Вахта должна быть организована таким образом, чтобы усталость как командного, так и рядового состава не повлияла на эффективность несения вахты. Служба должна быть организована таким образом, чтобы личный состав первой при отходе в рейс и последующих сменяющих вахт, получал достаточный отдых и был годен к несению вахты во всех иных отношениях.
6. Судовождение
(a) Предстоящий рейс должен планироваться заранее с учетом всей имеющейся информации с предварительной проработкой возможных путей следования.
(b) Во время ходовой вахты для обеспечения плавания по заданному пути следует через достаточно частые промежутки времени проверять курс, местоположение, скорость судна, используя для этой цели любые имеющиеся навигационные средства;
(c) вахтенный помощник капитана должен знать расположение всех судовых навигационных средств и средств обеспечения безопасности и уметь пользоваться ими, принимая во внимание их эксплуатационные возможности;
(d) вахтенный помощник не может брать на себя и ему нельзя поручать выполнение любых обязанностей, мешающих обеспечения безопасности плавания судна.
7. Навигационное оборудование
(a) Вахтенный помощник обязан обеспечить максимально эффективное использование всего имеющегося в его распоряжении навигационного оборудования;
(b) при использовании радиолокатора вахтенный помощник должен иметь в виду необходимость постоянного соблюдения положений, относящихся к использованию радиолокатора, которые содержатся в применяемых Правилах предупреждения столкновений судов в море;
(c) в случае необходимости вахтенный помощник капитана должен решительно пользоваться рулем, судовыми машинами и звуковой сигнальной аппаратурой.
8. Обязанности и ответственность вахтенного помощника
(a) Вахтенный помощник капитана обязан:
(i) нести вахту на ходовом мостике и не оставлять его ни при каких обстоятельствах без должной замены;
(ii) продолжать нести ответственность за безопасность плавания судна, несмотря на присутствие на ходовом мостике капитана до тех пор, пока капитан не сообщит ему о принятии на себя такой ответственности и не убедится, что его распоряжение понято;
(iii) в случае возникновения любых сомнений относительно выбора мер обеспечения безопасности, поставить в известность капитана;
(iv) не передавать вахту сменяющему помощнику, если имеются основания полагать, что последний, очевидно, не способен должным образом выполнять свои обязанности, и уведомить об этом капитана.
(b) По заступлении на вахту удостовериться в счислимом или истинном местоположении судна, следовании заданным путем, курсом и скоростью и учесть любые навигационные опасности, ожидаемые за время несения вахты.
(c) Надлежащим образом фиксировать все действия, предпринятые во время вахты, имеющие отношение к плаванию судна.
9. Наблюдение
Кроме осуществления надлежащего наблюдения в целях всесторонней оценки обстановки и риска столкновения, посадки на мель или иных навигационных опасностей, в обязанности наблюдателя входит обнаружение судов или самолетов, терпящих бедствие; лиц, потерпевших кораблекрушение, аварийных судов и обломков. При наблюдении надлежит соблюдать следующее;
(a) наблюдатель должен иметь возможность полностью уделять свое внимание наблюдению; ему не следует поручать никаких обязанностей, которые могут помешать ему выполнять свои основную задачу;
(b) обязанности наблюдателя и рулевого различны; рулевой, стоящий на руле, не должен считаться наблюдателем; это положение не распространяется на малые суда при условии беспрепятственного кругового обзора с места рулевого и отсутствия ухудшения видимости в ночное время или каких-либо иных помех осуществлению надлежащего наблюдения. В дневное время вахтенный помощник капитана может оставаться единственным наблюдателем, однако такие случаи возможны только при условии, что:
(i) обстановка тщательно оценена и точно установлено, что все требования безопасности соблюдены;
(ii) полностью учтены все сопутствующие факторы, включая, но не ограничиваясь:
- состояние погоды
- видимость
- интенсивность судоходства
- близость навигационных опасностей
- обеспечение внимания, необходимого при плавании в районах, где действуют системы разделения движения, или вблизи них;
(iii) имеется возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае, когда этого потребует изменившаяся обстановка.
10. Плавание с лоцманом на борту
Присутствие лоцмана на борту и выполнение им своих обязанностей не освобождают капитана судна или вахтенного помощника капитана от их обязанностей и ответственности за безопасность судна. Капитан и лоцман должны обмениваться информацией относительно плавания, местных условий и особенностей данного судна. Капитан и вахтенный помощник должны работать в тесном контакте с лоцманом и следить за местоположением судна и его поведением.
11. Охрана морской среды
Капитан и вахтенный помощник капитана должны четко представлять себе серьезные последствия как эксплуатационного, так и аварийного загрязнения морской среды и предпринимать все возможные меры предосторожности для предотвращения подобного загрязнения особенно в тех случаях, где это предусмотрено соответствующими международными и портовыми правилами.
Правило II/2
Обязательные минимальные требования для дипломирования капитанов и старших помощников капитана судов валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более
Капитан и старший помощник капитана судов валовой вместимостью 1 600 регистровых тонн и более
1. Каждый капитан и старший помощник капитана морских судов валовой вместимостью 1 600 регистровых тонн и более должен иметь соответствующий диплом.
2. Каждый кандидат на получение диплома должен:
(a) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно зрения и слуха;
(b) отвечать требованиям, предъявляемым к дипломированному вахтенному помощнику капитана судов валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более, и иметь одобренный стаж работы на судне в такой должности:
(i) для получения диплома старшего помощника капитана - не менее 18 месяцев; однако, указанный срок может быть сокращен до 12 месяцев в случае прохождения специальной подготовки, которую Администрация считает эквивалентной, по меньшей мере, шестимесячному стажу работы в должности вахтенного помощника капитана;
(ii) для получения диплома капитана - не менее 36 месяцев; однако, указанный срок может быть сокращен до 24 месяцев, если кандидат имеет стаж работы на судне в должности старшего помощника капитана не менее 12 месяцев или если кандидат прошел специальную подготовку, которую Администрация считает эквивалентной такой службе;
(c) сдать соответствующий экзамен, отвечающий требованиям Администрации. В экзаменационные вопросы надлежит включать материал, изложенный в Дополнении к настоящему Правилу, однако Администрации предоставляется право изменять указанные экзаменационные требования для дипломирования капитанов и старших помощников капитана судов ограниченных размеров, совершающих прибрежное плавание, принимая во внимание безопасность других судов, которые могут плавать в тех же водах.
Капитан и старший помощник капитана судов валовой вместимостью от 200 до 1 600 регистровых тонн
3. Каждый капитан и старший помощник капитана морского судна валовой вместимостью от 200 до 1 600 регистровых тонн должен иметь соответствующий диплом.
4. Каждый кандидат на получение диплома должен:
(а) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно зрения и слуха;
(b) (i) для получения диплома старшего помощника капитана отвечать требованиям, предъявляемым к вахтенному помощнику капитана судов валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более;
(ii) для получения диплома капитана отвечать требованиям, предъявляемым к вахтенному помощнику капитана судов валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более и иметь одобренный стаж работы на судне в этой должности не менее 36 месяцев; однако, указанный срок может быть сокращен до 24 месяцев, если кандидат имеет стаж работы на судне в должности старшего помощника капитана не менее 12 месяцев или если он прошел специальную подготовку, которую Администрация считает эквивалентной такой службе;
(c) сдать соответствующий экзамен, отвечающий требованиям Администрации. В экзаменационные вопросы надлежит включить материал, изложенный в Дополнении к настоящему Правилу, однако Администрации предоставляется право изменять указанные экзаменационные требования для дипломирования капитанов и старших помощников капитана судов, совершающих прибрежное плавание, исключив из экзаменационных требований тот материал, который неприменим в отношении указанного плавания или судов, принимая во внимание безопасность других судов, которые могут плавать в тех же водах.
Общее
5. Уровень требований к знаниям, указанным в различных разделах Дополнения, может меняться в зависимости от того, выдается ли диплом капитана или старшего помощника капитана или в зависимости от того применимы ли диплом или дипломы к судам вместимостью I 600 брутто-регистровых тонн и более или к судам вместимостью от 200 до 1 600 брутто-регистровых тонн.
Дополнение к Правилу II/2
Минимальные знания, необходимые для получения дипломов капитана или старшего помощника капитана судов валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более
1. Ниже приводится программа экзаменационных требований, предъявляемых к кандидатам на получение дипломов капитана или старшего помощника капитана судов валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более. Цель программы - расширить и углубить объем материала, содержащегося в Правиле II/4 "Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более". Принимая во внимание тот факт, что капитан несет полную ответственность за безопасность судна, его пассажиров, экипажа и груза и что старший помощник капитана должен быть в любой момент готов принять на себя такую ответственность, экзамены по указанным предметам должны выявить способность кандидатов усвоить всю доступную информацию, влияющую на обеспечение безопасности судна.
2. Судовождение и определение местоположения судна
(a) Планирование рейса и плавание в любых условиях:
(i) с применением подходящих методов прокладки океанских путей;
(ii) в стесненных водах;
(iii) во льдах;
(iv) в условиях ограниченной видимости;
(v) в районах систем разделения движения;
(vi) в районах с сильными приливами.
(b) Определение местоположения:
(i) астрономическими методами, в том числе с использованием Солнца, звезд, Луны и планет;
(ii) с использованием береговых ориентиров, включая умение брать пеленги береговых знаков и средств навигационного ограждения,таких как маяки, знаки и буи, а также с использованием соответствующих морских карт, извещений мореплавателям и иных пособий для проверки точности сделанных определений местоположения;
(iii) с использованием всех современных радионавигационных средств, как этого требует Администрация, обращая особое внимание на знание принципов работы таких средств, их ограничений, источников ошибок, на умение обнаружить неправильные показания, на владение методами коррекции для получения точного определения местоположения.
3. Несение вахты
(а) Показать основательные знания содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновений судов в море, включая Приложения, касающиеся безопасности судовождения.
(b) Показать знание Правила II/1 - "Основные принципы несения ходовой навигационной вахты".
4. Радиолокационное оборудование
Продемонстрировать, используя радиолокационный тренажер, а при отсутствии такового - маневренный планшет, знание основ радиолокатора и умение пользоваться им, а также умение расшифровывать и анализировать полученную информацию, включая:
(a) факторы, влияющие на работу и точность;
(b) включение и работа с блоком индикатора;
(c) обнаружение неправильных показаний, ложных эхосигналов, засветки от морской поверхности и т.д.;
(d) расстояние и пеленг;
(e) выявление опасных эхосигналов;
(f) курс и скорость других судов;
(g) время и расстояние кратчайшего сближения с судами, следующими пересекающимися и встречными курсами, или обгоняющими;
(h) обнаружение изменений курса и скорости других судов;
(i) влияние изменений курса и/или скорости своего судна;
(j) применение Международных правил предупреждения столкновений судов в море.
5. Гиро- и магнитные компасы
Умение определять и корректировать поправки гиро- и магнитных компасов, а также знание средств коррекции таких поправок.
6. Метеорология и океанография
(a) Продемонстрировать умение понимать и читать синоптическую карту и прогнозировать погоду с учетом местных особенностей.
(b) Знание основных особенностей различных погодных систем, включая тропические циклоны и умение избегать их центра и опасных четвертей.
(c) Знание океанских течений.
(d) Умение пользоваться всеми необходимыми навигационными пособиями по приливам и течениям, включая пособия, издаваемые на английском языке.
(e) Умение рассчитывать элементы приливов.
7. Маневрирование и управление судном
Маневрирование и управление судном в любых условиях, включая:
(a) маневрирование при приближении к лоцманскому судну или станции с учетом погоды, состояния прилива, дистанции выбега и тормозного пути;
(b) управление судном при плавании в реках, эстуариях и т.д. с учетом влияния течения, ветра и стесненных вод на управляемость;
(c) маневрирование на мелководье с учетом уменьшения клиренса из-за эффекта проседания*, бортовой и килевой качки;
(d) взаимодействие между двигающимися судами, а также взаимодействие собственного судна с близлежащими берегами (канальный эффект);
(e) швартовка и отшвартовка при различных ветрах и течениях с использованием буксиров и без таковых;
(f) выбор якорной стоянки; постановка на один или два якоря на стесненной якорной стоянке и факторы, влияющие на выбор необходимой длины якорной цепи;
(g) ситуация "якорь не держит", очистка якоря;
(h) постановка в сухой док поврежденного и неповрежденного судна;
(i) управление судном в штормовых условиях, включая оказание помощи судну или самолету, терпящему бедствие, и буксировку; средства удержания неуправляемого судна в безопасном положении относительно волны, уменьшение дрейфа и использование масла;
(j) меры предосторожности при маневрировании во время спуска спасательных шлюпок или плотов в штормовую погоду;
(k) способы приема потерпевших на борт судна со спасательных шлюпок или плотов;
(l) умение определять маневренные элементы основных типов судов с учетом особенностей их двигателей, обращая особое внимание на тормозные пути и диаметр циркуляции при различных осадках и скоростях;
(m) важность плавания с уменьшенной скоростью для избежания повреждений, причиняемых попутной волной своего судна;
(n) практические меры, предпринимаемые при плавании во льдах или в условиях обледенения судна;
(о) пользование системами разделения движения и маневрирование при плавании в них.
8. Остойчивость судна**, его устройство и борьба за живучесть
(a) Понимание основных принципов устройства судна, теории и факторов, влияющих на дифференты и остойчивость, а также мер, предпринимаемых для обеспечения безопасного дифферента и остойчивости.
(b) Знание влияния повреждения и последующего затопления какого-либо отсека на посадку и остойчивость судна, а также контрмер, подлежащих принятию.
(c) Показать умение пользоваться таблицами остойчивости, посадки и напряжений, диаграммами и счетными устройствами для расчета напряжений, включая знания о погрузке грузов и балластировке для сохранения напряжений корпуса в допустимых пределах.
(d) Общее знание основных конструктивных узлов судна и названий различных частей.
(e) Знание рекомендаций ИМКО, касающихся остойчивости судна.
9. Судовые силовые установки
(a) Принципы работы судовых силовых установок.
(b) Судовые вспомогательные механизмы.
(c) Общее знание морских технических терминов.
10. Обработка и укладка грузов
(a) Укладка и крепление грузов на судне, включая знание грузовых устройств.
(b) Погрузочно-разгрузочные операции, обращая особое внимание на погрузку и разгрузку тяжеловесов.
(c) Международные правила и рекомендации, касающиеся перевозки грузов, особенно Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ).
(d) Перевозка опасных грузов. Меры предосторожности, предпринимаемые во время погрузки и разгрузки, и обеспечение их сохранности во время плавания.
(e) Практическое знание содержания и применения действующих руководств по безопасности танкеров.
(f) Практическое знание грузовых трубопроводов и насосных устройств, обычно применяемых на судах.
(g) Термины и определения, используемые для описания свойств обычных нефтяных грузов, таких как нефть-сырец и продукты ее переработки, лигроин.
(h) Правила предотвращения загрязнения; приемка балласта, очистка танков от жидкостей и газов.
(i) Погрузка поверх остатков.
11. Противопожарная безопасность и средства пожаротушения
(a) Организация учебных пожарных тревог.
(b) Виды и химическая природа возгорания.
(c) Системы пожаротушения.
(d) Прохождение одобренного курса противопожарной подготовки.
(e) Знание правил, касающихся противопожарных средств.
12. Действия в аварийной обстановке
(a) Меры предосторожности при вынужденной преднамеренной посадке судна на мель.
(b) Меры, предпринимаемые до и после посадки на мель.
(c) Снятие судна с мели с посторонней помощью и своими силами.
(d) Меры, предпринимаемые после столкновения.
(e) Временная заделка течи.
(f) Меры по защите и безопасности пассажиров и команды при авариях.
(g) Локализация последствий повреждения и спасание судна при пожаре или взрыве.
(h) Оставление судна.
(i) Аварийное управление, установка и применение временного рулевого управления и способы установки временного руля там, где это возможно.
(j) Спасание людей с терпящего бедствие или гибнущего судна.
(k) Действия по тревоге "человек за бортом".
13. Медицинская помощь
Должное умение применить на практике содержание следующих пособий:
(a) Международного медицинского руководства для судов или соответствующих национальных пособий;
(b) медицинского раздела Международного свода сигналов;
(c) Руководства по оказанию первой помощи при возникновении несчастных случаев, связанных с перевозкой опасных грузов.
14. Морское право
(а) Знание международного морского права в рамках международных соглашений и конвенций в той степени, в какой они касаются конкретных обязанностей и ответственности капитана, особенно в вопросах обеспечения безопасности и охраны морской среды. Особое внимание следует обратить на знание:
(i) судовых свидетельств и иных документов, наличие которых на судне предусмотрено международными конвенциями, порядок их получения и срок действия;
(ii) обязанностей, вытекающих из соответствующих требований Международной конвенции о грузовой марке;
(iii) обязанностей, вытекающих из соответствующих требований Международной конвенции по охране человеческой жизни на море;
(iv) обязанностей, вытекающих из Международных конвенций по предотвращению загрязнения с судов;
(v) морских санитарных деклараций; требований Международных санитарных правил;
(vi) обязанностей, вытекающих из Конвенции о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море;
(vii) обязанностей, вытекающих из других международных документов, касающихся обеспечения безопасности судна, пассажиров, экипажа и груза.
(b) Объем знаний по национальному морскому законодательству устанавливается по усмотрению Администрации, однако должно быть предусмотрено знание национальных документов, направленных на выполнение международных соглашений и конвенций.
15. Руководство личным составом и обязанности по его подготовке
Умение руководить личным составом, организовывать его работу и подготовку.
16. Связь
(a) Умение передавать и принимать сообщения с помощью световых сигналов по азбуке Морзе и пользоваться Международным сводом сигналов в тех случаях, когда кандидат был подвергнут экзаменам по этим вопросам при получении дипломов на предыдущие должности, он может не сдавать такие экзамены при получении диплома капитана.
(b) Знание порядка пользования радиотелефонной связью и умение пользоваться радиотелефоном, особенно для передачи сообщений о бедствии, о безопасности, срочных и навигационных сообщений.
(c) Знание порядка подачи сигналов бедствия по радиотелеграфу, как предписывается Регламентом радиосвязи.
17. Спасание людей средствами собственного судна
Должное знание правил использования спасательных средств (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море), организации учений по оставлению судна; использование спасательных шлюпок, спасательных плотов и иных спасательных средств.
18. Поиск и спасание
Должное знание Руководства ИМКО для торгового судна по поиску и спасанию (МЕРСАР).
19. Демонстрация профессиональных навыков
(a) Судовождение
Продемонстрировать умение пользоваться секстаном, пеленгаторами, азимутальным зеркалом и нанести местоположение судна на карту, проложить курс, взять пеленг.
(b) Международные правила предупреждения столкновений судов в море
(i) использование макетов судов, несущих предписанные огни или знаки, либо огонькового тренажера;
(ii) маневренный планшет или радиолокационный тренажер.
(c) Радиолокатор
(i) радиолокационный тренажер; или
(ii) маневренный планшет.
(d) Борьба с огнем
Прохождение одобренного курса противопожарной подготовки.
(e) Связь
Зрительный и звуковой практический тест.
(f) Спасание людей
Спуск и управление спасательной шлюпкой и умение пользоваться другими спасательными средствами, включая надевание спасательных жилетов.
_____________________________
* Проседание: уменьшение клиренса под килем судна, наблюдаемое при движении судна и вызываемое как погружением корпуса, так и изменением дифферента; эффект проседания усиливается на мелководье и уменьшается с уменьшением скорости судна.
** Капитанам и старшим помощникам капитанов малых судов следует хорошо знать основные требования к остойчивости таких судов.
Правило II/3
Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана и капитанов судов валовой вместимостью менее 200 регистровых тонн
1. Суда, не занятые в прибрежном плавании
(a) Каждый капитан, работающий на морском судне валовой вместимостью менее 200 регистровых тонн, не занятом в прибрежном плавании, должен иметь диплом, признаваемый Администрацией, для работы в должности капитана судов валовой вместимостью от 200 до 1 600 регистровых тонн.
(b) Каждый вахтенный помощник капитана, работающий на морском судне валовой вместимостью менее 200 регистровых тонн, не занятом в прибрежном плавании, должен иметь соответствующий диплом для работы на судах валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более.
2. Суда, занятые в прибрежном плавании
(а) Капитан
(i) Каждый капитан морского судна валовой вместимостью менее 200 регистровых тонн, занятого в прибрежном плавании, должен обладать соответствующим дипломом.
(ii) Каждый кандидат на получение диплома должен:
(1) быть не моложе 20 лет;
(2) иметь одобренный стаж работы на судне в должности вахтенного помощника капитана не менее 12 месяцев;
(3) отвечать требованиям Администрации в отношении надлежащих профессиональных знаний для работы на указанных судах, включая вопросы, изложенные в Дополнении к настоящему Правилу.
(b) Вахтенный помощник капитана
(i) Каждый вахтенный помощник капитана морского судна валовой вместимостью менее 200 регистровых тонн, занятого в прибрежном плавании, должен обладать соответствующим дипломом.
(ii) Каждый кандидат на получение такого диплома должен:
(1) быть не моложе 18 лет;
(2) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно зрения и слуха;
(3) отвечать требованиям Администрации в отношении:
- успешного прохождения специальной подготовки, включающей достаточный период соответствующей работы на судне, установленный Администрацией; или
- иметь одобренный стаж работы на судне в составе палубной команды в течение не менее чем трех лет;
(4) отвечать требованиям Администрации в отношении надлежащих профессиональных знаний для работы на указанных судах, включая вопросы, изложенные в Дополнении.
3. Подготовка
Подготовка для получения необходимых знаний и практического опыта должна основываться на Правиле II/1 - "Основные принципы несения ходовой навигационной вахты" и на соответствующих международных правилах и рекомендациях.
4. Исключения
Если Администрация считает, что в связи с размером судна и условиями плавания применение требований настоящего Правила и Дополнения к нему во всей их полноте не является необходимым или целесообразным, то она может в определенной степени освободить капитана и вахтенного помощника капитана такого судна или класса судов от соответствия ряду требований, принимая во внимание безопасность других судов, которые могут плавать в тех же водах.
Дополнение к Правилу II/3
Минимальные знания, необходимые для получения диплома вахтенных помощников капитана и капитанов судов валовой вместимостью менее 200 регистровых тонн
1. (а) Знание следующего:
(i) плавания с использованием береговых ориентиров и, в необходимой степени, с использованием мореходной астрономии;
(ii) Международных правил предупреждения столкновений судов в море;
(iii) Международного кодекса морской перевозки опасных грузов;
(iv) магнитного компаса;
(v) радиотелефонии и визуальной сигнализации;
(vi) мер противопожарной безопасности и средств пожаротушения;
(vii) мероприятий по спасанию людей собственного судна;
(viii) порядка действий в аварийных случаях;
(ix) маневрирования судна;
(х) остойчивости судна;
(xi) метеорологии;
(xii) судовых силовых установок малых судов;
(xiii) первой помощи;
(xiv) процедур поиска и спасания;
(xv) мер по предотвращению загрязнения морской среды.
(b) В дополнение к требованиям, указанным в подпункте (а), обладать достаточными навыками правильного использования всех навигационных средств и оборудования, установленного на соответствующих судах.
(c) Уровень знаний по вопросам, указанным в подпунктах (а) и (b), должен быть достаточным для обеспечения надлежащего выполнения вахтенным помощником капитана своих обязанностей.
2. Каждый капитан морского судна валовой вместимостью менее 200 регистровых тонн должен, кроме соответствия требованиям, изложенным в пункте 1, отвечать требованиям Администрации в отношении необходимых знаний для надлежащего и безопасного выполнения всех обязанностей капитана.
Правило II/4
Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более
1. Каждый вахтенный помощник капитана морского судна валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более должен иметь соответствующий диплом.
2. Каждый кандидат на получение диплома должен:
(a) быть не моложе 18 лет;
(b) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно зрения и слуха;
(c) иметь одобренный стаж работы на судне в составе палубной команды не менее трех лет, из которых не менее шести месяцев несения вахты на мостике под руководством дипломированного вахтенного помощника капитана. Администрация, однако, может заменить часть этого стажа, но не более двух лет, курсом специальной подготовки, при условии, что по мнению Администрации, такая подготовка, по крайней мере, равноценна по своей значимости тому отрезку стажа, который она заменяет;
(d) отвечать требованиям Администрации в отношении теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения своих обязанностей, что подтверждается сдачей соответствующего экзамена.
3. Дипломы для работы без ограничений
В экзамен для получения дипломов без ограничения района плавания включается проверка теоретических знаний и практических навыков кандидата по вопросам, изложенным в Дополнении к настоящему Правилу.
4. Дипломы с ограничением
В экзамен для получения дипломов для работы на судах, занятых в прибрежном плавании, Администрация может не включать следующие вопросы из перечисленных в Дополнении, принимая во внимание безопасность других судов, которые могут плавать в тех же водах:
(a) мореходная астрономия;
(b) радионавигационные системы в тех районах, которые ими не охватываются.
5. Уровень знаний
(a) Вахтенный помощник капитана должен обладать достаточным уровнем знаний по вопросам, указанным в Дополнении, для обеспечения должного несения вахты. При определении необходимого уровня знаний Администрация должна принимать во внимание содержание каждого раздела Дополнения.
(b) Подготовка для получения теоретических знаний и практических навыков должна основываться на Правиле II/1 - "Основные принципы несения ходовой навигационной вахты" и на соответствующих международных правилах и рекомендациях.
Дополнение к Правилу II/4
Минимальные знания, необходимые для получения диплома вахтенного помощника капитана судов валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более
1. Мореходная астрономия
Умение использовать небесные тела для определения местоположения судна и поправки компаса.
2. Плавание с использованием наземных и береговых ориентиров
(a) Умение определить местоположение судна с помощью:
(i) береговых ориентиров;
(ii) средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки и буи;
(iii) счисления с учетом ветров, приливов, течений и скорости по оборотам машины в минуту и по лагу.
(b) Должное знание и практические навыки пользования морскими навигационными картами и пособиями, такими как лоции, таблицы приливов, извещения мореплавателям, навигационные предупреждения, передаваемые по радио, и информация о путях плавания.
3. Судовождение с использованием радиолокатора
Знание принципов радиолокации, умение пользоваться радиолокатором и расшифровывать и анализировать полученную информацию, включая следующее:
(a) факторы, влияющие на работу и точность;
(b) включение и работа с блоком индикатора;
(c) обнаружение неправильных показаний, ложных эхосигналов, засветки от морской поверхности и т.д.
(d) расстояние и пеленг;
(e) выявление опасных эхосигналов;
(f) курс и скорость других судов;
(g) время и расстояние кратчайшего сближения с судами, следующими пересекающимися и встречными курсами, или обгоняющими;
(h) обнаружение изменений курса и скорости других судов;
(i) влияние изменений курса и/или скорости своего судна;
(j) применение Международных правил предупреждения столкновений судов в море.
4. Несение вахты
(a) Показать должные знания содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновений судов в море, включая Приложения, касающиеся безопасности судовождения,
(b) Показать знание Правила II/1 - "Основные принципы несения ходовой навигационной вахты".
5. Радионавигационные системы
Отвечать требованиям Администрации в отношении умения определять местоположение судна с помощью радионавигационных средств.
6. Радиопеленгаторы и эхолоты
Умение пользоваться указанным оборудованием и правильно применять полученную информацию.
7. Метеорология
Знание судовых метеорологических приборов и умение ими пользоваться. Знание характеристик различных систем погоды, порядка передачи сообщений и систем записи, а также умение пользоваться имеющейся информацией.
8. Гиро- и магнитные компасы
Знание принципов действия гиро- и магнитных компасов, включая поправки и коррекцию. Представление о периферийных системах гирокомпаса; умение пользоваться и обслуживать основные типы гирокомпасов.
9. Авторулевой
Знание различных систем этих приборов и их использование.
10. Радиотелефон и визуальная сигнализация
(a) Умение передавать и принимать сообщения с помощью световых сигналов по азбуке Морзе.
(b) Умение пользоваться Международным сводом сигналов.
(c) Знание порядка пользования радиотелефонной связью и умение пользоваться радиотелефоном, особенно для передачи сообщений о бедствии, о безопасности, срочных и навигационных сообщений.
11. Противопожарная безопасность и средства пожаротушения
(a) Организация учебных пожарных тревог.
(b) Виды и химическая природа возгорания.
(c) Системы пожаротушения.
(d) Прохождение одобренного курса противопожарной подготовки.
12. Спасание людей средствами собственного судна
Организация учений по оставлению судна; использование спасательных шлюпок, спасательных плотов и иных спасательных средств и их снабжения, включая переносные радиостанции и аварийные радиобуи (EPIRBs). Знание приемов выживания на море.
13. Действия в аварийной обстановке
Знание вопросов, перечисленных в соответствующем Приложении действующего издания МОТ/ИМКО "Документ для руководства".
14. Маневрирование и управление судном
Знание:
(a) влияния различных значений дедвейта, осадки, дифферента, скорости и клиренса под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь;
(b) влияния ветра и течения на управляемость судна;
(c) маневрирования при тревоге "человек за бортом";
(d) влияния проседания, мелководья и подобных явлений;
(e) надлежащих действий при постановке на якорь и швартовке.
15. Остойчивость судна
(а) Практическое знание и умение пользоваться таблицами остойчивости, дифферентовки и напряжений, диаграммами и счетными устройствами для расчета напряжений.
(b) Знание основных действий, предпринимаемых в случае частичной потери плавучести.
16. Английский язык
Достаточное знание английского языка, позволяющее вахтенному помощнику капитана пользоваться картами и другими морскими пособиями, понимать метеорологическую информацию и сообщения о безопасности судов и их эксплуатации, а также умение ясно выражать свои мысли при связи с другими судами или берегом. Умение понимать и использовать Стандартный морской словарь ИМКО.
17. Устройство судна
Общее знание основных структурных узлов судна и наименования его различных частей.
18. Обработка и укладка грузов
Знание методов безопасной обработки и укладки грузов и влияния этих факторов на безопасность судна.
19. Медицинская помощь
Практическое применение медицинских справочников и рекомендаций, передаваемых по радио, включая умение принимать на этой основе действенные меры при несчастных случаях или заболеваниях, типичных для судовых условий.
20. Поиск и спасание
Знание руководства ИМКО для торгового судна по поиску и спасанию (МЕРСАР).
21. Предотвращение загрязнения морской среды
Знание мер предосторожности, подлежащих соблюдению для предотвращения загрязнения морской среды.
Правило II/5
Обязательные минимальные требования по поддержанию и совершенствованию знаний и навыков капитанов и вахтенных помощников капитана
1. Каждый дипломированный капитан или вахтенный помощник капитана, служащий на море или собирающийся возвратиться на морскую службу после перерыва, должен, чтобы подтвердить свое соответствие такой службе, через регулярные промежутки времени, не превышающие пяти лет, предоставить Администрации свидетельства:
(a) в отношении состояния здоровья, особенно зрения и слуха;
(b) в отношении профессиональной пригодности:
(i) путем подтверждения стажа работы на судне в качестве капитана или вахтенного помощника капитана в течение не менее чем одного года за последние пять лет; или
(ii) путем подтверждения стажа работы, связанной с выполнением обязанностей, соответствующих виду диплома и считающихся равноценными морской службе, предусмотренной в пункте l(b)(i); или
(iii) путем:
- прохождения установленной проверки; или
- успешного окончания одобренных курсов; или
- работы на судне в должности сверхштатного вахтенного помощника капитана (дублера) в течение не менее чем трех месяцев непосредственно перед занятием должности в соответствии с имеющимся дипломом.
2. Администрация должна, по консультации с заинтересованными лицами или организациями, составлять или способствовать составлению программ курсов переподготовки и повышения квалификации (факультативных или обязательных) для капитанов и вахтенных помощников капитана, находящихся на морской службе, и, особенно, для возвращающихся на морскую службу. Администрация должна обеспечить возможность всем указанным лицам пройти подготовку на соответствующих курсах в зависимости от их опыта работы и выполняемых обязанностей. Такие курсы должны быть одобрены Администрацией и учитывать изменения, происшедшие в области судоходства и внесенные в соответствующие международные правила и рекомендации по вопросам охраны человеческой жизни на море и морской среды.
3. Каждый капитан и вахтенный помощник капитана должен для продолжения работы на морских судах, в отношении которых разработаны специальные международные требования по вопросам подготовки экипажа, успешно пройти соответствующие одобренные курсы подготовки.
4. Администрация должна обеспечить все суда, подлежащие ее юрисдикции, материалами, содержащими последние изменения в международных соглашениях по вопросам охраны человеческой жизни на море и морской среды.
Правило II/6
Обязательные минимальные требования к рядовому составу, несущему ходовую навигационную вахту
1. Минимальные требования к рядовому составу, несущему ходовую навигационную вахту на морском судне валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более, изложены в пункте 2. Эти требования не являются требованиями к дипломированному матросу I класса*, а также, за исключением случаев, когда это касается судов ограниченных размеров, не являются требованиями, которым должен соответствовать матрос, являющийся единственным рядовым членом ходовой навигационной вахты. Администрация может требовать дополнительной подготовки и квалификации от матроса, являющегося единственным рядовым членом ходовой навигационной вахты.
2. Каждое лицо рядового состава, входящее в состав ходовой навигационной вахты на морском судне валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более, должно:
(a) быть не моложе 16 лет;
(b) отвечать медицинским требованиям Администрации в отношения состояния здоровья, особенно зрения и слуха;
(c) отвечать требованиям Администрации в отношении:
(i) стажа работы на морском судне, включая период не менее чем шесть месяцев, связанный с выполнением обязанностей на ходовой навигационной вахте; или
(ii) успешного прохождения специальной подготовки либо на берегу либо на судне, включая достаточный период работы на судне, установленный Администрацией и составляющий не менее чем два месяца;
(d) иметь практический опыт или подготовку, включающие:
(i) основные принципы пожаротушения, оказания первой помощи, индивидуальные приемы выживания, а также вопросы, касающиеся опасности для здоровья и личной безопасности;
(ii) умение понимать приказы и быть понятым вахтенным помощником капитана по вопросам, связанным с выполнением своих обязанностей;
(iii) умение стоять на руле и выполнять команды, подаваемые на руль, а также достаточное для выполнения своих обязанностей знание гиро- и магнитных компасов;
(iv) умение вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение и докладывать приблизительное направление звукового сигнала, источника света или иного объекта в градусах или румбах;
(v) знакомство с переходом с автоматического управления судном на ручное и наоборот;
(vi) умение пользоваться соответствующими системами внутренней связи и аварийной сигнализации;
(vii) знание сигналов бедствия, подаваемых пиротехническими средствами;
(viii) знание своих обязанностей в аварийной обстановке;
(ix) знание судовой терминологии и определений применительно к своим обязанностям.
3. Практический опыт, работа или подготовка, предусмотренные подпунктами 2(c) и (d), могут достигаться путем выполнения обязанностей, связанных с несением ходовой навигационной вахты, но только в том случае, когда они выполнялись под непосредственным руководством капитана, вахтенного помощника капитана или квалифицированным лицом рядового состава.
4. Администрация обязана обеспечить выдачу установленного документа каждому моряку, который за счет практического опыта или подготовки получает в соответствии с данным Правилом право работать в качестве матроса, входящего в состав ходовой навигационной вахты, или своевременное подтверждение уже имеющегося документа.
5. Администрация может считать, что моряк удовлетворяет требованиям настоящего Правила, если он прослужил в соответствующей должности в составе палубной команды в течение не менее одного года за пять лет, предшествующих вступлению в силу Конвенции для этой Администрации.
_____________________________
* Имеется в виду Конвенция о выдаче матросам свидетельств о квалификации 1946 г. или любые последующие конвенции МОТа.
Правило II/7
Основные принципы несения вахты в порту
1. Капитан каждого судна, безопасно ошвартованного к причалу или стоящего в нормальной обстановке на якоре в порту, должен организовать несение вахты, достаточной для обеспечения безопасности.
2. При организации такой вахты необходимо принять во внимание положения "Рекомендации по принципам и инструкции для вахтенных помощников капитана, несущих вахту в порту" и "Рекомендации по принципам и инструкции для вахтенных механиков, несущих вахту в порту", принятых Международной конференцией по подготовке и дипломированию моряков 1978 г.
Правило II/8
Обязательные минимальные требования, предъявляемые к вахте в порту на судах, перевозящих опасные грузы
1. На судне, перевозящем навалочные или наливные опасные грузы, включая взрывчатые, легковоспламеняющиеся, ядовитые, вредные для здоровья или загрязняющие окружающую среду, капитан должен обеспечивать несение надежной палубной и машинной вахт, состоящих из находящихся в постоянной готовности лиц командного и рядового состава, даже в тех случаях, когда судно безопасно ошвартовано или находится на якорной стоянке в порту.
2. На судне, перевозящем опасные грузы, иные чем навалочные или наливные, включая взрывчатые, легковоспламеняющиеся, ядовитые, вредные для здоровья или загрязняющие окружающую среду, капитан при организации надежной вахты должен полностью учесть характер, количество, упаковку и способ укладки опасного груза, а также особые условия на борту, на прилегающих акватории и берегу.
3. При организации вахт следует полностью учитывать "Рекомендации по принципам и инструкции для вахтенных помощников капитана, несущих вахту в порту" и "Рекомендации по принципам и инструкции для вахтенных механиков, несущих вахту в порту", принятых Международной конференцией по подготовке и дипломированию моряков 1978 г.
<< Глава I. Общие положения |
Глава III. >> Машинная команда |
|
Содержание Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (Лондон, 7 июля 1978 г.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.