Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III
Машинная команда
Правило III/1
Основные принципы несения ходовой машинной вахты
1. Для непрерывного обеспечения должного уровня безопасности при несении ходовой машинной вахты Стороны должны обращать внимание владельцев и операторов судов, капитанов, старших механиков и вахтенного персонала на соблюдение принципов, изложенных в настоящем Правиле.
2. В настоящем Правиле термин "вахта" означает либо группу лиц, несущих службу, либо период ответственности механика, в т.ч., когда его непосредственное присутствие в машинном отделении может и не требоваться.
3. На всех судах должны приниматься во внимание изложенные ниже, но этим не ограничиваемые, основные принципы.
4. Общее
(a) Старший механик каждого судна обязан, по согласованию с капитаном, обеспечивать надлежащую организацию безопасности ходовой машинной вахты. При определении состава ходовой машинной вахты, в которую могут входить и соответствующие члены рядового состава, должны, в частности, учитываться следующие факторы:
(i) тип судна;
(ii) тип и состояние механизмов;
(iii) особые режимы работы, зависящие от внешних условий, таких как состояние погоды, ледовая обстановка, загрязненные воды, мелководье, аварийная обстановка, ограниченные возможности машины, вызванные повреждениями или загрязнением;
(iv) квалификация и опыт вахты;
(v) безопасность человеческой жизни, судна, груза и порта, а также охрана окружающей среды;
(vi) соблюдение международных, национальных и местных правил;
(vii) обеспечение нормальной эксплуатации судна.
(b) Вахтенный механик, находящийся под руководством старшего механика, несет ответственность за работу и проверки, по мере необходимости, всех механизмов и оборудования ему порученных. Вахтенный механик является представителем старшего механика и его основной обязанностью в течение всей вахты является надежная и эффективная работа механизмов, влияющих на безопасность судна, и уход за ними.
(с) Старший механик должен, по согласованию с капитаном, заранее определить объем технического снабжения предстоящего рейса, принимая во внимание потребности в топливе, воде, смазочных материалах, химических веществах, деталях разового применения и прочих запасных частях, инструментах, а также любых других необходимых видах снабжения.
5. Эксплуатация
(a) Вахтенный механик должен обеспечивать порядок несения вахты. Находящийся под его общим руководством рядовой состав ходовой машинной вахты, если такой имеется, обязан способствовать надежной и эффективной работе главной силовой установки и вспомогательного оборудования.
(b) В начале ходовой машинной вахты надлежит замерить рабочие параметры и состояние всех механизмов и отметить все механизмы, работающие с нарушениями, механизмы, в которых возможны неисправности, и механизмы, требующие специального обслуживания, а также уже принятые меры. В случае необходимости намечается план дальнейших действий.
(c) Вахтенный механик должен обеспечить постоянный контроль за работой главной силовой установки и вспомогательных механизмов, проведение регулярных осмотров помещений машинного отделения и рулевого управления и принятие необходимых мер для устранения любой обнаруженной неисправности.
(d) В машинном отделении, где предполагается постоянное присутствие вахты, вахтенный механик должен быть в любое время готов управлять главной силовой установкой, выполняя распоряжения об изменении направления движения или скорости. В тех случаях, когда машинное отделение периодически переходит на безвахтенное обслуживание, вахтенный механик должен быть готов в любой момент прибыть в машинное отделение.
(e) Все приказания с мостика должны немедленно выполняться. Изменения направления движения или скорости главной силовой установки должны регистрироваться, за исключением тех случаев, когда Администрация считает, что для судна определенных размеров или характеристик такая регистрация нецелесообразна. Вахтенный механик должен обеспечивать наличие членов вахты у поста управления главной силовой установкой, если она управляется вручную, во время маневрирования или в положении "приготовиться".
(f) Вахтенному механику нельзя поручать и он не может брать на себя никаких обязанностей, мешающих ему обслуживать главную силовую установку и вспомогательное оборудование. Он должен обеспечить постоянное обслуживание главной силовой установки и вспомогательного оборудования до момента смены с вахты.
(g) Должное внимание следует уделять обслуживанию и уходу за всеми механизмами, включая механические, электрические, гидравлические и пневматические системы, приборы управления ими и устройства их защиты, системы бытового обслуживания и учет расхода запасов и запасных частей.
(h) Старший механик должен обеспечить, чтобы вахтенный механик имел всю информацию по вопросам профилактического ремонта, исправлению повреждений или ремонтных работ, подлежащих выполнению во время вахты. Вахтенный механик несет ответственность за отключение, переключение и регулировку всех используемых механизмов, находящихся в его ведении. О всех проводимых работах должны быть сделаны соответствующие записи.
(i) Перед сдачей вахты вахтенный механик должен соответствующим образом зафиксировать все события, относящиеся к главной силовой установке и к вспомогательному оборудованию.
(j) Для предотвращения опасности для судна или его экипажа, вахтенный механик должен немедленно докладывать на мостик о случаях пожара, о действиях в машинном отделении, могущих вызвать уменьшение скорости судна, о неизбежных выходе из строя рулевого управления или остановке судовых двигателей, об изменениях в подаче электроэнергии или об иных случаях, угрожающих безопасности. В тех случаях, когда это возможно, уведомление должно поступать на мостик до изменений в машинном отделении с тем, чтобы предоставить вахте на мостике максимальное время для принятия всех мер по избежанию возможной аварии.
(k) Когда главная силовая установка находится в состоянии готовности, вахтенный механик должен обеспечить немедленную готовность к действию всех механизмов и оборудования, которые могут потребоваться для совершения маневров, и достаточный резерв электроэнергии для подачи на рулевое управление и другие системы.
6. Требования по несению вахты
(а) Каждый вахтенный должен знать свои обязанности по несению вахты. Кроме того, каждый вахтенный обязан:
(i) уметь пользоваться соответствующими системами внутрисудовой связи;
(ii) знать аварийные выходы из машинного отделения;
(iii) знать аварийные сигналы, используемые в машинном отделении и уметь различать их, особенно при подаче сигнала о включении углекислотной станции;
(iv) знать расположение и уметь пользоваться противопожарным оборудованием в машинном отделении.
(b) Состав ходовой машинной вахты должен всегда, как в ручном, так и в автоматическом режиме, быть достаточным для обеспечения надежной работы всех механизмов, влияющих на эксплуатацию судна, и соответствовать преобладавшей обстановке и условиям. Для достижения этой цели следует, в частности, принимать во внимание следующее:
(i) эффективное непрерывное наблюдение за работой всех механизмов, влияющих на надежную эксплуатацию судна;
(ii) состояние и надежность любой дистанционно управляемой главной силовой установки и рулевого оборудования, а также приборов управления ими, расположение этих приборов и порядок перехода на ручное управление в случаях их поломки или аварии;
(iii) расположение и работу стационарных приспособлений и устройств по обнаружению пожара, пожаротушению и локализации огня;
(iv) использование и эксплуатационное состояние вспомогательного, пускового и аварийного оборудования, влияющего на безопасность плавания, швартовки или постановки в док;
(v) мероприятия, необходимые для поддержания механизмов в рабочем состоянии с целью обеспечения их эффективной работы во всех условиях эксплуатации судна;
(vi) любые другие требования к вахте, которые могут возникнуть в результате особых эксплуатационных обстоятельств.
(c) На незащищенной якорной стоянке старший механик должен согласовать с капитаном вопрос о необходимости несения ходовой машинной вахты.
7. Годность к несению вахты
Организация несения вахты должна быть такой, чтобы члены вахты не теряли своей работоспособности из-за усталости. Старший механик должен организовать вахту таким образом, чтобы личный состав первой при отходе в рейс и последующих сменяющих вахт, получил достаточный отдых и был пригоден для несения вахты во всех иных отношениях.
8. Охрана морской среды
Весь командный и рядовой состав машинного отделения должен четко представлять себе серьезные последствия как эксплуатационного, так и аварийного загрязнения морской среды и предпринимать все возможные меры предосторожности для предотвращения подобного загрязнения, особенно в тех случаях, где это предусмотрено соответствующими международными и портовыми правилами.
Правило III/2
Обязательные минимальные требования для дипломирования старших и вторых механиков судов с главной силовой установкой пропульсивной мощностью 3000 квт и более
1. Каждый старший и второй механик морского судна с главной силовой установкой пропульсивной мощностью 3000 квт и более должен иметь соответствующий диплом.
2. Каждый кандидат на получение диплома должен:
(a) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно зрения и слуха;
(b) отвечать требованиям, предъявляемым к дипломированному вахтенному механику, и
(i) для получения диплома второго механика иметь одобренный стаж работы на судне не менее 12 месяцев в должности помощника механика или механика;
(ii) для получения диплома старшего механика иметь одобренный стаж работы на судне не менее 36 месяцев, из которых не менее 12 месяцев - механиком на руководящей должности при наличии диплома второго механика;
(c) пройти одобренный курс практической противопожарной подготовки;
(d) сдать соответствующий экзамен, отвечающий требованиям Администрации. В экзаменационные вопросы следует включать материал, изложенный в Дополнении к данному Правилу, однако Администрации предоставляется право изменять экзаменационные требования для механиков судов с силовой установкой ограниченной пропульсивной мощности и совершающих прибрежное плавание, принимая во внимание безопасность других судов, которые могут плавать в тех же водах.
3. Подготовка для приобретения необходимых теоретических знаний и практических навыков должна учитывать соответствующие международные правила и рекомендации.
4. Уровень требований к знаниям, указанным, в различных разделах Дополнения, может меняться в зависимости от того, выдается ли диплом старшего или второго механика.
Дополнение к Правилу III/2
Минимальные знания, необходимые для получения дипломов старшего и второго механиков судов с главной силовой установкой пропульсивной мощностью 3000 квт и более
1. Ниже приводится программа экзаменационных требований, предъявляемых для проведения экзамена к кандидатам на получение дипломов старшего или второго механиков судов с главной Силовой установкой пропульсивной мощностью 3000 квт и более. Принимая во внимание тот факт, что второй механик должен быть в любой момент готов принять на себя ответственность старшего механика, экзамены по указанным ниже вопросам должны выявить способность кандидатов усвоить всю доступную информацию, влияющую на обеспечение безопасной эксплуатации судовых механизмов.
2. Что же касается пункта 4(a), приведенного ниже, то Администрация может не предъявлять требования к знаниям в отношений тех силовых установок, которые не указаны в выдаваемом дипломе. Такой диплом не действителен для работы на судах с силовыми установками, знание которых опущено из экзаменационных требований, до тех пор, пока механик не подтвердит свою компетентность в этих вопросах в соответствии с требованиями Администрации. Все ограничения должны быть отражены в дипломе.
3. Каждый кандидат должен обладать знаниями следующих дисциплин:
(a) термодинамика и теплопередача;
(b) механика и гидродинамика;
(c) принципы работы судовых силовых установок (дизеля, паровых и газовых турбин) и рефрижераторных установок;
(d) физические и химические свойства топлива и смазочных материалов;
(e) технология материалов;
(f) физико-химическая природа возгорания и огнегасящие агенты;
(g) морская электротехника, электронное и электрическое оборудование;
(h) основы автоматизации, контрольно-измерительные системы и системы управления;
(i) теория устройства судна, включая борьбу за живучесть.
4. Каждый кандидат должен обладать, по крайней мере, достаточными практическими навыками по:
(a) эксплуатации и обслуживанию:
(i) судовых дизелей;
(ii) судовых паросиловых установок;
(iii) судовых газовых турбин;
(b) эксплуатации и обслуживанию вспомогательных механизмов, включая системы насосов и трубопроводов, вспомогательную котельную установку и рулевое устройство;
(c) эксплуатации, проверке и обслуживанию электрического оборудования и приборов управления;
(d) эксплуатации и обслуживанию грузовых и палубных механизмов;
(e) обнаружению неисправной работы механизмов, локализации неисправных узлов и предотвращению крупных повреждений;
(f) организации грамотного обслуживания и ремонта;
(g) методам и средствам предотвращения, обнаружения и тушения пожаров;
(h) методам и средствам предотвращения загрязнения окружающей среды с судов;
(i) правилам предотвращения загрязнения морской среды;
(j) предупреждению воздействия загрязненной морской среды на остальную окружающую среду;
(k) оказанию первой помощи при травмах, типичных для машинного отделения, и использованию соответствующих средств;
(l) использованию спасательных средств и знанию их назначения;
(m) методам борьбы за живучесть;
(n) технике безопасности.
5. Каждый кандидат должен обладать знаниями в области морского права в рамках международных соглашений и конвенций в той степени, в какой они связаны с обязанностями персонала машинного отделения, особенно в отношении безопасности судоходства и охраны морской среды. Объем знаний по национальному морскому законодательству определяется Администрацией, однако он должен включать национальные правила, принятые во исполнение международных соглашений и конвенций.
6. Каждый кандидат должен уметь руководить личным составом, организовывать его работу и подготовку.
Правило III/3
Обязательные минимальные требования для дипломирования старших и вторых механиков судов с главной силовой установкой пропульсивной мощностью от 750 до 3000 квт
1. Каждый старший и второй механик морского судна с главной силовой установкой пропульсивной мощностью от 750 до 3000 квт должен иметь соответствующий диплом.
2. Каждый кандидат на получение диплома должен:
(a) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно зрения и слуха;
(b) отвечать требованиям, предъявляемым к дипломированному вахтенному механику; и
(i) для получения диплома второго механика иметь одобренный стаж работы на судне не менее 12 месяцев в должности помощника механика или механика;
(ii) для получения диплома старшего механика иметь одобренный стаж работы на судне не менее 24 месяцев, из которых не менее 12 месяцев при наличии диплома второго механика;
(iii) пройти одобренный курс практической противопожарной подготовки;
(iv) сдать соответствующий экзамен, отвечающий требованиям Администрации. В экзаменационные вопросы следует включать материал, изложенный в Дополнении к данному Правилу, однако Администрации предоставляется право изменять экзаменационные требования для механиков судов, совершающих прибрежное плавание, принимая во внимание типы автоматического и дистанционного управления этих судов и безопасность других судов, которые могут плавать в тех же водах.
3. Подготовка для получения необходимых теоретических знаний и практических навыков должна учитывать соответствующие международные правила и рекомендации.
4. Уровень требований к знаниям, указанным в различных разделах Дополнения, может меняться в зависимости от того, выдается ли диплом старшего или второго механика.
5. Каждый механик, получивший диплом второго механика судов с главной силовой установкой пропульсивной мощностью 3000 квт и более, может работать в должности старшего механика судов с главной силовой установкой пропульсивной мощностью менее 3000 квт при условии, что он имеет одобренный стаж работы на судне не менее 12 месяцев механиком на руководящей должности.
Дополнение к Правилу III/3
Минимальные знания, необходимые для получения дипломов старшего и второго механиков судов с главной силовой установкой пропульсивной мощностью от 750 до 3000 квт
1. Ниже приводится программа экзаменационных требований, предъявляемых к кандидатам на получение дипломов старшего и второго механиков судов с главной силовой установкой пропульсивной мощностью от 750 до 3000 квт. Принимая во внимание тот факт, что второй механик должен быть в любой момент готов принять на себя ответственность старшего механика, экзамены по указанным ниже вопросам должны выявить способность кандидатов усвоить всю доступную информацию, влияющую на обеспечение безопасной эксплуатации судовых механизмов.
2. Что же касается пунктов 3(d) и 4(a), приведенных ниже, то Администрация может не предъявлять требования к знаниям в отношении тех силовых установок, которые не указаны в выдаваемом дипломе. Такой диплом не действителен для работы на судах с силовыми установками, знание которых опущено из экзаменационных требований, до тех пор, пока механик не подтвердит свою компетентность в этих вопросах в соответствии с требованиями Администрации. Все ограничения должны быть отражены в дипломе.
3. Каждый кандидат должен обладать достаточными элементарными теоретическими знаниями для понимания основ указанных ниже дисциплин:
(а) процессы сгорания;
(b) теплопередача;
(c) механика и гидродинамика;
(d) (i) судовые дизели;
(ii) судовые паросиловые установки;
(iii) судовые газовые турбины;
(e) системы рулевого устройства;
(f) свойства топлива и смазочных материалов;
(g) технология материалов;
(h) огнегасящие агенты;
(i) судовое электрооборудование;
(j) автоматизация, контрольно-измерительные системы и системы управления;
(k) устройство судна, включая борьбу за живучесть;
(l) вспомогательные системы.
4. Каждый кандидат должен обладать, по крайней мере, достаточными практическими навыками по:
(a) эксплуатации и обслуживанию:
(i) судовых дизелей;
(ii) судовых паросиловых установок;
(iii) судовых газовых турбин;
(b) эксплуатации и обслуживанию вспомогательных механизмов, включая рулевое устройство;
(c) эксплуатации, проверке и обслуживанию электрического оборудования и приборов управления;
(d) эксплуатации и обслуживанию грузовых и палубных механизмов;
(e) обнаружению неисправной работы механизмов, локализации неисправных узлов и предотвращению крупных повреждений;
(f) организации грамотного обслуживания и ремонта;
(g) методам и средствам предотвращения, обнаружения и тушения пожаров;
(h) соблюдению правил, касающихся загрязнения морской среды, а также методов и средств предотвращения такого загрязнения;
(i) оказанию первой помощи при травмах, типичных для машинного отделения, и использованию соответствующих средств;
(j) использованию спасательных средств и знанию их назначения;
(k) методам борьбы за живучесть, обращая особое внимание на меры, предпринимаемые в случае поступления воды в машинное отделение;
(l) технике безопасности.
5. Каждый кандидат должен обладать знаниями в области морского права в рамках международных соглашений и конвенций в той степени, в какой они связаны с обязанностями персонала машинного отделения, особенно в отношении безопасности судоходства и охраны морской среды. Объем знаний по национальному морскому законодательству определяется Администрацией, однако он должен включить национальные правила, принятые во исполнение международных соглашений и конвенций.
6. Каждый кандидат должен уметь руко
<< Глава II. Капитан - палубная команда |
Глава IV. >> Радиоспециалисты |
|
Содержание Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (Лондон, 7 июля 1978 г.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.