Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 11
к приказу МЧС РФ
от 6 сентября 2011 г. N 495
Положение
о Департаменте надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
1. Департамент надзорной деятельности (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Департамент подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) и его первому заместителю. Работу Департамента направляют статс-секретарь - заместитель Министра, заместители Министра, главный военный эксперт и главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору в соответствии с утвержденным распределением обязанностей между ними.
Руководитель Аппарата Министра координирует деятельность Департамента по вопросам, входящим в компетенцию Аппарата Министра.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о МЧС России, приказами и распоряжениями МЧС России, а также настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), спасательными воинскими формированиями МЧС России (далее - спасательные воинские формирования), Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями (далее - ВГСЧ), образовательными, научно-исследовательскими, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее - система МЧС России), а также в установленном порядке с соответствующими структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях (далее - ЗАТО), противопожарной службой субъектов Российской Федерации и иными видами пожарной охраны.
4. Департамент состоит из отделов:
государственной статистики пожаров и информационных ресурсов;
организации надзорных мероприятий в области пожарной безопасности;
организации надзорных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
дознания;
административной практики и правового обеспечения надзорной деятельности;
нормативно-технического.
5. Основными задачами Департамента являются:
разработка основ единой государственной политики в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в части осуществления государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка проектов положений о надзорах, отнесенных к компетенции Департамента;
разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России (далее - нормативные правовые акты) регламентирующих исполнение государственных функций, отнесенных к компетенции МЧС России, по надзору (контролю) в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также регламентирующих исполнение государственных функций по осуществлению лицензирования в области пожарной безопасности;
разработка порядка организации и осуществления территориальными органами и их подразделениями надзоров, отнесенных к компетенции МЧС России;
разработка правил аттестации государственных инспекторов по надзорам, отнесенным к компетенции МЧС России;
организационно-аналитическое обеспечение формирования государственной политики по техническому регулированию в области пожарной безопасности, а также мероприятий по ее реализации;
обеспечение взаимодействия с органами государственной власти, общественными, научными и другими организациями и объединениями, в том числе с бизнес-организациями и бизнес-сообществами, по вопросам реализации государственной политики в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка предложений по совершенствованию технического регулирования в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гармонизации национальных нормативных документов по пожарной безопасности с зарубежными и международными.
6. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами обеспечивает исполнение следующих основных функций:
разрабатывает основы единой государственной политики в области надзора (контроля) за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
См. Административный регламент МЧС РФ исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный приказом МЧС РФ от 26 июня 2012 г. N 359
разрабатывает проект положения о государственном пожарном надзоре;
разрабатывает проект положения о государственном надзоре в области гражданской обороны;
разрабатывает проект положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение государственных функций, отнесённых к компетенции МЧС России, по надзору (контролю) в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение государственных функций по осуществлению лицензирования в области пожарной безопасности и осуществляет в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России;
разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;
разрабатывает проекты нормативных правовых актов и иных документов, определяющих порядок взаимодействия органов государственного надзора (контроля) МЧС России по вопросам осуществления независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
разрабатывает проекты нормативных правовых актов по пожарной безопасности, а также нормативных документов, регламентирующих порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
разрабатывает порядок аттестации должностных лиц, осуществляющих государственный надзор (контроль) в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
разрабатывает типовые структуры и предложения по штатным расписаниям подразделений надзорной деятельности системы МЧС России, а также по их обеспечению необходимыми ресурсами;
организует государственный надзор (контроль) за соблюдением требований федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организует применение законодательства по уголовным делам, связанным с нарушением правил пожарной безопасности, уничтожением или повреждением имущества в результате неосторожного обращения с огнем, рассмотрение материалов по привлечению к ответственности за нарушения требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организует деятельность судебно-экспертных учреждений;
организует государственный статистический учёт пожаров и последствий от них в Российской Федерации;
организует деятельность по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;
организует деятельность системы лицензирования в области пожарной безопасности;
организует проведение аттестации государственных инспекторов, осуществляющих функции по надзору (контролю) в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организует контроль за соблюдением законности государственными инспекторами при осуществлении надзорной деятельности;
осуществляет деятельность органа по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;
осуществляет прием, регистрацию и разрешение сообщений о преступлениях;
осуществляет процессуальный контроль за уголовно-процессуальной деятельностью должностных лиц нижестоящих органов государственного пожарного надзора ФПС ГПС;
осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности следующих коллегиальных (совещательных) органов МЧС России:
Нормативно-технического совета МЧС России;
Координационного совета;
Комиссии по аккредитации и аттестации в области пожарной безопасности Российской Федерации;
Центральной аттестационной комиссии Государственной противопожарной службы МЧС России;
организует проведение противопожарной пропаганды;
осуществляет государственный надзор (контроль) за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
осуществляет функции органа государственного регулирования пожарной безопасности при использовании атомной энергии;
осуществляет разработку критериев по оценке эффективности деятельности органов государственного надзора (контроля) системы МЧС России;
осуществляет контроль за деятельностью органов государственного надзора (контроля) системы МЧС России по выполнению задач по предназначению;
осуществляет рассмотрение и подготовку предложений для принятия решений главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору;
осуществляет рассмотрение и согласование нормативных актов по пожарной безопасности, разработанных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями;
осуществляет рассмотрение и согласование технических условий по обеспечению противопожарной защиты уникальных объектов, а также объектов, на которые отсутствуют нормы проектирования;
осуществляет организационно-методическое обеспечение надзорной и правоприменительной деятельности подразделений надзорной деятельности МЧС России, дознания по делам о пожарах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет сбор, подготовку и представление в Генеральную прокуратуру Российской Федерации сводных отчетов форм федерального статистического наблюдения по центральному аппарату МЧС России и территориальным органам;
осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области пожарной безопасности и организации деятельности подразделений надзорной деятельности МЧС России;
участвует в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приёмов и способов защиты от пожаров;
осуществляет подготовку в установленном порядке предложений по подбору и расстановке кадров, осуществляющих функции по надзору (контролю) в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
осуществляет контроль за ходом реализации федеральных целевых программ в части, касающейся Департамента;
осуществляет работу с письмами граждан по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
осуществляет мероприятия по подготовке специалистов, выполняющих функции по осуществлению государственного надзора (контроля) в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
осуществляет ведение реестра лицензий, а также предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестра лицензий и иной информации о лицензировании;
осуществляет обеспечение проведения мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации в пределах компетенции Департамента;
обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере своей деятельности, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение руководства МЧС России;
организует в установленном порядке разработку проектов и принятие технических регламентов в области пожарной безопасности, а также нормативных документов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов;
осуществляет мониторинг практики применения технических регламентов и нормативных документов в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, разрабатывает предложения по совершенствованию технического регулирования в указанных областях, организует работу по гармонизации национальных нормативных документов по пожарной безопасности с зарубежными и международными;
участвует в разработке и выполнении мероприятий по предотвращению коррупционных проявлений в системе МЧС России;
осуществляет представление и защиту интересов МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции департамента, в судах, антимонопольных, правоохранительных и иных органах;
осуществляет ведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, разработчиком которых является Департамент.
7. Департаменту предоставлено право:
запрашивать в установленном порядке необходимые предложения, справочные и информационные документы по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, от структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, спасательных воинских формирований центрального подчинения, ФПС ГПС, ГИМС, ВГСЧ, учреждений и организаций МЧС России, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Департамента;
проводить в установленном порядке проверки (в том числе инспекторские, контрольные и целевые) по вопросам состояния надзорной деятельности в системе МЧС России и по другим вопросам, в пределах компетенции Департамента;
готовить проекты нормативных правовых актов и других документов в соответствии с основными задачами и функциями, возложенными на Департамент, согласовывать их с соответствующими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России;
вести переписку от имени Департамента по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности в установленном для этой категории руководителя порядке.
Директор Департамента имеет 4-х заместителей, назначаемых и освобождаемых от занимаемой должности в установленном для этой категории руководителей порядке.
Директор Департамента и его заместители по должности являются, соответственно, начальником и заместителями начальника органа дознания и обладают полномочиями, определенными статьей 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Директор Департамента подчиняется Министру, первому заместителю Министра, заместителям Министра, а также главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору.
Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от занимаемой должности в установленном для этой категории руководителей порядке.
Директор Департамента и его заместители по должности являются заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, а сотрудники ФПС ГПС Департамента - государственными инспекторами Российской Федерации по пожарному надзору.
9. Директор Департамента осуществляет руководство Департаментом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач.
10. Директор Департамента:
распределяет обязанности среди своих заместителей;
вносит в установленном порядке проекты нормативных правовых актов по вопросам пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в области надзорной деятельности МЧС России;
вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры и изменению штатного расписания Департамента;
вносит предложения о назначении на должности лиц начальствующего состава Департамента;
вносит предложения о представлении сотрудников Департамента к поощрению, присвоению специальных званий, а также ходатайствует о привлечении к дисциплинарной ответственности;
вносит предложения по обеспечению Департамента бюджетными средствами для осуществления деятельности Департамента;
дает поручения руководителям территориальных органов и организаций МЧС России в рамках выполнения соответствующих поручений руководства МЧС России, приказов и распоряжений МЧС России, относящихся к компетенции Департамента;
готовит предложения по составу и полномочиям совещательных и коллегиальных органов, создаваемых в центральном аппарате МЧС России для осуществления надзорной деятельности;
имеет право подписывать финансовые документы, договоры, государственные контракты и другие документы в соответствии с установленным в МЧС России правом подписи указанных документов;
обеспечивает подбор и расстановку кадров Департамента, их профессиональную подготовку, соблюдение законности и служебной дисциплины;
осуществляет предварительное (или в рабочем порядке) согласование проектов нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
осуществляет переписку с руководителями структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями Российской Федерации и гражданами по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
принимает решения по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
представляет в установленном порядке интересы МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
по поручению Министра, первого заместителя Министра, заместителей Министра и главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору представляет МЧС России в федеральных органах исполнительной власти, в иных организациях и учреждениях, в том числе международных, по вопросам надзорной деятельности;
определяет задачи начальников отделов Департамента, должностные обязанности сотрудников и должностных лиц Департамента, уполномоченных на прием, регистрацию и разрешение сообщений о преступлениях, а также лиц, уполномоченных осуществлять в отношении дознавателей нижестоящих органов ГПН полномочия, предусмотренные статьей 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
участвует в установленном порядке в проведении аттестации личного состава Департамента;
осуществляет организационно-методическое руководство управлением обеспечения надзорной деятельности Центра обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы МЧС России.
11. Департамент имеет печать с полным наименованием МЧС России и Департамента (за исключением гербовой), а также другие печати, штампы и бланки, изготовленные в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.