15 января 2010 г.
В связи с переходом к работе в новых условиях уголовного судопроизводства, установленных Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения конституционных прав граждан и единого порядка проверки заявлений и сообщений о совершении правонарушений прокурорскими работниками органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, руководствуясь ст. 1, 11 и 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при получении сообщений о правонарушениях, совершенных прокурорами или следователями, строго руководствоваться положениями ст. 42 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" о том, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 января 2010 г. N 8 пункт 2 настоящего приказа изложен в новой редакции
Решением Верховного Суда РФ от 4 августа 2015 г. N АКПИ15-690, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N АПЛ15-485, пункт 2 признан не противоречащим действующему законодательству в части, предусматривающей, что проверке подлежат обращения о совершении прокурорскими работниками органов и учреждений прокуратуры и Следственного комитета административных правонарушений
2. Установить, что проверке подлежат обращения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, информация, поступившая из органов МВД России, ФСБ России, других правоохранительных органов и специальных служб, общественных организаций, сообщения средств массовой информации и иных источников о совершении прокурорскими работниками органов и учреждений прокуратуры и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее - Следственный комитет) административных правонарушений, проступков, порочащих честь прокурорского работника, а также нарушении ими требований Присяги прокурора (следователя).
3. По указанию Генерального прокурора Российской Федерации, лица, его замещающего, или первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации* Главному организационно-инспекторскому управлению, при необходимости с привлечением Главной военной прокуратуры, управления кадров и иных подразделений центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации, организовывать и проводить проверки (служебные расследования) в отношении прокурорских работников центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур, прокуратур городов, районов, других территориальных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, являющихся юридическими лицами.
4. Проверки (служебные расследования) в отношении военных прокуроров округов и флотов, приравненных к ним прокуроров, их заместителей, а также прокурорских работников Главной военной прокуратуры проводить по указанию заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.
5. Решение о проведении проверки (служебного расследования) в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах принимать руководителю прокуратуры, к компетенции которого относится назначение на занимаемую должность прокурорского работника, а в отношении прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров - прокурору субъекта Российской Федерации, приравненному к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры.
Срок проведения проверки составляет 30 дней, если законодательством не установлен иной срок. В случае необходимости и при наличии оснований срок проверки продлевать лицу, давшему указание о ее проведении.
Решением Верховного Суда РФ от 4 марта 2009 г. N ГКПИ08-1984, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 7 мая 2009 г. N КАС09-181, пункт 6 настоящего приказа признан недействующим в части, предписывающей при поступлении в органы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации сообщений о совершенном или готовящемся преступлении со стороны прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации направлять эти сообщения для рассмотрения руководителю органа прокуратуры Российской Федерации.
6. Если в обращениях указывается на совершение взаимосвязанных правонарушений прокурорскими работниками Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокурорскими работниками Следственного комитета, проверки (служебные расследования) по указанию Генерального прокурора Российской Федерации или лица, его замещающего, организовывать и осуществлять совместно с представителями Следственного комитета, которые по указанию руководства Следственного комитета самостоятельно проверяют сообщения в отношении своих прокурорских работников. В ходе проведения проверок (служебных расследований) указанной категории представителям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета оказывать друг другу содействие, в необходимых случаях обмениваться информацией, исходя из интересов службы представлять для ознакомления документы, иные собранные материалы, передавать их копии.
При поступлении в органы прокуратуры Российской Федерации сообщений предусмотренных пунктом 2 настоящего приказа в отношении работников Следственного комитета, а в органы Следственного комитета - аналогичных сообщений в отношении прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации - указанные обращения направлять для рассмотрения соответственно руководителям следственного органа Следственного комитета и органа прокуратуры Российской Федерации.
7. К проведению проверки (служебного расследования) приступать безотлагательно.
Обеспечивать тщательную проверку содержащихся в сообщениях и заявлениях доводов и обстоятельств, руководствуясь при этом принципом законности, не допуская как необоснованного наказания прокурорских работников, так и попыток увода их от предусмотренной законом ответственности.
8. При установлении в действиях прокурорского работника признаков преступления направлять материалы руководителю соответствующего следственного органа Следственного комитета для принятия решения в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
9. Первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур по сообщению о преступлении, совершенном (подготавливаемом) прокурорским работником, поручать (разрешать) уполномоченным органам проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
При этом иметь в виду, что в отношении прокурорских работников, проходящих службу в должностях, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, указанные выше поручения (разрешения) вправе давать Генеральный прокурор Российской Федерации либо лицо, его замещающее.
10. В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого либо особо тяжкого преступления, в отношении указанной категории прокурорских работников поручения (разрешения) также вправе давать заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур с незамедлительным представлением в установленном порядке специального донесения Генеральному прокурору Российской Федерации.
Указанные выше поручения (разрешения) давать только в тех случаях, когда имеются веские основания для подозрения прокурорского работника в совершении (приготовлении) преступления и отсутствуют иные возможности для проверки обоснованности сообщения.
Порядок и перечень должностных лиц Следственного комитета уполномоченных решать указанные вопросы в отношении работников Следственного комитета определить первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Председателю Следственного комитета.
11. Решительно пресекать попытки сбора сведений о частной жизни прокурорских работников, не имеющих отношения к проводимой проверке.
Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур после дачи поручения (разрешения) письменно, в установленном порядке, информировать начальника Главного организационно-инспекторского управления в следующие сроки:
о даче поручения (разрешения) на проведение оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) - не позднее трех суток;
о результатах ОРМ - не позднее пяти суток после их окончания.
О выявленных нарушениях закона по результатам проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, сообщать незамедлительно.
12. Вменить в обязанность прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур о каждом случае совершения прокурорским работником правонарушения, проведения в отношении его проверки в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ, возбуждения уголовного дела, в суточный срок с момента получения соответствующей информации, направлять специальное донесение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Главную военную прокуратуру с последующим представлением подробной информации о результатах проведенной проверки и расследования уголовного дела.
К донесениям приобщать копии необходимых материалов, приказов об отстранении от должности, процессуальных документов, в том числе судебных решений.
Обеспечить надлежащий надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия по уголовным делам указанной категории. Обращать внимание на соблюдение требований ст. 448 УПК РФ об особой процедуре возбуждения уголовных дел в отношении прокурора.
13. На период проведения в отношении прокурорского работника проверки (служебного расследования), в каждом случае рассматривать вопрос о необходимости его отстранения от занимаемой должности.
При этом учитывать, что прокурорский работник, совершивший проступок, порочащий честь прокурорского работника, может быть отстранен от занимаемой должности временно, но не более чем на один месяц, до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания.
Отстранение от должности оформлять приказом вышестоящего прокурора.
Решением Верховного Суда РФ от 12 марта 2014 г. N АКПИ14-77, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2014 г. N АПЛ14-237, пункт 14 настоящего приказа признан не противоречащим действующему законодательству в той части, в которой позволяют во внесудебном порядке признавать прокурорского работника виновным в совершении административного правонарушения и определять ему вид наказания, чем ставят работников прокуратуры в неравное положение по сравнению с другими лицами, совершившими аналогичные правонарушения
14. Установить, что Генеральный прокурор Российской Федерации, его первые заместители и заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции вправе привлечь к дисциплинарной ответственности виновного прокурорского работника за совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника.
В случае возбуждения за проступок, порочащий честь прокурорского работника, административного производства подлинник постановления и материалы проверки направлять в суд по месту совершения правонарушения для решения вопроса о применении мер административного воздействия.
Решением Верховного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. N АКПИ12-1491, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. N АПЛ13-4, пункт 15 настоящего приказа признан не противоречащим действующему законодательству
15. Не позднее суток с момента завершения проверки (служебного расследования) письменно уведомлять прокурорского работника, в отношении которого она проводилась, о результатах, а при наличии письменного ходатайства - знакомить его с материалами проверки (служебного расследования).
16. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
один раз в полугодие анализировать итоги проверок (служебных расследований), выяснять обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушений прокурорскими работниками, принимать меры к устранению нарушений;
не позднее 25 января и 25 июля текущего года представлять аналитические справки соответственно в Главное организационно-инспекторское управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главную военную прокуратуру.
17. Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур по вопросам, относящимся к их компетенции, обеспечивать анализ состояния дисциплины и законности в органах прокуратуры и следственных органах, учет и оперативное реагирование на правонарушения прокурорских работников, а также выработку мер по их профилактике и соответствующую информацию представлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации не позднее 25 января и 25 июля текущего года для обобщения и последующего доклада Генеральному прокурору Российской Федерации.
Главному организационно-инспекторскому управлению и управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации по итогам каждого полугодия к 15 февраля и 15 августа текущего года обобщать состояние дисциплины.
18. Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации своим приказом определить порядок проведения проверок (служебных расследований) в Следственном комитете.
19. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первых заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности и начальника Главного организационно-инспекторского управления.
20. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.07.2002 N 46 "О порядке проверки сообщений о правонарушениях прокуроров и следователей".
21. Приказ опубликовать в журнале "Законность".
Приказ направить первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений, входящих в систему прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
_____________________________
* - первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации не обладает полномочиями, указанными в пункте 3 данного приказа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 18 апреля 2008 г. N 70 "О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации"
Текст приказа опубликован в журнале "Законность", 2008 г., N 6
Решением Верховного Суда РФ от 4 марта 2009 г. N ГКПИ08-1984, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 7 мая 2009 г. N КАС09-181, пункт 6 настоящего приказа признан недействующим в части, предписывающей при поступлении в органы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации сообщений о совершенном или готовящемся преступлении со стороны прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации направлять эти сообщения для рассмотрения руководителю органа прокуратуры Российской Федерации.