Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Регламент
осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральной службе судебных приставов
(утв. приказом Федеральной службы судебных приставов от 25 мая 2015 г. N 294)
I. Общие положения
1.1. Предметом внутреннего финансового аудита является оценка (тестирование) эффективности (надежности) и качества процедур внутреннего финансового контроля, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных Управлением делами бюджетных средств, территориальными органами ФССП России и подведомственными учреждениями получателями бюджетных средств.
1.2. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
1.3. Субъектом внутреннего финансового аудита являются отдельные должностные лица контрольно-ревизионного отдела Управления делами, наделенные правами проведения внутреннего финансового аудита.
Должностное лицо субъекта внутреннего финансового аудита не может осуществлять действия по изучению проведенных им операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
1.4. Объект внутреннего финансового аудита - Управление делами, территориальные органы ФССП России и подведомственные учреждения ФССП России.
1.5. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности и системности.
Принцип законности выражается в строгом и полном выполнении правовых норм, регулирующих процесс внутреннего финансового аудита.
Принцип объективности и профессиональной компетентности выражается в применении соответствующими должностными лицами и работниками совокупности профессиональных аудиторских знаний, навыков, и других компетенций, позволяющих субъекту внутреннего финансового аудита осуществлять внутренний финансовый аудит беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектов внутреннего финансового аудита целей и задач.
Принцип эффективности означает, что внутренний финансовый аудит должен исходить из необходимости достижения наилучших (заданных) результатов аудита с использованием наименьшего объема затрачиваемых на него ресурсов (финансовых, трудовых и материальных).
Принцип независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
Принцип системности заключается в том, что при осуществлении внутреннего финансового аудита выявленные риски (неопределённости) и нарушения анализируются в целях оценки надежности системы контроля в отношении внутренних бюджетных процедур.
1.6. При организации внутреннего финансового аудита учитываются требования пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие, что внутренний финансовый аудит направлен:
на оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;
на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
II. Организация внутреннего финансового аудита
2.1. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации (далее - Директор).
2.2. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. При проведении аудиторских проверок в Федеральной службе судебных приставов могут привлекаться независимые эксперты на платной основе.
2.3. Аудиторские проверки в зависимости от их характера, объема, сложности и специфики деятельности объектов аудита проводятся:
должностными лицами субъекта аудита;
аудиторскими группами под руководством должностных лиц субъекта аудита, в состав которых включаются уполномоченные должностные лица территориальных органов ФССП России, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками (далее - аудиторские группы).
2.4. Аудиторские проверки подразделяются:
на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
2.5. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении ими аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании запросов документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля. Рекомендуемый срок направления и исполнения указанного запроса составляет не более 30 дней;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений.
2.6. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторской проверки (актами и заключениями).
III. Планирование аудиторских проверок
3.1. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - План) (приложение N 1).
3.2. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
Проект Плана на следующий календарный год не позднее 1 декабря текущего календарного года представляется на утверждение Директору.
3.3. План включает в себя объекты проверки, темы аудиторских проверок, проверяемый период, месяц начала и срок проведения проверки, количество членов аудиторской группы и ответственных исполнителей.
План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
3.4. В Плане предусматриваются аудиторские проверки, осуществляемые по следующим направлениям:
аудит эффективности расходов бюджета на социальное обеспечение и иные выплаты населению;
аудит формирования (ведения) и исполнения бюджетных смет получателями средств федерального бюджета;
аудит осуществления Федеральной службой судебных приставов полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета;
аудит эффективности расходов бюджета на капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности;
аудит достоверности и полноты бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств;
аудит исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
3.5. Тема аудиторской проверки составляется путем детализации соответствующего направления аудиторской проверки по конкретным видам и (или) направлениям расходов (доходов, источников финансирования дефицита) бюджета, а также проверяемого периода. Охват проверяемого периода включает период текущего года до начала проведения аудиторской проверки.
3.6. При планировании аудиторских проверок должностными лицами субъекта аудита (далее - руководитель аудиторской группы) учитываются:
3.6.1. Значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность ФССП России в случае неправомерного исполнения этих операций;
3.6.2. Факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
3.6.3. Наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
3.6.4. Степень обеспеченности субъекта аудита трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами;
3.6.5. Возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки; наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок;
3.6.6. Наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
3.7. В целях составления Плана субъекта аудита проводится предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
3.8. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки (приложение N 2), которая утверждается Директором или лицом, его замещающим, не позднее чем за 15 рабочих дней до начала аудиторской проверки.
Программа аудиторской проверки должна содержать наименование (камеральная, выездная, комбинированная) и тему аудиторской проверки, сроки ее проведения, наименование объекта аудита, перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.
3.9. Программа аудиторской проверки может содержать общие вопросы в части:
3.9.1. Организации внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой внутренней бюджетной процедуры;
3.9.2. Применения автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных;
3.9.3. Наличия конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры.
3.10. Программа по аудиту достоверности и полноты бюджетной отчетности Федеральной службы судебных приставов также может содержать следующие вопросы, подлежащие изучению:
законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования средств федерального бюджета;
ведение учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
применение автоматизированных информационных систем при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
бюджетный учет, по которому принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
наделение правами доступа пользователей к базам данных, ввода и вывода информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
формирование финансовых и первичных учетных документов, а также наделение правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета; бюджетная отчетность.
3.11. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется приказом Директора, в котором указывается наименование аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), наименование объекта аудита, срок проведения аудиторской проверки, проверяемый период финансово-хозяйственной деятельности объекта аудита, состав аудиторской группы, срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.
3.12. Внеплановые аудиторские проверки назначаются по решению Директора.
IV. Проведение аудиторской проверки и оформление ее результатов
4.1. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки с применением следующих возможных методов аудита:
инспектирование - изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
наблюдение - систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запрос - обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждение - ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчет - проверка точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет, произведенного руководителем аудиторской группы (проверяющим) или членами аудиторской группы;
аналитические процедуры - анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
4.2. Мотивированный запрос формируется субъектом аудита в пределах или за пределами объекта аудита и направляется объекту аудита.
Ответ на мотивированный запрос в письменной форме и в форме электронного документа с приложением необходимых копий документов составляется объектом аудита и направляется субъекту аудита в срок не позднее 3 рабочих дней после его получения объектом аудита.
4.3. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства (фактические данные и достоверная информация), основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
4.4. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объекта аудита;
копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
акт аудиторской проверки.
4.5. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления или продления аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы направляет руководителю субъекта аудита служебную записку с изложением обстоятельств и срока требуемого приостановления (продления) аудиторской проверки.
Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки, но не может превышать 30 календарных дней.
4.6. Решение о приостановлении (продлении) аудиторской проверки, принятое Директором на основании мотивированной служебной записки руководителя субъекта аудита, оформляется распоряжением, которое доводится до сведения руководителя аудиторской группы, руководителя объекта аудита.
4.7. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, устанавливаемые распоряжением Директора или лица, его замещающего.
4.8. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки (приложение N 3).
4.9. При наличии разногласий по выводам, указанным в акте аудиторской проверки, объект аудита вправе в течение 3 рабочих дней с даты его получения направить возражения в письменной форме и форме электронного документа.
Руководитель аудиторской группы в срок до 10 рабочих дней со дня получения возражений в форме электронного документа рассматривает их обоснованность и дает по ним заключение в письменной форме.
Заключение после его утверждения Директором или лицом, его замещающим, направляется руководителю объекта аудита в письменной форме и форме электронного документа, его копия приобщается к материалам аудиторской проверки.
4.10. Контроль за своевременным и полным выполнением предложений по акту аудиторской проверки осуществляется субъектами аудита.
4.11. На основании акта аудиторской проверки руководитель аудиторской группы составляет отчет (приложение N 4) о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
4.12. Отчет о результатах аудиторской проверки, подписанный руководителем структурного подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита с приложением акта аудиторской проверки в течение 10 рабочих дней с даты его подписания руководителем аудиторской группы (проверяющим) направляется Директору или лицу, его замещающему.
По результатам рассмотрения указанного отчета Директор вправе принять одно или несколько из решений:
о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебной проверки;
о направлении материалов в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора или правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
4.13. Решения Директора или лица, его замещающего, принятые по результатам аудиторской проверки, направляются объекту аудита в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их принятия.
4.14. Руководитель объекта аудита обязан в установленный срок представить Директору или лицу, его замещающему, информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки, с копиями документов, подтверждающих выполнение предложений по устранению нарушений и недостатков.
Проведение камеральной аудиторской проверки
4.15. Руководитель аудиторской группы по проведению камеральной аудиторской проверки (далее - камеральная проверка) уведомляет объект аудита о проведении камеральной проверки путем направления копии распоряжения Директора или лица, его замещающего, о проведении камеральной проверки и копии программы камеральной проверки в срок не позднее, чем за 15 рабочих дней до даты начала проведения камеральной проверки.
4.16. Одновременно с копией распоряжения Директора или лица, его замещающего, о проведении камеральной проверки и копией программы камеральной проверки объекту аудита направляется мотивированный запрос о представлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения камеральной проверки.
4.17. Срок проведения камеральной проверки не может составлять более чем 30 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 30 календарных дней по решению Директора или лица, его замещающего.
При необходимости (в том числе в случаях непредставления или несвоевременного представления объектом аудита информации, документов и материалов, включенных в мотивированный запрос) срок проведения камеральной проверки (даты ее начала и окончания) может быть перенесен в установленном порядке.
4.18. Результаты камеральной проверки оформляются актом камеральной проверки, который составляется и подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) в течение 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки.
4.19. Акт камеральной проверки составляется в двух экземплярах, один из которых в течение 3 рабочих дней с даты его подписания руководителем аудиторской группы (проверяющим) направляется объекту аудита в письменной форме.
4.20. Второй экземпляр акта камеральной проверки и отчет о результатах камеральной проверки направляются директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации или лицу его замещающему для рассмотрения и принятия решений по результатам камеральной проверки.
Проведение выездной аудиторской проверки
4.21. Срок проведения выездной аудиторской проверки (далее - выездная проверка) не может превышать 30 календарных дней.
4.22. Руководитель аудиторской группы при прибытии на объект аудита обязан ознакомить руководителя объекта аудита с программой выездной проверки, представить членов аудиторской группы, решить организационно-технические вопросы проведения выездной проверки.
4.23. План-график выездной проверки доводится под подпись каждому члену аудиторской группы, ответственному за оформление справки по результатам проверки соответствующего вопроса (вопросов) программы выездной проверки.
4.24. Руководители объектов аудита обязаны:
создать условия для работы аудиторской группы (проверяющего);
предоставить служебное помещение (служебные помещения), оборудованное организационно-техническими средствами, средствами связи и гарантирующее сохранность документов, обеспечить транспортом;
оказывать содействие в проведении выездной проверки, давать указания о представлении подлинных документов, подлежащих проверке, а также справок и объяснений в устной и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к выездной проверке;
обеспечить установку соответствующих программных продуктов (бухгалтерских, справочно-информационных и др.) в зависимости от функциональных потребностей и решаемых задач, а также при необходимости доступ участников аудиторской группы к базам данных в режиме просмотра (исключающего возможность утраты данных информационных баз), по проверяемым направлениям деятельности объекта проверки в соответствии с вопросами программы аудиторской проверки;
принимать меры к устранению и предупреждению выявленных в процессе аудиторской проверки нарушений и недостатков;
принимать решения о привлечении виновных должностных лиц к ответственности и возмещению причиненного ущерба.
4.25. Руководитель аудиторской группы определяет объем и состав аудиторских исследований по каждому вопросу программы выездной проверки, а также способы сбора данных.
Сплошной способ заключается в аудиторских исследованиях всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы выездной проверки.
Выборочный способ заключается в аудиторских исследованиях части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы выездной проверки. При этом объем выборки и ее состав определяются руководителем аудиторской группы (проверяющим) таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы выездной проверки для последующего формирования доказательств.
4.26. Руководитель аудиторской группы вправе при составлении акта выездной проверки (далее - акт) уточнить, расширить и (или) изменить информацию и выводы, изложенные в справках членов аудиторской группы, если они не основываются на достаточных надлежащих надежных доказательствах.
4.27. Акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем аудиторской группы и руководителем объекта аудиторской проверки. Второй экземпляр вручается руководителю объекта аудиторской проверки. О получении второго экземпляра на последнем листе первого экземпляра акта ставится подпись и расшифровка этой подписи должностного лица.
4.28. К первому экземпляру прилагаются составленные и подписанные участниками аудиторской группы справки, таблицы и копии документов, подлинные письменные объяснения должностных лиц, подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в использовании бюджетных средств и деятельности объекта проверки.
V. Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита
5.1. Субъект аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.
Отчет о результатах внутреннего финансового аудита (приложение N 5) и пояснительная записка к нему составляются субъектом аудита нарастающим итогом с начала года по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом.
5.2. В пояснительной записке должна содержаться следующая информация:
краткая характеристика результатов внутреннего финансового аудита в отчетном периоде;
причины, повлекшие невыполнение Плана, увеличение фактических сроков проведения аудиторских проверок по отношению к плановым срокам и принятые меры по их устранению;
суммы и виды выявленных в отчетном периоде нарушений;
возмещение причиненного ущерба в отчетном периоде (в случае его выявления, в том числе и по результатам ранее проведенных аудиторских проверок);
имеющиеся случаи передачи материалов в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора или правоохранительные органы;
иные решения, связанные с привлечением к ответственности за выявленные нарушения;
наличие признанных обоснованными возражений со стороны объектов аудита.
5.3. Отчет о результатах внутреннего финансового аудита составляется субъектом аудита на основании отчетов о результатах аудиторских проверок и решений, принятых Директором или лицом, его замещающим.
5.4. Годовая (квартальная) отчетность о результатах внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля и достоверности сводной бюджетной отчетности Федеральной службы судебных приставов.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.
5.5. Субъекты аудита обязаны представлять Федеральной службе финансово-бюджетного надзора запрашиваемую информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.