Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поправками, одобренными 25 мая 1990 г., глава II-1 дополнена частью В-1, вступающей в силу 1 февраля 1992 г.
Часть В-1 - Деление на отсеки и аварийная остойчивость грузовых судов*
(Эта часть применяется к грузовым судам, построенным на или после 1 февраля 1992 года.)
Правило 25-1
Применение
1 Требования этой части применяются к судам длиной более 100 м (или ), в основном предназначенным для перевозки сухих грузов, за исключением тех судов, в отношении которых показано, что они отвечают требованиям по остойчивости в поврежденном состоянии других документов**, разработанных Организацией.
2 Любая ссылка, в дальнейшем, на правила относится к комплекту правил, содержащихся в этой части.
3 Администрация может для отдельного судна или группы судов принять равноценные меры, если она убеждена, что достигается по крайней мере такая же степень безопасности, какая достигается данными правилами. Любая Администрация, которая допускает применение таких равноценных мер, должна направить в Организацию их описание.
Правило 25-2
Определения
Для целей настоящих правил, если специально не предусмотрено иное:
1.1 Грузовая ватерлиния деления на отсеки есть ватерлиния, применяемая при делении судна на отсеки.
1.2 Самая высокая грузовая ватерлиния деления на отсеки есть грузовая ватерлиния деления на отсеки, соответствующая осадке по летнюю грузовую марку, назначенную судну.
1.3 Промежуточная грузовая ватерлиния есть осадка судна порожнем плюс 60 процентов разности между осадкой судна порожнем и самой высокой грузовой ватерлинией деления на отсеки.
2.1 Длина деления на отсеки () есть самая большая спроектированная теоретическая длина той части судна на или ниже палубы или палуб, ограничивающих распространение затопления в вертикальном направлении.
2.2 Середина длины, есть средняя точка длины деления судна на отсеки.
2.3 Крайняя кормовая точка есть кормовая граница длины деления судна на отсеки.
2.4 Крайняя носовая точка есть носовая граница длины деления судна на отсеки.
3 Ширина (В) есть наибольшая теоретическая ширина судна на середине длины на или ниже самой высокой грузовой ватерлинии деления на отсеки.
4 Осадка (d) есть вертикальное расстояние от расчетной основной плоскости до соответствующей ватерлинии, измеренное на середине длины судна.
5 Проницаемость () помещения есть часть погруженного объема этого помещения, которое может быть заполнено водой.
Правило 25-3
Требуемый индекс деления на отсеки "R"
1 Настоящее правило предназначено для того, чтобы обеспечить суда минимальным стандартом деления судна на отсеки.
2 Обеспечиваемая степень деления на отсеки определяется требуемым индексом деления на отсеки "R" следующим образом:
, где - в метрах.
Правило 25-4
Достижимый индекс деления на отсеки "А"
1 Достижимый индекс деления на отсеки "А", рассчитанный в соответствии с настоящим правилом, не должен быть меньше требуемого индекса деления на отсеки R, рассчитанного в соответствии с пунктом 2 правила 25-3.
2 Достижимый индекс деления на отсеки "А" должен быть рассчитан для судна по следующей формуле:
,
где:
i - индекс рассматриваемого отсека или группы отсеков,
- вероятность затопления только рассматриваемого отсека или группы отсеков, исключая любое деление на отсеки в вертикальной плоскости,
- вероятность сохранения плавучести и остойчивости после затопления рассматриваемого отсека или группы отсеков, включая воздействие любого деления на отсеки в вертикальной плоскости.
3 При расчетах индекса "А" используется уровень крена.
4 Настоящее суммирование включает только те случаи затопления, которые влияют на величину достижимого индекса деления на отсеки "А".
5 Суммирование, предусматриваемое приведенными выше формулами, производится по длине судна для всех случаев затопления, в которые вовлечены единичный отсек или два или более смежных отсеков.
6 Где бы ни были установлены бортовые отсеки, вклад в суммирование, предусматриваемое формулой, производится для всех случаев затопления, в которые вовлечены только бортовые отсеки; и, кроме того, для всех случаев одновременного затопления бортового отсека или отсеков и смежного внутреннего отсека или отсеков, принимая прямоугольное повреждение, которое распространяется до диаметральной плоскости судна, но исключает повреждение любой диаметральной переборки.
7 Принятая протяженность повреждения в вертикальной плоскости распространяется от основной плоскости вверх до любой водонепроницаемой горизонтальной конструкции деления судна на отсеки над ватерлинией или выше. Однако, если меньшая протяженность даст более неблагоприятный результат, должна быть принята такая протяженность.
8 Если трубы, проходы или туннели расположены в пределах принятых затопляемыми отсеков, должны быть приняты меры, обеспечивающие, чтобы прогрессирующее затопление не распространялось на отсеки, иные, чем отсеки, принимаемые затопляемыми. Однако Администрация может допустить небольшое прогрессирующее затопление, если доказано, что его воздействие может легко контролироваться и безопасность судна не ухудшается.
9 В расчетах затопления, выполняемых в соответствии с правилами, необходимо принимать только одну пробоину в корпусе.
Правило 25-5
Вычисление фактора "p_i"
1 Фактор "" должен быть рассчитан в соответствии с пунктом 1.1, используя следующие условные обозначения:
- расстояние от кривой кормовой точки длины до кормовой переборки рассматриваемого отсека;
- расстояние от крайней кормовой точки длины до носовой переборки рассматриваемого отсека;
, если
, если Е < 0
Максимальная безразмерная длина повреждения
, но не более 0,24.
Принятая плотность распределения места повреждения по длине судна
а = 1,2 + 0,8Е, но не более 1,2.
Принятая функция распределения места повреждения по длине судна
F = 0,4 + 0,25E(1,2 + a)
, если у < 1,
в отдельных случаях;
, если y < 1,
в отдельных случаях.
1.1 Фактор "" определяется для каждого единичного отсека:
1.1.1 Если рассматриваемый отсек простирается по всей длине судна :
1.1.2 Если кормовая переборка рассматриваемого отсека совпадает с крайней кормовой точкой:
1.1.3 Если носовая переборка рассматриваемого отсека совпадает с крайней носовой точкой:
1.1.4 Там, где обе границы рассматриваемого отсека находятся в пределах длины судна :
1.1.5 При применении формул пунктов 1.1.2, 1.1.3 и 1.1.4 там, где рассматриваемый отсек перекрывает "середину длины", значения, определяемые этими формулами, должны уменьшаться на величину, вычисленную в соответствии с формулой для "q", в которой рассчитывается, принимая "у" равным .
2 Где бы ни были установлены бортовые отсеки, величина "" для бортового отсека должна быть получена путем уменьшения величины, определенной в пункте 3, на редукционный коэффициент "r" в соответствии с подпунктом 2.2, который выражает вероятность того, что внутренние помещения не будут затоплены.
2.1 Величина "" для случая одновременного затопления бортового и смежного внутреннего отсека должна быть получена с помощью формул пункта 3, путем уменьшения на коэффициент (1 - r).
2.2 Редукционный коэффициент "r" определяется по следующей формуле:
Для :
, если
, если
Для редукционный коэффициент "r" должен определяться методом линейной интерполяции между
r = 1, для J = 0
и r - для случая, где
, для ,
где
b - среднее расстояние в поперечном направлении в метрах, измеренное под прямым углом к диаметральной плоскости на уровне грузовой ватерлинии деления на отсеки между наружной обшивкой и плоскостью, проведенной через наиболее удаленный от диаметральной плоскости участок продольной переборки параллельно той части продольной переборки, которая находится между продольными границами, используемыми при расчетах фактора "".
3 Для оценки "" единичных отсеков должны применяться непосредственно формулы, приведенные в пунктах 1 и 2.
3.1 Для оценки величин "", относящихся к группам отсеков, применяется следующее:
для отсеков, рассматриваемых попарно:
и т.д.
для групп из трех отсеков:
и т.д.
для групп из четырех отсеков:
и т.д.
где:
и т.д.,
и т.д. и
и т.д.
должны быть рассчитаны в соответствии с формулами 1 и 2 для единичного отсека, безразмерная длина "J" которого соответствует длине группы, состоящей из отсеков, обозначенных индексами, назначенными для "р".
3.2 Фактор "" для группы из трех или более отсеков равен нулю, если безразмерная длина такой группы за вычетом безразмерной длины самых задних и самых передних отсеков группы превышает "".
Правило 25-6
Расчет фактора "s_i"
1 Фактор "" должен быть определен для каждого отсека или группы отсеков в соответствии с нижеследующим:
1.1 В целом для любого состояния затопления, из любого первоначального состояния затопления "s" должен быть:
С= 1, если ,
С=0, если ,
в остальных случаях
- максимальное положительное плечо восстанавливающего момента (в метрах) в пределах протяженности, как указано ниже, но не более 0,1 м;
Протяженность - протяженность статической остойчивости с положительными плечами за пределами угла равновесия (в градусах), но не более 20°, однако эта протяженность должна ограничиваться при угле, когда отверстия, которые не могут быть закрыты водонепроницаемо, погружаются в воду;
- конечный угол крена в положении равновесия (градусы).
1.2 s = 0, когда в конечной стадии затопления с учетом увеличения осадки, крена и дифферента, нижняя кромка отверстий, через которые может происходить прогрессирующее затопление, погружается в воду. Такие отверстия должны включать воздухопроводы, вентиляторы и отверстия, которые должны закрываться посредством водонепроницаемых дверей или люковых закрытий, и могут исключать такие водонепроницаемые отверстия, которые закрываются при помощи водонепроницаемых горловин и палубных иллюминаторов, небольшие водонепроницаемые закрытия люков, которые поддерживают высокую непроницаемость палубы, дистанционно управляемые водонепроницаемые скользящие двери, двери проходов и проходы люковых закрытий, обычно закрытые в море, и бортовые глухие иллюминаторы. Однако, если в расчетах принимаются во внимание затопленные таким образом отсеки, должны применяться требования настоящего правила.
1.3 Для каждого отсека и группы отсеков "" должен быть оценен, следуя предварительному рассмотрению, следующим образом:
,
где:
- "s" на самой высокой грузовой ватерлинии деления на отсеки,
- фактор "s" на промежуточной грузовой ватерлинии.
2 Для всех отсеков, расположенных в нос от таранной переборки, величина "s", рассчитанная, предполагая, что судно имеет неограниченный размер повреждения в вертикальной плоскости при самой высокой ватерлинии деления на отсеки, должна равняться 1.
3 Везде, где устанавливается деление на отсеки в горизонтальной плоскости над рассматриваемой грузовой ватерлинией, применяется нижеследующее.
3.1 Величина "s" для нижнего отсека или группы отсеков должна быть получена путем умножения величины, определенной в подпункте 1.1, на редукционный фактор "v", соответствующей подпункту 3.3, который означает вероятность того, что помещение, находящееся выше деления на отсеки в горизонтальной плоскости, не будет затоплено.
3.2 В случае положительного вклада в индекс "А" вследствие одновременного затопления помещений выше деления на отсеки в горизонтальной плоскости, исходная величина "s" для каждого отсека или группы отсеков должна определяться путем увеличения величины, как определено в подпункте 3.1, на величину "s" для одновременного затопления, соответствующего подпункту 1.1, перемножением на фактор (1 - v).
3.3 Вероятностный фактор "" должен вычисляться соответственно:
|
, |
для предполагаемого затопления до деления на отсеки в горизонтальной плоскости над грузовой ватерлинией деления на отсеки, где "Н" должна быть ограничена высотой "", |
|
, |
если самое верхнее деление на отсеки в горизонтальной плоскости в направлении предполагаемого района повреждения находится ниже "", |
где:
Н - самое высокое деление на отсеки в горизонтальной плоскости над основной линией (в метрах), которое предполагает ограниченную вертикальную протяженность повреждения,
- максимальная возможная вертикальная протяженность повреждения выше основной линии (в метрах), или
, если м;
, если м,
какая из них меньше.
Правило 25-7
Проницаемость
Для целей правил деления на отсеки и расчетов остойчивости в поврежденном состоянии проницаемость каждого помещения или части помещения должна быть следующей:
Помещения |
Проницаемость |
Предназначенные для запасов |
0,60 |
Жилые |
0,95 |
Занятые механизмами |
0,85 |
Пустые помещения |
0,95 |
Помещения для сухих грузов |
0,70 |
Предназначенные для жидкости |
0 или 0,95*** |
Правило 25-8
Информация об остойчивости
1 Капитан судна должен обеспечиваться такой надежной информацией, которая необходима для того, чтобы он мог быстрыми и простыми способами получить точные данные об остойчивости судна в различных условиях эксплуатации. Информация должна включать:
.1 кривую минимальной эксплуатационной метацентрической высоты (GM) в функции от осадки, которая отвечает соответствующим требованиям к остойчивости в неповрежденном состоянии и требованиям правил 25-1-25-6, либо по выбору, соответствующую кривую максимально допустимого положения центра тяжести по высоте (KG) в функции от осадки, или равноценную замену каждой из этих кривых;
.2 инструкции, касающиеся работы устройств перетока;
.3 все другие данные и средства, которые могут быть необходимы для поддержания остойчивости после повреждения.
2 Для руководства вахтенного помощника капитана должны быть постоянно вывешены или находиться под рукой схемы, четко показывающие для каждой палубы и трюма границы водонепроницаемых отсеков, отверстия в них со средствами закрытия и расположение любых средств управления ими и устройства для выравнивания любого крена вследствие затопления. Помимо этого в распоряжении лиц командного состава судна должны быть буклеты, содержащие вышеупомянутую информацию.
3 Для обеспечения информации, упомянутой в пункте 1.1, должны быть использованы предельные величины GM (или KG), если они были определены из соображений, относящихся к индексу деления на отсеки; предельное значение GM должно изменяться как линейная функция между самой высокой грузовой ватерлинией деления на отсеки и частичной грузовой ватерлинией. В таких случаях для осадок ниже частичной грузовой ватерлинии, если требования к минимальному GM при такой осадке вытекают из расчета индекса деления на отсеки, величина GM должна быть принята и для меньших осадок, если не применяются требования к остойчивости в неповрежденном состоянии.
Правило 25-9
Отверстия в водонепроницаемых переборках и внутренних палубах на грузовых судах
1 Количество отверстий в водонепроницаемых переборках и палубах деления на отсеки должно быть сведено к минимуму, совместимому с конструкцией и нормальной эксплуатацией судна. Там, где необходимы проходы в водонепроницаемых переборках и палубах для доступа трубопроводов, вентиляции, электрических кабелей и т.д., должны быть приняты меры для обеспечения водонепроницаемости. Администрация может допустить послабление в отношении водонепроницаемости отверстий выше палубы надводного борта при условии доказательства того, что любое прогрессирующее затопление может легко контролироваться и что безопасность судна не будет снижена.
2 Двери, предусмотренные для обеспечения водонепроницаемости внутренних отверстий, которые используются в море, должны быть скользящими водонепроницаемыми дверями, способными дистанционно закрываться с мостика, а также приводиться в действие с места с каждой стороны переборки. Должны быть предусмотрены индикаторы на посту управления, показывающие открыты или закрыты двери, и звуковая аварийно-предупредительная сигнализация, показывающая закрытие двери. Источник энергии, пост управления и индикаторы должны быть в рабочем состоянии в случае повреждения главного источника энергии. Особое внимание должно уделяться сокращению до минимума влияния повреждения системы управления. Каждая скользящая водонепроницаемая дверь с приводом от источника энергии должна иметь индивидуальный ручной привод. Должна обеспечиваться возможность открытия и закрытия двери вручную у двери с обеих ее сторон.
3 Двери для прохода и люковые закрытия для прохода, предусмотренные для обеспечения водонепроницаемости внутренних отверстий, которые обычно закрыты, когда судно находится в море, должны быть снабжены средствами индикации, расположенными в непосредственной близости от них и на мостике, показывающими открыты или закрыты двери или люковые закрытия. С каждой стороны такой двери или люкового закрытия должна иметься надпись, указывающая на то, что она не должна оставаться открытой. Использование таких дверей и люковых закрытий производится только с разрешения вахтенного помощника капитана.
4 Водонепроницаемые двери или аппарели надлежащей конструкции могут быть установлены для деления больших грузовых помещений при условии, что Администрация убеждена, что такие двери или аппарели необходимы. Эти двери или аппарели могут быть навесными, на катках или скользящими, но они не должны иметь дистанционного управления. Такие двери или аппарели должны закрываться перед выходом в рейс и оставаться закрытыми во время плавания; время открытия таких дверей или аппарелей в порту и их закрытие перед выходом из порта должно заноситься в судовой журнал. Если какие-либо из этих дверей или аппарелей имеют доступы во время рейса, то должно предусматриваться устройство, предотвращающее их неразрешенное закрытие.
5 Другие средства закрытия, которые постоянно должны быть в закрытом состоянии при нахождении судна в море, обеспечивающие водонепроницаемость внутренних отверстий, должны иметь надпись на каждом средстве закрытия, указывающую на то, что оно должно быть закрытым. Нет необходимости маркировать, таким образом, горловины, закрывающиеся крышками с близкорасположенными болтами.
Правило 25-10
Наружные отверстия на грузовых судах
1 Все наружные отверстия, ведущие в отсеки, которые в расчетах принимаются неповрежденными и которые расположены ниже ватерлинии, соответствующей конечной стадии затопления, должны быть водонепроницаемыми.
2 Наружные отверстия, которые согласно пункту 1 должны быть водонепроницаемыми, должны быть в достаточной степени прочными и, за исключением люковых закрытий грузовых трюмов, должны быть оборудованы индикаторами на мостике.
3 Отверстия в наружной обшивке корпуса судна, расположенные ниже палубы, ограничивающей размер повреждения в вертикальной плоскости, должны быть постоянно закрыты при нахождении судна в море. Если какие-либо из этих отверстий имеют доступ к ним во время рейса, они должны быть оборудованы устройством, предотвращающим их неразрешенное закрытие.
4 Несмотря на требования пункта 3, Администрация может разрешить открытие конкретных дверей по усмотрению капитана, если это необходимо для эксплуатации судна и при условии, что безопасность судна не ухудшается.
5 Другие средства закрытия, которые постоянно должны быть в закрытом состоянии при нахождении судна в море, обеспечивающие водонепроницаемость наружных отверстий, должны иметь надпись на каждом средстве закрытия, указывающую на то, что оно должно быть закрытым. Нет необходимости маркировать, таким образом, горловины, закрывающиеся крышками с близко расположенными болтами.
_____________________________
* Комитет по безопасности на море, при одобрении правил, содержащихся в части В-1, предложил Администрациям принять во внимание, что правила должны применяться совместно с пояснительными замечаниями для обеспечения их единообразного применения.
** Такие, как Приложение 1 Конвенции МАРПОЛ 73/78, Кодекс МКХ, Кодекс МКГ, Кодекс КХ и Кодекс КГ, Руководство по проектированию и постройке морских судов снабжения (Резолюция А.469(ХII), Кодекс по безопасности судов специального назначения (Резолюция А.534(13) и правило 27 Конвенции о грузовой марке 1966 года для судов для перевозки навалочных грузов с назначенным надводным бортом В-60 или В-100/
*** В зависимости от того, что даст более неблагоприятный результат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.