Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II - Пассажирские суда (дополнительные требования)
Правило 20
Спасательные шлюпки, спасательные плоты и дежурные шлюпки
1 Спасательные шлюпки и плоты
1.1 Пассажирские суда, совершающие международные рейсы, которые не являются короткими международными рейсами, должны иметь:
.1 на каждом борту судна спасательные шлюпки, отвечающие требованиям правила 42, 43 или 44, общей вместимостью, достаточной для размещения 50% общего числа находящихся на борту людей. Администрация может разрешить замену спасательных шлюпок спасательными плотами такой же общей вместимостью при условии, что в любом случае на каждом борту судна имеется достаточное количество спасательных шлюпок для размещения на них не менее 37,5% общего числа находящихся на борту людей. Спасательные плоты должны отвечать требованиям правила 39 или 40 и обслуживаться спусковыми устройствами, равномерно распределенными по обоим бортам судна; и
.2 кроме того, спасательные плоты, отвечающие требованиям правила 39 или 40, общей вместимостью, достаточной для размещения не менее 25% общего числа находящихся на борту людей. Эти спасательные плоты должны обслуживаться по меньшей мере одним спусковым устройством на каждом борту судна. Этими спусковыми устройствами могут быть устройства, предусмотренные в соответствии с требованиями пункта 1.1.1, или равноценные им одобренные устройства, которые могут быть использованы на обоих бортах судна. Однако нет необходимости, чтобы установка этих спасательных плотов отвечала требованиям правила 13.5.
1.2 Пассажирские суда, совершающие короткие международные рейсы и отвечающие специальным требованиям к делению на отсеки, предписанным правилом II-1/6.5, должны иметь:
.1 спасательные шлюпки, отвечающие требованиям правила 42, 43 или 44, равномерно распределенные, насколько это практически возможно, по обоим бортам судна, общей вместимостью, достаточной для размещения не менее 30% общего числа находящихся на борту людей, а также спасательные плоты, отвечающие требованиям правила 39 или 40, такой общей вместимостью, чтобы с учетом вместимости спасательных шлюпок обеспечить размещение общего числа находящихся на борту людей. Спасательные плоты должны обслуживаться спусковыми устройствами, равномерно распределенными по обоим бортам судна; и
.2 кроме того, спасательные плоты, отвечающие требованиям правила 39 или 40, общей вместимостью, достаточной для размещения не менее 25% общего числа находящихся на борту людей. Эти спасательные плоты должны обслуживаться по меньшей мере одним спусковым устройством на каждом борту судна. Этими спусковыми устройствами могут быть устройства, предусмотренные в соответствии с требованиями пункта 1.2.1, или равноценные им одобренные устройства, которые могут быть использованы на обоих бортах судна. Однако нет необходимости, чтобы установка этих спасательных плотов отвечала требованиям правила 13.5.
1.3 Пассажирские суда, совершающие короткие международные рейсы и не отвечающие специальным требованиям к делению на отсеки, предписанным правилом II-1/6.5, должны иметь спасательные шлюпки и плоты согласно требованиям пункта 1.1.
1.4 Все спасательные шлюпки и плоты, которые требуются для обеспечения оставления судна всеми находящимися на борту людьми, должны спускаться на воду с их полным комплектом людей и снабжения в течение периода времени, не превышающего 30 мин. с момента подачи сигнала об оставлении судна.
1.5 Вместо соблюдения требований пункта 1.1, 1.2 или 1.3 пассажирские суда валовой вместимостью менее 500 рег. т, если общее число находящихся у них на борту людей менее 200, могут отвечать следующим положениям:
.1 Они должны иметь на каждом борту судна спасательные плоты, отвечающие требованиям правила 39 или 40, общей вместимостью, достаточной для размещения общего числа находящихся на борту людей.
.2 Если спасательные плоты, требуемые пунктом 1.5.1, не могут быть легко перемещены для спуска с любого борта судна, то должно быть предусмотрено дополнительное количество спасательных плотов, с тем чтобы общая вместимость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточной для размещения 150% общего числа находящихся на борту людей.
.3 Если дежурная шлюпка, требуемая пунктом 2.2, является также спасательной шлюпкой, отвечающей требованиям правила 42, 43 или 44, ее вместимость может быть включена в общую вместимость, требуемую пунктом 1.5.1, при условии что общая вместимость имеющихся на каждом борту судна спасательных шлюпок и плотов является достаточной для размещения по меньшей мере 150% общего числа находящихся на борту людей.
.4 В случае, если какая-либо одна спасательная шлюпка или какой-либо один спасательный плот будут потеряны или станут непригодными к использованию, на каждом борту судна должно иметься достаточное количество пригодных к использованию спасательных шлюпок и плотов для размещения общего числа находящихся на борту людей.
2.1 Пассажирские суда валовой вместимостью 500 рег. т и более должны иметь по меньшей мере одну дежурную шлюпку, отвечающую требованиям правила 47, на каждом борту судна.
2.2 Пассажирские суда валовой вместимостью менее 500 рег. т должны иметь по меньшей мере одну дежурную шлюпку, отвечающую требованиям правила 47.
2.3 Спасательная шлюпка может быть дежурной шлюпкой при условии, что она отвечает также требованиям, предъявляемым к дежурной шлюпке.
3 Сбор спасательных плотов на воде
3.1 На пассажирских судах количество спасательных и дежурных шлюпок должно быть достаточным для обеспечения того, чтобы при оставлении судна всеми находящимися на борту людьми каждая спасательная или дежурная шлюпка производила сбор на воде не более шести спасательных плотов.
3.2 На пассажирских судах, совершающих короткие международные рейсы и отвечающих специальным требованиям к делению на отсеки, предписанным правилом II-1/6.5, количество спасательных и дежурных шлюпок должно быть достаточным для обеспечения того, чтобы при оставлении судна всеми находящимися на борту людьми каждая спасательная или дежурная шлюпка производила сбор на воде не более девяти спасательных плотов.
Правило 21
Индивидуальные спасательные средства
1 Спасательные круги
1.1 На пассажирском судне должны иметься спасательные круги, отвечающие требованиям правил 7.1 и 31, в количестве, не менее указанного в следующей таблице:
Длина судна в метрах |
Минимальное количество спасательных кругов |
До 60 |
8 |
От 60 до 120 |
12 |
От 120 до 180 |
18 |
От 180 до 240 |
24 |
240 и более |
30 |
1.2 Несмотря на требования правила 7.1.3, пассажирские суда длиной до 60 м должны иметь не менее шести спасательных кругов, снабженных самозажигающимися огнями.
2 Спасательные жилеты
В дополнение к спасательным жилетам, требуемым правилом 7.2, каждое пассажирское судно должно иметь спасательные жилеты в количестве не менее 5% общего числа находящихся на борту людей. Эти спасательные жилеты должны храниться на видном месте на палубе либо в местах сбора.
3 Огни спасательных жилетов
3.1 Настоящий пункт применяется ко всем пассажирским судам. В отношении пассажирских судов, построенных до 1 июля 1986 года, требования настоящего пункта должны применяться не позднее 1 июля 1991 года.
3.2 На пассажирских судах, совершающих международные рейсы, которые не являются короткими международными рейсами, каждый спасательный жилет должен быть снабжен огнем, отвечающим требованиям правила 32.3.
4 Гидрокостюмы и теплозащитные средства
4.1 Настоящий пункт применяется ко всем пассажирским судам. В отношении пассажирских судов, построенных до 1 июля 1986 года, требования настоящего пункта должны применяться не позднее 1 июля 1991 года.
4.2 Для каждой имеющейся на борту пассажирского судна спасательной шлюпки должно быть предусмотрено по меньшей мере три гидрокостюма, отвечающих требованиям правила 33, и, кроме того, по одному теплозащитному средству, отвечающему требованиям правила 34, на каждое расписанное на спасательную шлюпку лицо, не имеющее гидрокостюма. Эти гидрокостюмы и теплозащитные средства могут не предусматриваться:
.1 для лиц, расписанных на полностью или частично закрытые спасательные шлюпки; либо
.2 если судно постоянно совершает рейсы в теплых климатических условиях, в которых, по мнению Администрации, теплозащитные средства являются излишними.
4.3 Положения пункта 4.2.1 применяются также к полностью или частично закрытым спасательным шлюпкам, не отвечающим требованиям правила 42, 43 или 44, при условии что они установлены на судах, построенных до 1 июля 1986 года.
Правило 22
Меры, обеспечивающие посадку в спасательные шлюпки, спасательные плоты и дежурные шлюпки
1 На пассажирских судах меры, обеспечивающие посадку в спасательные шлюпки и плоты, должны быть такими, чтобы:
.1 посадка во все спасательные шлюпки и их спуск могли производиться либо непосредственно с места их установки, либо с посадочной палубы, однако не с обоих этих мест;
.2 посадка на спускаемые с помощью плотбалки спасательные плоты и их спуск могли производиться с места, расположенного вблизи места их установки или места, куда в соответствии с требованиями правила 13.5 спасательный плот перемещается перед спуском.
2 Меры, обеспечивающие посадку в дежурные шлюпки, должны быть такими, чтобы посадка в дежурную шлюпку и ее спуск вместе с расписанной на нее командой могли производиться непосредственно с места ее установки. Несмотря на требования пункта 1.1, если дежурная шлюпка является также спасательной шлюпкой и если посадка в другие спасательные шлюпки и их спуск производятся с посадочной палубы, эти меры должны быть такими, чтобы посадка в дежурную шлюпку и ее спуск также могли производиться с посадочной палубы.
Правило 23
Установка спасательных плотов
На пассажирских судах каждый спасательный плот должен устанавливаться с постоянно закрепленным на судне фалинем и обеспечивающими его свободное всплытие средствами, отвечающими требованиям правила 38.6, так, чтобы спасательный плот, насколько это практически возможно, свободно всплывал и, если он является надувным, автоматически надувался при погружении тонущего судна в воду.
Правило 24
Места сбора
Каждое пассажирское судно должно отвечать требованиям правила 11 и, кроме того, иметь места сбора пассажиров, которые должны:
.1 находиться вблизи мест посадки и обеспечивать легкий доступ пассажиров к местам посадки, за исключением случаев, когда места сбора и места посадки объединены;
.2 быть достаточно просторными для сбора пассажиров и проведения инструктажа.
Поправками, принятыми 29 ноября 1995 г., глава III дополнена правилом 24-1, вступающим в силу 1 июля 1997 г.
Правило 24-1
Требования для пассажирских судов ро-ро
1 Настоящее правило применяется ко всем пассажирским судам ро-ро. Пассажирские суда ро-ро, построенные:
.1 1 июля 1998 года или после этой даты, должны отвечать требованиям пунктов 2.3, 2.4, 3.1, 3.2, 3.3, 4 и 5;
.2 1 июля 1986 года или после этой даты, но до 1 июля 1998 года, должны отвечать требованиям пункта 5 не позднее первого периодического освидетельствования после 1 июля 1998 года и требованиям пунктов 2.3, 2.4, 3 и 4 не позднее первого периодического освидетельствования после 1 июля 2000 года; и
.3 до 1 июля 1986 года, должны отвечать требованиям пункта 5 не позднее первого периодического освидетельствования после 1 июля 1998 года и требованиям пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3 и 4 не позднее первого периодического освидетельствования после 1 июля 2000 года.
2 Спасательные плоты
2.1 Спасательные плоты на пассажирских судах ро-ро должны обслуживаться морскими эвакуационными системами, отвечающими требованиям правила 48.5, или спусковыми устройствами, отвечающими требованиям правила 48.6, равномерно распределенными на каждом борту судна.
2.2 Каждый спасательный плот на пассажирских судах ро-ро должен быть снабжен устройствами, обеспечивающими его свободное всплытие, отвечающими требованиям правила 23.
2.3 На каждом спасательном плоту на пассажирских судах ро-ро должна быть оборудована посадочная площадка, отвечающая требованиям правила 39.4.1 или правила 40.4.1, в зависимости от случая.
2.4 Каждый спасательный плот на пассажирских судах ро-ро должен быть либо автоматически самовосстанавливающимся, либо двусторонним с тентом спасательным плотом, остойчивым на волнении и позволяющим его безопасную эксплуатацию, независимо от того, какой стороной вверх он плавает. В качестве альтернативы, на судне должны иметься, в дополнение к его обычному комплекту спасательных плотов, автоматически самовосстанавливающиеся или двусторонние с тентом спасательные плоты такой общей вместимостью, чтобы разместить по меньшей мере 50% людей, не обеспеченных спасательными шлюпками. Эта дополнительная вместимость спасательных плотов должна определяться на основе разности между общим количеством людей на судне и количеством людей, обеспеченных спасательными шлюпками. Каждый такой спасательный плот должен быть одобрен Администрацией с учетом рекомендаций, принятых Организацией.
3 Скоростные дежурные шлюпки
3.1 По меньшей мере одна из дежурных шлюпок на пассажирском судне ро-ро должна быть скоростной дежурной шлюпкой, одобренной Администрацией с учетом рекомендаций, принятых Организацией.
3.2 Каждая скоростная дежурная шлюпка должна обслуживаться подходящим спусковым устройством, одобренным Администрацией. При одобрении таких спусковых устройств Администрация должна учитывать, что скоростная дежурная шлюпка предназначена для спуска и подъема даже при весьма неблагоприятных условиях погоды, а также должна учитывать рекомендации, принятые Организацией.
3.3 Не менее двух команд для каждой скоростной дежурной шлюпки должны быть подготовлены и регулярно проходить учения с учетом Кодекса по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (Кодекс ПДНВ) и рекомендаций, принятых Организацией, включая все аспекты спасания, обращения со шлюпкой, маневрирования и управления этими шлюпками в различных условиях и установления перевернувшихся шлюпок в нормальное положение.
3.4 В случае, когда устройство или размеры пассажирского судна ро-ро, построенного до 1 июля 1997 года, таковы, что препятствуют установке скоростной дежурной шлюпки, требуемой пунктом 3.1, скоростная дежурная шлюпка может быть установлена вместо существующей спасательной шлюпки, используемой в качестве дежурной шлюпки, или, в случае судов, построенных до 1 июля 1986 года, вместо шлюпок для использования в случае аварии, при условии что выполняются все нижеследующие условия:
.1 установленная скоростная дежурная шлюпка обслуживается спусковым устройством, отвечающим положениям пункта 3.2;
.2 уменьшение вместимости спасательной шлюпки, вызванное вышеуказанной заменой, компенсируется установкой спасательных плотов, способных вместить по меньшей мере такое же количество людей, какое могла вместить замененная спасательная шлюпка;
.3 такие спасательные плоты обслуживаются существующими спусковыми устройствами или морскими эвакуационными системами.
4 Средства спасания
4.1 Каждое пассажирское судно ро-ро должно быть оборудовано эффективными средствами для быстрого подъема спасаемых из воды и передачи спасенных людей со спасательных единиц или спасательной шлюпки либо плота на судно.
4.2 Средства передачи спасенных людей на судно могут быть частью морской эвакуационной системы или частью системы, предназначенной для целей спасания.
4.3 Если скат морской эвакуационной системы предполагается использовать в качестве средства передачи спасенных людей на палубу судна, он должен быть оборудован поручнями или трапами для поддержки при подъеме по скату.
5 Спасательные жилеты
5.1 Несмотря на требования правил 7.2 и 21.2, достаточное количество спасательных жилетов должно храниться вблизи мест сбора, с тем чтобы пассажирам не приходилось возвращаться в каюты за своими спасательными жилетами.
5.2 На пассажирских судах ро-ро каждый спасательный жилет должен иметь огонь, отвечающий требованиям правила 32.3.
Поправками, принятыми 29 ноября 1995 г., глава III дополнена правилом 24-2, вступающим в силу 1 июля 1997 г.
Правило 24-2
Информация о пассажирах
1 Все лица на борту пассажирских судов должны быть пересчитаны до отхода судна.
2 Данные о лицах, заявивших о том, что они нуждаются в специальной заботе или помощи в аварийных ситуациях, должны быть записаны и сообщены капитану, до отхода судна.
3 Кроме того, не позднее чем с 1 января 1999 года, для целей поиска и спасания должны записываться фамилии и пол всех лиц на судне с указанием: взрослый, ребенок или младенец.
4 Информация, требуемая пунктами 1, 2 и 3, должна храниться на берегу и быть легко доступной для поисково-спасательных служб, когда в ней возникает необходимость.
5 Администрации могут освободить пассажирские суда от выполнения требований пункта 3, если ввиду условий рейсов по расписанию этих судов подготовка таких записей является практически невозможной.
Поправками, принятыми 29 ноября 1995 г., глава III дополнена правилом 24-3, вступающим в силу 1 июля 1997 г.
Правило 24-3
Площадки для посадки вертолета и подъема людей
1 На всех пассажирских судах ро-ро должна быть предусмотрена площадка для подъема людей на борт вертолета, одобренная Администрацией с учетом рекомендаций, принятых Организацией.
2 Пассажирские суда ро-ро, построенные до 1 июля 1997 года, должны отвечать требованиям пункта 1 не позднее даты первого периодического освидетельствования после 1 июля 1997 года.
3 Пассажирские суда длиной 130 м и более, построенные 1 июля 1999 года или после этой даты, должны быть оборудованы площадкой для посадки вертолета, одобренной Администрацией с учетом рекомендаций, принятых Организацией.
Поправками, принятыми 29 ноября 1995 г., глава III дополнена правилом 24-4, вступающим в силу 1 июля 1997 г.
Правило 24-4
Система поддержки принятия решений капитанами пассажирских судов
1 Настоящее правило применяется ко всем пассажирским судам. Пассажирские суда, построенные до 1 июля 1997 года, должны отвечать требованиям настоящего правила не позднее даты первого периодического освидетельствования после 1 июля 1999 года.
2 На всех пассажирских судах на ходовом мостике должна быть предусмотрена система поддержки принятия решений по управлению в аварийных ситуациях.
3 Система, как минимум, должна состоять из печатных плана или планов действий в аварийных ситуациях. В плане или планах действий в аварийных ситуациях должны быть отражены все аварийные ситуации, которые можно предвидеть, включая, но не ограничиваясь этим, следующие основные группы аварийных ситуаций:
.1 пожар;
.2 повреждение судна;
.3 загрязнение;
.4 незаконные акты, угрожающие безопасности судна, его пассажиров и экипажа;
.5 несчастные случаи с людьми;
.6 инциденты, связанные с грузом; и
.7 помощь другим судам, терпящим аварию.
4 Порядок действий в аварийных ситуациях, установленный в плане или планах действий в аварийных ситуациях, должен способствовать принятию решений капитанами в любых сочетаниях аварийных ситуаций.
5 План или планы действий в аварийных ситуациях должны иметь единообразную структуру и быть просты в использовании. Там, где это применимо, для целей борьбы за живучесть должны использоваться фактические условия загрузки, рассчитанные для остойчивости пассажирского судна на рейс.
6 Помимо печатных плана или планов действий в аварийных ситуациях, Администрация может также допустить использование на ходовом мостике компьютеризированной системы поддержки принятия решений, которая обеспечивает всей информацией, содержащейся в плане или планах действий в аварийных ситуациях, процедурах, контрольных списках и т.д., и которая способна представить перечень рекомендуемых действий, подлежащих выполнению в предсказуемых аварийных ситуациях.
Правило 25
Учения
1 Настоящее правило применяется ко всем пассажирским судам.
2 На пассажирских судах еженедельно должны проводиться учения по оставлению судна и учения по борьбе с пожаром.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.