Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть D - Эвакуация
Правило 12
Оповещение экипажа и пассажиров
1 Цель
Целью настоящего правила является обеспечение мер по оповещению экипажа и пассажиров о пожаре для их безопасной эвакуации. С этой целью должны быть предусмотрены общесудовая система аварийно-предупредительной сигнализации и система громкоговорящей связи.
2 Общесудовая система аварийно-предупредительной сигнализации
Общесудовая система аварийно-предупредительной сигнализации, требуемая правилом III/6.4.2, должна использоваться для оповещения экипажа и пассажиров о пожаре.
3 Система громкоговорящей связи на пассажирских судах
Система громкоговорящей связи или другие эффективные средства связи, отвечающие требованиям правила III/6.5, должны иметься во всех жилых и служебных помещениях и постах управления, а также на открытых палубах.
Правило 13
Пути эвакуации
1 Цель
Целью настоящего правила является обеспечение путей эвакуации, с тем чтобы люди на судне могли безопасно и быстро эвакуироваться на палубу посадки в спасательные шлюпки и плоты. Для этой цели должны соблюдаться следующие функциональные требования:
.1 должны быть предусмотрены безопасные пути эвакуации;
.2 пути эвакуации должны поддерживаться в безопасном состоянии, свободном от препятствий; и
.3 при необходимости должны быть предусмотрены дополнительные средства для эвакуации, облегчающие доступ, обеспечивающие четкую разметку и надлежащую конфигурацию для аварийных ситуаций.
2 Общие требования
2.1 Если в настоящем правиле специально не предусмотрено иное, должно быть предусмотрено по меньшей мере два удаленных друг от друга пути эвакуации из всех помещений или группы помещений.
2.2 Лифты не должны рассматриваться как один из путей эвакуации, требуемых настоящим правилом.
3 Пути эвакуации из постов управления, жилых и служебных помещений
3.1 Общие требования
3.1.1 Должны быть предусмотрены трапы, обеспечивающие пути для быстрой эвакуации на палубу посадки в спасательные шлюпки и плоты из жилых помещений пассажиров и экипажа, а также помещений, где обычно работает экипаж, за исключением машинных помещений.
3.1.2 Если в настоящем правиле специально не предусмотрено иное, коридор, вестибюль или часть коридора, из которых имеется только один путь эвакуации, должны быть запрещены. Тупиковые коридоры, используемые в районах обслуживания, которые необходимы для эксплуатации судна, такие как станции топлива и поперечные коридоры снабжения, должны разрешаться при условии, что такие тупиковые коридоры отделены от районов жилых помещений экипажа и к ним не имеется доступа из районов жилых помещений пассажиров. Кроме того, часть коридора, длина которой не превышает ширины коридора, считается уступом или местным удлинением и разрешается.
3.1.3 Все трапы в жилых и служебных помещениях и постах управления должны иметь стальную рамную конструкцию, за исключением случаев, когда Администрация разрешает применение другого равноценного материала.
3.1.4 Если помещение радиотелеграфной станции не имеет прямого доступа на открытую палубу, то должно быть предусмотрено два пути эвакуации из него или доступа к нему, одним из которых может быть иллюминатор или окно достаточных размеров, либо другой путь, отвечающий требованиям Администрации.
3.1.5 Двери на путях эвакуации обычно должны открываться в направлении эвакуации, однако:
.1 двери отдельных кают могут открываться внутрь каюты, для того чтобы избежать нанесения телесных повреждений людям, находящимся в коридоре, когда дверь открывается; и
.2 двери в вертикальных шахтах для аварийной эвакуации могут открываться наружу шахты, с тем чтобы шахту можно было использовать как в целях эвакуации, так и для доступа.
3.2 Пути эвакуации на пассажирских судах
3.2.1 Эвакуация из помещений, находящихся под палубой переборок
3.2.1.1 Под палубой переборок должно быть предусмотрено два пути эвакуации из каждого водонепроницаемого отсека или другого подобным образом ограниченного помещения или группы помещений, при этом по меньшей мере один из путей должен быть независимым от водонепроницаемых дверей. В виде исключения Администрация может допустить наличие только одного пути эвакуации для редко посещаемых помещений экипажа, при условии что требуемый путь эвакуации не зависит от водонепроницаемых дверей.
3.2.1.2 Если Администрация, согласно положениям пункта 3.2.1.1, допускает наличие только одного пути эвакуации, то этот путь должен обеспечивать безопасную эвакуацию. Однако ширина трапов в свету должна быть не менее 800 мм, и они должны иметь поручни по обеим сторонам.
3.2.2 Эвакуация из помещений, находящихся над палубой переборок
Над палубой переборок должно быть по меньшей мере два пути эвакуации из каждой главной вертикальной зоны или другого подобным образом ограниченного помещения или группы помещений, при этом по меньшей мере один из путей должен обеспечивать доступ к трапу, образующему вертикальный путь эвакуации.
3.2.3 Прямой доступ к выгородкам трапов
Выгородки трапов в жилых и служебных помещениях должны иметь прямой доступ в коридоры и иметь площадь, достаточную для предотвращения заторов, с учетом количества людей, которые могут воспользоваться трапами в аварийной ситуации. В пределах границ таких выгородок трапов разрешаются только общественные туалеты, шкафы из негорючего материала для хранения не представляющего риска оборудования безопасности и бюро информации открытого типа для пассажиров. Прямой доступ к этим выгородкам трапов могут иметь только общественные помещения, коридоры, лифты, общественные туалеты, помещения специальной категории и открытые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, к которым могут иметь доступ перевозимые пассажиры, другие пути эвакуации, требуемые пунктом 3.2.4.1, и внешние площади. Небольшие коридоры или "вестибюли", используемые для отделения выгороженного трапа от камбуза или главных прачечных, могут иметь прямой доступ к трапу, при условии что они занимают минимальную площадь палубы 4,5 , шириной не менее 900 мм, а также имеют пост с пожарным рукавом.
3.2.4 Детали путей эвакуации
3.2.4.1 По меньшей мере один из путей эвакуации, требуемых пунктами 3.2.1.1 и 3.2.2, должен быть легкодоступным выгороженным трапом, обеспечивающим непрерывное укрытие от пожара от своего нижнего конца до соответствующих палуб посадки в спасательные шлюпки и плоты или до самой верхней открытой палубы, если посадочная палуба не простирается до рассматриваемой главной вертикальной зоны. В последнем случае прямой доступ к посадочной палубе должен обеспечиваться с помощью внешних открытых трапов и проходов, которые должны иметь аварийное освещение в соответствии с правилом III/11.5, а также должны иметь покрытие, которое не скользит под ногами. Ограничивающие конструкции, обращенные в сторону внешних открытых трапов и проходов, составляющих часть пути эвакуации, и ограничивающие конструкции, расположенные в таком месте, где их повреждение во время пожара может затруднить проход к посадочной палубе, должны быть огнестойкими и иметь величины изоляции в соответствии с таблицами 9.1-9.4, в зависимости от случая.
3.2.4.2 Должна быть предусмотрена защита пути следования от выгородок трапов к местам посадки в спасательные шлюпки и плоты либо непосредственно, либо путем защищенных внутренних путей, которые имеют огнестойкость и значения изоляции для выгородок трапов, определенных таблицами 9.1-9.4, в зависимости от случая.
3.2.4.3 Трапы, обслуживающие только какое-либо одно помещение и балкон в этом помещении, не должны рассматриваться как один из требуемых путей эвакуации.
3.2.4.4 Каждый уровень в пределах атриума должен иметь два пути эвакуации, один из которых должен обеспечивать прямой доступ к выгороженному вертикальному пути эвакуации в соответствии с требованиями пункта 3.2.4.1.
3.2.4.5 Ширина, количество и протяженность трапов должны отвечать требованиям Кодекса по системам пожарной безопасности.
3.2.5 Разметка путей эвакуации
3.2.5.1 В дополнение к аварийному освещению, требуемому правилами II-1/42 и III/11.5, пути эвакуации, включая трапы и выходы, должны быть размечены с помощью освещения или фотолюминесцентных указательных полос, расположенных не выше 300 мм над палубой, на всем пути эвакуации, включая повороты и пересечения. Разметка должна помогать пассажирам определять все пути эвакуации и легко находить выходы. Если используется электрическое освещение, оно должно питаться от аварийного источника электроэнергии и должно быть устроено таким образом, чтобы выход из строя любого одного светового указателя или разрыв световой полосы не приводили к выходу из строя световой разметки. Кроме того, требуемые указатели путей эвакуации и мест расположения противопожарного оборудования должны быть изготовлены из фотолюминесцентного материала или освещаться. Администрация должна обеспечить, чтобы такое освещение или фотолюминесцентное оборудование были оценены, испытаны и применялись в соответствии с Кодексом по системам пожарной безопасности.
3.2.5.2 На пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, требования пункта 3.2.5.1 должны также применяться к районам жилых помещений экипажа.
3.2.6 Обычно задраенные двери, составляющие часть пути эвакуации
3.2.6.1 Для открытия дверей отдельных кают и кают, состоящих из нескольких помещений, с внутренней стороны не должно требоваться ключей. На любом установленном пути эвакуации также не должно быть дверей, которые бы требовали ключей для их открытия при следовании в направлении эвакуации.
3.2.6.2 Эвакуационные двери из общественных помещений, которые обычно заперты на защелку, должны быть оборудованы средством ее быстрого освобождения. Такое средство должно представлять собой механизм защелки, включающий устройство, которое освобождает защелку после приложения усилия в направлении эвакуации. Механизмы быстрого освобождения дверей должны быть спроектированы и установлены с соблюдением требований Администрации, и в частности:
.1 включать стержни или панели, выдвигающаяся часть которых выступает по меньшей мере на половину ширины створки двери и расположена по горизонтали на высоте не менее 760 мм и не более 1120 мм от палубы;
.2 вызывать освобождение защелки во время приложения усилия, не превышающего 67 Н; и
.3 не иметь никакого запирающего устройства, стопорного винта или другого средства, которое могло бы препятствовать освобождению защелки во время приложения усилия к освобождающему механизму.
3.3 Пути эвакуации на грузовых судах
3.3.1 Общие положения
На всех уровнях расположения жилых помещений должно быть предусмотрено по меньшей мере два удаленных друг от друга пути эвакуации из каждого ограниченного помещения или группы помещений.
3.3.2 Эвакуация из помещений, расположенных ниже самой нижней открытой палубы
Ниже самой нижней открытой палубы главным путем эвакуации должен быть трап, а вторым путем эвакуации могут быть шахта или трап.
3.3.3 Эвакуация из помещений, расположенных выше самой нижней открытой палубы
Выше самой нижней открытой палубы путями эвакуации должны быть трапы или двери, ведущие на открытую палубу, либо их сочетание.
3.3.4 Тупиковые коридоры
Тупиковые коридоры длиной более 7 м не допускаются.
3.3.5 Ширина и протяженность путей эвакуации
Ширина, количество и протяженность путей эвакуации должны быть в соответствии с требованиями Кодекса по системам пожарной безопасности.
3.3.6 Освобождение от выполнения требования относительно двух путей эвакуации
В виде исключения Администрация может допустить наличие только одного пути эвакуации для редко посещаемых помещений экипажа, при условии что требуемый путь эвакуации не зависит от водонепроницаемых дверей.
3.4 Дыхательные аппараты для аварийной эвакуации
3.4.1 Дыхательные аппараты для аварийной эвакуации должны отвечать требованиям Кодекса по системам пожарной безопасности. На судне должны иметься запасные дыхательные аппараты для аварийной эвакуации.
3.4.2 На всех судах должно иметься до меньшей мере два дыхательных аппарата для аварийной эвакуации в пределах жилых помещений.
3.4.3 На всех пассажирских судах в каждой главной вертикальной зоне должно иметься по меньшей мере два дыхательных аппарата для аварийной эвакуации.
3.4.4 В дополнение к тому, что требуется в пункте 3.4.3, на всех пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, в каждой главной вертикальной зоне должно иметься два дыхательных аппарата для аварийной эвакуации.
3.4.5 Однако пункты 3.4.3 и 3.4.4 не применяются к выгородкам трапов, которые образуют отдельные главные вертикальные зоны, и к главным вертикальным зонам в носовой и кормовой оконечностях судна, которые не содержат помещений категории (6), (7), (8) или (12), определенных в правиле 9.2.2.3.
4 Пути эвакуации из машинных помещений
4.1 Пути эвакуации на пассажирских судах
Пути эвакуации из каждого машинного помещения на пассажирских судах должны отвечать следующим положениям.
4.1.1 Эвакуация из помещений, расположенных под палубой переборок
Если помещение расположено под палубой переборок, два пути эвакуации должны состоять:
.1 из двух комплектов стальных трапов, удаленных как можно дальше друг от друга, ведущих к дверям в верхней части помещения, расположенным на таком же удалении друг от друга, которые обеспечивают выход на соответствующие палубы посадки в спасательные шлюпки и плоты. Один из этих трапов должен находиться внутри защищенной выгородки, отвечающей требованиям правила 9.2.2.3, категория (2), или правила 9.2.2.4, категория (4), в зависимости от случая, от нижней части обслуживаемого им помещения до безопасного места вне этого помещения. В выгородке должны быть установлены самозакрывающиеся противопожарные двери, имеющие такой же стандарт огнестойкости. Трап должен крепиться таким образом, чтобы в выгородку не передавалось тепло через неизолированные точки крепления. Защищенная выгородка должна иметь минимальные внутренние размеры по меньшей мере 800x800 мм и должна иметь средства аварийного освещения; или
.2 из одного стального трапа, ведущего к двери в верхней части помещения, которая обеспечивает выход на посадочную палубу, и, кроме того, стальной двери, открываемой с обеих сторон, расположенной в нижней части помещения на достаточном удалении от указанного трапа и обеспечивающей доступ к безопасному пути эвакуации из нижней части помещения на посадочную палубу.
4.1.2 Эвакуация из помещений, расположенных над палубой переборок
Если помещение находится над палубой переборок, то два пути эвакуации должны быть удалены как можно дальше друг от друга, а выходные двери на таких путях эвакуации должны быть в таком месте, из которого предусмотрен доступ на соответствующие палубы посадки в спасательные шлюпки и плоты. Если на таких путях эвакуации требуется использование трапов, такие трапы должны быть стальными.
4.1.3 Освобождение от выполнения требований в отношении двух путей эвакуации
На судах валовой вместимостью менее 1000 Администрация может допустить наличие только одного пути эвакуации, учитывая должным образом ширину и расположение верхней части помещения. На судах валовой вместимостью 1000 и более Администрация может допустить наличие только одного пути эвакуации из любого такого помещения, включая обычно необслуживаемые помещения вспомогательных механизмов, учитывая должным образом его характер и расположение, а также то, работают ли обычно в нем люди, при условии что дверь или стальной трап обеспечивают безопасный путь эвакуации на посадочную палубу. В помещении рулевого привода должен быть предусмотрен второй путь эвакуации, если в этом помещении находится аварийный пост управления рулем, кроме случаев, когда из этого помещения есть прямой выход на открытую палубу.
4.1.4 Эвакуация из постов управления механизмами
Должны быть предусмотрены два пути эвакуации из поста управления механизмами, расположенного в машинном помещении, по меньшей мере один из которых должен обеспечивать непрерывное укрытие от пожара до безопасного места вне машинного помещения.
4.2 Пути эвакуации на грузовых судах
Пути эвакуации из каждого машинного помещения на грузовых судах должны соответствовать следующим положениям.
4.2.1 Пути эвакуации из машинных помещений категории А
За исключением предусмотренного в пункте 4.2.2, должны быть предусмотрены два пути эвакуации из каждого машинного помещения категории А. В частности, должно быть выполнено одно из следующих положений:
.1 наличие двух комплектов стальных трапов, удаленных как можно дальше друг от друга, ведущих к дверям в верхней части помещения, расположенным на таком же удалении друг от друга, которые обеспечивают выход на открытую палубу. Один из этих трапов должен находиться внутри защищенной выгородки, отвечающей требованиям правила 9.2.3.3, категория (4), от нижней части обслуживаемого им помещения до безопасного места вне этого помещения. В выгородке должны быть установлены самозакрывающиеся противопожарные двери, имеющие такой же стандарт огнестойкости. Трап должен крепиться таким образом, чтобы в выгородку не передавалось тепло через неизолированные точки крепления. Выгородка должна иметь минимальные внутренние размеры по меньшей мере 800x800 мм и должна иметь средства аварийного освещения; или
.2 наличие одного стального трапа, ведущего к двери в верхней части помещения, которая обеспечивает выход на открытую палубу, и, кроме того, стальной двери, открываемой с обеих сторон, расположенной в нижней части помещения на достаточном удалении от указанного трапа и обеспечивающей доступ к безопасному пути эвакуации из нижней части помещения на открытую палубу.
4.2.2 Освобождение от выполнения требований в отношении двух путей эвакуации
На судах валовой вместимостью менее 1000 Администрация может разрешить наличие только одного из путей эвакуации, требуемых в пункте 4.2.1, учитывая должным образом размер и расположение верхней части помещения. Кроме того, нет необходимости, чтобы пути эвакуации из машинных помещений категории А отвечали требованию к выгороженному укрытию от пожара, указанному в пункте 4.2.1.1. В помещении рулевого привода должен быть предусмотрен второй путь эвакуации, если в этом помещении находится аварийный пост управления рулем, кроме случаев, когда из этого помещения есть прямой выход на открытую палубу.
4.2.3 Эвакуация из машинных помещений, иных чем помещения категории А
Для машинных помещений, иных чем помещения категории А, должно быть предусмотрено два пути эвакуации, за исключением того, что для редко посещаемых помещений, а также для помещений, в которых максимальное расстояние до двери составляет 5 м или менее, может допускаться один путь эвакуации.
4.3 Дыхательные аппараты для аварийной эвакуации
4.3.1 На всех судах в машинных помещениях должны иметься готовые к использованию дыхательные аппараты для аварийной эвакуации, размещенные на хорошо видных местах, до которых в любое время легко добраться в случае пожара, При размещении дыхательных аппаратов для аварийной эвакуации должны учитываться планировка машинного помещения и количество людей, обычно работающих в этих помещениях.
4.3.2 Количество и местонахождение этих аппаратов должно быть указано в схеме противопожарной защиты, требуемой в правиле 15.2.4.
4.3.3 Дыхательные аппараты для аварийной эвакуации должны отвечать положениям Кодекса по системам пожарной безопасности.
5 Пути эвакуации на пассажирских судах из помещений специальной категории и открытых помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, в которые могут иметь доступ перевозимые пассажиры
5.1 В помещениях специальной категории и открытых помещениях с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, в которые могут иметь доступ перевозимые пассажиры, количество и местонахождение путей эвакуации, находящихся как под палубой переборок, так и над этой палубой, должно удовлетворять требованиям Администрации, и в целом безопасность доступа на посадочную палубу должна быть по меньшей мере равноценна безопасности, обеспечиваемой согласно пунктам 3.2.1.1, 3.2.2, 3.2.4.1 и 3.2.4.2. Такие помещения должны быть обеспечены специальными проходами к путям эвакуации шириной по меньшей мере 600 мм. Транспортные средства должны располагаться таким образом, чтобы проходы оставались всегда свободными.
5.2 Один из путей эвакуации из машинных помещений, где обычно работает экипаж, не должен иметь прямого доступа в помещение специальной категории.
6 Пути эвакуации из помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки
Должны быть предусмотрены два пути эвакуации из помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, где обычно работает экипаж. Пути эвакуации должны обеспечивать безопасный проход к палубам посадки в спасательные шлюпки и плоты и должны размещаться в носовой и кормовой оконечностях помещения.
7 Дополнительные требования к пассажирским судам ро-ро
7.1 Общие положения
7.1.1 Должны быть предусмотрены пути эвакуации из каждого обычно занятого людьми помещения на судне к месту сбора. Эти пути эвакуации должны быть устроены так, чтобы обеспечивался наиболее прямой возможный путь к месту сбора, и должны быть обозначены символами в соответствии с рекомендациями Организации.
7.1.2 Путь эвакуации из кают к выгородкам трапов должен, насколько это возможно, быть прямым, с минимальным числом изменений направления. Не должно быть необходимости переходить с одного борта судна на другой, чтобы выйти на путь эвакуации. Не должно быть необходимости подниматься или спускаться более чем на две палубы, чтобы выйти к месту сбора или на открытую палубу из любого помещения для пассажиров.
7.1.3 Должны быть предусмотрены внешние пути с открытых палуб, упомянутых в пункте 7.1.2, к местам посадки в спасательные шлюпки и плоты.
7.1.4 Если выгороженные помещения примыкают к открытой палубе, должна иметься возможность, где это практически осуществимо, использовать отверстия, ведущие из выгороженного помещения на открытую палубу, в качестве аварийных выходов.
7.1.5 Пути эвакуации не должны загромождаться мебелью и другими препятствиями. За исключением столов и стульев, которые могут быть убраны для обеспечения свободного места, шкафы и другие тяжелые предметы мебели в общественных помещениях и вдоль путей эвакуации должны быть закреплены на месте, для того чтобы предотвратить их перемещение, если судно испытывает бортовую качку или имеет крен. Покрытия полов также должны быть закреплены. Когда судно находится на ходу, пути эвакуации должны содержаться свободными от препятствий, таких как тележки для уборки, постельные принадлежности, багаж и коробки для товаров.
7.2 Инструкция по безопасной эвакуации
7.2.1 Палубы должны быть пронумерованы последовательно, начиная с "1" на настиле второго дна или на самой нижней палубе. Эти номера должны указываться на видном месте на площадках трапов и лифтов. Палубы также могут иметь названия, однако номер палубы должен всегда указываться рядом с названием.
7.2.2 Простые планы-схемы, показывающие местонахождение ("Вы находитесь здесь") и пути эвакуации, обозначенные стрелками, должны устанавливаться на видном месте на внутренней стороне каждой двери каюты и в общественных помещениях. План должен указывать направления эвакуации и быть правильно ориентирован с учетом места его установки на судне.
7.3 Прочность поручней и коридоры
7.3.1 Поручни или другие лееры должны быть предусмотрены в коридорах вдоль всего пути эвакуации, так чтобы жесткий поручень имелся на каждом шагу пути, где это возможно, к местам сбора и местам посадки в спасательные шлюпки и плоты. Такие поручни должны быть предусмотрены с обеих сторон продольных коридоров шириной более 1,8 м и поперечных коридоров шириной более 1 м. Особое внимание должно быть обращено на необходимость обеспечения возможности пересекать вестибюли, атриумы и другие большие открытые помещения вдоль пути эвакуации. Поручни и другие лееры должны быть такой прочности, чтобы выдерживать распределенную горизонтальную нагрузку в 750 Н/м, приложенную в направлении центра коридора или помещения, и распределенную вертикальную нагрузку в 750 Н/м, приложенную по направлению вниз. Нет необходимости прилагать обе нагрузки одновременно.
7.3.2 До высоты 0,5 м нижние части переборок и других перегородок, образующих вертикальные перекрытия вдоль путей эвакуации, должны быть способны выдерживать нагрузку в 750 Н/м, с тем чтобы их можно было использовать в качестве поверхностей для ходьбы со стороны пути эвакуации при больших углах крена судна.
7.4 Анализ эвакуации
Пути эвакуации должны оцениваться путем анализа эвакуации на начальном этапе проектирования. Анализ должен использоваться для того, чтобы выявить и, насколько это практически осуществимо, исключить затор, который может образоваться во время оставления судна вследствие обычного движения пассажиров и экипажа по путям эвакуации, включая возможность того, что экипажу может потребоваться передвигаться по этим путям в направлении, противоположном движению пассажиров. Кроме того, анализ должен использоваться в целях демонстрации того, что меры и устройства для эвакуации являются достаточно гибкими для принятия мер на случай, когда в результате аварии может оказаться невозможным использование некоторых путей эвакуации, мест сбора, мест посадки или спасательных шлюпок и плотов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.