Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть А - Общие положения
10.1 Общие положения
10.1.1 Жидкостные системы должны быть сконструированы и расположены таким образом, чтобы обеспечить безопасный и достаточный поток жидкости с предписанными расходом и давлением при всех условиях эксплуатации судна. Отказ или утечка в любой такой системе, вызывающие повреждение электрической системы, опасность пожара или взрыва, должны быть крайне маловероятными. Следует обратить внимание на то, чтобы воспламеняющаяся жидкость не попадала на горячие поверхности в случае утечки или повреждения трубы,
10.1.2 Максимальное допускаемое рабочее давление в любой части жидкостной системы должно быть не более расчетного давления с учетом допускаемых напряжений материалов. Если максимальное допускаемое рабочее давление какого-либо элемента системы, например клапана или арматуры, меньше давления, на которое рассчитана труба или трубопровод, то давление в системе должно быть ограничено до самого низкого из минимально допускаемых рабочих давлений элементов системы. Каждая система, которая может подвергаться давлению, большему чем максимальное допускаемое рабочее давление этой системы, должна быть защищена соответствующими предохранительными устройствами.
10.1.3 Цистерны и трубопроводы должны испытываться на давление, гарантирующее запас прочности относительно рабочего давления испытываемого устройства. При испытании каждой расходной цистерны или резервуара должен учитываться возможный статический шпор в условиях переполнения и динамические нагрузки, возникающие при движении судна.
10.1.4 Материалы, используемые при изготовлении трубопроводов, должны быть совместимы с проводимой жидкостью, при этом должно быть обращено надлежащее внимание на опасность пожара. В определенных системах могут допускаться трубы из неметаллических материалов при условии обеспечения водонепроницаемости корпуса, а также водонепроницаемых палуб и переборок*(24).
10.1.5 Для целей настоящей главы термин "уровень" означает уровень, указанный в 2.2.1.3.
10.2 Меры, связанные с жидким топливом, смазочными маслами и другими воспламеняющимися нефтепродуктами
10.2.1 Положения 7.1.2.2 должны применяться к использованию нефтепродуктов в качестве топлива.
10.2.2 Трубопроводы для подачи жидкого топлива, смазочных масел и других воспламеняющихся нефтепродуктов должны быть экранированы или защищены другим надлежащим способом, чтобы избежать, насколько это практически возможно, распыления или протечек нефтепродуктов на горячие поверхности, в воздухозаборники механизмов или другие источники воспламенения. Количество соединений в таких системах трубопроводов должно быть минимальным. Гибкие соединения, проводящие воспламеняющиеся жидкости, должны быть одобренного типа*(25).
10.2.3 Жидкое топливо, смазочные масла и другие воспламеняющиеся нефтепродукты не должны транспортироваться через общественные помещения и жилые помещения экипажа.
Меры, связанные с жидким топливом
10.2.4 На судне, использующем жидкое топливо, меры по его хранению, распределению и использованию должны обеспечивать безопасность судна и находящихся на нем лиц и сводиться по меньшей мере к нижеследующему.
10.2.4.1 Насколько это практически возможно, все участки топливной системы, содержащие подогретое топливо под давлением, превышающим 0,18 , не должны располагаться в таком закрытом месте, где нельзя быстро заметить повреждения и утечки в системе. В зоне таких участков топливной системы машинные помещения должны иметь достаточное освещение.
10.2.4.2 При всех нормальных условиях вентиляция машинных помещений должна быть достаточной для предотвращения скопления паров нефтепродуктов.
10.2.4.3 Топливные цистерны должны располагаться в соответствии с 7.5.2.
10.2.4.4 Ни одна топливная цистерна не должна размещаться там, где разлив или утечка из нее топлива могут создать опасность в результате попадания топлива на нагретые поверхности. См. указанные в 7.5 требования к пожарной безопасности.
10.2.4.5 Топливные трубопроводы должны быть оборудованы кранами или клапанами в соответствии с 7.5.3.
10.2.4.6 Если необходимо, каждая топливная цистерна должна быть оборудована ловушками или сливными желобами, улавливающими любое топливо, которое может вытекать из таких цистерн.
10.2.4.7 Должны быть предусмотрены безопасные и эффективные средства для замера количества жидкого топлива, содержащегося в любой топливной цистерне.
10.2.4.7.1 Если используются измерительные трубки, их верхние концы не должны выводиться в какое-либо помещение, где может возникнуть опасность воспламенения топлива вследствие утечек из них. В особенности они не должны выводиться в общественные помещения, жилые помещения экипажа или машинные помещения. Верхние концы измерительных трубок должны быть снабжены надлежащими средствами закрытия, и должны быть предусмотрены меры, предотвращающие разлив во время операций по заправке топливом.
10.2.4.7.2 Вместо измерительных трубок могут использоваться другие указатели уровня топлива. Такие средства должны отвечать следующим требованиям:
.1 На пассажирских судах для таких средств не должны требоваться отверстия ниже верхней плоскости цистерны, и их повреждение или переполнение цистерны не должно приводить к утечке топлива.
.2 Применение цилиндрических стекол в указателях уровня должно быть запрещено. На грузовых судах Администрация может разрешить применение указателя уровня топлива с плоскими стеклами и самозакрывающимися клапанами, установленными между указателями уровня и топливными цистернами. Такие другие средства должны быть приемлемыми для Администрации и должны поддерживаться в надлежащем состоянии с целью обеспечения их бесперебойной и точной работы в процессе эксплуатации.
10.2.4.8 Должны быть приняты меры для предотвращения возникновения избыточного давления в любой топливной цистерне или в любой части топливной системы, включая наполнительные трубы. Любые предохранительные клапаны и воздушные или переливные трубы должны производить слив в безопасное место и, если температура вспышки топлива менее 43°С, должны иметь на концах пламегасители в соответствии со стандартами, разработанными Организацией*(26).
10.2.4.9 Топливные трубопроводы, их клапаны и арматура должны быть изготовлены из стали или другого одобренного материала, однако может быть допущено ограниченное применение гибких шлангов в местах, где, по мнению Администрации, они необходимы. Такие гибкие шланги и их концевые соединения должны быть изготовлены из одобренных огнестойких материалов достаточной прочности и в соответствии с требованиями Администрации.
Меры, связанные со смазочными маслами
10.2.5 Меры по хранению, распределению и использованию смазочных масел, применяемых в системах смазки под давлением, должны обеспечивать безопасность судна и людей на борту. Такие меры в машинных помещениях и, когда это практически возможно, в помещениях вспомогательных механизмов должны по меньшей мере отвечать положениям 10.2.4.1 и 10.2.4.4-10.2.4.8, за исключением того, что:
.1 это не препятствует использованию в системах смазки смотровых стекол протока, если испытаниями установлено, что они имеют достаточную степень огнестойкости;
.2 в машинных помещениях может быть разрешена установка мерительных труб, если они снабжены соответствующими средствами закрытия; и
.3 цистерны для хранения смазочных масел вместимостью менее 500 л могут допускаться без клапанов с дистанционным управлением, как требуется в 10.2.4.5.
Меры, связанные с другими воспламеняющимися нефтепродуктами
10.2.6 Меры по хранению, распределению и использованию других воспламеняющихся нефтепродуктов, применяемых под давлением в системах передачи энергии, в системах управления и пуска и в нагревательных системах, должны обеспечивать безопасность судна и находящихся на нем лиц. В местах, где имеются источники воспламенения, такие меры должны по меньшей мере отвечать положениям 10.2.4.4 и 10.2.4.7, а в отношении прочности и конструкции - положениям 10.2.4.8 и 10.2.4.9.
Меры, связанные с машинными помещениями
10.2.7 В дополнение к требованиям 10.2.1-10.2.6 топливная система и система смазки должны отвечать следующим требованиям.
10.2.7.1 Если заполнение расходных топливных цистерн осуществляется автоматически или с помощью дистанционного управления, должны быть предусмотрены средства для предотвращения разлива топлива в результате их переполнения.
10.2.7.2 Другое оборудование, автоматически обрабатывающее воспламеняющиеся жидкости, например сепараторы топлива, которые, когда это практически возможно, должны устанавливаться в особом помещении, отведенном для сепараторов и их подогревателей, должно иметь устройства для предотвращения разлива топлива в результате их переполнения.
10.2.7.3 Если расходные топливные цистерны или отстойные цистерны оборудованы подогревающими устройствами и возможен нагрев топлива до температуры вспышки ввиду отказа термостата, должна быть предусмотрена аварийнопредупредительная сигнализация о наличии высокой температуры.
10.3 Осушительные системы
10.3.1 Должны быть предусмотрены средства для осушения любого водонепроницаемого отсека, кроме тех, которые предназначены для постоянного хранения жидкости. Если для отдельных отсеков осушение не считается необходимым, средства для их осушения могут не предусматриваться, но должно быть доказано, что это не повлияет на безопасность судна.
10.3.2 Средства осушения должны быть предусмотрены для удаления воды из каждого водонепроницаемого отсека, кроме тех, которые предназначены для постоянного хранения жидкости. Объем или расположение любых таких отсеков должны быть такими, чтобы их затопление не влияло на безопасность судна.
10.3.3 Осушительная система должна обеспечивать осушение отсеков при всех возможных углах крена и дифферента после получения судном повреждения, определенного в 2.6.5 и 2.6.8. Осушительная система должна быть спроектирована так, чтобы исключалась возможность поступления воды из одного отсека в другой. Управление необходимыми клапанами для регулирования работы приемных патрубков осушительной системы должно осуществляться из места выше уровня. Все распределительные коробки и управляемые вручную клапаны осушительной системы должны размещаться в местах, доступных в обычных условиях.
10.3.4 Самовсасывающие осушительные насосы с приводом от источника энергии могут использоваться для других целей, таких как тушение пожара или общее обслуживание, но не для перекачки топлива или других воспламеняющихся жидкостей.
10.3.5 Каждый осушительный насос с приводом от источника энергии должен обеспечивать откачку воды через требуемую осушительную магистраль со скоростью не менее 2 м/с.
10.3.6 Диаметр (d) осушительной магистрали должен рассчитываться по указанной ниже формуле, однако фактический внутренний диаметр осушительной магистрали может быть округлен до ближайшего размера по признанному стандарту:
,
где:
d - внутренний диаметр осушительной магистрали (мм);
L - длина судна (м), определенная в главе 1;
В - для однокорпусного судна - ширина судна (м), определенная в главе 1, а для многокорпусного судна - ширина корпуса на расчетной ватерлинии или ниже ее (м); и
D - теоретическая высота борта судна до уровня (м).
10.3.7 Внутренние диаметры приемных отростков должны отвечать требованиям Администрации, но должны быть не менее 25 мм. Приемные отростки должны быть снабжены эффективными сетками.
10.3.8 В каждом машинном помещении, содержащем главный двигатель, должен быть предусмотрен аварийный приемный патрубок осушительной магистрали. Такой патрубок должен быть подсоединен к наибольшему из имеющихся насосов с приводами от источников энергии, не являющемуся осушительным насосом, насосом главного двигателя или топливным насосом.
10.3.9 Приводные штоки приемных клапанов забортной воды должны быть, выведены достаточно высоко над настилом машинного помещения.
10.3.10 Все приемные осушительные трубопроводы по всей длине до присоединения к насосам должны быть независимыми от других трубопроводов.
10.3.11 Помещения, расположенные выше аварийной ватерлинии при наихудшем предусмотренном случае затопления, могут осушаться непосредственно за борт через шпигаты, оборудованные невозвратными клапанами.
10.3.12 Любое безвахтенное помещение, для которого требуется осушение, должно быть снабжено сигнализацией наличия воды в льялах.
10.3.13 Для судов с отдельными осушительными насосами общая производительность Q осушительных насосов для каждого корпуса должна составлять не менее 2,4 раза производительности насоса, определенного в 10.3.5 и 10.3.6.
10.3.14 В осушительных системах, в которых не предусмотрена осушительная магистраль, за исключением помещений, расположенных впереди общественных помещений и жилых помещений экипажа, для каждого помещения должен быть предусмотрен по меньшей мере один стационарный погружной насос. Кроме того, должен быть предусмотрен по меньшей мере один переносной насос с приводом от аварийного источника энергии, если он является электрическим, для использования в отдельных помещениях. Производительность каждого погружного насоса должна быть не менее следующей величины:
метрических тонн/ч, причем минимальная производительность составляет 8 метрических тонн/ч,
где:
N количество погружных насосов
Q - общая производительность, определенная в 10.3.13.
10.3.15 Невозвратные клапаны должны быть установлены на следующих устройствах:
.1 осушительных распределительных коллекторах;
.2 соединениях осушительного приемного шланга, если он подключен непосредственно к насосу или к главной приемной трубе; и
.3 непосредственных приемных патрубках и соединениях осушительного насоса с главной осушительной магистралью.
10.4 Балластные системы
10.4.1 Как правило, водяной балласт не должен перевозиться в цистернах, предназначенных для жидкого топлива. На судах, на которых практически невозможно избежать заполнения водой топливных цистерн, должна быть установлена нефтеводяная сепарационная установка или должны быть предусмотрены другие альтернативные меры, такие как сброс в береговые сооружения, для удаления загрязненного нефтью водяного балласта. Положения настоящего пункта не наносят ущерба положениям действующей Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов.
10.4.2 Если с целью балластировки используется система перекачки топлива, она должна быть изолирована от любой водяной балластной системы и отвечать требованиям, предъявляемым к топливным системам, и требованиям действующей Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов.
10.5 Системы охлаждения
Предусмотренные системы охлаждения должны поддерживать температуры всех смазочных и гидравлических жидкостей в пределах, рекомендованных изготовителями, во всех условиях эксплуатации, для которых судно освидетельствовано.
10.6 Воздухозаборные системы двигателя
Устройства должны обеспечивать подачу достаточного количества воздуха к двигателю и соответствующую защиту его от повреждений, иных чем износ, вызываемых попаданием посторонних предметов.
10.7 Системы вентиляции
Машинные помещения должны вентилироваться надлежащим образом с тем, чтобы при работе в этих помещениях механизмов на полную мощность при всех погодных условиях, включая штормовую погоду, обеспечивать подачу воздуха в эти помещения в количестве, достаточном для обеспечения безопасности и нормальных условий работы персонала, а также для обеспечения работы механизмов. Помещения вспомогательных механизмов должны иметь надлежащую вентиляцию в соответствии с их назначением. Вентиляционные устройства должны быть такими, чтобы не ставилась под угрозу безопасная эксплуатация судна.
10.8 Газовыпускные системы
10.8.1 Все газовыпускные системы двигателей должны обеспечивать правильную работу механизмов и безопасную эксплуатацию судна.
10.8.2 Газовыпускные системы должны быть устроены так, чтобы свести к минимуму возможность попадания выхлопных газов в помещения, где находятся люди, в системы кондиционирования воздуха и воздухозаборники двигателя. Газовыпускные системы не должны отводить газы в приемные отверстия системы воздушной подушки.
10.8.3 Трубы, по которым производится выпуск выхлопных газов через корпус в районе ватерлинии, должны иметь эрозионностойкие / коррозионностойкие запорные заслонки или другие устройства на обшивке или на конце трубы, и должны быть приняты надлежащие меры, предотвращающие затопление помещения водой или попадание воды в газовыпускную магистраль двигателя.
10.8.4 Газовыпускные системы газотурбинного двигателя должны быть устроены так, чтобы горячие выхлопные газы направлялись в сторону от районов, к которым имеет доступ персонал на борту судна либо вблизи судна, когда оно ошвартовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.