Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть A - Общие положения
10.1 Общие положения
10.1.1 Жидкостные системы должны быть сконструированы и расположены таким образом, чтобы обеспечить безопасный и достаточный поток жидкости с предписанными расходом и давлением при всех условиях эксплуатации судна. Отказ или утечка в любой такой системе, вызывающие повреждение электрической системы, опасность пожара или взрыва, должны быть крайне маловероятными. Следует обратить внимание на то, чтобы легковоспламеняющаяся жидкость не попадала на горячие поверхности в случае утечки или повреждения трубы.
10.1.2 Максимальное допускаемое рабочее давление в любой части жидкостной системы не должно превышать расчетное давление с учетом допускаемых напряжений материалов. Если максимальное допускаемое рабочее давление какого-либо элемента системы, например клапана или арматуры, меньше давления, на которое рассчитана труба или трубопровод, то давление в системе должно быть ограничено до самого низкого из минимально допускаемых рабочих давлений элементов системы. Каждая система, которая может подвергаться давлению, большему чем максимальное допускаемое рабочее давление этой системы, должна быть защищена соответствующими предохранительными устройствами.
10.1.3 Цистерны и трубопроводы должны испытываться на давление, гарантирующее запас прочности относительно рабочего давления испытываемого устройства. При испытании каждой расходной цистерны или резервуара должен учитываться возможный статический напор в условиях переполнения и динамические нагрузки, возникающие при движении судна.
10.1.4 Материалы, используемые в системах трубопроводов, должны быть совместимы с проводимой жидкостью и должны выбираться с надлежащим учетом опасности пожара. В определенных системах могут допускаться трубы из неметаллических материалов, при условии что сохраняется водонепроницаемость корпуса, палуб и переборок.
10.2 Меры, связанные с жидким топливом, смазочными маслами и другими воспламеняющимися нефтепродуктами
10.2.1 Положения 7.1.2.2 должны применяться к использованию нефтепродуктов в качестве топлива.
10.2.2 Трубопроводы для подачи жидкого топлива, смазочных масел и других воспламеняющихся нефтепродуктов должны быть экранированы или защищены другим подходящим способом, чтобы избежать, насколько это практически возможно, разбрызгивания или утечки нефтепродуктов на горячие поверхности, в воздухозаборники механизмов или другие источники воспламенения. Количество соединений в таких системах трубопроводов должно быть минимальным. Гибкие соединения, проводящие воспламеняющиеся жидкости, должны быть одобренного типа.
10.2.3 Жидкое топливо, смазочные масла и другие воспламеняющиеся нефтепродукты не должны перекачиваться в районы, находящиеся в нос от общественных помещений и жилых помещений экипажа.
Меры, связанные с жидким топливом
10.2.4 На судне, использующем жидкое топливо, меры по хранению, распределению и использованию жидкого топлива должны быть такими, чтобы обеспечивалась безопасность судна и находящихся на нем людей и должны отвечать по меньшей мере следующему.
10.2.4.1 Насколько это практически возможно, никакие участки топливной системы, содержащие подогретое топливо под давлением, превышающим 0,18 , не должны располагаться в закрытом месте, в котором нельзя быстро обнаружить повреждения и утечки в системе. В районе таких участков топливной системы машинные помещения должны иметь достаточное освещение.
10.2.4.2 При всех нормальных условиях вентиляция машинных помещений должна быть достаточной для предотвращения скопления паров нефтепродуктов.
10.2.4.3 Топливные цистерны должны располагаться в соответствии с 7.5.2.
10.2.4.4 Ни одна топливная цистерна не должна размещаться там, где разлив или утечка топлива из нее могут создать опасность в результате попадания топлива на нагретые поверхности. См. указанные в 7.5 требования к пожарной безопасности.
10.2.4.5 Топливные трубопроводы должны быть оборудованы кранами или клапанами в соответствии с 7.5.3.
10.2.4.6 Если необходимо, каждая топливная цистерна должна быть оборудована "ловушками" или сливными желобами для сбора возможных протечек топлива из таких цистерн.
10.2.4.7 Должны быть предусмотрены безопасные и эффективные средства для замера количества жидкого топлива, содержащегося в любой топливной цистерне.
10.2.4.7.1 Если используются измерительные трубки, их верхние концы не должны выводиться в какое-либо помещение, где может возникнуть опасность воспламенения вследствие утечек из этих трубок. В частности, они не должны выводиться в общественные помещения, жилые помещения экипажа или машинные помещения. Верхние концы измерительных трубок должны быть снабжены надлежащими средствами закрытия, и должны быть предусмотрены меры, предотвращающие разлив во время операций по заправке топливом.
10.2.4.7.2 Вместо измерительных трубок могут использоваться другие указатели уровня топлива. Такие средства должны отвечать следующим требованиям:
.1 На пассажирских судах для таких средств не должны требоваться отверстия ниже верхней плоскости цистерны, и их повреждение или переполнение цистерны не должны приводить к утечке топлива.
.2 Применение цилиндрических стекол в указателях уровня запрещается. На грузовых судах Администрация может разрешить применение указателей уровня топлива с плоскими стеклами и самозакрывающимися клапанами, установленными между указателями уровня и топливными цистернами. Такие другие средства должны быть приемлемыми для Администрации и должны содержаться в надлежащем состоянии с целью обеспечения их бесперебойной и точной работы в процессе эксплуатации.
10.2.4.8 Должны быть приняты меры для предотвращения возникновения избыточного давления в любой топливной цистерне или в любой части топливной системы, включая наполнительные трубы. Любые предохранительные клапаны и воздушные или переливные трубы должны производить слив в безопасное место и, если температура вспышки топлива менее 43°C, иметь на концах пламегасители в соответствии со стандартами, разработанными Организацией.
10.2.4.9 Топливные трубопроводы, их клапаны и арматура должны быть из стали или другого одобренного материала, однако может быть допущено ограниченное применение гибких шлангов в местах, где, по мнению Администрации, они необходимы. Такие гибкие шланги и их концевые соединения должны быть из одобренных огнестойких материалов достаточной прочности и должны быть изготовлены в соответствии с требованиями Администрации.
Меры, связанные со смазочными маслами
10.2.5 Меры по хранению, распределению и использованию смазочных масел, применяемых в системах смазки под давлением, должны обеспечивать безопасность судна и находящихся на нем людей. Такие меры в машинных помещениях и, когда это практически возможно, в помещениях вспомогательных механизмов должны по меньшей мере отвечать положениям 10.2.4.1 и 10.2.4.4 - 10.2.4.8, за исключением того, что:
.1 это не препятствует использованию в системах смазки смотровых стекол протока, если испытаниями установлено, что они имеют достаточную степень огнестойкости;
.2 в машинных помещениях может быть разрешена установка измерительных трубок, если они снабжены соответствующими средствами закрытия; и
.3 цистерны для хранения смазочных масел вместимостью менее 500 л могут допускаться без клапанов с дистанционным управлением, как требуется в 10.2.4.5.
Меры, связанные с другими воспламеняющимися нефтепродуктами
10.2.6 Меры по хранению, распределению и использованию других воспламеняющихся нефтепродуктов, применяемых под давлением в системах передачи энергии, в системах управления и пуска и в нагревательных системах, должны обеспечивать безопасность судна и находящихся на нем людей. В местах, где имеются источники воспламенения, такие меры должны по меньшей мере отвечать положениям 10.2.4.4 и 10.2.4.7, а в отношении прочности и конструкции - положениям 10.2.4.8 и 10.2.4.9.
Меры, связанные с машинными помещениями
10.2.7 В дополнение к требованиям 10.2.1 - 10.2.6 топливная система и система смазки должны отвечать следующим требованиям.
.1 Если заполнение расходных топливных цистерн осуществляется автоматически или с помощью дистанционного управления, должны быть предусмотрены средства для предотвращения разлива топлива в результате их переполнения.
.2 Другое оборудование, автоматически обрабатывающее воспламеняющиеся жидкости, например сепараторы топлива, которое, когда это практически возможно, должно устанавливаться в особом помещении, отведенном для сепараторов и их подогревателей, должно иметь устройство для предотвращения разлива топлива в результате переполнения.
.3 Если расходные топливные цистерны или отстойные цистерны оборудованы подогревающими устройствами и возможен нагрев топлива до температуры вспышки ввиду отказа термостата, должна быть предусмотрена аварийно-предупредительная сигнализация о наличии высокой температуры.
10.3 Осушительные системы
10.3.1 Должны быть предусмотрены средства для осушения любого водонепроницаемого отсека, кроме тех, которые предназначены для постоянного хранения жидкости. Если для отдельных отсеков осушение не считается необходимым, средства для их осушения могут не предусматриваться, но должно быть доказано, что это не приведет к снижению безопасности судна.
10.3.2 Средства осушения должны быть предусмотрены для удаления воды из каждого водонепроницаемого отсека, кроме тех, которые предназначены для постоянного хранения жидкости. Объем или расположение любых таких отсеков должны быть такими, чтобы их затопление не влияло на безопасность судна.
10.3.3 Осушительная система должна обеспечивать осушение отсеков при всех возможных углах крена и дифферента после получения судном повреждения, определенного в 2.6.6 - 2.6.10. Осушительная система должна быть спроектирована так, чтобы исключалась возможность поступления воды из одного отсека в другой. Управление необходимыми клапанами для регулирования работы всасывающих патрубков осушительной системы должно осуществляться из места выше плоскости отсчета. Все распределительные коробки и управляемые вручную клапаны осушительной системы должны размещаться в местах, доступных в обычных условиях. Штоки управляемых вручную клапанов должны быть легкодоступны, и на всех клапанах должна иметься четкая маркировка.
10.3.4 Самовсасывающие осушительные насосы с приводом от источника энергии могут использоваться для других целей, таких, как тушение пожара или общее обслуживание, но не для перекачки топлива или других воспламеняющихся жидкостей.
10.3.5 Каждый осушительный насос с приводом от источника энергии должен обеспечивать откачку воды через требуемую осушительную магистраль со скоростью не менее 2 м/с.
10.3.6 Диаметр (d) осушительной магистрали должен рассчитываться по указанной ниже формуле, однако фактический внутренний диаметр осушительной магистрали может быть округлен до ближайшего признанного стандартного размера:
,
где:
d - внутренний диаметр осушительной магистрали (мм);
L - длина судна (м), как она определена в главе 1;
B - для однокорпусного судна - ширина судна (м), определенная в главе 1, а для многокорпусного судна - ширина корпуса на расчетной ватерлинии или ниже нее (м); и
D - теоретическая высота борта судна до плоскости отсчета (м).
10.3.7 Внутренние диаметры всасывающих патрубков должны отвечать требованиям Администрации, но должны быть не менее 25 мм. Всасывающие патрубки должны быть снабжены эффективными фильтрами.
10.3.8 В каждом машинном помещении, содержащем первичный двигатель, должен быть предусмотрен аварийный всасывающий патрубок осушительной магистрали. Такой патрубок должен быть подсоединен к наибольшему из имеющихся насосов с приводами от источников энергии, не являющемуся осушительным насосом, насосом главного двигателя или топливным насосом. Аварийные всасывающие патрубки должны быть предусмотрены на судне с общей осушительной системой в соответствии с 10.3.6, а на судне с отдельными осушительными насосами - в соответствии с 10.3.13.
10.3.9 Штоки кингстонов должны быть выведены достаточно высоко над настилом машинного помещения.
10.3.10 Все всасывающие осушительные трубопроводы по всей длине до присоединения к насосам должны быть независимыми от других трубопроводов.
10.3.11 Помещения, расположенные выше аварийной ватерлинии при наихудшем предполагаемом случае повреждения, могут осушаться непосредственно за борт через шпигаты, оборудованные невозвратными клапанами.
10.3.12 Любое безвахтенное помещение, для которого требуется осушение, должно быть снабжено сигнализацией наличия воды в льялах.
10.3.13 Для судов с отдельными осушительными насосами общая подача Q осушительных насосов для каждого корпуса должна составлять не менее 2,4 раза подачи насоса, определенной в 10.3.5 и 10.3.6.
10.3.14 В осушительных системах, в которых не предусмотрена осушительная магистраль, за исключением помещений, расположенных в нос от общественных помещений и жилых помещений экипажа, для каждого помещения должен быть предусмотрен по меньшей мере один стационарный погружной насос. Кроме того, должен быть предусмотрен по меньшей мере один переносной насос с приводом от аварийного источника энергии, если он является электрическим, для использования в отдельных помещениях. Подача каждого погружного насоса должна быть не менее следующей величины:
тонн/ч, причем минимальная подача составляет 8 тонн/ч,
где:
N - количество погружных насосов,
Q - общая подача, определенная в 10.3.13.
10.3.15 Невозвратные клапаны должны быть установлены на следующих устройствах:
.1 осушительных распределительных коллекторах;
.2 соединениях осушительного всасывающего шланга, если он подключен непосредственно к насосу или к главной всасывающей трубе; и
.3 непосредственных всасывающих патрубках и соединениях осушительного насоса с главной осушительной магистралью.
10.4 Балластные системы
10.4.1 Как правило, водяной балласт не должен перевозиться в цистернах, предназначенных для жидкого топлива. На судах, на которых практически невозможно избежать заполнения водой топливных цистерн, должна быть установлена нефтеводяная сепарационная установка или должны быть предусмотрены другие альтернативные меры, такие, как сброс в береговые сооружения, для удаления загрязненного нефтью водяного балласта. Положения настоящего пункта не наносят ущерба положениям действующей Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов.
10.4.2 Если с целью балластировки используется система перекачки топлива, она должна быть изолирована от любой системы водяного балласта и отвечать требованиям, предъявляемым к топливным системам, и требованиям действующей Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов.
10.5 Системы охлаждения
Предусмотренные системы охлаждения должны поддерживать температуры всех смазочных и гидравлических жидкостей в пределах, рекомендованных изготовителями, во всех условиях эксплуатации, для которых освидетельствовано судно.
10.6 Воздухозаборные системы двигателя
Устройства должны обеспечивать подачу достаточного количества воздуха к двигателю и соответствующую защиту его от повреждений, иных, чем износ, вызываемых попаданием посторонних предметов.
10.7 Вентиляционные системы
Машинные помещения должны вентилироваться надлежащим образом, с тем чтобы при работающих на полную мощность механизмах в этих помещениях при всех погодных условиях, включая штормовую погоду, подача воздуха в эти помещения обеспечивалась в количестве, достаточном для обеспечения безопасности и нормальных условий работы персонала, а также для обеспечения работы механизмов. Помещения вспомогательных механизмов должны иметь надлежащую вентиляцию в соответствии с их назначением. Вентиляционные устройства должны быть такими, чтобы не ставилась под угрозу безопасная эксплуатация судна.
10.8. Газовыпускные системы
10.8.1 Все газовыпускные системы двигателей должны обеспечивать правильную работу механизмов и безопасную эксплуатацию судна.
10.8.2 Газовыпускные системы должны быть устроены так, чтобы свести к минимуму возможность попадания выхлопных газов в помещения, где находятся люди, в системы кондиционирования воздуха и воздухозаборники двигателя. Газовыпускные системы не должны отводить газы в приемные отверстия системы воздушной подушки.
10.8.3 Трубы, по которым производится выпуск выхлопных газов через корпус в районе ватерлинии, должны иметь эрозионностойкие/коррозионностойкие запорные заслонки или другие устройства на обшивке или на конце трубы, и должны быть приняты надлежащие меры, предотвращающие затопление помещения водой или попадание воды в газовыпускную магистраль двигателя.
10.8.4 Газовыпускные системы газотурбинного двигателя должны быть устроены так, чтобы горячие выхлопные газы направлялись в сторону от районов, к которым имеет доступ персонал на борту судна либо вблизи судна, когда оно ошвартовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.