Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июля 2009 г. N 7726/09
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи: И.И. Полубениной,
судей: А.М. Медведевой, Н.В. Осиповой
рассмотрела в судебном заседании заявления Департамента земельных ресурсов города Москвы и Правительства Москвы о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2008 по делу N А40-52313/08-84-397 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.03.2009 по тому же делу по заявлению товарищества собственников жилья "Молжаниновский" (далее ТСЖ "Молжаниновский") к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании недействительным отказа Территориального управления Департамента земельных ресурсов города Москвы в Северном административном округе в выдаче документов в режиме одного окна за N 33-5Т9-588/8-(0)-0 от 07.06.08 г., обязании Территориального управления Департамента земельных ресурсов города Москвы сформировать земельный участок в границах: вдоль северо-восточной полосы отвода Ленинградского шоссе от существующего съезда с Международного шоссе на Ленинградское шоссе на северо-запад до владения N 226 по Ленинградскому шоссе включительно, далее на северо-восток вдоль границ жилой застройки, пересекая улицу Гатчинская, улицу 2-я Новоселки вдоль границ жилой застройки до владения N 19 по ул. 1-я Новоселки включительно, далее на юго-восток до проектируемого проезда, далее по проектируемому проезду до полосы отвода Международного шоссе, далее по полосе отвода Международного шоссе до существующего съезда с Международного шоссе на Ленинградское шоссе, утвержденных на общем собрании участников ТСЖ "Молжаниновский" 10.05.08 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2008 заявленные требования удовлетворены полностью.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 13.03.2009 оставил без изменения решение суда первой инстанции.
В заявлениях, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов, Правительство города Москвы и Департамент земельных ресурсов города Москвы просят их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителей, коллегия признала, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ТСЖ "Молжаниновское" было создано физическими лицами - собственниками индивидуальных жилых домов, расположенных на территории бывших деревень Новодмитровка и Новоселки, в последующем включенных в границы города Москвы, и юридическими лицами.
Создание такого товарищества не противоречит жилищному законодательству (статья 136 Жилищного кодекса Российской Федерации). Наряду с таким товариществом жилищным законодательством предусматривается возможность создания ТСЖ собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В целях реализации решения внеочередного общего собрания участников ТСЖ "Молжаниновский" уполномоченным представителем товарищества в Департамент земельных ресурсов города Москвы было подано заявление о формировании земельного участка для предоставления в общую долевую собственность его участников. В заявлении описаны границы земельного участка общей площадью около 67 га.
Территориальное управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в Северном административном округе города Москвы письмом от 07.06.2008 N 33-5Т9-588/8-(0)-1 отказало в формировании земельного участка в заявленных границах введу отсутствия на нем многоквартирных жилых домов, а также в связи с обременением частей земельного участка правами третьих лиц.
Считая этот отказ незаконным, ТСЖ "Молжаниновское" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования ТСЖ, суд руководствовался статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", указав, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Однако суд неправомерно применил к спорным правоотношениям пункт 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Этой статьей регулируются отношения по приобретению прав на земельный участок в существующей застройке, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества и этот земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Между тем, ТСЖ "Молжаниновское" создавалось не с целью эксплуатации многоквартирного жилого фонда. Оно объединяет собственников индивидуальных жилых домов, большинство которых оформило свои права на земельные участки, земля находится у них в пожизненном наследующем владении.
Кроме того, указанные в судебных актах границы подлежащего формированию земельного участка по существу являются границами квартала и определены проектом межевания, который разработан исходя из перспектив развития города и последующей застройки, т.е. образования нового жилого микрорайона.
В границы подлежащего оформлению, согласно решению суда, участка попадают незастроенные территории площадью более 20 га, существующие и проектируемые дороги, проезды и территории общего пользования, а также земельные участки, на которых расположены объекты городской собственности, в частности, здание школы, часть которого является собственностью города Москвы (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.04.2009 N 19/006/2009/294). Участок, на котором расположена школа, предоставлен на праве безвозмездного срочного пользования Государственному образовательному учреждению общеобразовательной школе N 740 (договор от 16.10.2005 N М-09-603290).
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 3.1 Федерального закона от 15.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки в границах рассматриваемой территории относятся к не разграниченной государственной собственности (за исключением земель, оформленных в собственность частных лиц) и правом распоряжения данными земельными участками обладают органы государственной власти города Москвы. При этом регистрация права собственности на данные земельные участки для распоряжения ими не требуется. Кроме того, земельный участок, предоставленный государственному образовательному учреждению, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий городу Москве, согласно указанным нормам относится к собственности города Москвы.
Для исполнения решения суда необходимо расформирование в соответствии с Федеральными законами от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" и от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" уже существующих земельных участков для последующего оформления права частной собственности, что приведет к отчуждению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени субъектов Российской Федерации приобретают и осуществляют права, выступают в судах соответствующие органы государственной власти.
В соответствии со статьями 1, 13 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" к полномочиям Правительства Москвы отнесено управление собственностью города Москвы, в том числе приватизация, а также государственное управление в области земельных отношений. Таким образом, полномочным представителем собственника земельных участков является Правительство Москвы.
Вместе с тем, суд не привлек Правительством Москвы к участию в деле. Принятое по делу решение затрагивает законные права и интересы собственника земельного участка. Суд обязал Департамент земельных ресурсов совершить действия, направленные на прекращение права собственности на земельный участок без привлечения к участию в деле полномочного представителя его собственника, чем лишил Правительство Москвы права на судебную защиту.
В соответствии со статьями 270, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельства настоящее дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-52313/08-84-397 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения от 02.12.2008 и постановления от 13.03.2009 Федерального арбитражного суда Московского округа по тому же делу.
Предложить лицам, участвующим в деле, в срок до 01.09.2009 представить отзывы на заявления Департамента земельных ресурсов города Москвы и Правительства города Москвы.
Председательствующий судья |
И.И. Полубенина |
Судья |
А.М. Медведева |
|
Н.В. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июля 2009 г. N 7726/09
Текст определения официально опубликован не был