Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
(с изменениями от 8 декабря 2006 г.)
Остойчивость однокорпусных судов
1. Критерии остойчивости в неповрежденном состоянии
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., пункт 1.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2008 г.
1.1 Должен применяться критерий погоды, содержащийся в пункте 3.2 Кодекса остойчивости неповрежденных судов. При применении критерия погоды значение давления ветра должно приниматься равным:
,
где - скорость ветра (м/с), соответствующая наихудшим предполагаемым условиям.
При применении пункта 3.2.2.1.2 Кодекса остойчивости неповрежденных судов угол крена из-за давления ветра не должен превышать 16° или 80% угла погружения по кромку палубы (смотря по тому, что меньше). Если угол крена из-за давления ветра превышает 10°, должны быть предусмотрены эффективные нескользящие палубные поверхности и подходящие точки удержания в соответствии с 2.13.1.1 настоящего Кодекса. Кроме того, при применении критерия погоды в оценке предполагаемого угла крена от бортовой качки должны быть учтены характеристики демпфирования бортовой качки конкретного судна, либо угол крена
может быть получен на основании модельных или натурных испытаний с использованием метода определения величины
, указанного в 1.1.5.3 приложения 6. Корпуса судов с особенностями, которые существенно увеличивают демпфирование, такими как погруженные бортовые корпуса, прочные решетки крыльев либо гибкие или иные ограждения воздушной подушки, могут подвергаться бортовой качке со значительно меньшей амплитудой. Поэтому для таких судов угол бортовой качки должен быть получен на основании модельных или натурных испытаний, а при отсутствии таких данных - принят равным 15°.
1.2 Площадь под диаграммой восстанавливающих плеч (кривая GZ) должна быть не менее 0,07 м·рад до угла крена °, когда максимальное восстанавливающее плечо (GZ) соответствует
° и 0,055 м·рад - до угла крена
°, когда максимальное восстанавливающее плечо соответствует
° или более. Если максимальное восстанавливающее плечо находится между углами крена
° и
°, то соответствующая площадь под диаграммой восстанавливающих плеч должна составлять:
(
),
где:
- угол крена в градусах, при котором диаграмма восстанавливающих плеч достигает максимума.
1.3 Площадь под диаграммой восстанавливающих плеч между углами крена ° и
° или между углом крена
° и углом заливания
*, если этот угол менее 40°, должна быть не менее 0,03 м·рад.
1.4 Восстанавливающее плечо GZ должно быть по меньшей мере 0,2 м при угле крена, равном или превышающем 30°.
1.5 Максимальное восстанавливающее плечо должно находиться при угле крена не менее 15°.
1.6 Начальная метацентрическая высота должна быть не менее 0,15 м.
2 Критерии остаточной остойчивости после повреждения
2.1 Остойчивость, требуемая в конечном состоянии после повреждения, и после спрямления, в случае если оно производится, должна быть определена, как указано в 2.1.1 - 2.1.4.
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 2.1.1 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
2.1.1 Кривая положительных восстанавливающих плеч остаточной остойчивости должна иметь минимальную протяженность 15° за пределом угла равновесия. Эта протяженность может быть снижена до минимума в 10°, в случае если площадь под диаграммой восстанавливающих плеч соответствует значению, указанному в 2.1.2, увеличенному на отношение
,
где протяженность выражается в градусах.
Протяженность должна приниматься как разница между углом равновесия и углом крена, при котором остаточное восстанавливающее плечо впоследствии становится отрицательным, или углом, при котором происходит прогрессирующее затопление, смотря по тому, что меньше.
2.1.2 Площадь под диаграммой восстанавливающих плеч должна быть не менее 0,015 м·рад. Эта площадь измеряется от угла равновесия до вертикали, проходящей через меньший из следующих углов:
.1 угол, при котором происходит прогрессирующее затопление; и
.2 27°, измеренный от вертикального положения судна.
2.1.3 Остаточное восстанавливающее плечо должно быть получено в пределах протяженности положительной остойчивости, с учетом наибольшего из следующих кренящих моментов, возникающих:
.1 в результате скопления всех пассажиров на одном борту;
.2 при спуске с помощью шлюпбалок и плотбалок всех полностью загруженных спасательных шлюпок и плотов с одного борта; и
.3 из-за давления ветра,
по формуле:
(м).
Однако ни в коем случае это восстанавливающее плечо не должно быть менее 0,1 м.
2.1.4 Для расчета кренящих моментов, упомянутых в 2.1.3, должны приниматься следующие допущения:
.1 Моменты, возникающие в результате скопления пассажиров. Эти моменты должны быть рассчитаны в соответствии с 2.10 Кодекса.
.2 Моменты, возникающие при спуске с помощью шлюпбалок и плотбалок всех полностью загруженных спасательных шлюпок и плотов с одного борта:
.2.1 необходимо предполагать, что все спасательные и дежурные шлюпки, установленные на борту, на который судно накренилось после повреждения, вывалены за борт при полной загрузке и готовы к спуску;
.2.2 для спасательных шлюпок, которые готовы для спуска при полной загрузке с места их установки, должен быть принят максимальный кренящий момент при спуске;
.2.3 необходимо предполагать, что полностью загруженный, спускаемый с помощью плотбалки спасательный плот, подвешенный к каждой плотбалке на борту, на который судно накренилось после повреждения, вывален за борт и готов к спуску;
.2.4 люди, которые не находятся в вываленных за борт спасательных средствах, не создают дополнительного крена или восстанавливающего момента; и
.2.5 необходимо предполагать, что спасательные средства на борту судна, противоположном борту, на который судно накренилось, находятся в месте их установки.
.3 Моменты, возникающие из-за давления ветра:
.3.1 давление ветра необходимо принимать как () (
), где
- скорость ветра (м/с), соответствующая наихудшим предполагаемым условиям;
.3.2 площадью парусности должна быть площадь проекции боковой поверхности судна выше ватерлинии, соответствующей неповрежденному состоянию; и
.3.3 плечом момента должно быть вертикальное расстояние от точки на половине средней осадки, соответствующей неповрежденному состоянию, до центра тяжести площади боковой поверхности.
2.2 На промежуточных стадиях затопления максимальное восстанавливающее плечо должно быть не менее 0,05 м, а протяженность диаграммы положительных восстанавливающих плеч должна быть не менее 7°. Во всех случаях необходимо предполагать повреждение корпуса только в одном месте и только одну свободную поверхность.
------------------------------
* При применении этого критерия малые отверстия, через которые не может иметь место прогрессирующее затопление, не рассматриваются как открытые.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.