Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 15 - Системы инертного газа
1 Применение
В настоящей главе подробно излагаются спецификации систем инертного газа, требуемых главой II-2 Конвенции.
2 Технические спецификации
2.1 Общие положения
2.1.1 В настоящей главе термин "грузовой танк" включает также отстойные танки.
2.1.2 Система инертного газа, упомянутая в главе II-2 Конвенции, должна быть спроектирована, изготовлена и испытана в соответствии с требованиями Администрации. Она должна быть спроектирована и эксплуатироваться так, чтобы создавать и постоянно поддерживать в грузовых танках невоспламеняющуюся атмосферу, кроме случаев, когда требуется произвести дегазацию таких танков. Если система инертного газа не отвечает вышеизложенному эксплуатационному требованию и установлено, что ее ремонт практически невозможен, выгрузка груза, откачка балласта и необходимая очистка танков должны возобновляться лишь при выполнении "аварийных мероприятий", предусмотренных Руководством по системам инертного газа.
2.1.3 Требуемые функции
Система должна обеспечивать:
.1 инертизацию порожних грузовых танков путем снижения содержания кислорода в атмосфере каждого танка до уровня, при котором не может поддерживаться горение;
.2 поддержание в любой части каждого грузового танка атмосферы с содержанием кислорода не более 8% по объему и избыточного давления в нем в течение всего времени нахождения судна в порту и в море, кроме случаев, когда необходимо провести дегазацию такого танка;
.3 исключение необходимости подачи воздуха в танк при обычных операциях, кроме случаев, когда необходимо произвести дегазацию такого танка; и
.4 продувку порожних грузовых танков для удаления углеводородных газов, с тем чтобы в процессе последующей дегазации внутри танка никогда не создавалась воспламеняющаяся атмосфера.
2.2 Требования к компонентам
2.2.1 Подача инертного газа
2.2.1.1 В качестве инертного газа могут использоваться прошедшие обработку дымовые газы от главных или вспомогательных котлов. Администрация может допустить системы, в которых используются дымовые газы от одного или нескольких отдельных газогенераторов или от других источников, или от любого сочетания таких источников при условии обеспечения равноценного уровня безопасности. Такие системы, насколько это практически возможно, должны отвечать требованиям настоящей главы. Системы, использующие запасы углекислого газа, не должны разрешаться, если только Администрация не убедится в том, что опасность воспламенения вследствие образования статического электричества самой системой сведена к минимуму.
2.2.1.2 Система должна обеспечивать подачу инертного газа в грузовые танки с интенсивностью, равной по меньшей мере 125% максимальной интенсивности разгрузки судна, выраженной в единицах объема.
2.2.1.3 Система должна обеспечивать подачу в грузовые танки инертного газа с содержанием кислорода в магистрали инертного газа не более 5% по объему при любом требуемом расходе газа.
2.2.1.4 Генератор инертного газа должен быть снабжен двумя топливными насосами. Администрация может разрешить наличие только одного топливного насоса, при условии что на судне имеется достаточное количество запасных частей к такому насосу и его двигателю, с тем чтобы обеспечить проведение любого ремонта насоса и его двигателя силами экипажа.
2.2.2 Скрубберы
2.2.2.1 Должен быть установлен скруббер дымовых газов для эффективного охлаждения газа в объеме, указанном в пунктах 2.2.1.2 и 2.2.1.3, и удаления из него твердых частиц и продуктов сгорания серы. Система водяного охлаждения должна обеспечивать постоянную подачу достаточного количества воды без ущерба для каких-либо судовых систем ответственного назначения. Должен быть предусмотрен также другой равноценный источник подачи охлаждающей воды.
2.2.2.2 Должны быть установлены фильтры или равноценные устройства для сведения к минимуму количества воды, уносимой к вентиляторам инертного газа.
2.2.2.3 Скруббер должен размещаться в корму от всех грузовых танков, грузовых насосных отделений и коффердамов, отделяющих эти помещения от машинных помещений категории А.
2.2.3. Вентиляторы
2.2.3.1 Должно быть установлено не менее двух вентиляторов, обеспечивающих подачу в грузовые танки газа по меньшей мере в объеме, требуемом пунктами 2.2.1.2 и 2.2.1.3. Для систем с газогенераторами Администрация может разрешить наличие только одного вентилятора, если эта система обеспечивает подачу в защищаемые грузовые танки общего объема газа, требуемого пунктами 2.2.1.2 и 2.2.1.3, и при условии, что на судне имеется достаточное количество запасных частей к такому вентилятору и его двигателю, с тем чтобы обеспечить проведение любого ремонта вентилятора и его двигателя силами экипажа.
2.2.3.2 Система инертного газа должна быть спроектирована так, чтобы максимальное давление, создаваемое ею в любом грузовом танке, не превышало испытательного давления этого грузового танка. На приемном и нагнетательном патрубках каждого вентилятора должны быть предусмотрены соответствующие запорные устройства. Должны быть предусмотрены устройства для выведения установки инертного газа на устойчивый режим работы до начала выгрузки груза. Если вентиляторы используются для дегазации, их воздухозаборники должны быть снабжены заглушающими устройствами.
2.2.3.3 Вентиляторы должны размещаться в корму от всех грузовых танков, грузовых насосных отделений и коффердамов, отделяющих эти помещения от машинных помещений категории А.
2.2.4 Водяные затворы
2.2.4.1 Должна быть предусмотрена возможность питания водяного затвора, упомянутого в пункте 2.3.1.4.1, от двух отдельных насосов, каждый из которых должен обеспечивать постоянную подачу достаточного количества воды.
2.2.4.2 Устройство затвора и относящейся к нему арматуры должно предотвращать обратный поток углеводородных паров и обеспечивать надлежащую работу затвора в эксплуатационных условиях.
2.2.4.3 Должны быть приняты меры для защиты водяного затвора от замерзания, но таким образом, чтобы его непроницаемость не нарушалась в результате перегрева,
2.2.4.4 На каждом трубопроводе, связанном с подачей воды и осушением, и на каждом газоотводном трубопроводе или трубопроводе измерения давления, ведущих в газобезопасные помещения, должен быть установлен также гидравлический затвор или другое одобренное устройство. Должны быть предусмотрены средства для предотвращения осушения таких затворов в результате образования вакуума.
2.2.4.5 Палубный водяной затвор и гидравлические затворы должны предотвращать обратный поток углеводородных паров при давлении, равном испытательному давлению грузовых танков.
2.2.4.6 В отношении пункта 2.4.3.1.7 Администрация должна быть убеждена в постоянном наличии достаточного запаса воды и исправности устройств, обеспечивающих автоматическое образование водяного затвора при прекращении подачи газа. Когда инертный газ не подается, должна срабатывать звуковая и световая аварийно-предупредительная сигнализация, указывающая на низкий уровень воды в водяном затворе.
2.3 Требования к установке
2.3.1 Меры безопасности в системе
2.3.1.1 Запорные клапаны дымовых газов
На магистралях инертного газа между дымоходами котлов и скруббером дымовых газов должны быть установлены запорные клапаны. Эти клапаны должны быть снабжены указателями, показывающими, открыты они или закрыты, и должны быть приняты меры предосторожности, с тем чтобы обеспечить их газонепроницаемость и содержать седла клапанов чистыми от сажи. Должны быть приняты меры, предотвращающие включение сажеобдувочного устройства, если открыт соответствующий клапан дымовых газов.
2.3.1.2 Предотвращение утечки дымовых газов
2.3.1.2.1 Особое внимание должно быть обращено на конструкцию и размещение скруббера и вентиляторов, а также относящихся к ним трубопроводов и арматуры, с тем чтобы не допустить утечки дымовых газов в выгороженные помещения.
2.3.1.2.2 Для обеспечения безопасного технического обслуживания дополнительный водяной затвор или другие эффективные средства, предотвращающие утечку дымовых газов, должны быть установлены между запорными клапанами дымовых газов и скруббером либо встроены в скруббер на входе газов.
2.3.1.3 Клапаны, регулирующие подачу газа
2.3.1.3.1 На магистрали инертного газа должен быть установлен клапан, регулирующий подачу газа. Этот клапан должен автоматически закрываться в соответствии с требованиями пункта 2.3.1.5. Он должен также автоматически регулировать подачу инертного газа в грузовые танки в случае отсутствия средств автоматического регулирования скорости вращения вентиляторов инертного газа, требуемых пунктом 2.2.3.
2.3.1.3.2 Клапан, упомянутый в пункте 2.3.1.3.1, должен быть расположен у носовой переборки самого носового газобезопасного помещения, через которое проходит магистраль инертного газа.
2.3.1.4 Невозвратные устройства для дымовых газов
2.3.1.4.1 На магистрали инертного газа должно быть установлено не менее двух невозвратных устройств, одним из которых должен быть водяной затвор, для предотвращения обратного потока углеводородных паров в дымоходы машинных помещений или любые газобезопасные помещения при всех нормальных условиях дифферента, крена и движения судна. Они должны размещаться между автоматическим клапаном, требуемым пунктом 2.3.1.3.1, и ближайшим к корме соединением к любому грузовому танку или грузовому трубопроводу.
2.3.1.4.2 Устройства, упомянутые в пункте 2.3.1.4.1, должны размещаться на палубе в грузовой зоне.
2.3.1.4.3 Вторым устройством, устанавливаемым в нос от палубного водяного затвора, требуемого пунктом 2.3.1.4.1, должен быть невозвратный клапан или равноценное устройство, способное предотвращать обратный поток паров или жидкостей. Оно должно быть оборудовано средством принудительного закрытия. Вместо средства принудительного закрытия в нос от невозвратного клапана может устанавливаться дополнительный клапан, оборудованный таким средством закрытия, с целью отключения палубного водяного затвора от магистрали инертного газа, ведущей к грузовым танкам.
2.3.1.4.4 В качестве дополнительной защиты от возможного обратного проникновения углеводородных жидкостей или паров из палубной магистрали должны быть предусмотрены средства для безопасной вентиляции участка магистрали между клапаном, оборудованным средством принудительного закрытия, упомянутым в пункте 2.3.1.4.3, и клапаном, упомянутым в пункте 2.3.1.3, в период, когда первый из этих клапанов закрыт.
2.3.1.5 Автоматическое выключение
2.3.1.5.1 Должно быть предусмотрено автоматическое выключение вентиляторов инертного газа и закрытие клапана, регулирующего подачу газа, при достижении заданных пределов в случаях, указанных в пунктах 2.4.3.1.1, 2.4.3.1.2 и 2.4.3.1.3.
2.3.1.5.2 Должно быть предусмотрено автоматическое закрытие клапана, регулирующего подачу газа, в случае, указанном в пункте 2.4.3.1.4.
2.3.1.6 Насыщенный кислородом инертный газ
В случае, указанном в пункте 2.4.3.1.5, когда содержание кислорода в инертном газе превышает 8% по объему, должны быть приняты немедленные меры для улучшения качества газа. До тех пор, пока качество газа не будет улучшено, все операции с грузовыми танками должны быть приостановлены во избежание засасывания в них воздуха, а запорный клапан, упомянутый в пункте 2.3.1.4.3, должен быть закрыт.
2.3.2 Трубопроводы инертного газа
2.3.2.1 В нос от невозвратных устройств, требуемых пунктами 2.2.4 и 2.3.1.4, магистраль инертного газа может разветвляться на два или более патрубков.
2.3.2.2 Магистраль инертного газа должна иметь патрубки, идущие к каждому грузовому танку. Патрубки инертного газа должны быть оборудованы запорными клапанами или равноценными средствами для отключения каждого танка. В случае установки запорных клапанов они должны быть снабжены запирающими устройствами, находящимися под контролем ответственного лица командного состава судна. Система управления должна обеспечивать точную индикацию рабочего состояния каждого клапана.
2.3.2.3 На комбинированных судах в качестве устройства для отключения сливных цистерн, содержащих нефть или нефтяные остатки, от других танков должны использоваться глухие фланцы, устанавливаемые на весь период времени, когда перевозятся грузы, иные чем нефть, за исключением случаев, предусмотренных соответствующим разделом Руководства по системам инертного газа.
2.3.2.4 Должны быть предусмотрены средства для защиты грузовых танков от воздействия избыточного давления или вакуума, вызываемых температурными колебаниями, когда грузовые танки отключены от магистралей инертного газа.
2.3.2.5 Системы трубопроводов должны быть спроектированы таким образом, чтобы предотвращать при всех нормальных условиях скопление в трубопроводах груза или воды.
2.3.2.6 Должно быть предусмотрено устройство для подключения магистрали инертного газа к внешнему источнику инертного газа. Устройство должно состоять из фланца с болтовыми соединениями под трубу номинальным диаметром 250 мм, изолированного от магистрали инертного газа с помощью клапана и расположенного в нос от невозвратного клапана, упомянутого в пункте 2.3.1.4.3. Конструкция фланца должна соответствовать надлежащему классу стандартов, принятых для конструкции других внешних соединений в системе грузовых трубопроводов судна.
2.3.2.7 Если между магистралью инертного газа и системой грузовых трубопроводов имеется соединение, должны быть приняты меры, обеспечивающие их надежное разобщение, учитывая возможность существования между ними значительных перепадов давления. Эти меры должны заключаться в установке либо двух запорных клапанов с устройством для безопасной вентиляции пространства между ними, либо съемного патрубка с соответствующими заглушками.
2.3.2.8 Клапан, отделяющий магистраль инертного газа от грузовой магистрали и устанавливаемый со стороны грузовой магистрали, должен быть невозвратным и оборудован средством принудительного закрытия.
2.4 Требования к эксплуатации и управлению
2.4.1 Устройство индикации
Должны быть предусмотрены средства для непрерывной индикации температуры и давления инертного газа на напорной стороне вентиляторов во время их работы.
2.4.2 Устройства индикации и регистрации
2.4.2.1 Должны быть установлены приборы для непрерывной индикации и регистрации во время подачи инертного газа:
.1 давления в магистралях инертного газа на участках, расположенных в нос от невозвратных устройств, требуемых пунктом 2.3.1.4.1; и
.2 содержания кислорода в инертном газе в магистралях инертного газа на напорной стороне вентиляторов.
2.4.2.2 Приборы, упомянутые в пункте 2.4.2.1, должны размещаться в посту управления грузовыми операциями, если он имеется. В случае отсутствия поста управления грузовыми операциями они должны находиться в месте, легкодоступном для лица командного состава, ответственного за грузовые операции.
2.4.2.3 Кроме того, измерительные приборы должны быть установлены:
.1 на ходовом мостике - для постоянного показания давления, упомянутого в пункте 2.4.2.1.1, и давления в сливных цистернах комбинированных судов, когда эти цистерны отключены от магистрали инертного газа; и
.2 в центральном посту управления механизмами или в машинном помещении - для показания содержания кислорода, упомянутого в пункте 2.4.2.1.2.
2.4.2.4 Должны быть предусмотрены переносные приборы для замера концентрации кислорода и воспламеняющихся паров. Кроме того, на каждом грузовом танке должно быть предусмотрено соответствующее устройство, позволяющее использовать эти переносные приборы для определения состояния атмосферы в танках.
2.4.2.5 Должны быть предусмотрены соответствующие средства для установки нуля и калибровки шкалы как стационарных, так и переносных приборов для замера концентрации газа, упомянутых в пунктах 2.4.2.1 - 2.4.2.4.
2.4.3 Звуковая и световая сигнализация
2.4.3.1 Для систем инертного газа, использующих как дымовые газы котлов, так и генераторы инертного газа, должна быть предусмотрена звуковая и световая сигнализация, указывающая на:
.1 низкое давление воды или низкую интенсивность подачи воды к скрубберу дымовых газов, упомянутому в пункте 2.2.2.1;
.2 высокий уровень воды в скруббере дымовых газов, упомянутом в пункте 2.2.2.1;
.3 повышение температуры газа, упомянутой в пункте 2.4.1;
.4 выход из строя вентиляторов инертного газа, упомянутых в пункте 2.2.3;
.5 содержание кислорода, упомянутое в пункте 2.4.2.1.2, превышающее 8% по объему;
.6 прекращение подачи энергии к системе автоматического управления клапаном, регулирующим подачу газа, и к устройствам индикации, упомянутым, соответственно, в пунктах 2.3.1.3 и 2.4.2.1;
.7 низкий уровень воды в водяном затворе, упомянутом в пункте 2.3.1.4.1;
.8 давление газа, упомянутое в пункте 2.4.2.1.1, менее 100 мм водяного столба. Устройство аварийно-предупредительной сигнализации должно обеспечивать постоянный контроль за давлением в сливных цистернах комбинированных судов; и
.9 высокое давления газа, упомянутое в пункте 2.4.2.1.1.
2.4.3.2 Для систем инертного газа с генераторами инертного газа должна быть предусмотрена дополнительная звуковая и световая сигнализация, указывающая на:
.1 недостаточную подачу жидкого топлива;
.2 прекращение подачи энергии к генератору; и
.3 прекращение подачи энергии к системе автоматического управления генератором.
2.4.3.3 Сигнализация, требуемая пунктами 2.4.3.1.5, 2.4.3.1.6 и 2.4.3.1.8, должна быть установлена в машинном помещении и в посту управления грузовыми операциями, если он имеется, но в любом случае в таком месте, где сигналы могут быть немедленно приняты ответственными членами экипажа.
2.4.3.4 Должны быть предусмотрены система звуковой аварийно-предупредительной сигнализации, независимая от той, которая требуется пунктом 2.4.3.1.8, или автоматическое выключение грузовых насосов, срабатывающие при падении давления в магистрали инертного газа до заданных пределов.
2.4.4 Инструкции
На судне должны иметься подробные инструкции, содержащие требования по эксплуатации, безопасности и техническому обслуживанию системы инертного газа, а также по предотвращению опасности для здоровья персонала, связанной с системой инертного газа и ее использованием в системе грузовых танков. Эти инструкции должны включать указания относительно действий, предпринимаемых в случае неисправности или выхода из строя системы инертного газа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.