Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II - Пассажирские суда
(дополнительные требования)
Правило 21
Спасательные шлюпки, спасательные плоты и дежурные шлюпки
1 Спасательные шлюпки и плоты
1.1 Пассажирские суда, совершающие международные рейсы, которые не являются короткими международными рейсами, должны иметь:
.1 на каждом борту судна частично или полностью закрытые спасательные шлюпки, отвечающие требованиям раздела 4.5 или 4.6 Кодекса, общей вместимостью, достаточной для размещения не менее 50% общего числа находящихся на судне людей. Администрация может разрешить замену спасательных шлюпок спасательными плотами такой же общей вместимостью, при условии что на каждом борту судна всегда будет иметься достаточное количество спасательных шлюпок для размещения на них 37,5% общего числа находящихся на судне людей, Надувные или жесткие спасательные плоты должны отвечать требованиям раздела 4.2 или 4.3 Кодекса и обслуживаться спусковыми устройствами, равномерно распределенными по обоим бортам судна; и
.2 кроме того, надувные или жесткие спасательные плоты, отвечающие требованиям раздела 4.2 или 4.3 Кодекса, общей вместимостью, достаточной для размещения по меньшей мере 25% общего числа находящихся на судне людей. Эти спасательные плоты должны обслуживаться по меньшей мере одним спусковым устройством на каждом борту судна. Этими спусковыми устройствами могут быть устройства, предусмотренные в соответствии с требованиями пункта 1.1.1, или равноценные им одобренные устройства, которые могут быть использованы на обоих бортах судна. Однако нет необходимости, чтобы размещение этих спасательных плотов отвечало требованиям правила 13.5.
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 1.2 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
1.2 Пассажирские суда, совершающие короткие международные рейсы, должны иметь:
.1 частично или полностью закрытые спасательные шлюпки, отвечающие требованиям раздела 4.5 или 4.6 Кодекса, общей вместимостью, достаточной для размещения по меньшей мере 30% общего числа находящихся на судне людей. Спасательные шлюпки, насколько это практически возможно, должны быть равномерно распределены по обоим бортам судна. Кроме того, должны иметься надувные или жесткие спасательные плоты, отвечающие требованиям раздела 4.2 или 4.3 Кодекса, такой общей вместимостью, чтобы с учетом вместимости спасательных шлюпок обеспечить размещение всех находящихся на судне людей. Спасательные плоты должны обслуживаться спусковыми устройствами, равномерно распределенными по обоим бортам судна; и
.2 кроме того, надувные или жесткие спасательные плоты, отвечающие требованиям раздела 4.2 или 4.3 Кодекса, общей вместимостью, достаточной для размещения по меньшей мере 25% общего числа находящихся на судне людей. Эти спасательные плоты должны обслуживаться по меньшей мере одним спусковым устройством на каждом борту судна. Этими спусковыми устройствами могут быть устройства, предусмотренные в соответствии с требованиями пункта 1.2.1, или равноценные им одобренные устройства, которые могут быть использованы на обоих бортах судна. Однако нет необходимости, чтобы размещение этих спасательных плотов отвечало требованиям правила 13.5.
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 1.3 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
1.3 Все спасательные шлюпки и плоты, которые требуются для обеспечения оставления судна всеми находящимися на нем людьми, должны быть способны спускаться на воду с их полным комплектом людей и снабжения в течение периода времени, не превышающего 30 мин с момента подачи сигнала об оставлении судна, после того, как соберутся все люди и будут надеты спасательные жилеты
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 1.4 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
1.4 Вместо соблюдения требований пунктов 1.1, 1.2 или 1.3 пассажирские суда валовой вместимостью менее 500, если общее число находящихся на судне людей менее 200, могут отвечать следующим положениям:
.1 они должны иметь на каждом борту судна надувные или жесткие спасательные плоты, отвечающие требованиям раздела 4.2 или 4.3 Кодекса, общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на судне людей;
.2 если спасательные плоты, требуемые пунктом 1.5.1, не размещены в месте, обеспечивающем их свободное перемещение с борта на борт на уровне одной открытой палубы, то должно быть предусмотрено дополнительное количество спасательных плотов, с тем чтобы общая вместимость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточной для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей;
.3 если дежурная шлюпка, требуемая пунктом 2.2, является также частично или полностью закрытой спасательной шлюпкой, отвечающей требованиям раздела 4.5 или 4.6 Кодекса, ее вместимость может быть включена в общую вместимость, требуемую пунктом 1.5.1, при условии, что общая вместимость имеющихся на каждом борту судна спасательных шлюпок и плотов является достаточной для размещения по меньшей мере 150% общего числа находящихся на судне людей; и
.4 в случае, если какая-либо одна спасательная шлюпка или какой-либо один спасательный плот будут потеряны или станут непригодными к использованию, на каждом борту судна должно иметься достаточное количество пригодных к использованию спасательных шлюпок и плотов, включая те, которые размещены в месте, обеспечивающем их свободное перемещение с борта на борт на уровне одной открытой палубы, для размещения всех находящихся на судне людей.
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 1.5 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
1.5 Взамен спасательных плотов и спусковых устройств, требуемых пунктом 1.1.1 или 1.2.1, могут использоваться одна или несколько морских эвакуационных систем такой же вместимости, отвечающих требованиям раздела 6.2 Кодекса.
2 Дежурные шлюпки
2.1 Пассажирские суда валовой вместимостью 500 и более должны иметь по меньшей мере одну дежурную шлюпку, отвечающую требованиям раздела 5.1 Кодекса, на каждом борту судна.
2.2 Пассажирские суда валовой вместимостью менее 500 должны иметь по меньшей мере одну дежурную шлюпку, отвечающую требованиям раздела 5.1 Кодекса.
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., пункт 2.3 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2008 г.
2.3 Спасательная шлюпка может быть принята в качестве дежурной шлюпки при условии, что она сама, а также устройства, обеспечивающие ее спуск и подъем, отвечают требованиям, предъявляемым к дежурной шлюпке.
3 Сбор спасательных плотов на воде
3.1 На пассажирских судах количество спасательных и дежурных шлюпок должно быть достаточным для обеспечения того, чтобы при оставлении судна всеми находящимися на нем людьми каждой спасательной или дежурной шлюпке приходилось производить сбор на воде не более шести спасательных плотов.
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 3.2 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
3.2 На пассажирских судах, совершающих короткие международные рейсы, количество спасательных и дежурных шлюпок должно быть достаточным для обеспечения того, чтобы при оставлении судна всеми находящимися на нем людьми каждой спасательной или дежурной шлюпке приходилось производить сбор на воде не более девяти спасательных плотов.
Правило 22
Индивидуальные спасательные средства
1 Спасательные круги
1.1 На пассажирском судне должны иметься спасательные круги, отвечающие требованиям правила 7.1 и раздела 2.1 Кодекса, в количестве не менее того, какое предписано в следующей таблице:
Длина судна в метрах |
Минимальное количество спасательных кругов |
До 60 |
8 |
От 60 до 120 |
12 |
От 120 до 180 |
18 |
От 180 до 240 |
24 |
240 и более |
30 |
1.2 Несмотря на требования правила 7.1.3, пассажирские суда длиной до 60 м должны иметь не менее шести спасательных кругов, снабженных самозажигающимися огнями.
2 Спасательные жилеты
2.1 В дополнение к спасательным жилетам, требуемым правилом 7.2, каждое пассажирское судно должно иметь спасательные жилеты в количестве не менее 5% общего числа находящихся на судне людей. Эти спасательные жилеты должны размещаться на видных местах на палубе или в местах сбора.
2.2 Если спасательные жилеты для пассажиров размещаются в каютах, удаленных от путей прямого сообщения между общественными помещениями и местами сбора, то дополнительные спасательные жилеты для этих пассажиров, требуемые правилом 7.2.2, должны размещаться либо в общественных помещениях и местах сбора, либо по пути прямого сообщения между ними. Спасательные жилеты должны быть размещены так, чтобы их раздача и надевание не препятствовали организованному продвижению к местам сбора и посадки в спасательные шлюпки и на спасательные плоты.
3 Огни спасательных жилетов
3.1 На всех пассажирских судах каждый спасательный жилет должен быть снабжен огнем, отвечающим требованиям пункта 2.2.3 Кодекса.
3.2 На пассажирских судах огни, которыми снабжены спасательные жилеты до 1 июля 1998 года и которые не отвечают полностью пункту 2.2.3 Кодекса, могут допускаться Администрацией до тех пор, пока они не будут заменены в обычном порядке, или до первого периодического освидетельствования после 1 июля 2002 года, смотря по тому, что наступит раньше.
4 Гидрокостюмы и теплозащитные средства
4.1 На всех пассажирских судах для каждой спасательной шлюпки должно иметься по меньшей мере три гидрокостюма, отвечающих требованиям раздела 2.3 Кодекса, и, кроме того, по одному теплозащитному средству, отвечающему требованиям раздела 2.5 Кодекса, на каждое расписанное на спасательную шлюпку лицо, не обеспеченное гидрокостюмом. Эти гидрокостюмы и теплозащитные средства могут не предусматриваться:
.1 для лиц, расписанных на полностью или частично закрытые спасательные шлюпки; или
.2 если судно постоянно совершает рейсы в теплых климатических условиях, в которых, по мнению Администрации, они являются излишними.
4.2 Положения пункта 4.1.1 применяются также к полностью или частично закрытым спасательным шлюпкам, не отвечающим требованиям раздела 4.5 или 4.6 Кодекса, при условии что они установлены на судах, построенных до 1 июля 1986 года.
Правило 23
Меры, обеспечивающие посадку в спасательные шлюпки, на спасательные плоты и в дежурные шлюпки
1 На пассажирских судах меры, обеспечивающие посадку в спасательные шлюпки и на спасательные плоты, должны быть такими, чтобы:
.1 посадка во все спасательные шлюпки и их спуск могли производиться либо непосредственно с места их размещения, либо с посадочной палубы, но не с обоих этих мест; и
.2 посадка на спускаемые с помощью плотбалки спасательные плоты и их спуск могли производиться с места, непосредственно прилегающего к месту их размещения, или с места, куда в соответствии с требованиями правила 13.5 спасательный плот перемещается перед спуском.
2 Меры, обеспечивающие посадку в дежурные шлюпки, должны быть такими, чтобы посадка в дежурную шлюпку и ее спуск вместе с расписанной на нее командой могли производиться непосредственно с места ее размещения. Несмотря на требования пункта 1.1, если дежурная шлюпка является также спасательной шлюпкой и если посадка в другие спасательные шлюпки и их спуск производятся с посадочной палубы, эти меры должны быть такими, чтобы посадка в дежурную шлюпку и ее спуск также могли производиться с посадочной палубы.
Правило 24
Размещение спасательных шлюпок и плотов
Высота, на которой размещаются спасательные шлюпки и плоты на пассажирском судне, должна определяться с учетом требований правила 13.1.2, требований к путям эвакуации, изложенных в правиле II-2/28, размеров судна и погодных условий, которые могут встретиться в предполагаемом районе эксплуатации. Для спасательных шлюпок и плотов, спускаемых с помощью шлюпбалок и плотбалок, высота нока шлюпбалки или плотбалки в положении готовности к посадке, насколько это практически возможно, не должна превышать 15 м над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна.
Правило 25
Места сбора
Каждое пассажирское судно должно отвечать требованиям правила 11 и, кроме того, иметь места сбора пассажиров, которые должны:
.1 находиться вблизи мест посадки и обеспечивать легкий доступ пассажиров к местам посадки, за исключением случаев, когда места сбора и места посадки объединены; и
.2 быть достаточно просторными для сбора пассажиров и проведения инструктажа, из расчета не менее 0,35 на одного пассажира.
Правило 26
Дополнительные требования к пассажирским судам ро-ро
1 Настоящее правило применяется ко всем пассажирским судам ро-ро. Пассажирские суда ро-ро, построенные:
.1 1 июля 1998 года или после этой даты, должны отвечать требованиям пунктов 2.3, 2.4, 3.1, 3.2, 3.3, 4 и 5;
.2 1 июля 1986 года или после этой даты, но до 1 июля 1998 года, должны отвечать требованиям пункта 5 не позднее первого периодического освидетельствования после 1 июля 1998 года и требованиям пунктов 2.3, 2.4, 3 и 4 не позднее первого периодического освидетельствования после 1 июля 2000 года; и
.3 до 1 июля 1986 года, должны отвечать требованиям пункта 5 не позднее первого периодического освидетельствования после 1 июля 1998 года и требованиям пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3 и 4 не позднее первого периодического освидетельствования после 1 июля 2000 года.
Поправками, принятыми 12 декабря 2002 г., пункт 1 дополнен подпунктом .4, вступающим в силу 1 июля 2004 г.
.4 до 1 июля 2004 года, должны отвечать требованиям пункта 2,5 не позднее первого освидетельствования в эту дату или после нее.
2 Спасательные плоты
2.1 Спасательные плоты на пассажирских судах ро-ро должны обслуживаться морскими эвакуационными системами, отвечающими требованиям раздела 6.2 Кодекса, или спусковыми устройствами, отвечающими требованиям пункта 6.1.5 Кодекса, равномерно распределенными по обоим бортам судна.
2.2 Каждый спасательный плот на пассажирских судах ро-ро должен быть снабжен устройством, обеспечивающим его свободное всплытие, отвечающим требованиям правила 13.4.
2.3 На каждом спасательном плоту на пассажирских судах ро-ро должна быть оборудована посадочная площадка, отвечающая требованиям пункта 4.2.4.1 или 4.3.4.1 Кодекса, в зависимости от случая.
2.4 Каждый спасательный плот на пассажирских судах ро-ро должен быть либо автоматически самовосстанавливающимся, либо двусторонним с тентом спасательным плотом, остойчивым на волнении и позволяющим его безопасную эксплуатацию, независимо от того, какой стороной вверх он плавает. В качестве альтернативы на судне должны иметься, в дополнение к его обычному комплекту спасательных плотов, автоматически самовосстанавливающиеся или двусторонние с тентом спасательные плоты такой общей вместимостью, чтобы разместить по меньшей мере 50% людей, не обеспеченных спасательными шлюпками, Эта дополнительная вместимость спасательных плотов должна определяться на основе разности между общим числом людей на судне и числом людей, обеспеченных спасательными шлюпками. Каждый такой спасательный плот должен быть одобрен Администрацией с учетом рекомендаций, принятых Организацией.
Поправками, принятыми 16 мая 2008 г., пункт 2.5 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 января 2010 г.
2.5 Спасательные плоты, имеющиеся на пассажирских судах ро-ро, должны быть оборудованы поисково-спасательными приборами для определения местоположения с таким расчетом, чтобы один поисково-спасательный прибор для определения местоположения имелся для каждых четырех спасательных плотов. Поисково-спасательный прибор для определения местоположения должен устанавливаться внутри спасательного плота так, чтобы его антенна была более чем на один метр выше уровня воды, когда спасательный плот развернут, за исключением того, что для двусторонних с тентом спасательных плотов поисково-спасательный прибор для определения местоположения должен располагаться так, чтобы находящиеся на плоту люди имели к нему доступ и могли легко его установить. Каждый поисково-спасательный прибор для определения местоположения должен быть приспособлен для его ручной установки, когда спасательный плот развернут. Контейнеры спасательных плотов, оборудованных поисково-спасательными приборами для определения местоположения, должны иметь четкую маркировку.
3 Скоростные дежурные шлюпки
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 3.1 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
3.1 По меньшей мере одна из дежурных шлюпок на пассажирском судне ро-ро должна быть скоростной дежурной шлюпкой, отвечающей требованиям раздела 5.1.4 Кодекса.
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 3.2 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
3.2 Каждая скоростная дежурная шлюпка должна обслуживаться подходящим спусковым устройством, отвечающим требованиям раздела 6.1.7 Кодекса.
3.3 Не менее двух команд для каждой скоростной дежурной шлюпки должны быть подготовлены и регулярно проходить учения с учетом Кодекса по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (Кодекс ПДНВ) и рекомендаций, принятых Организацией, включая все аспекты спасания, обращения со шлюпкой, маневрирования и управления этими шлюпками в различных условиях и установления перевернувшихся шлюпок в нормальное положение.
3.4 В случае, когда устройство или размеры пассажирского судна ро-ро, построенного до 1 июля 1997 года, таковы, что препятствуют установке скоростной дежурной шлюпки, требуемой пунктом 3.1, скоростная дежурная шлюпка может быть установлена вместо существующей спасательной шлюпки, принятой в качестве дежурной шлюпки, или, в случае судов, построенных до 1 июля 1986 года, вместо шлюпок, предназначенных для использования в случае аварии, при условии что выполняются все нижеследующие условия:
.1 установленная скоростная дежурная шлюпка обслуживается спусковым устройством, отвечающим положениям пункта 3.2;
.2 уменьшение вместимости спасательных шлюпок и плотов, вызванное вышеуказанной заменой, компенсируется установкой спасательных плотов, способных вместить по меньшей мере такое же число людей, какое могла вместить замененная спасательная шлюпка; и
.3 такие спасательные плоты обслуживаются существующими спусковыми устройствами или морскими эвакуационными системами.
4 Средства спасания
4.1 Каждое пассажирское судно ро-ро должно быть оборудовано эффективными средствами для быстрого подъема спасаемых людей из воды и передачи их со спасательных единиц или спасательной шлюпки либо плота на судно.
4.2 Средства передачи спасенных людей на судно могут быть частью морской эвакуационной системы или частью системы, предназначенной для целей спасания.
4.3 Если скат морской эвакуационной системы предполагается использовать в качестве средства передачи спасенных людей на палубу судна, он должен быть оборудован поручнями или трапами для поддержки при подъеме по скату.
5 Спасательные жилеты
5.1 Несмотря на требования правил 7.2 и 22.2, достаточное количество спасательных жилетов должно храниться вблизи мест сбора, с тем чтобы пассажирам не приходилось возвращаться в каюты за своими спасательными жилетами.
5.2 На пассажирских судах ро-ро каждый спасательный жилет должен иметь огонь, отвечающий требованиям пункта 2.2.3 Кодекса.
Правило 27
Информация о пассажирах
1 Все лица на борту всех пассажирских судов должны быть пересчитаны до отхода судна.
2 Данные о лицах, заявивших о том, что они нуждаются в специальной заботе или помощи в аварийных ситуациях, должны быть записаны и сообщены капитану до отхода судна.
3 Кроме того, не позднее чем с 1 января 1999 года, для целей поиска и спасания должны записываться фамилии и пол всех лиц на судне с указанием: взрослый, ребенок или младенец.
4 Информация, требуемая пунктами 1, 2 и 3, должна храниться на берегу и быть легкодоступна для поисково-спасательных служб, когда в ней возникает необходимость.
5 Администрации могут освободить пассажирские суда от выполнения требований пункта 3, если ввиду условий рейсов по расписанию этих судов подготовка таких записей является практически невозможной,
Правило 28
Площадки для посадки вертолета и подъема людей
1 На всех пассажирских судах ро-ро должна быть предусмотрена площадка для подъема людей на борт вертолета, одобренная Администрацией с учетом рекомендаций, принятых Организацией.
Поправками, принятыми 27 мая 1999 г., в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2002 г.
2 Пассажирские суда ро-ро длиной 130 м и более, построенные 1 июля 1999 года или после этой даты, должны быть оборудованы площадкой для посадки вертолета, одобренной Администрацией с учетом рекомендаций, принятых Организацией.
Правило 29
Система поддержки принятия решений капитанами пассажирских судов
1 Настоящее правило применяется ко всем пассажирским судам. Пассажирские суда, построенные до 1 июля 1997 года, должны отвечать требованиям настоящего правила не позднее даты первого периодического освидетельствования после 1 июля 1999 года,
2 На всех пассажирских судах на ходовом мостике должна быть предусмотрена система поддержки принятия решений по управлению в аварийных ситуациях.
3 Система, как минимум, должна состоять из печатных плана или планов действий в аварийных ситуациях. В плане или планах действий в аварийных ситуациях должны быть отражены все аварийные ситуации, которые можно предвидеть, включая, но не ограничиваясь этим, следующие основные группы аварийных ситуаций:
.1 пожар;
.2 повреждение судна;
.3 загрязнение;
.4 незаконные акты, угрожающие безопасности судна, его пассажиров и экипажа;
.5 несчастные случаи с людьми;
.6 инциденты, связанные с грузом; и
.7 помощь другим судам, терпящим аварию.
4 Порядок действий в аварийных ситуациях, установленный в плане или планах действий в аварийных ситуациях, должен способствовать принятию решений капитанами в любых сочетаниях аварийных ситуаций.
5 План или планы действий в аварийных ситуациях должны иметь единообразную структуру и быть просты в использовании. Там, где это применимо, для целей борьбы за живучесть должны использоваться фактические условия загрузки, рассчитанные для остойчивости пассажирского судна на рейс.
6 Помимо печатных плана или планов действий в аварийных ситуациях, Администрация может также допустить использование на ходовом мостике компьютеризированной системы поддержки принятия решений, которая обеспечивает всей информацией, содержащейся в плане или планах действий в аварийных ситуациях, процедурах, перечнях контрольных проверок и т.д., и которая способна представить перечень рекомендуемых действий, подлежащих выполнению в предсказуемых аварийных ситуациях.
Правило 30
Учения
1 Настоящее правило применяется ко всем пассажирским судам.
2 На пассажирских судах еженедельно должны проводиться учения по оставлению судна и учения по борьбе с пожаром. Не требуется, чтобы все члены экипажа участвовали в проведении каждого учения, но каждый член экипажа должен участвовать в учении по оставлению судна и в учении по борьбе с пожаром ежемесячно, как это требуется правилом 19.3.2. Пассажирам настоятельно рекомендуется присутствовать на таких учениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.