Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 13. Контрольно-измерительные устройства
(измерительные приборы, приборы газообнаружения)
13.1. Общие положения
13.1.1 Каждая грузовая емкость должна быть оборудована приборами для указания уровня, давления и температуры груза. Манометры и устройства указания температуры должны быть установлены в системах трубопроводов для жидкости и паров, в установках для охлаждения груза и в системе инертного газа, как это подробно изложено в настоящей главе.
13.1.2 Если требуется вторичный барьер, должны устанавливаться стационарные контрольно-измерительные устройства, позволяющие в любом месте обнаруживать нарушение непроницаемости для жидкости первичного барьера или соприкосновение жидкого груза с вторичным барьером. Эти контрольно-измерительные устройства должны представлять собой соответствующие газоанализаторы в соответствии с 13.6. Однако не требуется, чтобы контрольно-измерительные устройства указывали места протечки жидкого груза через первичный барьер или соприкосновения жидкого груза со вторичным барьером.
13.1.3 Если погрузка и разгрузка судна производится с помощью дистанционно управляемых клапанов и насосов, все управляющие устройства и указатели, связанные с данной грузовой емкостью, должны быть сосредоточены в одном посту управления.
13.1.4 Приборы должны быть проверены, с тем чтобы обеспечить надежность в рабочих условиях, и проходить калибровку через регулярные промежутки времени. Процедуры проверки и продолжительность интервалов между калибровками должны быть одобрены Администрацией.
13.2. Указатели уровня в грузовых емкостях
13.2.1 Каждая грузовая емкость должна быть оборудована не менее чем одним указателем уровня жидкости, рассчитанным на работу при давлении в грузовой емкости не ниже MARVS и в пределах диапазона рабочих температур груза. Если установлен только один указатель уровня жидкости, он должен размещаться таким образом, чтобы можно было производить любое необходимое техническое обслуживание без вывода емкости из эксплуатации.
13.2.2 Указатели уровня жидкости в грузовой емкости при условии соблюдения любого специального требования для конкретных грузов, указанных в колонке "g" таблицы в главе 19, могут быть следующих типов:
.1 устройства косвенного замера, которые определяют количество груза путем взвешивания или с помощью расходомеров;
.2 устройства закрытого типа, которые не устанавливаются внутри грузовой емкости, например, устройства, использующие радиоактивные изотопы или ультразвуковые устройства;
.3 устройства закрытого типа, которые устанавливаются внутри грузовой емкости, но которые составляют часть закрытой системы и не допускают утечки груза, например, системы поплавкового типа, электронные и магнитные датчики, барботажные указатели уровня. Если измерительное устройство закрытого типа не устанавливается непосредственно на емкости, оно должно быть снабжено запорным клапаном, расположенным как можно ближе к емкости; и
.4 устройства полузакрытого типа, которые устанавливаются внутри емкости и которые при использовании допускают утечку в атмосферу небольшого количества паров груза или жидкости, например, измерители со стационарной трубкой и со вставной трубкой. Когда эти устройства не используются, они должны быть полностью закрыты. Конструкция и установка устройств должна исключать опасную утечку груза при их открытии. Эти измерительные устройства должны быть спроектированы таким образом, чтобы их максимальное открытие не превышало диаметра 1,5 мм или равноценной площади, если устройство не снабжено перепускным клапаном.
13.2.3 В качестве дополнительных средств измерения уровня в емкостях, рассчитанных на давление паров не выше 0,7 бар, Администрацией могут быть разрешены смотровые стекла с соответствующей защитной крышкой, расположенные выше уровня жидкости и имеющие внутреннюю шкалу.
13.2.4 Установка трубчатых мерных стекол не допускается. Применение мерных стекол плоского типа, подобных устанавливаемым на котлах с высоким давлением и снабженных перепускными клапанами, могут допускаться Администрацией для палубных емкостей в соответствии с положениями главы 17.
13.3. Предотвращение перелива
Резолюцией MSC.103(73) от 5 декабря 2000 г. в пункт 13.3.1 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2002 г.
13.3.1 За исключением случаев, предусмотренных в 13.3.2, каждая грузовая емкость должна быть оборудована сигнализатором превышения предельно допустимого уровня жидкости, работающим независимо от других указателей уровня жидкости и подающим звуковой и световой предупредительный сигнал при срабатывании. Другой датчик, работающий независимо от сигнализации превышения предельно допустимого уровня жидкости, должен автоматически приводить в действие запорный клапан для того, чтобы избежать чрезмерного давления жидкости в загрузочном трубопроводе и предотвратить полное заполнение емкости жидкостью. Для этой цели может использоваться аварийный выключающий клапан, упомянутый в 5.6.1 и 5.6.3. Если для этой цели используется другой клапан, на судне должна иметься та же информация, которая указана в 5.6.4. Если во время погрузки использование этих клапанов может вызвать волну избыточного давления в конкретной погрузочной системе, орган государства порта может согласиться с принятием альтернативных мер, таких, как ограничение скорости погрузки и т.д.
13.3.2 Сигнализация превышения предельно допустимого уровня жидкости и автоматическое отключение при заполнении грузовой емкости может не требоваться, если грузовая емкость:
.1 является сосудом под давлением, объем которого не превышает 200 куб. м; или
.2 спроектирован так, чтобы выдерживать максимально возможное давление во время операций погрузки, причем это давление будет ниже давления начала открытия предохранительного клапана грузовой емкости.
13.3.3 Электрические цепи сигнализаторов уровня жидкости, если они имеются, должны испытываться до начала операции погрузки.
13.4. Манометры
13.4.1 В паровое пространство каждой грузовой емкости должен быть встроен манометр, имеющий указатель в порту управления грузовыми операциями. Кроме того, на мостике должен быть предусмотрен сигнализатор высокого давления и, если требуется защита от вакуума, сигнализатор низкого давления. На индикаторах должны быть отмечены максимальное и минимальное допустимые давления.
13.4.2 Каждый отливной трубопровод грузового насоса и каждый грузовой коллектор для жидкости и паров должны быть снабжены по меньшей мере одним манометром.
13.4.3 На коллекторах должны быть предусмотрены манометры с местным отсчетом для указания давления между запорными клапанами и местами подключения шлангов, идущих на берег.
13.4.4 Трюмные помещения и межбарьерные пространства, не имеющие открытого выхода в атмосферу, должны быть снабжены манометрами.
13.5. Указатели температуры
13.5.1 Каждая грузовая емкость должна быть снабжена по меньшей мере двумя устройствами для указания температуры груза, одно из которых должно быть расположено около дна грузовой емкости, а второе - около верхней части емкости ниже максимально допустимого уровня жидкости. На устройствах для указания температуры должна быть отмечена самая низкая температура, при которой допускается эксплуатация грузовой емкости.
13.5.2 Если груз перевозится в грузосодержащей системе с вторичным барьером при температуре ниже - 55°C, устройства для указания температуры должны располагаться внутри изоляции или конструкции корпуса, примыкающей к грузосодержащей системе. Устройства должны давать показания через регулярные промежутки времени и, где это требуется, подавать звуковой предупредительный сигнал, если температура приближается к минимальной, на которую рассчитана сталь корпуса.
13.5.3 Если груз подлежит перевозке при температуре ниже - 55°C, ограничивающие конструкции грузовой емкости, если это необходимо исходя из конструкции грузосодержащей системы, должны быть снабжены устройствами для указания температуры, отвечающими следующим условиям:
.1 Количество устройств должно быть достаточным для установления того, что не происходит нежелательный перепад температуры.
.2 Количество приборов на одной емкости, превышающее требуемое в 13.5.3.1, с целью проверки того, что начальный процесс охлаждения является удовлетворительным. Эти устройства могут быть временными или постоянными. Если строится ряд однотипных судов, выполнять требования настоящего подпункта на втором и последующих судах нет необходимости.
13.5.4 Количество и расположение указателей температуры должно отвечать требованиям Администрации.
13.6. Требования к приборам газообнаружения
13.6.1 Оборудование газообнаружения, приемлемое для Администрации и соответствующее подлежащим перевозке газам, должно быть предусмотрено в соответствии с колонкой "f" таблицы в главе 19.
13.6.2 В каждой установке места расположения стационарных пробоотборников должны определяться с должным учетом плотности паров предназначенных к перевозке продуктов и снижения концентрации в результате продувки или вентиляции отсека.
13.6.3 Трубопроводы, идущие от пробоотборников, не должны прокладываться через газобезопасные помещения, кроме случаев, когда это разрешено в 13.6.5.
13.6.4 Звуковые и визуальные сигнализаторы от оборудования для обнаружения утечки газа, если это требуется настоящим разделом, должны быть расположены на мостике, в посту управления грузовыми операциями и в месте снятия показаний приборов газообнаружения.
13.6.5 Оборудование газообнаружения может размещаться в посту управления грузовыми операциями, на мостике или в других соответствующих местах. Если такое оборудование размещается в газобезопасном помещении, должны быть соблюдены следующие условия:
.1 трубопроводы для отбора проб должны иметь запорные клапаны или равноценное устройство для предупреждения сообщения с газоопасными помещениями; и
.2 использованный в приборе газообнаружения газ должен выпускаться в атмосферу в безопасном месте.
13.6.6 Оборудование газообнаружения должно быть спроектировано так, чтобы можно было легко провести его испытание. Калибровка и испытание должны проводиться через регулярные промежутки времени. Соответствующее оборудование и эталоны газов для этой цели должны находиться на борту судна. Если это практически возможно, должны быть установлены постоянные соединения для такого оборудования.
13.6.7 Стационарная система газообнаружения и звуковая и визуальная сигнализация должны быть предусмотрены для:
.1 грузовых насосных отделений;
.2 грузовых компрессорных отделений;
.3 отделений электродвигателей для погрузочно-разгрузочных механизмов;
.4 постов управления грузовыми операциями, если они не предназначены быть газобезопасными;
.5 других закрытых помещений в грузовой зоне, где может скапливаться пар, включая трюмные и межбарьерные пространства для вкладных цистерн, кроме цистерн типа C;
.6 вентиляционных колпаков и каналов для газа, если это требуется согласно главе 16; и
.7 воздушных шлюзов.
13.6.8 Оборудование газообнаружения должно обеспечивать отбор и анализ пробы из каждого места расположения пробоотборника последовательно через промежутки времени, не превышающие 30 мин, кроме газообнаружения в вентиляционных колпаках и каналах для газа, указанных в 13.6.7.6, где отбор проб должен производиться непрерывно. Общие трубопроводы для отбора проб, ведущие к оборудованию газообнаружения, не допускаются.
Резолюцией Комитета по безопасности на море от 5 декабря 1996 г. MSC.59(67) в пункт 13.6.9 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1998 г.
13.6.9 Если продукты являются токсичными или токсичными и воспламеняющимися, Администрация, за исключением случаев, когда в колонке "i" таблицы в главе 19 делается ссылка на 17.9, может разрешить использование переносного оборудования для обнаружения токсичности вместо стационарной системы, если оно используется до входа персонала в помещения, перечисленные в 13.6.7, и через каждые 30 мин в течение времени пребывания в них персонала.
13.6.10 В помещениях, перечисленных в 13.6.7, сигнализация должна срабатывать, если концентрация паров воспламеняющихся продуктов достигает 30% нижнего предела воспламеняемости.
Резолюцией Комитета по безопасности на море от 11 декабря 1992 г. МSС.30(61) в пункт 13.6.11 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1994 г.
13.6.11 В случае, если продукты являются воспламеняющимися и для них используются грузосодержащие системы, иные чем вкладные цистерны, трюмные и/или межбарьерные пространства, должны быть оборудованы стационарной системой газообнаружения, обеспечивающей измерение концентрации газа от 0 до 100% по объему. Оборудование газообнаружения, снабженное звуковой и визуальной сигнализацией, должно обеспечивать контроль каждого пробоотборника последовательно через промежутки времени, не превышающие 30 мин. Сигнализация должна срабатывать, когда концентрация паров достигает уровня, равного 30% нижнего предела воспламеняемости в воздухе или такого другого предела, который может быть одобрен Администрацией с учетом особенностей устройства грузовых емкостей. Общие пробоотборные трубопроводы, ведущие к оборудованию газообнаружения, не должны устанавливаться.
13.6.12 В случае, если газы являются токсичными, трюмные и/или межбарьерные пространства должны быть оборудованы стационарной системой трубопроводов для отбора проб газа из этих пространств. Газ из этих пространств должен быть отобран на пробу и анализ в каждом месте расположения пробоотборника с помощью стационарного или переносного оборудования через промежутки времени, не превышающие 4 ч, и в любом случае перед входом персонала в помещение и через каждые 30 мин в течение времени пребывания в нем персонала.
13.6.13 Каждое судно должно быть снабжено по крайней мере двумя комплектами приемлемого для Администрации переносного оборудования газообнаружения, которое соответствует подлежащему перевозке продукту.
13.6.14 Должен быть предусмотрен соответствующий прибор для измерения уровней содержания кислорода в инертной атмосфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.