Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 11. Противопожарная защита и тушение пожара
11.1. Требования к пожарной безопасности
Резолюцией MSC.220(82) от 8 декабря 2006 г. в пункт 11.1.1 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
11.1.1 Требования к танкерам в главе II-2 Конвенции СОЛАС должны применяться к судам, независимо от тоннажа, на которые распространяется действие Кодекса, включая суда валовой вместимостью менее 500 рег. т, за исключением следующего:
.1 правила 4.5.1.6 и 4.5.10 не применяются;
.2 правило 10.2, применяемое к грузовым судам, и правила 10.4 и 10.5 должны применяться так, как они применяются к танкерам валовой вместимостью 2000 и более;
.3 правило 10.5.6 должно применяться к судам валовой вместимостью 2000 и более;
.4 следующие правила главы II-2 Конвенции СОЛАС, относящиеся к танкерам, не применяются и заменяются главами и разделами настоящего Кодекса, как указано ниже:
Правила |
Заменяются следующим |
10.10 |
11.6 |
4.5.1.1 и 4.5.1.2 |
глава 3 |
4.5.5 и 10.8 |
11.3 и 11.4 |
10.9 |
11.5 |
.5 правила 13.3.4 и 13.4,3 должны применяться к судам валовой вместимостью 500 и более.
11.1.2 Все источники воспламенения должны быть удалены из помещений, где могут находиться воспламеняющиеся пары, если не оговорено иное в главах 10 и 16.
11.1.3 Положения настоящего раздела применяются вместе с главой 3.
11.1.4 Для целей борьбы с пожаром любые участки открытой палубы над коффердамами, помещениями для балласта или пустыми пространствами в кормовой части ближайшего к корме трюмного помещения или в носовой части ближайшего к носу трюмного помещения должны быть включены в грузовую зону.
11.2. Оборудование водопожарных магистралей
Резолюцией MSC.220(82) от 8 декабря 2006 г. в пункт 11.2.1 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
11.2.1 Все суда, независимо от их размера, перевозящие продукты, которые подпадают под действие настоящего Кодекса, должны соответствовать требованиям правил II-2/10.2, 10.4 и 10.5 Конвенции СОЛАС, за исключением того, что требуемая производительность пожарного насоса и диаметр труб пожарной магистрали и магистрали забортной воды не должны ограничиваться положениями правил II-2/10.2.2.4.1 и II-2/10.2.1.3, если пожарный насос и пожарная магистраль используются как часть системы водяного орошения, как это разрешается 11.3.3. Кроме того, требования правила II-2/10.2.1.6 должны удовлетворяться при давлении по меньшей мере равном 5,0 бар.
Резолюцией MSC.220(82) от 8 декабря 2006 г. в пункт 11.2.2 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
11.2.2 Система должна быть устроена так, чтобы по меньшей мере две струи воды могли достигнуть любой части палубы в грузовой зоне и тех участков грузосодержащей системы и крышек емкостей, которые расположены над палубой. Для удовлетворения вышеуказанных условий и требований правил II-2/10.2.1.5.1 и II-2/10.2.3.3 Конвенции СОЛАС должно быть размещено необходимое количество пожарных кранов, длина которых указана в правиле II-2/10.2.3.1.1.
11.2.3 На любой предусмотренной перепускной трубе и пожарной магистрали или магистралях у носовой переборки юта, а также через интервалы не более 40 м между пожарными кранами на палубе в грузовой зоне должны быть установлены отсечные клапаны для отключения поврежденных участков магистрали.
Резолюцией MSC.103(73) от 5 декабря 2000 г. в пункт 11.2.4 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2002 г.
11.2.4 Все стволы, предусмотренные для пожаротушения, должны быть одобренного комбинированного типа, дающего возможность получать распыленную или компактную струю. Все трубы, клапаны, стволы и другая арматура в системах пожаротушения Должны быть стойкими к воздействию огня и коррозионному воздействию воды.
11.2.5 В помещении судовых двигателей с безвахтенным обслуживанием должны быть предусмотрены устройства для пуска и присоединения к пожарной магистрали по крайней мере одного пожарного насоса, управляемые дистанционно с мостика или другого поста управления, находящегося вне грузовой зоны.
11.3. Системы водяного орошения
11.3.1 На судах, перевозящих воспламеняющиеся и/или токсичные продукты, должна быть установлена система водяного орошения для охлаждения, предупреждения пожара и защиты экипажа, обслуживающая:
.1 незащищенные купола и любые другие незащищенные части грузовых емкостей;
.2 незащищенные палубные резервуары для хранения воспламеняющихся или токсичных продуктов;
.3 грузовые коллекторы для жидкости и паров и район расположения их клапанов управления, а также любых других районов, в которых расположены ответственные клапаны управления и площадь которых должна быть по меньшей мере равна площади предусмотренных поддонов; и
.4 наружные стенки обычно посещаемых надстроек и рубок грузовых компрессорных и насосных отделений, кладовых, содержащих предметы с высокой пожароопасностью, и постов управления грузовыми операциями, обращенных к грузовой зоне. Наружные стенки непосещаемых помещений, расположенных на баке, не содержащих предметов или оборудования с высокой пожароопасностью, не требуют защиты системой водяного орошения.
11.3.2 Система должна быть способной охватывать все участки, упомянутые в 11.3.1, равномерно распределенной струей распыленной воды с расходом по меньшей мере равным 10 л/кв. м в минуту для горизонтальных поверхностей и 4 л/кв. м в минуту для вертикальных поверхностей. Для конструкций, не имеющих явно выраженных горизонтальных или вертикальных поверхностей, производительность системы водяного орошения должна определяться наибольшим из следующих значений:
.1 площадь горизонтальной поверхности, умноженная на 10 л/кв. м в минуту; или
.2 площадь фактической поверхности, умноженная на 4 л/кв. м в минуту.
На вертикальных поверхностях при расположении распылителей, защищающих нижние участки, можно учитывать предполагаемый сток с верхних участков. На главной магистрали в целях отключения поврежденных участков через определенные интервалы должны устанавливаться отсечные клапаны. В качестве альтернативы система может быть разделена на две или больше секций, которые могут работать независимо при условии, что необходимые управляющие устройства расположены все вместе, в корму от грузовой зоны. Секция, защищающая любой участок, включенный в 11.3.1.1 и .2, должна обслуживать всю группу емкостей в направлении поперек судна, которую включает этот участок.
11.3.3 Производительность насосов системы водяного орошения должна быть достаточной для подачи необходимого количества воды на все участки одновременно или, когда система разделена на секции, устройство и производительность должны обеспечивать одновременную подачу воды к какой-либо одной секции и к поверхностям, определенным в 11.3.1.3 и .4. В качестве альтернативы главные пожарные насосы могут использоваться для обслуживания этой системы при условии, что их общая производительность увеличивается на величину, необходимую для системы водяного орошения. В обоих случаях соединение между пожарной магистралью и магистралью системы водяного орошения должно осуществляться через запорный клапан за пределами грузовой зоны.
11.3.4 При условии одобрения Администрацией водяные насосы, обычно используемые для других целей, могут быть использованы для подачи воды в магистраль системы водяного орошения.
11.3.5 Все трубы, клапаны, стволы и другая арматура в системах водяного орошения должны быть стойкими к воздействию морской воды и огня, для чего могут использоваться, например, оцинкованные трубы.
Резолюцией Комитета по безопасности на море от 11 декабря 1992 г. МSС.30(61) пункт 11.3 дополнен пунктом 11.3.6, вступающим в силу с 1 июля 1994 г.
11.3.6 Дистанционный пуск насосов, питающих систему водораспыления, и дистанционное управление любых обычно закрытых клапанов в системе должны осуществляться из надлежащих мест, находящихся за пределами грузовой зоны, которые примыкают к жилым помещениям и которые легкодоступны и пригодны к эксплуатации в случае пожара в защищаемых районах.
11.4. Системы порошкового пожаротушения
11.4.1 Суда, предназначенные для перевозки воспламеняющихся продуктов, должны быть оборудованы стационарными системами порошкового пожаротушения для борьбы с пожаром на палубе в грузовой зоне и носовой или кормовой зоне грузовых операций, если они имеются. Система и огнетушащий порошок должны соответствовать этой цели и отвечать требованиям Администрации.
11.4.2 Система должна обеспечивать подачу порошка по меньшей мере от двух рукавов с ручными стволами или сочетаний лафетный ствол/рукав с ручным стволом на любую часть открытой грузовой зоны, расположенную над палубой и включающую надпалубный грузовой трубопровод. Система приводится в действие с помощью инертного газа, такого как азот, используемого исключительно для этой цели и хранящегося в сосудах под давлением, расположенных рядом с контейнерами для порошка.
11.4.3 Система, предназначенная для использования в грузовой зоне, должна состоять по меньшей мере из двух независимых автономных станций тушения порошком с соответствующими органами управления, стационарным трубопроводом для подачи порошка под давлением, лафетными стволами или рукавами с ручными стволами. Для судов грузовместимостью менее 1000 куб. м при условии одобрения Администрацией может быть установлена только одна такая станция. Должен быть предусмотрен лафетный ствол, установленный таким образом, чтобы защищать зоны размещения грузовых коллекторов, и приводящийся в действие и управляемый с местного поста или дистанционно. Дистанционное наведение лафетного ствола не требуется, если он может подавать необходимое количество порошка на все требуемые участки обслуживаемой зоны из одного положения. Все рукава с ручными стволами и лафетные стволы должны приводиться в действие от места, где находятся вьюшки для рукава или лафетные стволы. По меньшей мере один рукав с ручным стволом или лафетный ствол должен быть расположен в кормовой части грузовой зоны.
11.4.4 Станция пожаротушения, имеющая два или более лафетных ствола, рукава с ручными стволами или сочетания тех и других, должна иметь независимые трубы с коллектором около контейнера для порошка, если не предусмотрены соответствующие альтернативные средства для обеспечения необходимой работы, одобренные Администрацией. Если к станции присоединены две или более трубы, то она должна обеспечивать, чтобы любой или все лафетные стволы и рукава с ручными стволами могли осуществлять одновременную или последовательную работу с их номинальной производительностью.
11.4.5 Производительность лафетного ствола должна быть не менее 10 кг/с. Рукава должны быть неперекручивающегося типа и оборудованы стволами с двухпозиционным управлением, а производительность их должна быть не менее 3,5 кг/с. Максимальная производительность должна быть такой, чтобы управление могло производиться одним человеком. Длина рукава с ручным стволом не должна превышать 33 м. Если между контейнером для порошка и рукавом с ручным или лафетным стволом установлен стационарный трубопровод, длина трубопровода не должна превышать такую длину, которая обеспечивает поддержание порошка в текучем состоянии во время непрерывной или периодической работы и которая обеспечивает удаление порошка продувкой, когда система не работает. Рукава и стволы должны иметь конструкцию, стойкую к атмосферным влияниям, или храниться в стойких к атмосферным влияниям ящиках или чехлах и быть легко доступными.
11.4.6 В каждом резервуаре должно храниться достаточное количество порошка для обеспечения его подачи в течение не менее 45 с на все лафетные и ручные стволы, подсоединенные к каждой станции порошкового пожаротушения. Характеристика стационарных лафетных стволов должна соответствовать следующим требованиям:
|
Производительность стационарных лафетных стволов (кг/с) каждый |
10 |
25 |
45 |
|
Максимальная дальность действия (м) |
10 |
30 |
40 |
Рукава с ручными стволами должны рассматриваться как имеющие максимальную дальность эффективного действия, равную длине рукава. Особое внимание должно быть обращено на те случаи, когда защищаемые участки расположены выше мест расположения лафетного ствола или вьюшки для рукава.
11.4.7 На судах, оборудованных носовыми или кормовыми погрузочно-разгрузочными устройствами, должна быть предусмотрена дополнительная станция порошкового пожаротушения, укомплектованная по меньшей мере одним лафетным стволом и одним рукавом и отвечающая требованиям 11.4.1 - 11.4.6. Эта дополнительная станция должна размещаться так, чтобы защищать носовые или кормовые погрузочно-разгрузочные устройства. Зона грузового трубопровода в нос или корму от грузовой зоны должна защищаться рукавами с ручными стволами.
Резолюцией Комитета по безопасности на море от 11 декабря 1992 г. МSС.30(61) пункт 11.5 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 1994 г.
11.5 Грузовые компрессорные и насосные отделения
Резолюцией MSC.220(82) от 8 декабря 2006 г. в пункт 11.5.1 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
11.5.1 Грузовые компрессорные и насосные отделения любого судна должны быть оборудованы системой углекислотного тушения, указанной в правиле II-2/10.9.1.1 Конвенции СОЛАС. Возле органов управления должно быть вывешено предупреждение, указывающее, что из-за опасности электростатического воспламенения система должна использоваться только для пожаротушения, а не в целях инертизации. Устройства сигнализации, упомянутые в правиле II-2/10.9.1.1.1 Конвенции СОЛАС, должны быть безопасными для использования в паровоздушной смеси воспламеняющегося груза. Для целей настоящего требования должна быть предусмотрена система пожаротушения, которая будет пригодна для машинных помещений. Однако во всех случаях объем имеющегося на борту углекислого газа должен быть достаточным, чтобы обеспечить количество свободного газа, равного 45 процентам общего объема грузовых компрессорных и насосных отделений.
11.5.2 Грузовые компрессорные и насосные отделения судов, которые предназначены для перевозки ограниченного числа грузов, должны быть защищены надлежащей системой пожаротушения, одобренной Администрацией.
11.6. Снаряжение пожарных
Резолюцией MSC.220(82) от 8 декабря 2006 г. в названии пункта 11.6 в английском тексте слово "Firemen's" заменено словом "Fire-fighter's"
Резолюцией MSC.220(82) от 8 декабря 2006 г. в пункт 11.6.1 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
Резолюцией MSC.220(82) от 8 декабря 2006 г. в пункте 11.6.1 в английском тексте слово "Firemen's" заменено словом "Fire-fighter's"
11.6.1 Все суда, перевозящие воспламеняющиеся продукты, должны иметь следующее снаряжение пожарного в соответствии с требованиями правила II-2/10.10 Конвенции СОЛАС:
Общая грузовместимость |
Количество комплектов |
5000 и меньше |
4 |
больше 5000 |
5 |
11.6.2 Дополнительные требования к оборудованию, обеспечивающему безопасность, приведены в главе 14.
11.6.3 Любой дыхательный аппарат, требующийся как часть снаряжения пожарного, должен быть автономным дыхательным аппаратом, имеющим вместимость не менее 1200 л атмосферного воздуха.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.