Резолюция N CM/ResDH(2017)84
Дело "Аслаханова и другие против Российской Федерации"*
(принято Комитетом министров Совета Европы 7-10 марта 2017 г. на 1280-м заседании представителей министров)
* (* Постановление Европейского Суда от 18 декабря 2012 г., жалобы NN 2922/06, 8300/07, 50184/07, 332/08 и 42509/10 (примеч. редактора).)
Европейский Суд подчеркнул в деле "Аслаханова и другие против Российской Федерации" (вступило в силу 29 апреля 2013 г.), что установленные нарушения "должны характеризоваться как вытекающие из системных проблем на внутригосударственном уровне, вследствие которых отсутствует эффективное средство правовой защиты". Вывод Европейского Суда был основан не только на его заключениях при обстоятельствах данного дела и аналогичных дел, находящихся на его рассмотрении, но и на общей оценке состояния исполнения групп дел "Хашиев и Акаева против Российской Федерации", особенно в свете Предварительной резолюции Комитета министров Совета Европы CM/ResDH(2011) 292.
С учетом вышеизложенного Европейский Суд нашел необходимым сделать некоторые замечания об определенных мерах, которые требуют срочного принятия властями Российской Федерации для устранения систематического уклонения от расследования исчезновений людей на Северном Кавказе. В связи с этим Европейский Суд указал в соответствии со статьей 46 Конвенции, что представляется неизбежным принятие ряда срочных и ориентированных на результат мер для прекращения или, по крайней мере, смягчения длящихся нарушений статей 2 и 3 Конвенции, связанных с исчезновениями, имевшими место на Северном Кавказе с 1999 года.
Европейский Суд отметил, что властям Российской Федерации необходимо без промедления подготовить и представить Комитету министров Совета Европы комплексную и содержащую сроки стратегию решения ряда конкретных проблем, перечисленных в §§ 223-237 Постановления по делу "Аслаханова и другие против Российской Федерации" (§ 238).
***
Европейский Суд решил, что требуется принять меры для устранения системного уклонения от расследования в этом в регионе. Что касается эффективности расследований, Комитет министров Совета Европы предложил властям Российской Федерации предоставить информацию о достигнутом прогрессе в расследовании индивидуальных дел, находящихся на его рассмотрении.
В своем последнем сообщении власти Российской Федерации сослались на меры общего характера, о которых ранее сообщалось в этой группе дел, что, в частности, отражено в замечаниях по повестке дня на 1273-м (декабрь 2016 года), 1259-м (июнь 2016 года) и 1236-м (сентябрь 2015 года) заседаниях (подробную информацию об этих принятых мерах см. в представленных планах действий (DH-DD(2016)1208, DH-DD(2016)556, DH-DD(2015)773, DH-DD(2015)23, DH-DD(2014)892, DH-DD(2013)935)).
Что касается мер индивидуального характера, власти Российской Федерации предоставили планы действий в делах "Асхабова против Российской Федерации" (DH-DD(2017)163), "Турлуева против Российской Федерации" (DHDD(2017)185), "Макаева против Российской Федерации" (DH-DD(2017)197), "Шафиева против Российской Федерации" и "Умаровы против Российской Федерации" (DH-DD(2017)190). Когда первые три дела рассматривались в Европейском Суде, власти провели дополнительные расследования, которые учитывали озабоченность, ранее выраженную Европейским Судом по поводу более ранних расследований. В частности, для обеспечения эффективности расследований уголовные дела по этим трем делам были переданы в специальный отдел по расследованию чеченских уголовных дел в связи с разбирательством в Европейском Суде (в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Чеченской Республике). Дополнительные следственные меры были приняты для установления обстоятельств исчезновений родственников заявителей. В делах "Шафиева против Российской Федерации" и "Умаровы против Российской Федерации" также были проведены дополнительные расследования после постановлений Европейского Суда для устранения выявленных им недостатков.
Однако ни в одном деле не были получены доказательства, что касается похищения заявителей* (* Имеются в виду родственники заявителей, так как из числа последних представители государства никого не похищали (примеч. переводчика).) представителями государства и, несмотря на принятые меры, было невозможно установить судьбу жертв. В делах "Асхабова против Российской Федерации", "Шафиева против Российской Федерации" и "Умаровы против Российской Федерации" расследования были приостановлены в связи с неустановлением виновных лиц. В деле "Макаева против Российской Федерации" в результате принятых мер следствие установило, что некий Б. мог быть причастен к исчезновению сына заявительницы. Он был объявлен в розыск, и расследование было приостановлено до установления его местонахождения. Оперативно-розыскная деятельность продолжается по всем указанным делам, и после получения соответствующей информации расследование будет возобновлено.
Анализ секретариата Европейского Суда по правам человека
Меры индивидуального характера
С удовлетворением отмечается, что в одном деле ("Макаева против Российской Федерации") расследование повлекло установление лица, возможно, причастного к исчезновению сына заявительницы, который был объявлен в розыск.
Однако представляется, что, несмотря на дополнительные расследования, не были получены конкретные результаты в отношении судьбы безвестно отсутствующих лиц. В связи с этим власти Российской Федерации следует стимулировать к продолжению использования всех средств для установления судьбы безвестно отсутствующих лиц в делах, охватываемых этой подгруппой дел, и информированию Комитета министров о любых значимых достижениях.
Кроме того, озабоченность вызывает отсутствие убедительных объяснений в некоторых делах тому, что заключения некоторых расследований несовместимы с выводами Европейского Суда, в частности, что касается причастности к похищениям представителей государства.
Например, в делах "Турлуева против Российской Федерации" и "Макаева против Российской Федерации", которые касались похищения сыновей заявительниц в 2009 году сотрудниками милиции, Европейский Суд указал, что компетентные следственные и прокурорские органы были уведомлены о непризнаваемом задержании потерпевших, их точном местонахождении и личности тех, кто их задерживал, но они не приняли оперативных мер для защиты потерпевших. Напротив, в ходе внутригосударственного расследования не было выявлено данных о причастности представителей государства к преступлениям без предоставления убедительных объяснений вопреки выводам Европейского Суда.
Данное положение дел вызывает серьезные вопросы относительно эффективности уголовных расследований, которые рассматриваются ниже в разделе мер общего характера.
Меры общего характера
Предотвращение похищений представителями государства и эффективность расследований
Необходимо напомнить, что Комитет министров предлагал властям Российской Федерации подтвердить, что в результате принятых мер (см. представленные планы действий DH-DD(2016)1208, DH-DD(2016)556, DH-DD(2015)773, DH-DD(2015)23, DH-DD(2014)892, DH-DD(2013)935)) в регионе перестали иметь место принудительные исчезновения с участием представителей государства. Однако власти Российской Федерации не предоставили какой-либо информации по данному вопросу.
В такой ситуации при рассмотрении важных связей между данной проблемой и эффективностью расследований могла быть осуществлена оценка прогресса на основе статистических данных за последние три года (2014 - 2016 годы) в отношении количества: a) жалоб, полученных относительно предполагаемых похищений представителями государства в Северокавказском регионе, b) уголовных дел, возбужденных по данным жалобам, c) расследований, повлекших преследование виновных лиц, и d) преследований, повлекших осуждение виновных лиц.
Рассмотрение этих дел Комитетом министров Совета Европы в будущем
Что касается дела "Сулейманов против Российской Федерации" (жалоба N 32501/11), следует отметить, что данное дело затрагивает процессуальное нарушение статьи 3 Конвенции в связи с уклонением от проведения эффективного расследования утверждений о жестоком обращении и похищении сотрудниками полиции в г. Грозном в 2011 году. С учетом сходства вопросов, затронутых в этом деле, с рассмотренными в настоящей группе предполагается объединить их с группой дел "Хашиев и Акаева против Российской Федерации".
В отношении графика будущего рассмотрения конкретных аспектов этой группы дел следует напомнить, что график, принятый Комитетом министров на его 1250-м заседании (март 2016 года), составлен таким образом, что необходимо разработать новый график. В связи с этим Комитет министров может дать указание Секретариату Суда подготовить до 31 марта 2017 г., после консультации с властями Российской Федерации, новый график будущего рассмотрения различных аспектов этой группы дел Комитетом министров, который будет предложено комментировать делегациям до конца мая 2017 года с целью его принятия на 1288-м заседании (июнь 2017 года).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюция N CM/ResDH(2017)84 Дело "Аслаханова и другие против Российской Федерации" (принято Комитетом министров Совета Европы 7-10 марта 2017 г. на 1280-м заседании представителей министров)
Текст Резолюции опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека "Российская хроника ЕС. Специальный выпуск" N 2/2017